Конспект занятия по теме: «Дифференциация звуков и букв Л-Р»
Тема: «Дифференциация Р – Л»
Цель
: создавать условия для формирования правильной, точной и красивой речи учащихся.
Задачи:
-уточнить и сравнить артикуляцию и звучание (р) – (л);
-учить различать согласные р-л в устной и письменной речи на материале различной сложности;
-развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов со звуками (р)- (л);
-воспитывать мотивацию логопедических занятий.
Оборудование:
компьютер, проектор, цветные карандаши, карточки с буквами
Р
и
Л,
карточки –схемы слов.
Ход занятия:
- 1а) Назовите эти картинки. Слайд. Какой первый звук в слове РОЗА
? А какой первый звук в слове
ЛАНДЫШ?
б)
Гласные или согласные звуки [р] и [л]?
Звонкие или глухие эти согласные?
2а) Напиши букву Р
. Напиши букву
Л
.
б) Напиши букву Р
, когда услышишь звук [р]; напиши букву
Л
, когда услышишь звук [л]: р, л, л, р
- 1а) Прочитай слоги с буквами Р
и
Л
.
ра ро ру ры
ла ло лу лы
б) Покажи слог ро
;
лу
и т.д.
2. Подними карточку с буквой Р
, когда услышишь в слоге звук
Р
и карточку с буквой
Л
, когда услышишь в слоге звук
Л
: ла, ру, ро, лу.
- 1а) Покажи, где нарисован рак; покажи, где нарисован лак.
Назови каждую картинку.
Расскажи, что такое рак и что такое лак.
б) Какой первый звук в слове РАК
? А какой первый звук в слове
ЛАК
?
в) Назови все звуки по порядку в слове ЛАК,
…
РАК
г) Какие буквы нужно написать в пустых клеточках?
д) Прочитай слова под картинками. Какие буквы одинаковые в этих словах? А какие буквы в этих словах разные?
е) Договори:
В воду упал усатый… .
Мама купила розовый … .
а | к |
а | к |
а | м | а |
а | м | а |
о | м | а |
о | м |
У окна белая… . На картинке пушистая…
На кровати спал… . У рабочего в руках… .
у | н | а |
у | к | а |
У куклы сломана … . На небе красивая жёлтая…
2.Впиши в пустые клетки соответствующую букву Л
или
Р
3. Повтори пары слов: лак – рак, рама – лама, Ром – лом, рука – луна.
4. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук Р.
Сожми руки в кулак, когда услышишь звук Л.
5. а) Назови одним словом всё, что нарисовано на картинках (кефир, сыр, колбаса, масло, сахар и т.д.)
б) Называй каждый из продуктов и рассказывай, какой звук – [р] или [л] –есть в слове. В начале, в конце или в середине слова этот звук?
в) О каком из нарисованных продуктов ты скажешь МОЙ?
–
МОЯ?
–
МОЁ?
г) Договори:
Медвежонок ест сладкий… . Мышка грызёт вкусный жёлтый… .
Роме не нравится копчёная… . Малыш Рома пьёт вкусное коровье… .
Рома кладёт в кашу свежее жёлтое… .
д) Какие продукты ты ещё знаешь?
6. а) Назови одним словом всё, что нарисовано на картинках. Назови каждое животное. (корова, лошадь, рысь, белка, тигр, осёл)
б) Назови слова – названия животных, в которых есть звук [р], …л.
Назови слово – название животного, в котором первый звук р, л
Назовите слово – название животного, в котором последний звук р, л
в) Какие животные дикие? А какие домашние? Слайд
7. Динамическая пауза. (Под музыку дети собирают из разрезных картинок ёлку и новогодние разноцветные игрушки)
8. Назови цвет, в названии которого присутствует [р],…[л].
Слайд
9. Назови одним словом всё, что нарисовано на картинках. Назови каждую картинку. Слайд
Назови слова – названия инструментов, в которых есть звук [р],…[л].
Назови слово – название инструмента, в котором первый звук [р], … [л].
Назови слово – название инструмента, в котором последний звук[р].
Назови слова – названия инструментов, в середине которых есть звук [л].
9. Прочитай слова, вставляя вместо точек букву Л или Р.
Мы-.о | ко-ма. | со-.о-ма | со-.о-ка
10. Договори:
ыл-ыл-ыл –Буратино ямку… .
ыла-ыла-ыла – Наша мышка норку… .
ара-ара-ара — Моя подруга… .
11. Итог занятия. Танец: «Неваляшки» (Дети поют и танцуют, повторяя движения за логопедом)
Список используемой литературы:
1. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. 1-4 классы. М., 2007
2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно.-СПб.: Питер Пресс, 1997
3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб., 2008.
4. Сборник. «150 тестов, игр, упражнений» АСТ, М., — 2002г.
5. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М, 1997г.
Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе. Дифференциация звуков [л]-[р]
План — конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [л]-[р]»
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группеЗадачи занятия: • уточнить артикуляцию звуков [л], [р]; • закреплять правильное произношение звуков [л], [р]; • учить различать эти звуки на слух; • развивать фонематический слух, речевое дыхание, мелкую моторику рук; • закреплять умения согласовывать существительные с числительными.
Ход занятия
Орг. момент — Посмотри внимательно на картинки. Сегодня я познакомлю вас с братом и сестрой – Ладой и Ромой. Эти дети очень любят играть, поэтому они приглашают нас к себе в гости поиграть. — Но перед тем как отправиться, я расскажу вам один секрет. У каждого из них есть любимый звук. А какой, вы сейчас догадаетесь сами. — Посмотрите на картинки и назовите, что здесь изображено. (Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.) — Какой первый звук во всех названных словах? [л] — Правильно, а теперь, посмотрите: (Радуга, робот, рысь, рука, ракета) — Какой первый звук во всех этих словах? [р] Правильно! — Как вы думаете, кому из детей больше нравится звук [л]? (Ладе) Почему? — А кому нравится звук [р]? (Роме) Почему? — Эти дети приготовили нам много интересных заданий. — С какого звука начинается имя девочки? [л] — С какого звука начинается имя мальчика? [р] — Сегодня мы будем учиться различать эти два звука. Основной этап 1. Развитие длительного речевого выдоха. — Чтобы справиться со всеми заданиями, выполним дыхательную гимнастику. Игра «Прожорливые фрукты» и «Остуди чай». 2. Артикуляционная гимнастика (по картинкам). — А сейчас потренируем язычок и выполним гимнастику. (Выполняем по кубикам с картинками) 3. Уточнение артикуляционных укладов. — Покажем Ладе, как мы умеем «гудеть». Губы в положении улыбки, кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит по бокам языка. — Теперь, «порычим» для Ромы. Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. — Посмотри на картинку. Веди пальцем по линии. Когда будешь подниматься вверх нужно издавать звук мотора самолета [р], а когда опускаться вниз – звук парохода [л]. Поставь пальчик на начало путешествия.
4. Упражнения образовательной кинезиологии. — Колечко — Кулак – ребро – ладонь — Ухо-нос 5. Работа на уровне слова. — А сейчас выполним следующее задание. Игра «Собери букву». — Назовите картинки, которые вы видите на этих буквах.
— Лада и Рома очень любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помогите ребятам разделить их. Вещи Лады начинаются со звука [л], а вещи Ромы со звука [р]. Разложите их в кармашки для Лады и для Ромы.
— Какие вещи возьмет себе Лада? (лось, лошадь, лук, лодка, лопата). — Какие вещи возьмет себе Рома? (рога, ручка, рыба, ракета, рак). 6. Игра «Волшебная поляна» — А сейчас немного отдохнём и поиграем в игру. Чтобы слово вам узнать Цветочки нужно собирать. Цветок срывается Слог на нём читается Цветы по цвету собирайте И словечки составляйте. Дети собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова. 7. Работа на уровне словосочетания. Игра «Посчитай» У наших героев очень много игрушек и они любят делиться ими со своими друзьями. Давай посчитаем сколько игрушек у Лады и Ромы. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры. (одна лодка, две лодки, …,пять лодок)
8. Игра «Волшебная лупа». — Вы любите фокусы? Сейчас я вам покажу один фокус. Смотрите внимательно. — Какого цвета все картинки? (белого) А если посмотреть через волшебную лупу? (розовые и зелёные) — Назовите все картинки через лупу. Например, зелёный барабан, зелёные шары, розовая лента, розовая лавочка. 9. Работа на уровне предложения. — Посмотри, какие картинки нарисовали Лада и Рома. Попробуй придумать к ним интересные предложения. Например: корова-молоко. Корова дает молоко. (Рыбка плавает в пруду. На ромашке сидит пчела. Самовар поставили на стол)
10. Игра «Снежки». Предупреждение дисграфии. — Вы любите зимой играть в снежки? — А вот и у нас снежные комочки появились. — Возьмите каждый по комочку и разворачивайте (смятый листок бумаги с недописанными буквами). Что там? Правильно буквы, только они не закончены. Возьмите ручки и допишите один элемент так, чтобы получилась буква.
Молодцы! Вы хорошо справились с таким сложным заданием. Итог занятия — С какими звуками мы сегодня играли? [л] и [р] — Вспомним по 2 слова, в которых есть звук [л] и звук [р]. — Вы подружились с этими звуками и за это получаете медали. Молодцы!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Занятие по развитию речи в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи в подготовительном классе коррекционной школы VIII вида Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Кто
Похожие статьи:
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе