Комплекс домашних заданий на звук С/ Автоматизация звука С при помощи наглядности

Комплекс домашних заданий на звук «С» включает игры и упражнения на автоматизацию звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, скороговорках, текстах и стихах. Комплекс состоит из 20 полноценных занятий. В них вы найдете речевой и наглядный материал по отработке звука «С» во всех позициях. Каждое занятие также содержит раскраски, помогающие развивать мелкую моторику рук.

Занятия разработаны в черно-белом варианте, но имеют ссылки и QR-коды на цветной наглядный материал сайта logoped-online.by

Материал домашних заданий расположен от простого к сложному. Если малыш испытывает сложности при выполнении текущего занятия, то не следует приступать к следующему. Лучше еще раз повторите и закрепите ранее изученное.

Логопедические пазлы.

Собрав пазл, ребенок называет предметы. Следующим заданием станет придумывание предложения с использованием каждой картинки, или одновременно с несколькими. Одновременно происходит развитие зрительного восприятия.

«Помоги Шуре нарядить елку».

Цель: автоматизация звука Ш

Материал: изображение елки, елочных игрушек с изображением звука Ш.

Ход: ребенок помогает Шуре нарядить елку, называя слова со звуком Ш.

Игра «Кто полетит на ракете»?

Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация [ш].

Оборудование: картинки с изображением животных, изображение ракеты.

Ход игры: ребята, наша ракета отправляется в полет, вам надо найти пассажиров со звуком [ш] и прикрепить к ракете, чтобы они смогли отправиться в полет.

Упражнение: «Разрезные картинки»

Цель: Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления. Автоматизация звука Ш.

Ход игры: Логопед просит детей вынуть из конвертиков

картинки и рассмотреть их. Предлагает детям собрать

разрезанные на части картинки рассказать, что у них получилось.

В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3-6 частей, иметь горизонтальные вертикальные разрезы.

Лес шумит

Цель. Автоматизация звука ш.

Описание игры. Педагог вспоминает с ребенком, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш…

Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: ш-ш-ш…

«Расскажи, что изображено».

Цель: автоматизация звука [ш] в предложениях с предлогом «на» с опорой на картинки.

Оборудование: картинки (мышка на картошке, шишка на ладошке, мишка на дорожке, ватрушка на кружке и т. д., фишки).

Ход игры: ребята, вам надо перевернуть картинку и сказать, что на ней изображено, выделяя звук [ш]. Если вы называете правильно, получаете фишку.

«Снежное облако»

Цель: автоматизация звука Ш в словах, предложениях; развитие внимания

Материал: изображение облака со снежинками, картинки со звуком Ш.

Ход: ребенок выкладывает картинки со звуком на облако, закрывая снежинки и называя слова.

«Посчитаем машины»

Цель: Активизация словаря по теме. Согласование числительных с существительными. Автоматизация звука Ш в словах.

Если у Вашего ребёнка есть игрушечные машины, то предложите ему их посчитать: «Одна машина, две машины … пять машин». Можно усложнить задачу и считать машины с учётом признака цвета или величины: «Одна маленькая машина, две маленьких машины … пять маленьких машин».

Если у Вас нет машин, то можно их посчитать на прогулке.

«Белкины запасы»

Цель: автоматизация шипящих звуков.

Материал: изображение белки, шишек и грибов с изображением картинок со шипящими звуками.

Ход: ребенок называет какие запасы сделала белка.

Игры на автоматизацию звука [Ж]

Логопедические пазлы.

Собрав пазл, ребенок называет предметы. Следующим заданием станет придумывание предложения с использованием каждой картинки, или одновременно с несколькими. Одновременно происходит развитие зрительного восприятия.

Упражнение: «Разрезные картинки»

Цель: Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.

Ход игры: Логопед просит детей вынуть из конвертиков

картинки и рассмотреть их. Предлагает детям собрать

разрезанные на части картинки рассказать, что у них получилось.

В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3-6 частей, иметь горизонтальные вертикальные разрезы.

Упражнение: «Что общего у елки и ежика?»

Цель: Знакомство с омонимами. Автоматизация звука Ж в словах.

Ход игры: Логопед предлагает сравнить два предметами. Оказать, что между ними общего. Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже.

Игра «Жуки»

Цель: выработка длительного речевого выдоха. Работа над дикцией речи. Автоматизация звука Ж в связном тексте.

Ход игры: дети (жуки) присели на корточки и говорят:

Я жук, я жук,

Я тут живу,

Жужжу, жужжу:

Ж-ж-ж-ж.

По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж… по сигналу «Дождь» жуки летят в домики (стулья).

ЖУК НА ЦВЕТКЕ”

ЦЕЛЬ: Развитие сильного длительного выдоха. Активизация мышц губ. Четкая артикуляция изолированного звука “Ж”.

Ход: Логопед спрашивает знает ли ребенок каких — либо насекомых. Предлагает посадить желтого жука на середину цветка. Затем произносит:

Я сердитый желтый жук. У меня шесть ножек. Я ползу и жужжу, Я жужжу и ползу Быстро по дорожке. Над лужайкою кружу. На ромашке сижу: ж — ж — ж.

Ребенок произносит четко звук “Ж” в словах. Затем сильным длительным выдохом помогают жуку улететь.

Игры на автоматизацию звуков [Щ]

Упражнение: «Разрезные картинки»

Цель: Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.

Ход игры: Логопед просит детей вынуть из конвертиков

картинки и рассмотреть их. Предлагает детям собрать

разрезанные на части картинки рассказать, что у них получилось.

В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3-6 частей, иметь горизонтальные вертикальные разрезы.

Игра: «Хвастливые животные»

Цель: — Образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ; Автоматизация звуков в словах.

Ход:Для этой игры Вам потребуются два игрушечных животных, например кот и собака. Взрослый предлагает ребёнку поиграть с хвастливыми животными, как бы соревнуясь, кто из них самый лучший.

Образец: «У меня не кот, а котище, у него не усы, а усищи и т.д.»

Игра: «Насекомые великаны»

Цель: Употребление слов с увеличительным оттенкам. Составление предложений по образцу.

Ход игры: Логопед дает образец, как можно сказать о большом насекомом:

Это не паук, а паучище.

Это не комар, а комарище.

Ребенок дальше самостоятельно составляет предложения о насекомом изображенном на картинке.

Дидактическая игра в логопедической работе

Анна Романченко

Дидактическая игра в логопедической работе

Дидактическая игра в логопедической работе.

С ребенком надо делать все через игру…

Д. Б. Эльконин

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Поэтому одной из главных задач учителя-логопеда это — заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. А. С. Макаренко говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». И главная задача Стандарта дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Ведь воспитание, развитие и обучение проходит через игру, причем не принудительную, а учитывающую способности и интересы детей, научат умению свободно общаться в коллективе сверстников, комфортно проживать в социуме.

В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление.

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Александр Владимирович Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Выделяют несколько видов дидактических игр:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент — дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

По некоторым направлениям логопедической работы я подобрала игры, которые использую на занятиях. О некоторых из них я расскажу.

Большое внимание уделяю разделу «Звукопроизношение», т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку.

1. Дидактическая игра «Звуковой кубик»

На каждой стороне куба расположены картинки, в названиях которых находится автоматизируемый звук. Ребёнок рассматривает картинки и четко проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например: Составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звуки.

2. Дидактическая игра «Угости Зою конфетами»

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если в этом слове есть звук [З]– конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня (или если ты четко произнесешь этот звук)

3. Дидактическая игра «Медвежонку снятся сны»

Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: Медвежонок сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко — сон и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Л].

4. Дидактическая игра «День рождение Карлсона»

Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: У Карлсона — День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Р].

5. Дидактическая игра «Игры – бродилки на автоматизацию звуков»

Цель: автоматизация звуков. Задачи: корригирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики (с использованием камешков Марблс, можно использовать пуговицы, фишки, бусины и т. д)

Ребенок называет картинку, четко произнося звук, и кладет на него камушек.

Ту же самую функцию выполняет игра «Логопедическая улитка», можно еще добавить задание – составить предложение с данной картинкой или определить местонахождение звука в слове или разделить слово на слоги.

6. Игра «Собери букву».

Цель: закрепление знаний о буквах, развитие наглядно – действенного мышления, а также предупреждение ошибок в печатании букв.

Ход игры: Ребенок собирает разрезную букву, затем называет картинки на этот звук.

С помощью дидактических игр проводится работа и по закреплению навыков словоизменения и словообразования, слоговой структуры слова, активизация словаря и развитие связной речи.

1. Дидактическая игра «Радуга»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного.

Ребенку дается картинка с изображением радуги. Уточняется название цветов радуги. Ребенок получают предметные картинки разного цвета. Нужно подобрать картинки к каждому цвету радуги.

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, солнце желтое, лист зеленый, трава зеленая, небо голубое, незабудки синие, василек синий.

2. Дидактическая игра «Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель: упражнение в образовании притяжательных прилагательных, обогащение словаря на тему «Одежда, обувь, головные уборы».

Ход игры:

Взрослый выставляет картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.

— Это синее платье Танино.

— Эта красная шляпа мамина.

— Эти зеленые резиновые сапоги Танины и т. д.

3. Дидактическая игра «Слоговая ромашка».

Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход игры: Дети должны собрать лепестки к ромашкам, в названии которых различное количество слогов. Логопед раздает играющим детям лепестки и говорит:

— Но подумай хорошо, сидя на травинке,

Подойдет ли лепесток к этой сердцевинке,

Их непросто подобрать:

Нужно слоги сосчитать.

Когда лепестки собраны, логопед говорит:

— Молодцы, но все же нужно

Повторить картинки дружно. (дети все вместе называют картинки на каждой ромашке.

4. Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: закрепление названий профессий, обогащение словаря по теме

Ход игры: ребенок называет профессию и подбирает картинки с предметами, которые нужны этому человеку.

И наоборот, игра «Угадай, кому нужны эти предметы».

А теперь давайте поиграем с вами в игру «Слоговая ромашка».

И в заключение, хочу сказать: в современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Компьютерная игра «Поиграем со звуком «С»

  • 26 апреля 2013

Конкурс «Мастер мультимедийных технологий — 2013»
Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»

Предлагаем вашему вниманию логопедическую компьютерную игру «Поиграем со звуком «С»

Цель: распространение опыта использования ИКТ в логопедической работе ДОУ.

Задачи:

  1. Тренировать ребенка в выполнении артикуляционных упражнений.
  2. Развивать речевое дыхание.
  3. Автоматизировать звук «С» в слогах и словах.

Место использования игры: на индивидуальных логопедических занятиях в ДОУ.

Эффективность и практическая значимость: на логопедических занятиях мы активно используем компьютерные технологии, согласно требованиям современного образовательного стандарта. В коррекционной работе применяем, в том числе, и компьютерные логопедические игры.

В итоге мы повышаем интерес у детей к занятиям, благодаря красочным картинкам, анимации и оригинальной подаче материала. В отличие от традиционных методов, использование ИКТ в педагогическом процессе ДОУ способствует лучшему запоминанию полученных знаний.

Методические рекомендации по использованию игры «Поиграем со звуком «С».

Игра выполнена на основе компьютерной flash-технологии, которая позволяет легко программировать управление ходом игры, обеспечивает высокое качество анимации и эстетический внешний вид.

Удобный интерфейс игры позволяет ребенку легко ориентироваться в последовательности выполнения заданий, которая практически полностью дублирует обычный ход индивидуального логопедического занятия. При этом задания выполняются под контролем учителя-логопеда, так как эта игра – своеобразное визуальное пособие для выполнения речевых упражнений, требующих контроля со стороны педагога.

Краткое описание игры.

  1. Заставка игры.
  2. Задание на выполнение артикуляционных упражнений. Ребенок выбирает одну из цифр, расположенных на экране, и, при щелчке на нее мышкой, открывается окно с веселым изображением картинки, показывающим требуемое артикуляционное упражнение. При нажатии кнопки «назад» происходит возврат к окну выбора другого упражнения.
  3. Упражнение на развитие речевого дыхания. Ребенку рекомендуется выполнить соответствующее упражнение, и после того как он это сделает, он может посмотреть, как на экране поплывет анимированный кораблик.
  4. Задание «На что похож звук «С». Ребенок выбирает одну из кнопок на экране и в открывшемся окне наблюдает за анимированным изображением одного из трех предметов: спускающегося колеса, насоса или бегущей из крана воды, параллельно сопровождая это произнесением изолированного звука «С»
  5. Определение звука «С» в словах. Ребенок должен выбрать картинки, в которых присутствует звук «С», после этого переходит на следующий уровень игры.
  6. «Определи место звука «С». Ребенок последовательно выбирает картинки, соответствующие тому или иному положению звука в словах
  7. Автоматизация звука «С». Требуется четко произнести слова со звуком «С» и определить общий слог в словах. В случае неправильного выбора слога загорается окно «ошибка», в случае правильного происходит переход на следующий уровень игры.
  8. Игра «Четвертый лишний». Ребенок должен выбрать лишнюю картинку и объяснить почему. . В случае неправильного выбора картинки загорается окно «ошибка», в случае правильного происходит переход на финальную заставку игры.
  9. «Конец игры». Список использованных в игре материалов.

Компьютерная игра «Поиграем со звуком «С»

Автор: Шичкова Наталья Владимировна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад № 63» общеразвивающего вида Центрального района, г. Барнаул Алтайского края. Педагогический стаж 11 лет

Сравнение версий

Демо-версияДомашняя версияПроф. версия
Количество звуков21336
Количество словоколо 330более 1500более 2300
Методическая документация
Дополнительная поддержка и консультации
Отсутствие «водяных знаков» на распечатке
Доступ к онлайн-версииограниченограничен
Стоимость, без учета скидокбесплатно590.00 руб1090.00 руб
КУПИТЬ

Основные отличия между домашней и профессиональной версиями

Количество звуков: в домашней версии доступны 13 звуков, наиболее часто требующих коррекции: З, З’, С, С’, Ж, Ш, Щ, Ц, Ч, Л, Л’, Р, Р’. В профессиональную версию включены все согласные звуки.

Методическая документация: в состав профессиональной версии входит полная версия Методических Указаний, включая раздел «Описание приёмов постановки отдельных звуков», адресованный профессиональным логопедам. В домашней версии этот раздел отсутствует. Ознакомится со структурой Методических Указаний можно в разделе «Статьи для родителей».

Системные требования

Компьютер IBM PC или 100%-совместимый Дисплей Разрешение не ниже 1024*768, TrueColor Периферийные устройства Клавиатура, манипулятор «мышь», принтер (рекомендуется лазерный) Требуемое место на диске Не менее 100МБ (не менее 20МБ для демо-версии) Операционная система Microsoft Windows XP, Windows Vista, Windows 7, Windows 10 Дополнительно Internet-cоединение для скачивания дистрибутива, в дальнейшем он может быть перенесен и установлен на другой компьютер, например, на «флэшке». Для установки программы могут потребоваться полномочия администратора.

Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков

При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале.

Для малышей занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны. К тому же, у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.

Игры на логопедических занятиях помогают разнообразить работу на одном из этапов постановки звуков, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи.

Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

Ниже мы приведём примеры упражнений на стадии автоматизации и дифференциация звуков.

1. Автоматизация изолированного звука

Закрепление поставленного звука осуществляется на вербальном и невербальном материале: последовательное договаривание ребенком стихотворных фраз, а также самостоятельное произнесение звука при выполнении упражнений со зрительной опорой:

Также для закрепления поставленного звука и для формирования правильного вдоха и длительного выдоха используются пособие «Дорожка». На данной «дорожке» имеются «пробелы», которые сигнализируют ребенку сделать остановку и сделать вдох.

При этом логопед обязательно следит, чтобы при вдохе ребенок не поднимал плечи и не делал так называемый «насыщенный» вдох, при котором кожные покровы лица начинают краснеть.

2. Автоматизация звука в открытых и закрытых слогах

Материал для автоматизации преследует не только цели закрепления правильного звука, но и развитие мелкой моторики и активизации межполушарного взаимодействия. Логопед просит ребенка при произнесении звука ставить пальцы на кружки нарисованной ладони соответственно. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки.

Используя пособие «Улитка» логопед имеет возможность в горизонтальной прорези квадрата, который находится в середине «улитки», помещать изображение комара (звук З), змеи (звук Ш) и т.д. Ребенок ставить указательный палец на начало «завитка улитки» и произносит заданный звук. При необходимости сделать дополнительный вдох – останавливается, делает вдох и продолжает движение пальца.

3. Автоматизация звука в открытых и закрытых слогах

Дидактическое упражнение «Пальчики здороваются»

Оборудование: связанные шерстяные наперстки с буквами.

Содержание: На каждый палец ребенка одеваются наперстки (4 — наперстка с согласной буквой на указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец, 1 — с гласной буквой, на большой палец). Педагог просит ребенка, прикасаясь противопоставленными пальцами к большому пальцу, начиная с указательного и заканчивая мизинцем, проговаривать нужный слог. Например, СА, ЗА, ЗЫ

Дидактическое упражнение «Ножки»

Данная методическая разработка способствует развитию статических и динамических движений пальцев рук. Ребёнок при выполнении этого задания должен не только удерживать пальцы рук в позиции «ушки», но и попеременно переставлять пальцы по кружкам. При этом указательный и средний палец выполняют роль «ножек», которые «идут» по дорожке: указательный палец «наступает» на зеленый кружок, если согласный звук мягкий, а средний – на красный кружок (гласный звук). На синий – если согласный звук твёрдый, — и на красный.

Например: «песенка маленького насосика» (звук Сь),- указательный палец на зелёный кружочек. Заданный гласный звук (Я, Ё, И и т.д.) средний палец на красный кружок.

Ребенок «ставит ножки» на линию старта и по команде логопеда начинает «звуковую дорожку». Если ребенок произнес автоматизированный звук неправильно – он возвращается к началу дорожки и начинает всё с начала.

4. Дифференциация звуков в словах
Для этого можно использовать стихи, в которых перед ребенком стоит выбор движения по стрелке. Взрослый читает четверостишие, а ребенок соединяет линией объект и предмет стихотворения. Примером может служить материал на различение звуков С – Ш.

В клетке живет старая, умная… КРЫСА А у нашего дома совсем старая, дырявая… КРЫША У строителя на голове … КАСКА В кастрюле на обед …. КАШКА»

5. Определение звука в слове

Дидактическое упражнение «Домик»

Эту игру можно использовать для формирования звукового анализа.

Логопед предлагает ребенку разложить предлагаемые ему предметные картинки на два домика: в одном «живут» картинки, в предлагаемом варианте, со звуком Р, в другом – в которых нет этого звука.

Также мы предлагаем вашему вниманию разработанные нами логопедические игры:

Игра «Божья коровка»

Цель: Закреплять умение выделять в слове первый и последний звук.

Материал: Кружочки из картона черного цвета.

Ход игры

Взрослый называет слово. Ребенок определяет первый звук и кладет фишку (черный кружок) на левое крылышко, затем определяет последний звук и кладет фишку на правое крылышко.

Игра «Что за стук?»

Цель: Развивать динамический праксис, слуховое внимание.

Варианты игры:

1. Ребенка просят простучать ритм с опорой на одну из схем.

2. Взрослый стучит согласно одной из схем, а ребенок угадывает, какую мебель делает столяр (на каком дереве сидит дятел, кто из животных играет на барабане, какую обувь ремонтирует сапожник и т.д.)

Игра «Цветущий кактус»

Цель: автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в словах, развивать навыки самоконтроля.

Страницы 3 и 5 распечатывать на одном листе с двух сторон, аналогично поступить со страницами 4 и 6. Перед тем как начать игру, потребуется вырезать все цветочки.

Ход игры:

Перед ребенком расположить цветы так, чтобы были видны только предметные картинки. Логопед просит ребенка отыскать только те картинки, в названии которых есть звук [Ш] (С, Р, Л). Если задание выполнено верно, то цветы окажутся одного цвета, если их перевернуть.

Когда все картинки будут перевернуты, ребенка просят вспомнить, что было изображено на картинке.

Ребенка можно попросить определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце).

Авторы: Учителя-логопеды:

1. Куликова Анна Владимировна, г. Архангельск

2. Катанова Нина Михайловна — г. Санкт-Петербург, ГБДОУ №41 Центрального района

3. Денисова Оксана Владимировна – г. Москва, ГБОУ ЦПМСС «Открытый Мир»

  1. Подвижные игры на логопедических занятиях
  2. Презентация [Слоговые таблицы для автоматизации звуков]
  3. Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, фразе, связном тексте [Дифференциация звуков Л – Р]
  4. Мнемотаблицы для индивидуальной работы на этапе автоматизации звуков
  5. Развитие мелкой моторики рук как один из видов деятельности на логопедических занятиях

(7 понравилось, средний балл: 4,57 из 5)

Loading …

Описание программы

Программно-методический комплекс «Автоматизация согласных» разработан логопедом в помощь логопедам и родителям при занятиях с детьми, имеющими дефекты речи. Он позволяет сделать занятия по автоматизации звукопроизношения удобнее для педагога и интереснее для ребенка, а в итоге — эффективнее.

Как известно, одним из основных упражнений для отработки (автоматизации) согласных звуков, является произношение ребенком слов, содержащих эти звуки. Разумеется, для каждого конкретного случая эти слова будут разными, в зависимости от отрабатываемого звука, а также характера и тяжести нарушения. Подбор слов является непростой задачей, особенно для логопедов, работающих со многими детьми, а также для родителей, которые хотят самостоятельно заниматься с ребенком, дополнительно к логопедическим занятиям. Кроме того, детям гораздо интереснее заниматься, если каждое слово сопровождается картинкой. Это делает подбор материала для занятия еще более сложной задачей.

Для решения этой задачи и был разработан предлагаемый комплекс. В его основе лежит программа «Автоматизация согласных», позволяющая подбирать и распечатывать слова с иллюстрациями, в зависимости от нужного звука, его положения в слове, а также требуемой сложности слоговой структуры. Также комплекс включает в себя авторское методическое руководство с подробным описанием приемов диагностики и коррекции дефектов звукопроизношения.

Купить полную версию Онлайн-версия

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]