Назначение уголка речевого развития в ДОУ
Без полноценно развитой речи детям сложно адаптироваться в школе, где нужно строить отношения с преподавателями, уметь без затруднения обратиться с вопросом или просьбой, создавать дружеские связи с другими детьми. От того, как развита речь ребенка зависит:
- насколько он уверен в себе;
- как легко он может формулировать мысль;
- степень восприятия больших объемов поступающей информации.
Зона развития речи
Создание речевого уголка в старшей группе стимулирует детей к участию в развивающих играх. От того, насколько привлекательно он оформлен, зависит степень заинтересованности ребят.
Задачи и цели создания речевого уголка
Главная цель создания таких островков обучения в государственных дошкольных учреждениях — максимально полноценно развить речевые способности воспитанников, обогатить словарный запас каждого.
Перед воспитателями стоит задача вовлечь детей в игры, тренирующие дыхание и обучающие правильной силе выдоха при произношении.
Конкурс на лучший «Речевой уголок»
В нашем детском саду№127 г.Тюмени, был проведен конкурс на лучший «Речевой уголок». Я, как и все воспитатели нашего сада, приняла участие в подборе и оформление уголка. Свою презентацию уголка я представила в виде стихотворения.
Наша группа не простая, наша группа золотая!
Всюду солнышки висят, улыбаются, смешат,
Чтобы дети посмотрели, удивились, обомлели, ну и песенки запели.
В группе много уголков, где детишечки играют, отдыхают и рисуют, дом построят до высот.
Но подробнее расскажем, там где дуб растет, на дубу сидит ученый кот.
Он детишкам предлагает много разных дел.
Все задания он спрятал, во цветны конверты, каждый может взять конверт, по настроению свой цвет, там картиночки лежат, предлагают поиграть.
Темы разные, любые, можно фрукты называть и грибочки собирать, поиграть «Один и много, «Назови предмет», «Разложите по цветам», «Посчитай» и другие
Также он предложит поучиться, правильно дышать и дуть.
«Чай горячий» остудить и зверюшек покормить, завести машинки, и забить голы.
Также будем мы с котом изучать слова и звуки, и цвета, размеры, с пальчиками будем мы играть и стихи запоминать, «Вертолина» будет в этом помогать.
Ну а мудрая сова будет нас учить, составлять рассказы, память нашу развивать, чрез мнемо-папку и загадки нам задаст, предложить картинки описать
Вот дорожки непростые, а немножечко кривые, надо шарик прокатить и на пол не уронить.
Показав картинки-схемы и гимнастику в стихах, дети будут повторять и гимнастику для губ и языка выполнять. Тут помощником идет наша милая Квакушка.
Возле дуба на дорожках сказки разные живут, дети маски одевают, или крышки отвернут, либо веером взмахнут, оживут герои.
Ну а рядом мы построим дом, будем расселять картинки в нем, будем мы с детьми учится правильно произносить и говорить.
Автор репортажа:
Мугашева ДиляраИльшатовна
Воспитатель МАОДУ д/с №127 г.Тюмень
От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области» Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать «Свидетельство о публикации в СМИ». Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf
Перейти к форме заказа >>>
Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>
Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2021/2022 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.
Поделиться
Оформление речевого уголка своими руками
Создавая речевой уголок, нужно продумать все необходимые дидактические материалы, которые будут использоваться в тех или иных играх-упражнениях. Важно дать ему имя, которое будет привлекать детей, и связать его с интересным персонажем, поселившимся в красочном обучающем месте.
Нормативы ФГОС ДО для уголка речевого развития
Нельзя оформить красочный стеллаж, опираясь только на собственную фантазию. ФГОС предъявляет ряд требований к внешнему виду, содержанию и расположению обучающих зон в ясельных, средних и старших группах:
- Полное соответствие наполнения зоны возрастным особенностям группы.
- Наличие привлекательного одушевленного хозяина, который поможет детям освоиться на своей территории.
- Соответствие требованиям безопасности, связанное с отсутствием навесных шкафов с дверцами из стекла. Особое внимание уделяется безопасности младших групп — в них уроки по развитию мелкой моторики могут проводиться только под присмотром педагога, в связи с опасностью попадания мелких деталей в дыхательные пути.
Включение пальчикового театра
Паспорт речевого уголка
Для создания развивающей зоны требуется подготовить документ, содержащий опись всех материалов и инструментов, входящих в него. Включению в реестр паспорта подлежит как мебель, так и книги, используемые на занятиях. Перечень содержимого паспорта (с примерами):
- Мебельное оснащение (книжный шкаф, стулья, стеллаж);
- Перечень книг, из которых состоит библиотека;
- Предметы, используемые для развития артикуляции (зеркало, картинки);
- Дидактический материал (цветные кубики, кубики с буквами, магнитная доска);
- Устройства для развития речевого дыхания (вертушки, мыльные пузыри, подвесные фигуры);
- Наглядные пособия (фрукты-овощи, плакаты-презентации)
Программа развития речи дошкольников по Ушаковой О. С.
Как назвать уголок развития речи
Название уголка должно привлекать детей и вызывать у них положительные эмоции. Лучше, если оно будет связано с одушевленной куклой — хозяйкой образовательной зоны. Например, если в качестве хозяина уголка выбран попугай, его можно назвать Говоруном, а уголок — «Остров устных сокровищ». Когда хозяйкой является Василиса Премудрая, ее развивающее владение можно назвать «Королевством слов», а если к обучению будет приглашать лягушка, в качестве названия подойдет словосочетание «Речевой ручеек».
Виды и способы оформления речевого центра
Расширять словарный запас каждого ребенка призван уголок развития речи в детском саду, оформление которого не должно выбиваться из общей стилистики группы. Если в помещении уже имеются оформленные стенды безопасности на дороге или макет гигиены рук, то используемый стиль в их оформлении желательно применить и в зоне развития речи.
Использование табличек и знаков
Для закрепления изученного материала желательно размещать таблицы, обобщающие пройденный материал. Как пример, можно использовать колонки с гласными и согласными буквами, или разделение растительных культур на овощи, фрукты, ягоды и грибы.
Придумываем одушевленный персонаж
В вопросах выбора главного героя не существует стандартов. Однако к выбору персонажа следует подходить с точки зрения возрастных особенностей детей. Для групп раннего развития подойдут добрые и знакомые всем зверушки. А для ребят из подготовительной группы лучше выбрать авторитетного персонажа из популярного прочтенного произведения.
Уголок развития речи
Наталья Плоткина
Уголок развития речи
Речевой центр в группе № 1 «Ягодка»
Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Создавая речевую среду группы очень важно, чтобы окружающая обстановка была комфортной и эстетичной, оформление должно быть привлекательным и вызывать у детей стремление к самостоятельной деятельности. Речевой уголок в группе является одной из форм предметно-развивающей среды, способствует содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С его помощью мы создаём условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Содержание речевого уголка выполнено в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи. Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи, игровой и дидактический материал заменяется или пополняется ежемесячно, деятельность детей в речевом уголке разнообразна. Дидактическое оснащение удовлетворяет потребностям актуального развития ребенка и его саморазвития, в то же время уголок не перегружен оборудованием, так как это затрудняет выбор. Игровой и дидактический материал в речевом уголке расставлен по темам занятий по развитию речи и регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми задачами, а помогает в этом введение цветовых маркеров на конвертах, содержащих игры.
Главная суть речевого развитиядетей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырех компонентов:
1. центральное место занимает речь воспитателя, своей речью воспитатель учит ребенка родному языку, речь его является основным источником речевого развития в детском саду, и воспитатель должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям;
2. систематические занятия по развитию речи;
3. беседы, игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка;
4. создание педагогами определенных условий, специального места.
Содержание речевого уголка:
— картотека артикуляционных упражнений;
— комплект зеркал (с ручкой)
;
— картотека дыхательных упражнений;
— картотека пальчиковых игр;
— картотека оздоровительных пауз (динамических)
;
— дидактические игры на обогащение словаря;
— дидактические игры на развитие грамматического строя речи;
— дидактические игры на развитие связной речи;
— дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи;
— дидактические игры на развитие фонематического слуха;
— картотека словесных дидактических игр по всем разделам;
— предметы, игры на развитие мелкой моторики;
— массажные мячики и картотека упражнений с ними;
— символическое отображение разделов в цветовой гамме.
Дидактический материал в речевом уголке:
— материал по развитиюартикуляционной моторики: предметные картинки-опоры, артикуляционные уклады-схемы, артикуляционная гимнастика в альбомах, стихах, ватные диски, палочки;
— пособия для развития дыхания: шарики, султанчики, колокольчики, вертушки, картотека дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика;
— пособия для развития мелкой моторики руки – сухой бассейн, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры, шнуровки;
— игры и пособия по автоматизации звуков – мелкие игрушки, предметные картинки, разные виды театров, альбомы на звуки, чистоговорки, стихи;
— игры по лексике и грамматике – предметные картинки по лексическим темам, игры;
— игры по развитию связной речи – серии сюжетных картинок, разные виды театра, стихи, детские книги.
Уголок физического развития Предложенное Вашему вниманию оборудование сделано своими руками для пополнения предметно – развивающей среды. На первый взгляд это всего.Дидактические игры для развития (звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи) Связная речь. 1. Игра для уточнения формы родительного падежа. «Угадай, чьи это вещи» Детям предлагаются картинки,на которых изображены:.
Уголок физического развития Физическое развитие – очень важный этап в становлении личности ребенка. А большую часть времени дошкольники проводят в детском садике,. Музыкальный уголок как средство развития музыкальных способностей дошкольника Существенное влияние на формирование художественных вкусов детей оказывает окружающая среда. Музыкальное развитие ребенка обусловлено не. Развивающая среда в детском саду «Уголок развития речи» во второй младшей группе Развивающая среда в детском саду. Уголок развития речи во второй младшей группе. Подготовила воспитатель Резанова М. В. » Речь- удивительное.
Книжный уголок. Теория и методика развития речи у детей Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения.
Фотоотчет «Уголок физического развития» Наш уголок сравнительно новый в группе. Ранее он состоял из стандартного оборудования (мячи,кегли,обручи и т. п).Мы решили дополнить. Уголок речевого развития Уголок речевого развития включает в себя Развитие речевого дыхания (картотека игр, комплекс дыхательных упражнений) Развитие артикуляционной. Уголок речевого развития «В гостях у тётушки Совы» Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются.
Информационное наполнение речевого уголка
Речевой уголок должен включать в себя игры и занятия на темы, соответствующие возрасту каждой группы. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к информационному наполнению, согласно которым образовательная зона должна включать в себя все направления, связанные с развитием речи:
- мелкая моторика;
- логоритмика;
- артикуляция;
- фантазия;
- познавание мира через чтение;
- дыхательная гимнастика;
- театр пальчиков.
Работа с детьми в уголке
Любое занятие в уголке должно начинаться с приветствия от главного героя, который приглашает ребят поиграть.
Формы образовательной деятельности в речевом уголке
Занятия проводятся как индивидуальные, так и групповые. Пропевание гласных, заучивание считалочек, ознакомление с новыми книгами и пальчиковый театр проводят в группах. А такие занятия, как артикуляционная гимнастика, игра в магазин и дыхательные упражнения легко можно представить как самостоятельную деятельность.
Наличие зоны для индивидуальных занятий
Речевые дидактические игры
Такие игры включают в себя различные головоломки, соответствующие возрасту детей:
- «Закончи слово»;
- «Ассоциации»;
- «Назови слова на заданную букву»;
- «Выбери лишнее слово из предложенного ряда».
Речевой центр развития связной речи
Артикуляционная гимнастика для детей
Для наилучшего развития артикуляции зона должна иметь одно общее зеркало, где ребенок вместе с преподавателем будет тренироваться, и одно индивидуальное, — в котором воспитанник сам будет трудиться над постановкой звуков.
Как правильно сделать логопедический массаж ребенку дома
Привлекательный образовательный центр, уроки в котором проходят весело и интересно, способствует непосредственному развитию речи с богатым словарным запасом, которая станет надежным помощником в адаптации ребенка в школе и повысит его уверенность в себе.