Для развития речи и ее коррекции часто используют логоритмику.
Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.
Что же такое логоритмика для детей?
Как надо проводить занятия?
Как подобрать логоритмические упражнения?
В этой статье содержатся ответы на эти и другие вопросы.
Цели и задачи
Поскольку логопедическая ритмика способствует развитию общей моторики и речи, то, развивая двигательную активность, логоритмика для малышей помогает преодолевать речевые барьеры. Выделяют коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.
К коррекционным задачам относят решение основной проблемы – речевые патологии у дошкольников. Образовательные задачи знакомят детей с понятиями ритма, регистра, темпа. Воспитательные задачи формируют у дошкольников способность правильно двигаться под музыкальное сопровождение, критически относиться к своим движениям, речи.
Логоритмика. Логоритмические занятия — Логоритмическое занятие «В гости к зайчику» (младшая группа)
Публикация «Логоритмическое занятие «В гости к зайчику» (младшая…» Организационный момент Игра «Здравствуйте» Здравствуйте ручки – хлоп,хлоп, хлоп. Здравствуйте ножки – топ, топ, топ. Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх. Здравствуй мой носик – би, би, би Здравствуйте дети – здравствуйте! Песня «Вот как мы умеем» Зашагали ножки — топ, топ, топ…
Программа по логоритмике для детей 3–4 лет Продолжительность образовательного процесса – 1 год Составитель: учитель- логопед Клокова Юлия Васильевна У детей с речевой патологией наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в…
Логоритмика. Музыкальное занятие для детей 2–3 лет «Зайчик в гостях у ребят» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад общеразвивающего вида№5» г.Бронницы «Зайчик в гостях у ребят» Музыкальное занятие для детей 2-3лет. Провела музыкальный руководитель: Тихонова О.В. 2015г. Цель: Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку…
Сценарий праздника с элементами логоритмики по выпуску детей 2,5–3 лет из 1 младшей группы в детский сад Автор: Пичужкина Мария Сергеевна, учитель-логопед ГБОУ НШ с. Красноармейское муниципальный район Красноармейский Самарской области структурное подразделение детский сад «Огонек». Описание материала: сценарий праздника по выпуску детей 2,5-3-ёх лет из 1 младшей группы в детский…
Роль и значение
Чтобы ответить на вопрос, что такое логоритмика, нужно оценить роль метода в речевом развитии малышей. Он выполняет очень важную для педагога задачу – отвлекает их от основной проблемы с речью, позволяет решить ее с помощью логоритмической игры. Малыш во время занятий открыт к общению, может выразить себя в творческом плане. Веселая логоритмика как средство речевого развития дошкольников оказывает положительное влияние на состояние здоровья малышей, их сердечно-сосудистую, дыхательную, речедвигательную систему.
На что влияют логоритмические упражнения?
На занятиях по логоритмике формирование моторики и психики происходит на неосознанном уровне. Благодаря тому, что развивается двигательная сфера, формируется речь ребенка. Любые навыки, которые были получены во время логоритмических занятий, могут быть закреплены в речевом материале.
Чтобы понять, что включается в содержание логоритмики, нужно определить, что вообще представляет из себя ритмика и зачем она нужна.
Организм людей постоянно находится в динамическом развитии. Особенно это касается детей. Совершенствуется структура организма, функциональность отдельных органов, ребенок учится приспосабливаться к внешней среде. Одно из важных направлений развития – это формирование двигательных навыков и умений.
Двигательные умения – это степень того, как ребенок овладел техникой дейсвтия. При этом для овладения необходимыми движениями нужно максимально концентрировать свое внимание на тех или иных частях совершаемого движения, а также на способах решения двигательных задач.
Навык движения – это такая степень владения техникой движения, которая позволяет автоматически им управлять с высокой надежностью.
Любое движение человек совершает в соответствии с ритмом. При этом слово «ритм» может иметь широкое значение. Сюда входят ритм сердца и дыхания. Но это может быть ритм музыкального произведения или стиха. Ритм – понятие, затрагивающее множество сфер жизни и окружающего мира. ритм обладает основным признаком – это определенный порядок предметов и явлений.
Каким деткам не обойтись без логоритмики
Речь — довольно сложный процесс. В нем задействованы разные механизмы: дыхание, работа ротовой полости, нервной системы. Сбой одного составляющего вызывает неполадки в работе всего речевого процесса.
Наиболее необходимы занятия по логоритмике детям со сложными речевыми нарушениями. Например, малышам с афазией в анамнезе. Афазия – нарушение уже сформированной речи. При этом заболевании нарушается и само восприятие речи. Задача педагога в этом случае, научить дошкольника распознавать обращенную к нему речь, отвечать на нее.
Важны занятия для детей с недоразвитием речи (ОНР и ФФНР), при котором страдает фонетика и смысловая сторона речи. Дети с таким заболеванием быстро устают, сложно усваивают материал. С помощью логоритмики педагоги помогают малышам преодолеть психологический барьер и адаптироваться в социальном плане.
Логопедическая ритмика положительно влияет на детей с заиканием и дизартрией – упражнения, в том числе и дыхательные, создают необходимый психологический настрой, мотивацию.
Результаты
Родителям стоит понимать, что занятия логоритмикой не дают мгновенного эффекта. Улучшения в речи ребенка будут заметны примерно через полгода. Но если нарушения были серьезные — возможно, для достижения результата потребуется год.
У детей, которые занимаются логопедической ритмикой, можно заметить:
- четкое произношение;
- хорошую артикуляцию;
- правильное речевое дыхание;
- выразительную мимику;
- отличную моторику;
- хорошее чувство такта и ритма;
- плавные и аккуратные движения и жесты.
Логоритмика — это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей.
Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память.
Детям необходимо заниматься несколько раз в неделю в течение полугода. В этом случае логоритмические упражнения дадут максимальный эффект
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Виды заданий по логоритмике
Упражнения по логоритмике включают в себя различные движения, слова, песни, звуки. Комбинируя это, получаются полезные, интересные задачи. Классические виды занятий по логопедической ритмике состоят из ходьбы, марша, дыхательных, танцевальных упражнений.
Ходьба является обязательным упражнением на каждом занятии. Ритмичные движения с произношением слов помогают справиться с аномалиями речевого развития у дошкольников. Педагогу нужно регулярно его усложнять: дети должны научиться маршировать по кругу, в паре, тройке, усвоить встречный шаг. Ходьба учит малышей ориентироваться в пространстве, развивает правильную осанку. Исполняется под музыкальное сопровождение.
Упражнения на укрепление тонуса мышц помогают дошкольникам справиться со своими движениями, учат контролировать мышечный тонус.
Логоритмические упражнения для дыхательного аппарата укрепляют и сердечно-сосудистую систему. Выполнение этих заданий способствуют укреплению диафрагмального дыхания, тренируют продолжительность вдоха и выдоха.
Задания на развитие голоса заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. Тем самым у малышей развивается сила, выразительность голоса.
Танцевальные элементы в заданиях позволяют развивать моторику, чувствовать такты. Движения подбирают из классического и народного танца, где могут быть задействованы руки и ноги малыша.
Разнообразные речевые задания могут быть в сопровождении музыки, тогда малыш должен научиться произносить строки в соответствии с музыкальным тактом. Это хорошо тренирует память, развивает выразительность речи.
Загадки
Загадки являются мотивационными в работе с самыми маленькими, поскольку позволяют максимально заинтересовать их и настроить на выполнение задания. Лучше подбирать загадки с поговоркой. Так, по содержанию и рифме, малыш сразу понимает, о чем идет речь.
Стихотворения
С помощью стихотворений можно сделать задание с добавлением танцевальных элементов. Во время исполнения дети проговаривают то, что показывают движениями. После этого можно поговорить с детьми о содержании стихотворения. Сюда относятся также логоритмические песенки.
Короткие сюжеты
Проигрывая маленькие сюжеты (сказки), дети настраиваются на выполнение логоритмических упражнений.
Группа наглядных приемов
Педагогу следует заранее готовиться к проведению занятий, подобрать картинки, видеоматериалы с упражнениями, а также игрушки, от лица которых будет объясняться порядок выполнения заданий.
Практические приемы
Подобные приемы применяются для подведения итогов занятий по логопедии. К таким приемам относят рисунки, поделки, проекты. Проекты можно выполнять дома, совместно с родителями дошкольников.
Игровые приемы
Практически все задания по логоритмике построены на игре. Там, где не предусмотрено сложное взаимодействие, можно использовать игры для самых маленьких, которые помогут настроиться на работу.
Как индивидуализировать задания
Чтобы дошкольник мог точно запоминать материал по логопедической ритмике, во время занятий он должен слышать, видеть, двигаться. Сочетая несколько приемов можно добиться внимания от самых непоседливых детей.
Использование логоритмики в коррекционно-развивающей работе со всеми категориями воспитанников
Жанна Портнова
Использование логоритмики в коррекционно-развивающей работе со всеми категориями воспитанников
Тяжелые нарушения речи (ТНР)
у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом в последнее время, к сожалению, встречаются всё чаще. Это затрудняет общение, отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, снижает познавательную активность. Кроме того, у детей с ТНР наблюдаются нарушения мелкой и общей моторики, координации движений, пониженное внимание, быстрая утомляемость. Поэтому, главным в
работес такими детьми становится комплексный подход: согласованность действий логопеда, воспитателя и других специалистов. Осуществлению такого подхода эффективно способствуют интегрированные развивающие игровые занятия, планируемые в соответствии с лексическими темами. Они могут проводиться как совместная деятельность воспитателя, логопеда, музыкального руководителя, так и отдельно каждым специалистом. Занятия включают в себя развивающие, речевые и музыкальные игры, упражнения для развития коммуникативных навыков, эмоциональной и двигательной сфер ребенка, элементы психогимнастики, предполагают частую смену видов деятельности, что позволяет поддерживать необходимый уровень работоспособности и внимания даже у детей с повышенной возбудимостью.
Основные цели таких занятий:
— обогащение словаря, развитие связной речи или речи вообще, активной познавательной деятельности детей;
— воспитание эмоциональной отзывчивости на окружающие объекты и явления;
— формирование интереса к музыкальным, литературным произведениям.
Музыкальное произведение – это тот же рассказ, но не словами, а другими средствами, которые дают основу образному мышлению, способствуют возникновению новых ассоциаций. В дошкольном возрасте ребенок воспринимает музыку неосознанно, также как речь и движение. Музыка, речь и движение становятся главными в развитии дошкольника. Музыкальные произведения, грамотно подобранные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, обогащают эмоциональную сферу, развивают чувства эмпатии, способствуют развитию умения дифференцировать разные настроения, развивают чувство ритма. Таким образом слушание музыки, речь и двигательная активность взаимно стимулируют друг друга. Включение в организованный образовательный процесс подвижных игр, связи речи с движением, упражнений на релаксацию дает детям отдых и позволяет удерживать внимание на протяжении всего времени общения. Так появилась сначала общая лечебная, а потом и узкоспециализированная логопедическая ритмика.
Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух»
пациентов. Cвязь движений, речи и музыки, которая помогает детям научиться красиво и плавно говорить, и даже, в некоторых случаях, избавиться от заикания.
Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, органов артикуляции, нервной системы, органов восприятия. Когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, как правило, рушится весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтоб всё работало слажено и без сбоев.
Логоритмика отлично развивает общую и тонкую моторику, координацию движений, речевое дыхание, способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание, восприятие, особенно слуховое, весьма благотворно влияют на физическое состояние воспитанников, помогают сформировать правильные двигательные навыки.Благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей: непоседливых и легковозбудимых успокаивает, а медлительных и задумчивых наоборот мотивирует к деятельности. Эти занятия развивают чувство ритма, что способствует развитию фонематического слуха и восприятия, в дальнейшем в работе над делением слова на слоги, вычленении одного звука из ряда других или в составе слова, при нахождении ударного слога дети испытывают меньше трудностей.
Логоритмические упражнения – это одна из форм коррекции речи. Занятия с элементами логоритмики рекомендуются во всех возрастных группах детского сада, для всех категорий воспитанников. Данные упражнения могут являться частью логопедического, музыкального, физкультурного занятий, а также занятий по развитию речи, рисованию, использоваться для занятий в группе, на прогулке, с музыкальным сопровождением и без него.
Логоритмикав первую очередь полезна детям:
— с заиканием или наследственной предрасположенностью к нарушению темпоритмической стороны речи;
— с брадилалией, тахилалией или прерывистой речью;
— с недостаточно развитой моторикой или координацией движений;
— с СДВГ;
— с ОВЗ и инвалидностью;
— с дизартрией, задержкой речевого развития, алалией, нарушением произношения отдельных звуков;
— часто болеющим и ослабленным детям;
— находящимся в периоде интенсивного формирования речи (возраст 2,5 – 4 года)
.
Занятия можно проводить как в групповой форме, что очень любят дети, так и индивидуально (дети с ОВЗ, дети с повышенной тревожностью)
. Отличительной особенностью ритмики, в том числе и
логопедической является простота.
· Все упражнения строятся на подражании, взрослый показывает, ребенок повторяет. Речевой материал запоминается сам от занятия к занятию. На первых этапах текст читает взрослый, дети повторяют его в зависимости от своих индивидуальных особенностей и особенностей речи, памяти и восприятия. К тексту добавляются соответствующие простые движения и музыкальное оформление. Когда дети запомнят полностью текст и соответствующие ему движения, тогда задание выполняется без помощи взрослого.
· Заниматься логоритмикой нужно 2 раза в неделю желательно во второй половине дня (с заикающимися детьми заниматься нужно 3 – 4 раза в неделю)
. Занятия
логоритмикой не дают сиюминутного эффекта. Работа должна вестись в системе. О результатах можно говорить не раньше, чем через пол года.
· Ребенку должно быть интересно и весело. Исполнение песен может сопровождаться наглядностью, использованием игрушек, музыкальных инструментов, отдельными деталями костюма, если всё это не мешает двигаться, присутствием какого либо сказочного героя.
· Упражнения нужно многократно повторять из занятия в занятие, пока они не будут выполнены правильно и точно. Музыкальное сопровождение подбирается в зависимости от того, на каком этапе занятия и с каким ребенком проводится работа. Для медленной части в упражнениях на релаксацию подойдут вальсы, для более подвижной, например во время динамической паузы — марши. Или готовые композиции, собранные в сборниках, если с детьми заучивается песня.
· Занятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей ребенка или группы детей. Если что – то не получается, материал можно упростить, сократить, или разбить на несколько частей, разделить на несколько занятий. Если ребенок почувствует ваше недовольство или неудовлетворение, он может отказаться от занятий.
Начинать занятия логоритмикой можно с рождения, но до 2 лет занятия будут носить пассивный характер. Они будут сводиться к чтению стихов с отхлопыванием ритма.
В возрасте 2- 4 года дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить, общаться – именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики. Если ребенок не говорит, побуждать его хотя бы к повторению окончаний слов.
· Игра «Оркестр»
направленная на развитие слухового внимания. Итак, когда я скажу
«Дождь»
— вы должны зашуметь
«ШШШШ»
, когда говорю
«Молния»
— хлопаете в ладоши (можно звонить в колокольчик, при слове
«Гром»
— топаете ногами (можно бить в бубен, на слове
«Тишина»
все смолкает.
В возрасте от 4 до 6 лет речь ребенка перестает быть «детской»
, поэтому мы должны добиваться чистоты и правильности речи. Для этого рекомендуется добавлять в занятия по
логоритмике проговаривание чистоговорок на отработку звуков.
· Игра «Конфетки»
направлена на развитие координации, общей моторики и автоматизацию звука
«Ш»
(взято из сборника Е. Железновой
«Весёлая логоритмика»
).
Ши-ши-ши, как конфетки хороши.
Шо-шо-шо, мойте ручки хорошо.
Шу, шу, шу, я к столу вас приглашу.
Ша, ша, ша, будем кушать не спеша.
Также на закрепление любой лексической темы можно использовать песенки – игры,например: «Зимушка»
,
«Листочки»
,
«Снег, снежок»
,
«Мы посеяли горох»
и др. (из приложения к сборнику Н. Т. Бартош, С. П. Савинской «Интегрированные развивающие занятия в
логопедической группе»).
ВЫВОД:
В своей практической работе я активно использую логоритмические игры и упражнения на протяжении 4-5 лет в индивидуальной, групповой, кружковой работе,на различных этапах занятий: при проведении динамических пауз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, как закрепление материала по лексическим темам, в заданиях на развитие фонематических процессов, в качестве релаксационных упражнений. Эти задания являются эффективной формой работы с различными категориями детей и дают хороший результат.
Что дают такие занятия детям
Логоритмика позволяет преодолеть речевые патологии с помощью эстетического воспитания, корректирования двигательных навыков, сочетая при этом музыку, слова. Логоритмика формирует и развивает:
- слуховое внимание;
- музыкальный, тембровый, динамический слух;
- движения в пространстве;
- мелкую, общую моторику, мимику;
- кинестические ощущения;
- навык правильного употребления звуков в разных формах;
- согласование типа музыки ее с движениями, понимание ритма.
Цель и задачи логоритмики объединяют в себя работу по коррекции речевых нарушений, двигательной моторики и психологические методы развития. Метод нацелен на результаты в том возрасте, когда невозможно проводить сложные коррекционные занятия. Положительное влияние позволяет дошкольникам лучше овладеть речью, двигательными навыками, понимать задание, проявлять себя творчески.
Воспитательно-образовательное направление логоритмических упражнений
- К образовательным задачам относятся: знакомство ребенка с разнообразными движениями, развитие навыков движения, понятие об организации тела в пространстве, о существующих в музыке терминах.
- К воспитательным задачам относят: развитие ритма при прослушивании музыкальных композиций, формирования ритма во время движений ребенка, развитие его навыков ритмичного движения под музыку, формирование способности критически воспринимать свои движения и оценивать свою речь адекватно.
Логоритмика в педагогическом понимании
С точки зрения педагогики ритмика – это комплекс упражнений физического характера, которые основаны на движениях с музыкальным сопровождением. На занятиях по ритмике формируется чувство ритма – это способность человека улавливать то, как чередуются сильные и слабые доли музыкального метра.
Ребенок учится в согласии с ритмом двигать ногами, головой или руками. Если ребенок не научится ощущать ритм музыки телесно, он не сможет воспринимать этот ритм в полной мере. Ведь ритм обладает эмоциональной и моторной природой.
Воспитание ритмике основано на формировании ритмического музыкального чувства – способности человека активно воспринимать и отражать ритм музыкального произведения.
Методы исследования воздействия логоритмики на организм
Методика формирования ритмических способностей впервые была описана в 1912 году. Ее изучал Эмиль Жак-Далькроз. Этот музыкант считал, что ритм можно использовать в качестве самостоятельной сущности. При этом ритм может быть музыкальным, может быть двигательным или поэтическим.
Логоритмика впервые была использована в качестве методики борьбы с заиканиями в 1932 году. Эти упражнения разработал В.А. Гиляровский, за что получил высокую экспертную оценку.
В.А. Гринер в 1936 году написал объемную статью, посвященную логоритмике. Он поставил задачу разработать специальные логоритмические занятия для борьбы с заиканиями и улучшения речи. Материал для подобных занятий использовался Н.С. Самойленко в ее статье, написанной в 1941 году.
Она провела классификацию упражнений, разделенных на разные категории трудности так, чтобы учитывать имеющиеся у детей нарушения моторики. Также она заложила основные принципы, по которым должно проводиться занятие.
В.А. Гринером был разработан практический материал, который бы позволил проводить серьезную работу с заикающимися дошкольниками. Она читала, что главное отличие логопедической ритмика заключается в том, что в отличии от ритмического воспитания здесь особое внимание уделено слову.
В 40-е годы логоритмика в нашей стране стала восприниматься, как важная часть работы с больными афазией. Логопедическая ритмика позволяла победить расстройства музической грани речи.
В середине 20 века стали появляться работы, посвященные логоритмике, как инструменту борьбы с заиканиями у дошкольников. Наиболее полно раскрывает эту тему переизданный в 1958 году труд В. А. Гринева.
Два года спустя еще один исследователь В.И. Рождественская разрабатывает упражнения на сочетание движений и слов. Согласно автору благодаря ритму во время движения удается нормализовать речь ребенка. Е.Ф. Шершнева позволяет использовать логопедическую ритмику для коррекции заикания у дошкольников старшего возраста.