Пример речевых карт обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
3.1.
Строение артикуляционного аппарата
без особенностей
3.2.
Двигательные функции артикуляционного аппарата
стёртая форма дизартрии
3.3.
Речевое дыхание и голосообразование
нарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет
4. Просодическое оформление речитемп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи
5. Двигательное развитие
5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики
5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипертонус кистей рук
6. Психологическая база речи
6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме
6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций
7. Дополнительная информация
7.1.Особенности раннего речевого развития гуление – 2,5 месяца, лепет – 5,5, первые слова к 1 году, первые фразы – 2.5 года, фразовая речь – 3 года 3 месяца (со слов мамы)
7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья
7.3. Особенности речевого поведенияадекватен, речевая активность
7.4. Неврологический статус и состояниесенсорно-перцептивныхорганов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии
7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРВи, отит, ринофарингит, обструктивный бронхит, конъюнктивит
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕребёнок с тяжёлым нарушением речи (II уровень речевого недоразвития)
РЕКОМЕНДАЦИИзанятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом
Учитель-логопед____________________________________________________ /_________________/
Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.
Фамилия, имя ребёнкаИванов Иван Иванович
……Дата рождения
00.00.0000 г.
Родители (законные представители)____________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире
значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире
Речевая карта ребенка с моторной алалией
Речевая карта ребенка с моторной алалией
Анамнестические данные о ребенке
Анкетные данные | Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________________ Дата рождения _________________________________________________________________________ Домашний адрес _______________________________________________________________________ Из какого детского дошкольного учреждения прибыл ________________________________________ Дата поступления в группу _______________________________________________________________ Заключение ПМПК ______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ |
Сведения о родителях | Имя, отчество мамы, ее возраст ___________________________________________________________ Имя, отчество папы, его возраст ___________________________________________________________ Другие члены семьи _____________________________________________________________________ Жалобы родителей _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Речь родителей: грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествования _______________________________________________________________________________________ Наследственные заболевания (наличие нарушений речи, нервно – психических, хронических болезней у родителей и родственников) ___________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ |
Общий анамнез | От какой беременности ребенок __________________________________________________________ Характер беременности (падения, травмы, психозы, токсикоз, угроза прерывания, хронические и инфекционные заболевания) _____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, затяжные, обезвоженные) _______________________________________________________________________________________ Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) _________________________________ Крик: был, нет _________________________________________________________________________ Асфиксия (синяя, белая) _________________________________________________________________ Резус – фактор: отрицательный, совместимость _____________________________________________ Вес и рост ребенка при рождении ________________________________________________________ Количество баллов по шкале Апгар ________________________________________________________ Вскармливание ________________________________________________________________________ Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивал, поперхивался, кормление до месяцев _______________________________________________________________ Последующее вскармливание: смешанное, искусственное ____________________________________ Дополнительное пребывание в роддоме, причины __________________________________________ Особенности раннего развития: держит голову с мес., сидит с мес., ходит с мес, к году зубов Перенесенные заболевания: до 1года_____________________________________________________ До 3 лет_______________________________________________________________________________ Органические заболевания нервной системы_______________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Нарушения опорно-двигательного аппарата________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Состояние слуха________________________________________________________________________ Состояние зрения_______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Судороги при высокой температуре________________________________________________________ |
Осмотр
№ | Органы артикуляции | Особенности строения | Норма |
1. | Губы | Толстые, тонкие, короткие, хейлоскиз (расщелина губы), прохейлия (увеличенный размер верхней губы, выступание и нависание ее над нижней губой) | Нормальное строение |
2. | Зубы | Редкие, кривые, вне челюстной губы, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие диастемы | Нормальное строение |
3. | Прикус | Прогнатия (верхний зубной ряд выступает над нижним), прогения (нижний зубной ряд выступает вперед), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга), перекрестный (смещение челюстей относительно друг друга), глубокий, открытый (отсутствие смыкания между зубными рядами во фронтальной плоскости), сужение челюстей (одностороннее, двустороннее), микрогения (маленький размер нижней челюсти) | Ортогнатический |
4. | Твердое небо | Палатосхиз (расщелины неба), послеоперационные рубцы, высокое небо, узкое небо | Нормальное строение |
5. | Мягкое небо | Длинное, короткое, с послеоперационными рубцами, субмукозная щель, раздвоенное | Нормальное строение |
6. | Язык | Макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка | Нормальное строение |
Наблюдение
№ | Функция | Результат | Балл |
1. | Контакт | В контакт не вступает. Контакт формальный. В контакт вступает с трудом, не проявляет заинтересованности. Контакт избирательный или легко устанавливает контакт. | 0 1 2 3 |
2. | Эмоциональная сфера | Пассивный, вялый, инертный. Повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность. Колебания настроения, эмоциональная лабильность. Активный, бодрый, эмоциональный. | 0 1 2 3 |
3. | Средства общения | Общение слабо выражено, реализуется посредством движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой, криком Общение посредством движений тела, головы, улыбки, голоса. Общение посредством дифференцированного голоса, мимики, выразительного взгляда, аморфных слов-корней, жестов Речевые средства общения. | 0 1 2 3 |
4. | Понимание жестов и мимики | Не понимает. Понимает конкретные жесты. Понимает кивки, указательные жесты, простую мимику. Понимает жестовые и мимические движения. | 0 1 2 3 |
5. | Использование жестов и мимики | Не использует жесты и мимику. Показывает нужное конкретной демонстрацией действия, прикосновением к объекту. Показывает объекты на расстоянии, показывает жестом желаемое. Использует сложную мимику и жесты. | 0 1 2 3 |
6. | Внимание | Плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте Внимание неустойчивое, поверхностное, быстро истощается. Внимание достаточно устойчивое. Длительность переключения и сосредоточение внимания по возрасту | 0 1 2 3 |
7. | Переключаемость | Не переключается с одного действия на другое при их смене (продолжает выполнять предыдущее). Для переключения с одного задания на другое требуется сопряженное выполнение этого действия. Переключается с одного задания на другое после предъявления образца следующего действия. Легко переключается на другое задание без организующей помощи педагога. | 0 1 2 3 |
Блок: исследование ритма
Направления | Критерии оценки | Задания (пробы) | Баллы | |
Начало года | Конец года | |||
Воспроизведение простых ритмов | 1 балл – правильно и точно воспроизводит ритм; 0,5 балла –ритм искажает, соблюдая количество ударов; 0, 25 балла – ритм искажает, не соблюдая количество ударов; 0 баллов – ритм не воспроизводит. | Послушай и постучи, как я: ХХ _____________ ХХХ ______________ ХХХХ ________________ ХХХ _________ ХХХ ______________ Всего: 5 проб, максимум 5 баллов. Степень успешности:____х100:5=______ |
Логопедическое заключение: ______________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
План логопедических мероприятий: ________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Дата обследования Подпись
Речевая карта ребенка с моторной алалией