Конспект занятия по лексической теме «Сад — огород»
Мишина Екатерина Сергеевна
Конспект занятия по лексической теме «Сад — огород»
Цель: Закрепить знания об овощах и фруктах.
Задачи: 1. Коррекционно-образователь ные
— Расширение тематического словаря;
— Образование относительных прилагательных;
— Формирование навыка составления предложения;
— Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
— Развитие связной речи;
— Координация речи с движением;
— Развитие фонематического слуха и мелкой моторики;
— Развитие зрительного, тактильного и пространственного восприятия, восприятия цвета.
3. Коррекционно-воспитатель ные
— Расширять знания о природе;
— Формировать интерес к занятию.
Оборудование: Тематическая картина, корзины, муляжи фруктов и овощей, предметные картинки, бархатная бумага, ворсистые нитки.
Ход занятия
I. Орг. момент
Садится тот, кто заметит ошибку, дети исправляют ошибки логопеда.
Квадратное яблоко, зеленый огурец, синий банан, сладкий лимон, желтая репа, овальный апельсин, синий помидор, желтый баклажан и т. д.
— На какие две группы можно разделить эти предметы?. (овощи и фрукты)
II. Лексико-грамматические игры и упражнения
1. Упражнение «Сад – огород». Беседа по картине:
— Что делают люди осенью в огородах и садах?
— Какие овощи выкапывают лопатой, какие срезают ножом, какие срывают, какие выдергивают из земли?
— Какие фрукты срывают с деревьев?
— Как хранят овощи и фрукты?
2. Игровое упражнение «Урожай». Развитие пространственного восприятия и восприятия цвета. Дети по заданию логопеда раскладывают овощи и фрукты в три корзины по цветам:
В левую корзину – только желтые овощи и фрукты,
В правую корзину – только красные овощи и фрукты,
В корзине посередине – только зеленые овощи и фрукты.
3. Игровое упражнение «Волшебник». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
— Это лимон. Я превращаю его в лимончик;
— Это перец. Я превращаю его в ….;
— Это лук. Я превращаю его в …. ;
— Это слива. Я превращаю ее в … и т. д.
Пальчиковая гимнастика
Капустка Мы капустку рубим — рубим, Мы капустку солим — солим, Мы капустку трем — трем, Мы капустку жмем — жмем. (Имитация движений.)
Сколько грядок в огороде? В огороде у Федоры Растут на грядках помидоры, А на грядке у Филата Много разного салата. У бабушки Феклы Четыре грядки свеклы. У дядюшки Бориса Очень много есть редиса. У Маши и Антошки Две гряды картошки. Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.
«Урожай» Рад, два, три, четыре, пять — Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками Поможем урожай собрать. Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща В ней звук Т пришел на грядку. Тыква — вот, а вот — томат. Здесь — капуста, здесь — салат, Тмин, картошка, артишок И петрушки корешок. Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками Будем есть мы до весны.
Логоритмические упражнения (координация речи и движения)
Картошка Мы картошку накопали, Огурцы с гряды сорвали, Выдернули всю морковку, Срезали капустку ловко И в корзине от земли Вам в подарок принесли. (Приседания, наклоны, имитация движений.)
Огород Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.) Мы пришли на нашу грядку. Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.) Здесь — капуста, здесь — салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.) Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.) И петрушки корешок. (Руки опустить.) Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.) Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)
Источник
Игры и упражнения
Игра «Жадина» (детям 4—8 лет) К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)
Игра «Один – много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много). Помидор — помидоры — много помидоров картофель — картофель — много картофеля (картошки) баклажан — баклажаны — много баклажанов перец — перцы — много перцев кабачок — кабачки — много кабачков тыква — тыквы — много тыкв морковь — моркови — много моркови свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук») лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц) репа — репы — много реп редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук») чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока) петрушка — петрушка — много петрушки огурец — огурцы — много огурцов перец — перцы — много перцев (в значении «много штук») кочан — кочаны — много кочанов горошина — горошины — много горошин стручок — стручки — много стручков
Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет) Огурец — огурчик — огурчики помидор — помидорчик — помидорчики картофель — картошечка — картошечки баклажан — баклажанчик — баклажанчики перец — перчик — перчики тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки редис — редисочка — редисочки морковь — морковка (морковочка) — морковки свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички репа — репка (репочка) — репки чеснок — чесночок — чесночки петрушка — петрушечка — петрушечки укроп — укропчик — укропчики капуста — капусточка — капусточки фасоль — фасолинка — фасолинки
Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет) Хорошая грядка — ……. плохая грядка Старый картофель — …….. молодой картофель Тяжелый мешок — …… легкий мешок Большой урожай — ………. маленький урожай Чистая морковка — ……… грязная морковка Спелый помидор — …… неспелый помидор
Лексическая тема «Сад, огород». Автоматизация звука [С].
ольга никольская
Лексическая тема «Сад, огород». Автоматизация звука [С].
Формировать семантическое поле слова САД, развитие смысловых связей слов.
Упражнять в практическом изменении и образовании слов.
Закреплять произношение звука [С] в слогах, словах, предложениях, фразах, связных высказываниях;
Продолжать развивать фонематические процессы: слух, восприятие, представления; упражнять в звуко-слоговом анализе;
Развивать логическое мышление.
Воспитывать самоконтроль у детей за своей речью и навыки осознанного правильного произношения звуков.
Создавать атмосферу дружеского общения и комфортности на занятии.
Оборудование: картинка садовника, схема характеристики звука, картинка сада, огорода, мяч, картинка со слогами.
Лексическая тема «Овощи. Огород»
Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по лексической теме
Дорогие родители рассмотрите с ребенком натуральные овощи, фрукты, ягоды;
— повторите обобщающие слова — «овощи», «фрукты», «ягоды»;
— обратите внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус;
— расскажите, где и как растут овощи, фрукты и ягоды (в саду, в огороде, на земле, в земле, на кустах, на деревьях);
— по возможности сходите вместе с ребенком на овощной рынок и посмотрите, какие овощи, фрукты и ягоды там продают;
— расскажите ребенку, какие блюда можно приготовить из овощей, фруктов и ягод;
— поговорите с ребенком о труде колхозников на полях осенью.
Поиграйте. 1. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Яблоко, груша, картошка, лимон.
Морковь, слива, капуста, горох.
Малина, клубника, апельсин, черника.
Предложите ребенку самостоятельно составить описательную загадку об овоще, фрукте или ягоде: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай». (Лимон).
Предложите ребенку узнать овощи, фрукты, ягоды на ощупь с закрытыми глазами и по запаху.
Что это? Где растет? Внешний вид. Каков на вкус? Что из него готовят?
Яблоко, лежать, яблоня, под. Картошка, расти, огород, в. Клубника, тарелка, лежать, на.
Составление сложносочиненных предложений по образцу.
Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.
1) Как одним словом можно назвать лук, морковь, свеклу, картофель, огурцы?
2) Где растут овощи?
3) Что делают колхозники на огороде осенью?