реставрация зубов стоимость Стоматолог хирург-ортопед. Имплантолог-челюстно-лицевой хирург. Научный соискатель.

Автоматизация звука Л в текстах при помощи мнемодорожек


Статья:

Звук [л] в норме у ребенка появляется в возрасте от 5 лет. Но звук [л’-ль] самостоятельно появляется в норме раньше от 3 лет. Если у ребёнка в 5 лет отсутствуют звуки [л], [л’] обязательно обратитесь к логопеду. Если в речи ребенка звуки [л], [л’] появились в искажённом варианте (может быть даже раньше в 3, 4 года), обратитесь к логопеду сразу, как вы это заметили. Искажённые звуки сами по себе никогда не восстанавливаются.
Как правильно произносится звук [л].

  • зубы сближены до расстояния 2-4 мм;
  • положение губ нейтральное;
  • слабая струя воздуха проходит по бокам языка;
  • голосовые складки сомкнуты – производят голос.
  • кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов;
  • боковые края языка не смыкаются с коренными зубами;
  • задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу;
  • корневая часть поднята-«седло»;
  • спинка языка опущена.

Артикуляционные признаки звука [л].

[л] – ротовой звук. Мягкое нёбо поднято, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает в ротовую полость; [л] – согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду; [л] – звонкий звук. При произнесении звука [л] голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос образуется; [л] – смычно-проходной звук по способу образования. Кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя проходит по бокам языка, между языком и щекой; [л] – переднеязычный звук по месту образования. Преграда для выходящей воздушной струи образуется передней частью спинки языка.

Акустические признаки звука [л].

[л] – сонорный (звучный) звук — его качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в образовании звука, а шум участвует в минимальной степени; [л] – твёрдый звук — средняя часть спинки языка не принимает активного участия.

Нарушения звука [л].

  • Звук [л] отсутствует в речи ребёнка — ламбдацизм.
  • Звук [л] заменяется — параламбдацизм: — на [а], [у], [ы] и другие гласные; — на [л’] – смягчение; — на [в] – губно-зубной параламбдацизм; — на [н] – язычно-зубной параламбдацизм; — на [г] – задненёбный параламбдацизм; — на [й]- средненёбный параламбдацизм.
  • Звук [л] искажается: — носовое произношение (носовой ламбдацизм); — межзубное произношение (межзубный ламбдацизм).

Как правильно произносится звук [л’].

При произнесении звука [л’] положение органов артикуляции сходное, но:

  • губы разомкнуты, растягиваются в стороны больше;
  • спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

Артикуляционные признаки звука [л’].

[л’] – согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду; [л’] – ротовой звук. Мягкое нёбо поднято, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает в ротовую полость; [л’] – звонкий звук. При произнесении звука [л’], голосовые связки сомкнуты и дрожат, голос образуется; [л’] – переднеязычный звук по месту образования. Преграда для выходящей воздушной струи образуется передней частью спинки языка; [л’] – смычно-проходной звук по способу образования. Кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя проходит по бокам языка, между языком и щекой.

Акустические признаки звука [л’].

[л’] – мягкий звук — средняя часть спинки языка дополнительно приподнимается к твёрдому нёбу; [л’] – сонорный (звучный) звук — его качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в образовании звука, а шум участвует в минимальной степени.

Нарушения звука [л’].

  • Звук [л’] отсутствует в речи ребёнка — ламбдацизм.
  • Звук [л’] заменяется — параламбдацизм: — на [а], [у], [ы] и другие гласные; — на [в’] – губно-зубной параламбдацизм; — на [н’] – язычно-зубной параламбдацизм; — на [г’] – задненёбный параламбдацизм; — на [й]- средненёбный параламбдацизм.
  • Звук [л’] искажается: — носовое произношение (носовой ламбдацизм); — межзубное произношение (межзубный ламбдацизм).

Звук Л в конце слова в ряду слов

Перечень слов: Зал, канал, бокал, подвал, Бал, пенал, коралл, шакал.

Перечень слов: Стол, котел, козел, щегол, Вол, осел, футбол, чехол.

Закрепляем произношение звука Л в начале слов:

лак лавка лама лампа лапша лапоть ласка латка ладонь лавина ласточка лампада лоб лом ловкий лодка локоть лось лоза ловить ломать ломоть лоток луг луна лужа лужок Лука лужайка лук лубок лупа лукошко лубяной лукавый

Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»

Лавка — лапа — лампа. Лакомство — лодочник — лавочник. Локоть — ложка — лодка. Лук — лупа — лужа. Луша — лунка — лучик.

Коррекция звукопроизношения . Альбом «Автоматизация звука «Л»»

Артикуляционная гимнастика ля звук «Л».

Автоматизация в слогах.

Автоматизация в словах (начало слова)

По дорожке пройди и слова назови.

Помоги Лунтику найти друзей. Называй все слова медленно и чётко проговаривая звук «Л».

( лак, лампа, ладошка, лавка, ландыш, лапша, ласты, ласточка, лапти, лагерь, лото, лайка, лань, лопух, лама, лопата, лотос, локоны, лось, лошадь, лодка, ломтики, ложки, лужок, лужа, луна, лупа, лучи, лук, лыжи, лыжник)

Автоматизация в словах (середина слова)

По дорожке пройди и слова назови.

Помоги колобку вернуться домой к бабушке и дедушке.

(юла, пила, халат, салат, чулан, школа, пчела, акула, село, седло, весло, дупло, болото, пилотка, колодец, солонка, голубь, жёлуди, шалун, полка, иголка, булка, вилка, скакалка, солдат)

Автоматизация в словах (в стечениях)

По дорожке пройди и слова назови.
Помоги Луше дойти домой.
( плов, плот, платок, план, плач, плащ, пламя, платье, площадь, заплптка, посылка, слон, клоун, клубок, клумба, клубника, клоп, кукла, клад, каблук, блокнот, облака, баклажаны, яблоко, глаза, глобус, глухарь, фломастеры, флаг, флакон, хлопушка)

Игра «Поиграем посчитаем».

Считай и закравый фишками: одна белка, две белки, три белки, четыре белки, пять белок.

Игра-раскраска «Наоборот».

(закрепление антонимов)

Игра «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем»

Девочки прислали Миле фотографии. Расскажи, что делала девочки.

(каталась, скакала, сидела, качалась, ходила (гуляла), плавала, читала, ела, писала, танцевала, обувала, подметала, загорала (лежала),

Спала, умывалась, пила, бегала, поливала)

Игра «Что умеет делать мама».

Ты замечал, сколько дел у мамы. Расскажи, что делала мама.

(мыла, шила, вязала, вышивала, одевала, обнимала, купала, укладывала, успокаивала, мыла, гладила, стирала, готовила, накрывала)

Автоматизация звука «Л» в конце слова.

Незнайка собрал фотографии, что умеют мальчики.

(одевался, смотрел, рисовал, играл в футбол, ел, пел, спал, играл (строил), катался, качался, копал, чистил зубы, ловил, плавал)

Игра «Что умеет делать папа»

Папа рассказал о своих занятиях.

( читал, копал, работал, ехал (управлял, застрял), собирал (чинил), строил, ловил, ел, сидел,(говорил), катался, играл, пылесосил, плавал, лежал, гулял, рисовал, пилил, готовил)

Игра «Раскраска».

Белая страница

Жёлтая страница.

Проговаривай словосочетания:

( жёлтый халат, жёлтый плащ, жёлтая футболка, жёлтое платье, жёлтое золото, жёлтая лопата, жёлтые лыжи, жёлтая палатка, жёлтая ложка, жёлтая вилка, Жёлтая луна, жёлтый колос, жёлтое масло, жёлтая пилотка, жёлтый галстук, жёлтая лампа, жёлтая лодка, жёлтый стул, жёлтый стол, жёлтые жёлуди, жёлтая тарелка)

Автоматизация в связной речи.

Расскажи стихи по картинкам.

Перескажи по картинкам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]