Дидактические игры для детей 2-3, 4-6 лет. Развитие речи, сенсорики, физического здоровья. Картотека с целями


Дидактические игры — понятие и виды

Дидактические игры для детей представляют собой обучающие игры, правила и ход действия которых определяются педагогом и позволяют решить определенные учебно-воспитательные задачи: развитие памяти, расширение кругозора ребенка, обучение новым навыкам, пополнение словарного запаса и др.

Такие игры строго структурированы, имеют главную дидактическую цель, для детей определены игровые правила и действия, сюжет, возможно разделение ролей и обязателен результат. Одной из главных составляющих является использование дидактических материалов.

Именно по этому критерию производят основную классификацию обучающих игр:

  1. Игры с предметами. Основным дидактическим материалом являются различные предметы, это могут быть игрушки, специальные фигуры разных геометрических форм и цветов, природные материалы (овощи, фрукты, шишки, листья, цветы). Обучение детей происходит за счет того, что они в процессе игры определяют цвета, формы, предназначение предметов, сопоставляют их по разным свойствам, знакомятся с природой. Больше всего такие игры подходят для детей младшего возраста, так как легко позволяют увлечь ребенка.
  2. Настольные игры. Здесь основной дидактический материал – заранее подготовленные печатные материалы для игры. Это, например, тематические карточки с рисунками, фигурами, причем воспитатель может использовать их в различных играх, исходя из того, какую цель он преследует. Также к такому виду игр можно отнести лото, домино. Такие игры подходят для детей любых возрастов.
  3. Словесные игры. Основная роль в таких играх отводится педагогу, который дает устные задания для детей. Они могут подразумевать точные ответы (например, на загадки) или же дают ребенку возможность проявить фантазию и творчество.

Изучение основ математики

Дидактические игры по математике позволяют закрепить полученные ранее знания и усвоить новые понятия. Знание цифр, простых математических действий помогает приступить к решению задач на 1 или 2 действия. Решение математических задач развивает мышление, интеллектуальные способности. Проводить такие занятия в игровой форме родители могут и в домашних условиях, используя карточки детского лото или домино.

«Какой цифры не хватает». Задача – закрепить в памяти порядковый счет.

Педагог рисует на доске цифры или прикрепляет к ним карточки, но одна цифра или несколько пропущено. Кроха должен назвать пропущенное число, взять со стола карточку, где оно изображено, и показать всем.

«Больше или меньше». Дошкольники должны закрепить в памяти значение понятий «больше» или «меньше». Для этого, ребенка просят назвать число, которое больше или меньше, чем число, написанное на доске.

«Волшебный мешочек». Задача – закрепить в памяти знание о геометрических фигурах. Ребятня по очереди на ощупь достает фигуру из мешочка и описывает ее.

«Ориентирование в пространстве». Дошкольник должен правильно ориентироваться в пространстве, понимать значение терминов: сзади, сбоку, слева, справа, внизу, наверху. Можно предложить найти удобное место кукле. Поставить ее посередине, потом сдвинуть назад. Сзади поставить машину.

Картотека дидактических игр для младшей группы детского сада.

«У кого какое место»:

  • Цель. Закрепить у детей понимание позиций «впереди», «сзади», «справа», «слева», развить их внимание.
  • Ход игры. Воспитатель зовет детей к себе по очереди и просит их занять определенное место по отношению друг к другу. Например, говорит: «Леша встает рядом со мной. Саша встань так, чтобы Ника была впереди тебя. Никита встань перед Алисой так, чтобы она была позади тебя». Когда все ребята подойдут, воспитатель просит каждого ребенка сказать, кто стоит впереди и сзади. Потом предлагают ребятам повернуться направо и налево и сказать, кто из ребят какое положение занимает. Со временем дети научатся быстро определять местоположения.

«Кто чей детеныш»:

  • Цель. Развитие кругозора ребенка, пополнение словарного запаса.
  • Ход игры. Воспитатель готовит две группы карточек, в первой – карточки с изображением домашних животных, во второй – их детенышей. Ребенку предлагается сопоставить карточки и назвать всех животных (например, курица – цыпленок, лошадь – жеребенок и т.д.).

«Животные»:

  • Цель. Расширение кругозора детей.
  • Ход игры. Для детей подготавливаются картинки животных. Дети определяют, домашнее это животное или дикое и говорят, где оно живет.

Знание экологии

Всю жизнь человека окружает живой мир, растения, животные. Ребенок должен понимать значимость сохранения экологического равновесия в природе, заботиться о животных, растениях, не наносить им вред. Дидактические игры по экологии для детей 5-6 лет знакомят дошколят с окружающим миром, развивают словарный запас, воспитывают трудолюбие, доброту, внимательность.

Занятия по экологии могут проводиться во время прогулок или в помещении, особенно в плохую, дождливую или морозную погоду. Перед каждым занятием воспитатель рассказывает о предмете занятий. Например, тема – осень. Педагог рассказывает, когда наступает осень, какие внешние признаки: желтеют, падают листья, птицы улетают в теплые края и тому подобное. После чего проводится дидактическое занятие в игровой форме.

«Угадай время года». Цель – дать понимание признаков, соответствующих временам года. Закрепить в памяти характерные особенности лета, осени, зимы и весны. Развитие слухового внимания. Умение формулировать, излагать мысли.

Действия. Воспитатель называет погодные, природные явления. Например, пошел снег, метель замела улицу, расцвел подснежник, зайчик сменил цвет шубки. Дошкольники должны выделить лишнее, назвать время года и обосновать свой выбор.

«Что, где растет». Цель – познакомить малышей с растительным миром и местами, где растут разные растения.

Подготовка. Педагог рассказывает о деревьях, кустарниках, где и в какой местности они растут, показывает картинки.

Действия. Ребятня становится полукругом, лицом к воспитателю. Педагог показывает картинку с растением и говорит: «Это клубника, она растет у нас». Если детишки согласны, они подпрыгивают на месте. Воспитатель показывает карточку с ананасом, говорит, что это ананас, он растет на севере. Если непоседы не согласны, они стоят и машут руками: нет, неправда.

«Птицы, звери, рыбы». Цель – дать знание о видовом понятии, научить выделять предметы по группам.

Подготовка. Задание выполняется в игровой форме, используется мяч или небольшая игрушка.

Действия. Дошколята стоят по кругу, лицом друг к другу. Ведущий начинает игру. Кидает мяч и говорит, что это рыба. Ребенок, который поймал мячик, должен назвать рыбу, например, щука, карась и кинуть мячик соседу. Когда дошкольник кидает мяч, он ставит задачу: назвать представителя рыб, птиц или животных. Тот, кто ловит мяч, должен дать правильный ответ.

«Угадай, что спрятано». Цель – научить выделять характерные признаки предмета, узнавать его по описанию.

Ведущий накрывает яблоко, банан или морковку салфеткой. Предлагает по описанию угадать, что спрятано. Непоседы могут задавать наводящие вопросы. Побеждает тот, кто первый назвал спрятанный предмет.

Дидактические игры по изучению цветов для детей раннего возраста

«Почини машину»:

  • Цель. Развить умение детей сопоставлять предметы по их цвету.
  • Ход игры. Воспитатель подготавливает плоские модели машин из картона разных цветов и отдельно подходящие для них колеса (кружки). Детям предлагается рассмотреть машины, определить какого они цвета и подобрать для каждой недостающие колеса такого же цвета.

«Чередование»:

  • Цель. Закрепить у детей способность отличать цвета друг от друга.
  • Ход игры. Есть несколько вариантов данной игры. Детям может быть предложено нанизать бусы, или разукрасить их, чтобы бусинки чередовались в заданной последовательности по цветам.

«Найди друга»:

  • Цель. Научить детей сопоставлять разные предметы по цветам.
  • Ход игры. В мешочке подготавливаются игрушки разных цветов. А перед ребенком кладут картинки различных предметов таких же цветов. Задача ребенка — вытащить игрушку из мешочка и найти ей «друга» среди карточек.

Сенсорное восприятие

Дидактические игры по сенсорике нацелены на развитие зрительного, осязательного восприятия. Прежде чем проводить игровые занятия, связанные с сенсорными ощущениями, педагог объясняет дошколятам, какие бывают геометрические фигуры, как они отличаются друг от друга.

Малыши знакомятся с такими материалами как, дерево, металл, стекло, пластмасса. Непоседы вместе с воспитателем находят особенности каждого материала. Например, стекло хрупкое, может разбиться. Дерево теплое, металл на ощупь холодный.

«Не ошибись». Цель – научить малышей группировать предметы по форме, материалу. Закрепить в памяти у ребенка знание и понимание таких понятий, как мягкий, твердый, гладкий, шероховатый, блестящий, матовый по цвету предмет. Ребенок должен отличить большой предмет от маленького, закрепить понятия геометрических фигур.

Действия. Педагог делит малышей на несколько команд, оптимально 4 команды. Для каждой группы на пол ставится коробка или корзинка, на которую прикрепляется картинка с предметом из определенного материала. Например, металлические ножницы, мягкая игрушка, резиновый мячик, пластмассовый кубик.

Воспитатель еще раз повторяет вместе с дошколятами, чем отличается один материал от другого, после чего дает задание командам. Каждая группа должна найти и собрать в свою коробку как можно больше предметов из того материала, который изображен на картинке. Побеждает команда, которая быстрее всех набрала большее количество предметов.

Можно изменить условия игрового процесса, предложить собрать круглые, квадратные, треугольные предметы.

«Воздушные шарики». Цель – дать понятие спектра, закрепить в памяти цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.

Действия. Перед каждым дошкольником лежит картинка с разноцветными шарами. Надо найти и привязать такую же по цвету ниточку.

Картотека дидактических игр для средних групп детского сада

«Правда-вымысел»:

  • Цель. Развитие скорости реакции детей на задание.
  • Ход игры. На каждый бросок мяча воспитатель называет словосочетания, правдивые и вымышленные. Например, дождь летом, летающий носорог. Дети должны отличить правду от вымысла.

«Стихии»:

  • Цель. Улучшать знания детей об окружающей природе.
  • Ход игры. Воспитатель бросает мяч и говорит слова: «воздух», «земля» или «вода». Ребенок, поймавший мяч, говорит, кто там может обитать.

«Что лишнее»:

  • Цель. Развитие умения сопоставлять предметы по свойствам.
  • Ход игры. Детям по очереди дают по 4 картинки, среди них нужно найти одну лишнюю и объяснить свой выбор.

Картотека дидактических игр для старших групп детского сада

«Придумай описание»:

  • Цель. Научить детей выделять для каждого предмета наиболее характерные свойства.
  • Ход игры. Дети играют по очереди. Каждый ребенок описывает по одному предмету из комнаты, не называя: для чего он нужен, как выглядит, кто им пользуется. Задача остальных детей – отгадать, что это.

«Такой разный спорт»:

  • Цель. Воспитывать интерес к спорту у детей.
  • Ход игры. Детям дают карточки со спортивным сюжетами: футбол, баскетбол, плавание и картинки спортинвентаря для этих игр. Задача ребенка – найти к каждому виду спорта подходящий предмет.

«Придумай рисунок»:

  • Цель. Развить у детей творческие способности.
  • Ход игры. Детям дают изображения на листах бумаги геометрических фигур. Им нужно дорисовать какие-то детали, чтобы получились интересные рисунки, например, из прямоугольника нарисовать телевизор, из круга – солнце и т.д.

Правила дорожного движения

Изучению ПДД в детских дошкольных учреждениях придают особое значение. Знание и соблюдение правил поведения на дороге помогает уберечь жизнь и здоровье дошкольников.

Знакомство с дорожными правилами начинается в игровой форме со знакомства с цветами светофора.

«Светофор». Задача – научить правилам безопасного перехода улиц и перекрестков. Выучить, что означают цвета светофора.

Подготовка. Воспитатель показывает изображение светофора, объясняет значение каждого цвета. Рассказывает, как надо правильно переходить дорогу, что такое дорожная зебра, надо ли пропускать машину и как проверить, что опасности на дороге нет. Дети повторяют, пересказывают то, что запомнили.

Готовится макет дороги с перекрестком, где есть проезжая часть, тротуар. Из картона вырезаются фигурки пешеходов, раскрашиваются. Таким же образом делаются фигурки машин. Можно использовать вместо поделок из картона, игрушечные модели машин и маленьких кукол.

Действия. Один ребенок расставляет на макете дороги машинки, кукол. Включает светофор, меняет по очереди цвета. Второй малыш переводит через дорогу пешеходов, помогает проехать машинам. После завершения игрового процесса дошкольники меняются ролями. При подведении итогов учитывается количество ошибок. Выигрывает кроха, который меньше всего ошибался.

Для закрепления учебного материала можно провести практические занятия в игровой комнате или во дворе детского дошкольного учреждения. Если игровое занятие проводится в помещении, то можно сделать дорогу, тротуар и пешеходную зебру, используя цветные ленты. На улице все детали перехода можно нарисовать белым мелом.

Существуют игровые настольные наборы для изучения правил дорожного движения. В них находится игровое поле, кубики, фишки, фигурки машин и пешеходов, а также дорожные знаки на подставках. В игре могут принять участие несколько человек. Дошколята по очереди кидают кубик, делают столько шагов, сколько показал кубик. Если на игровом поле выпал красный сигнал светофора, пешеход пропускает ход, зеленый – продолжает движение.

«Соедини части знаков в целое». Малыши любят собирать пазлы – разрезанные на кусочки изображение чего-либо. Каждому ребенку дать для сборки разрезанную картинку дорожного знака. Когда непоседа собрал дорожный знак, то поднимает руку. Рассказывает товарищам по группе, какой знак он собрал, и что означает этот дорожный знак.

Дидактические игры для развития связной речи у дошкольников

Связная речь – это способность логично и последовательно изложить свою мысль или образно описать ситуацию, при этом соблюдая все грамматические правила.

Особенно важно развивать эти умения для детей старшего дошкольного возраста и при подготовке в школе, так как возникает необходимость практического общения в разных жизненных ситуациях и идет подготовка к чтению и письму.

Развивать связную речь помогают обучающие игры, направленные на изложение детьми своих точек зрения, описание предметов и ситуаций, пересказ или составление небольших рассказов.

«Опиши картину»:

  • Цель. Развитие умений описывать картины разных жанровых стилей, расширение кругозора ребенка.
  • Ход игры. Для детей подготавливаются репродукции известных произведений изобразительного искусства. Воспитатель называет автора картины и ее название, а ребенок должен описать, что он видит. Если это пейзаж или натюрморт, ребенок развивает описательный навык повествования, он должен дать определения всем частям картины и высказать свое к ним отношение. Если картина другого жанра, ребенок должен придумать, какой сюжет мог быть, если бы картина перед ним ожила, представить себя на месте героев и тоже дать оценку своим ощущениям.

«Придумай рассказ»:

  • Цель. Развитие связной речи у детей, мышления и фантазии.
  • Ход игры. Воспитатель начинает рассказ, 2-3 предложения, и задача детей – придумать интересное продолжение и концовку. Задание может выполняться по очереди или всеми детьми вместе.

Развитие речи

Любая дидактическая игра для ребенка 5-6 лет, прежде всего, направлена на расширение словарного запаса, а также формирование речи. Связная, логически построенная речь – это показатель речевого развития дошкольника. После 5 лет малыш начинает контролировать свою речь. У ребенка в разговоре уже появляются не только простые, но и сложные предложения.

Дети различают, выделяют группы звуков в словах. Речь становится выразительнее, дошкольник правильно пользуется интонациями. Может голосом подчеркнуть грустное или веселое настроение. Дошкольники понимают и умеют регулировать громкость своего голоса и его темп. Могут разговаривать шепотом, быстро или медленно.

Дидактические игры по развитию речи учат связно выражать свои мысли, строить правильно диалог, учат правильно произносить звуки. В играх по развитию речи уделяется особое внимание формированию речевого, фонетического слуха дошкольника. Воспитатель в игровой форме работает со звуками, буквами, учит правильно формулировать и произносить целые предложения.

«Испорченный телефон». Цель – развить слуховое восприятие, память, умение работать в коллективе, честность и доброжелательность.

Правила. Ребенок шепотом говорит слово соседу так, чтобы не услышали другие дети. Если малыш неправильно передал слово, то есть испортил телефон, этот ребенок должен сесть на последний стул.

Действия. Дошкольники садятся рядышком на стульчики, образуя цепочку. Первый ребенок тихо говорит слово на ухо соседу, тот передает дальше. Малыш, который сидит последним, называет услышанное слово. Если телефон работает, слово передали правильно. Если телефон сломался, по цепочке спрашивают, кто и какое слово услышал, и находят, где неправильно его передали.

«Реши ребус». Цель – научить делить слова на слоги, уметь выделять первый слог, составлять слова.

Правила. В каждом представленном слове выделить первый слог, составить новое слово.

Действия. Найти слово, которое спряталось на карточке. Каждый дошкольник получает картинку, на которой изображены 3 рисунка. Надо назвать слова, выделить из каждого слова по 1 слогу. Из полученных слогов составить спрятанное слово. Например, представлены картинки с такими словами:

  • солнце, лопата, машина (солома);
  • дом, роза, гитара (дороги);
  • волк, ромашка, танк (ворота);
  • сова, баян, капуста (собака).

«Скажи наоборот». Цель – дать понятие антонимов и закрепить его в памяти. Расширение словарного запаса, формирование правильной речи. Развитие внимательности.

Правила. К каждому слову подобрать противоположное по значению. Например, большой – маленький, вверх – вниз, далеко – близко. Можно использовать глаголы: намочить – высушить.

Действия. Дошколята садятся на стульчики по кругу. Воспитатель берет мячик, говорит первое слово и кидает мяч. Малыш ловит мяч, говорит слово, противоположное по смыслу, и кидает мячик другому ребенку.

«Один – много». Цель – дошкольник должен научиться образовывать из существительного единственного числа множественное число. Расширить словарный запас.

Правила. Воспитатель говорит слово в единственном числе, малыш должен образовать множественное число.

Действия. Воспитатель кидает мяч, произносит слово в единственном числе. Дошкольник возвращает мячик, называя при этом множественное число.

«Скажи больше слов». Цель – научить описывать животное не только по внешним признакам, но и по чертам, свойствам характера.

Действия. Воспитатель предлагает взять картинку с любым животным и описать его. Например, кошка – пушистая, ласковая, любит молоко, нежно мяукает. Чем больше слов и определений придумает непоседа, тем лучше.

Дидактическая игра своими руками

Главное достоинство дидактических игр – возможность придумать игру даже в домашних условиях, для детей всех возрастов, начиная с 2 – 3 лет.

Дидактические игры для детей 2 – 3 лет.

«Найди колючки для ёжика»:

  • Цель. Развитие мелкой моторики рук.
  • Ход игры. Необходимо вырезать из разноцветной бумаги фигуры в форме ёжиков, и подготовить прищепки таких же цветов. Дети должны каждому ёжику на спину прицепить по несколько подходящих прищепок и назвать, какого цвета ёжик.

«Матрёшки»:

  • Цель. Научить детей сортировать предметы по их размеру.
  • Ход игры. Подготовить для детей карточки с матрешками разных размеров, можно нарисованных от руки. Детям предлагается выстроить все матрёшки от самой маленькой к большой и наоборот.

Дидактические игры для детей 4 – 5 лет.

«Что растет на ветке»:

  • Цель. Проверить и улучшить знания детей о ботанике.
  • Ход игры. Подготовить засушенные или сорванные листья и плоды с разных деревьев, дать их рассмотреть ребятам. Потом дети подбирают к каждому листу подходящий плод, рассказывают, к какому растению они относятся.

«Угадай геометрическую форму»:

  • Цель. Развитие мелкой моторики рук.
  • Ход игры. На картонные листы приклеиваются или пришиваются пуговицы так, чтобы из них получились геометрические фигуры. Ребенок с закрытыми глазами на ощупь должен понять, что за фигура изображена. Для усложнения задания можно изображать цифры и буквы.

Дидактические игры для детей 5 – 6 лет.

«Сложи целое из частей»:

  • Цель. Развить творческие способности детей.
  • Ход игры. Ребенку предлагаются плоские карточки – в форме различных геометрических фигур. Задача ребенка – сложить из отдельных частей геометрические фигуры большего размера. Можно выполнять на время – кто больше сделает разных фигур или на результат – у кого узор из геометрических фигур будет красивее.

«Придумай слово»:

  • Цель. Изучение алфавита, развитие мышления.
  • Ход игры. Подготовить для ребенка карточки с изображением буквы русского алфавита. Ребенок должен брать карточки в произвольном порядке и назвать слова, которые он знает на эту букву.

Дидактические игры для детей полезны и необходимы. С их помощью можно развивать у ребенка с раннего возраста (2-3 лет) внимание, мышление, память, речь и делать это в игровой ненавязчивой форме, интересной для ребенка.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Развиваем память

Дидактические игры дошкольникам 5 лет помогают развивать внимательность, память, что очень пригодится для занятий в школе. Почти вся информация в школе получается в устной форме, особенно это относится к первоклассникам, когда малыши еще не умеют писать быстро и много. Развитое внимание, память помогут закрепить новые знания, запомнить полученную информацию.

Все задания на закрепление памяти, развитие внимания проводятся с игрушками, небольшими предметами. Иногда у ребенка не получается выполнить условия задания, так как произвольная память только начинает процесс формирования. Если задания связаны с поиском спрятанных игрушек или перестановкой их, можно предложить перед началом использовать «указующий жест» пальчиком.

Дошкольник показывает по очереди на все игрушки пальчиком, описывает их внешний вид. Малыш может взять игрушку в руки, потрогать ее для лучшего запоминания. Для первых занятий не стоит предлагать игры с большим количеством элементов или деталей: растерянный ребенок может отказаться играть, расплакаться.

«Что исчезло». Выбирается ведущий, первое время им может быть воспитатель. Когда дети освоятся с правилами, каждый из них может попробовать себя в роли ведущего. На стол ставится 3 — 4 небольшие игрушки. Ведущий предлагает запомнить, какие предметы стоят на столе и отвернуться. Когда дошкольники отвернулись, ведущий убирает одну игрушку. Игроки должны вспомнить, какой игрушки не хватает. В игровой процесс можно внести соревновательный элемент. Кто первый правильно вспомнил, получает фишку или жетон.

«Что изменилось». Выбирает ведущий. На стол ставится несколько игрушек. Непоседы должны запомнить, какие игрушки и как стоят. Когда дошкольники отвернутся, ведущий переставляет игрушки, меняет их местами. Выигрывает тот, кто первым правильно скажет, какие предметы сдвинули, и где было их первоначальное место.

«Найти отличие». Перед каждым ребенком кладут 2 картинки. Необходимо найти, чем они отличаются. Как вариант, на картинке могут быть изображены спрятанные котята или птицы, которых надо найти в кустах, за деревьями или забором.

«Похожие или непохожие предметы». Цель – развить внимательность, наблюдательность, научить находить сходство по цвету, форме, размеру, материалу.

Правила. Отвечает малыш, на котором остановилась считалочка. Необходимо найти 2 одинаковых по свойствам предмета и доказать свое утверждение.

Действия. По сигналу воспитателя все дошколята берут в игровой комнате 2 предмета с похожими свойствами.

Необходимо соблюдать уровень сложности заданий, переходить от легких к сложным постепенно. Слишком легкие или трудные упражнения не вызовут интерес у ребенка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]