Ваше здоровье. Скажи «мама», или Почему ребенок не говорит? Логопед советует, как помочь маленькому молчуну


Статья:

Речь ребёнка в 1 год зависит от того, как проводилась подготовительная работа по её развитию с рождения до года. Гуление, лепет и произнесение первых слов подготовило артикуляционный аппарат к более сложной работе, знакомство малыша с предметами ближайшего окружения обогатило его пассивный словарь.
В год малышу уже известны значения многих слов, активный словарь содержит 10–25 слов, он начинает пользоваться речью, как средством общения. Он может произносить слова правильно (мама, ляля, баба), лепетать (па, ма, бах), частично воспроизводить формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), и подражать голосам животных и окружающим его звукам (му-му, бу-бу, пи-пи, би-би).

На этом этапе уже можно определить, есть ли речевые проблемы. В отличие от специалистов, родителям бывает сложно увидеть их, но ниже мы расскажем по каким признакам можно самостоятельно выявить речевые проблемы у малыша.

Пассивный и активный словарь

В этот период обращает на себя внимание такая характерная особенность, как подражание словам взрослых. Малыш повторяет не только знакомые слова, но и неизвестные ранее. Это могут быть слова, адресованные ребёнку, или слова, которые он услышал от окружающих. Такое активное подражание можно заметить уже с 1 года 5 месяцев. Здесь важно не сюсюкать с детьми, подделывая свою речь под «детский» язык, а давать пример правильного произношения слов.

Начиная с года жизни растёт понимание слов, малышу знакомы названия предметов его ближайшего окружения, названия предметов, животных и прочих объектов, которые ему чаще всего показывают на картинках в детских книжках, на улице. Малыш очень любит рассматривать яркие цветные книжные иллюстрации. Взрослые должны поддерживать этот интерес, подбирая понятные картинки.

Комментируя иллюстрации малышу, нужно высказываться точно, простыми словами, стараться обозначать предмет одним, постоянным словом, чтобы смысл изображённой картинки не был потерян в потоке речи взрослого. Например, пока словом обезьяна называем мартышку и гориллу.

К полутора годам жизни активный словарь ребёнка равен 20–30 словам, по своему звуковому составу он пока прост. Благодаря стремлению подражать речи взрослых, малыш к концу второго года увеличивает количество произносимых слов в десять раз. В речи преобладают существительные, но встречаются глаголы (их в 2–3 раза меньше) и наречия (там, тут, здесь).

Изредка к двум годам в детской речи можно встретить употребление прилагательных, эта особенность сохранится и далее, в младшем дошкольном возрасте. Часто встречаются в речи ребёнка и легко используются личные местоимения (я, ты, он, она).

Дефекты, обусловленные проблемами со слухом

Даже незначительное снижение остроты слуха негативно сказывается на артикуляции. Если у маленького ребенка тугоухость, развитие речи невозможно. Родившиеся глухими и утратившие слух до 3 лет детки без обучения по специальной методике останутся немыми. При этом речевой аппарат не поврежден, а интеллект – в пределах нормы.

Снижение или отсутствие слуха не связано с умственными способностями. Многие дети могут обучаться в обычных школах. Но для этого требуется как можно раньше обратиться к логопеду и начать коррекцию.

Грамматический строй речи и звукопроизношение

После полутора лет появляется способность изменять слова простейшими способами, связывая их в одну фразу (дай куклу – «дай ку»). Чаще всего используются односложные предложения. В таких примитивных предложениях одно слово может употребляться в разных значениях. Произнося слово «му», ребёнок в одном случае хочет, чтобы ему дали игрушку, а в другом тем же самым словом обращает внимание взрослого на глазки или рожки игрушечной коровы, которую он держит в руках.

К окончанию второго года жизни в предложениях может быть и три, и четыре слова. Предложения бывают и вопросительными, и восклицательными. Сами вопросительные слова пока ребёнку недоступны, он выражает вопрос интонацией, с которой произносит такое предложение. Предлогов в словах пока тоже нет («Сева би-би» – у Севы машинка).

Все гласные звуки на втором году жизни уже произносятся малышом. Доступны его артикуляции и некоторые согласные звуки: м, п, к, т, д, н, ф, х, б, г, в, й. Чёткость их произношения зависит от места звука в слове и количества слогов в нём. В простых словах из одного – двух слогов все звуки произносятся правильно (Катя, папа, Таня, Вова). Эти же звуки «глотаются» и искажаются в более сложных словах (писина – машина). Не даются малышу и сочетания двух согласных звуков рядом (хеб – хлеб), особенно если это сложные в произношении звуки, например: с, ш, р, л.

Становится заметен разный темп освоения речи детьми одного и того же возраста. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша, наследственности, и от перенесённых в раннем детстве заболеваний. Большое значение имеет интенсивность общения взрослых с ребёнком, то, как стимулируется речевое развитие ребенка в 1 год.

Прогноз и профилактика

Если ваш малыш говорил, а потом вдруг замолчал, то не отчаивайтесь. В большинстве случаев прогноз очень благоприятен. Своевременная коррекция позволяет искоренить патологию. Исключением являются случаи, когда малыш перестал говорить слова вследствие тяжёлого поражения центральной нервной системы или синдрома Ландау-Клеффнера.

Чтобы ребёнок не замолчал, родители должны уделять его эмоциональному состоянию особое внимание. При первых признаках стресса лучше обращаться к психологу. Ребёнка следует окружать заботой и помогать развивать ему речь. Однако профилактических мер для предупреждения афазии не создано. Единственное, что могут сделать родители для ребёнка – своевременно проходить медицинские обследования, предупреждать черепно-мозговые травмы и тяжелые нейроинфекции.

Нормы развития речи на втором году жизни малыша

Оценивать речь ребёнка в год очень проблематично: ориентиры её развития весьма условны и допустима задержка речевой активности. Можно привести приблизительные нормы к концу второго года жизни:

  • малыш отвечает на простые вопросы;
  • он может выполнить простое поручение, например, отнести бабушке чашку, подать вещь или игрушку;
  • ребёнок легко повторяет за взрослыми несложные фразы и простые слова;
  • его произношению доступны все гласные и большинство согласных звуков;
  • к полутора годам малыш объединяет в предложение два слова, а к двум годам строит предложение из 3–4 слов;
  • он активно и по собственной инициативе вступает в общение с другими детьми и знакомыми взрослыми;
  • он может задавать вопрос, пользуясь интонацией;
  • ребёнок способен произнести не менее 50 слов, чаще 200–300;
  • начинает использовать единственное и множественное число существительных (кубик — кубики), уменьшительно-ласкательные суффиксы (дом —домик);
  • он может понять и выполнить инструкцию из двух этапов: «Возьми на столе ложку и отнеси её папе»;
  • малыш может показать две — три части тела или больше;
  • слушает потешки, сказки, стишки, пытается запоминать небольшие кусочки.

Если в списке выше вы видите пункт, которому ваш малыш не соответствует, стоит пристально понаблюдать за ребёнком, оценить, стремится ли он к общению с окружающими, понимает ли обращённую к нему речь. Вполне возможно, что у малыша небольшая задержка речевого развития.

Неправильная артикуляция

В эту группу входит дислалия, или косноязычие, и дизартрия. Дислалия проявляется в том, что малыш произносит не все слоги слова или заменяет их другими. Ее подразделяют на механическую и функциональную. В первом случае проблемы с артикуляцией возникают из-за неправильного развития рта или носоглотки. Такое нарушение коморбидно – оно сопровождается гнусавостью, замедлением или ускорением темпа произношения. Функциональное нарушение связано с ослаблением нервных импульсов, передаваемых мозговыми структурами.

Для детей 2-3 года жизни произношение первых или последних слогов слова считается условной нормой. В логопедии даже существует понятие «физиологической дислалии». Если проблема сохраняется дольше, необходима консультация логопеда.

Дизартрия или нечленораздельная речь также может сопровождаться произношением отдельных частей слова. Такая патология развивается на фоне травмы или воспалительного процесса в структурах головного мозга, при нарушении системного кровотока. При этом нарушается координация движений, затрудняется глотание, возможно непроизвольное слюноотделение. Ограничивается объем движений артикуляционного аппарата. Голос становится тихим или полностью исчезает. Ребенок произносит слова медленно, делая неравномерные промежутки.

Симптомы задержки речевого развития малыша

Как понять, что у годовалого ребёнка задержка речевого развития? Этот вопрос интересует многих родителей, и нередко мамы и папы бросаются из крайности в крайность. Одни, видя, как сверстники их ребёнка бегло и свободно высказываются, тревожно прислушиваются к речи своего малыша, который не освоил и половины подобного лексикона. Другие же, опираясь на истории тех кто рассказывает, как их молчавшие дети внезапно заговорили в 3, 5, 6 лет, ничего не предпринимают и ждут такого же чуда, а потом сталкиваются с проблемой серьёзной задержки развития своего малыша.

Возраст от года до двух – это своеобразный рубеж, когда становится ясно, нормально ли развивается детская речь, или у ребёнка есть одна из следующих патологий:

  • моторная алалия
  • сенсорная алалия,
  • дизартрия,
  • афазия,
  • ринолалия,
  • тугоухость, или отсутствие слуха,
  • задержка речевого развития,
  • общее недоразвитие речи.

В два года нужно обязательно обследовать малыша у специалиста, если у него имеются следующие симптомы:

  • ребёнок молчит или лепечет на одному ему понятном языке;
  • когда спрашивают, как его зовут — отворачивается;
  • малыш не обращается к взрослому, когда ему что-то нужно, а мычит или показывает пальцем;
  • ребёнок понимает то, что ему говорят, но сам не может оформить высказывание;
  • сначала речь появилась, в ней были слова или даже фразы, а потом она пропала, и ребёнок практически замолчал;
  • к 2 годам в речи почти нет слов.

По результатам обследования в два года целесообразно начинать стимуляцию речевого развития, причём значительно продвинуться в этом направлении могут сами родители. Многие просто не знают что и как нужно делать, поэтому рекомендуется сходить на консультацию к логопеду, психологу или дефектологу — с ними можно заниматься уже с 2 лет.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей?

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования речевых навыков у ребенка. Чаще всего оно может обнаружиться в возрасте трех лет, когда ребенок начинает активно разговаривать. Но ОНР – это не симптом серьезного заболевания, а чаще всего просто недостаточное внимание родителей к речи ребенка. Например, если ребенок говорит «ыба», «суба», «дау», а родители его не поправляют, думая, что «само пройдет».

Четыре месяца назад в одну из социальных сетей онлайн-школы Kidskey пришло такое сообщение:

«Моему сыну 4 года. Он с 3-х лет ходит в садик, но почти не разговаривает. Его речь похожа на лепет годовалого ребенка. Я понимаю его только тогда, когда он объясняется жестами. Знакомые успокаивают, что мальчики начинают говорить позже, но я очень переживаю, потому что в саду дети не хотят играть с моим сыном, он постоянно плачет, злиться и даже обижает своих одногруппников.

Не знаю, что делать. Подскажите, пожалуйста, стоит ли мне сейчас что-то предпринимать или все же ждать, пока ребенок перерастет? Обязательно ли идти к специалисту или можно заниматься развитием речи дома?»

Давать какие-то абстрактные советы, не пообщавшись с ребенком, сложно. Поэтому мы пригласили маму с мальчиком на бесплатную онлайн-консультацию.

Замечательный и улыбчивый Рома не имел никаких проблем со слухом и интеллектом, но общался с нашим методистом так:

  • вместо «дай» — говорил «да-да», вместо «есть» — «нам-нам»;
  • вместо целого слова, называл только корень и обозначал им сразу несколько слов – «ма» — «машина», «ба» — «барабан», «банан», «батарейка»;
  • одни и те же слова говорил по-разному: «машина» — «аша», «биби», «пипи», «си»;
  • сложные слова и фразы сокращал: «мама ушла на работу» — «ма ся а ату».

После консультации стало понятно – у Ромы общее недоразвитие речи (ОНР) первой степени.

Этот диагноз логопеды могут поставить ребенку, если он сказал первые слова только после 3-х лет или если он больше объясняется жестами. Например, вместо того, чтобы сказать «Мама, дай конфету», он говорит «дай», а дальше показывает пальцем на шкафчик, где лежат сладости.

Ниже есть таблица с нормами развития речи ребенка по возрасту. Посмотрите, но сильно не зацикливайтесь на этих данных – каждый ребенок индивидуален и развивается со своей скоростью.

Самостоятельная диагностика задержки развития речи

Не являясь специалистами, родители вряд ли самостоятельно смогут определить, в чём причина речевого дефекта. Им доступна только простая диагностика. Родители могут определить:

  • не нарушен ли у малыша слух,
  • в каком состоянии у ребёнка находится крупная и мелкая моторика,
  • сохранена ли подвижность его органов артикуляции,
  • в какой степени он понимает обращённую к нему речь.

Проверка слуха

Нарушение слуха – весомая причина задержки развития речи. Не слыша правильное произношение слов, малыш не сможет произнести их. Можно заподозрить такую патологию, если с года появляются следующие симптомы:

  • малыш не реагирует на тихие звуки, которые раздаются вне поля его зрения;
  • он не поворачивается к источнику звука;
  • ребёнок не проявляет интереса к музыке, звукам работающей бытовой техники, электроники;
  • малыш не понимает, когда к нему обращаются;
  • он не имитирует звукоподражания, в его речи нет лепета и простых слов;
  • ребёнок не использует голос для привлечения к себе внимания взрослых.

При появлении сомнений можно самостоятельно проверить слух у малыша. Для этого нужен взрослый помощник и отдельное помещение, защищённое от постороннего шума. Малышу нужно предложить поиграть вместе с мамой в звучащие игрушки. Далее, взрослый ими производит звуки за спиной у малыша на расстоянии не меньше 6 метров, так чтобы он не видел источник шума. При отсутствии реакции расстояние уменьшают на один метр, приближаются с каждым этапом все ближе к ребёнку.

Можно начать обследование с шёпота за спиной у малыша, изображающего непривычное для него сочетание звуков, которое должно привлечь внимание ребёнка. Затем эти звуки или имя малыша повторяют голосом обычной громкости. Такая же процедура проводится через несколько дней. При подозрении на отсутствие или снижение слуха нужно показать ребёнка отоларингологу.

Диагностика мелкой и крупной моторики

Обследованию моторики не напрасно придаётся такое большое значение. Зоны головного мозга, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики ребёнка, расположены рядом друг с другом. Нет проблем с мелкой моторикой – значит, сохранны механизмы возникновения речи, и, скорее всего, проблема лежит не в области невропатологии. Неуверенные и нескоординированные движения, невозможность совершать точные движения кистью руки и пальчиками – нужна консультация невролога и тщательная диагностика.

Показатели развития общей моторики к окончанию второго года жизни ребёнка:

  • он умеет бегать;
  • неплохо поднимается по лестнице, наступая по очереди одной ножкой на каждую ступеньку;
  • невысоко подпрыгивает вверх или перепрыгивает через очень низкое препятствие;
  • ударяет ногой по мячику;
  • перешагивает через предметы;
  • марширует, хотя и не слишком ловко;
  • может пятиться назад.

Достижения в развитии мелкой моторики у двухлетнего малыша:

  • пытается остановить катящийся к нему мячик;
  • он может поставить друг на друга от 4 до 6 кубиков («строим башню»);
  • ребёнок рисует вертикальные линии или просто «каракули», хотя карандаш или фломастер держит зачастую неправильно;
  • у него отлично развит «пинцетный захват», когда очень мелкие детали игрушек или кусочки пищи малыш берёт двумя пальчиками;
  • он нанизывает колечки пирамидки на штырь подставки;
  • отрывает от листа бумаги, куска пластилина мелкие кусочки.

Для определения уровня развития моторики не нужно организовывать специальное обследование, достаточно внимательно понаблюдать за движениями ребёнка во время бодрствования.

Диагностика органов артикуляции

Аномалии строения речевых органов, нарушение их подвижности может влиять на умение произносить отдельные группы звуков. Чтобы обнаружить патологию, достаточно проверить строение языка, челюстей, губ, нёба.

Возможные проблемы:

  • прогения – нижняя челюсть выдвинута далеко вперёд относительно верхней челюсти;
  • прогнатия – верхняя челюсть выдаётся вперёд;
  • открытый прикус – между сомкнутыми зубами виден промежуток;
  • высокое и узкое нёбо («готическое»);
  • укорочённая уздечка языка, малышу сложно поднимать язык наверх, он начинает раздваиваться у ребёнка как у змеи;
  • массивный или очень маленький язык.

Помимо этих дефектов, родители могут заметить повышенное слюнотечение, дрожание языка, вялость губ, постоянно приоткрытый рот. При наличии таких симптомов нужно сразу же обратиться к специалисту. Отсутствие своевременного проведения коррекционных мероприятий может привести к развитию задержки психического развития и даже умственной отсталости.

Проверка понимания речи

Чтобы удостовериться, что ребёнок понимает обращённую к нему речь, ему предлагают выполнить несколько заданий в игровой форме:

  • предложить выбрать одну игрушку из нескольких, разложенных перед малышом;
  • понимает и отбирает предметы красного, жёлтого, синего и зелёного цвета;
  • собрать матрёшку или пирамидку
  • попросить показать вещи, которыми он пользуется в быту: ложка, чашка, стул, тапочки;
  • предложить показать у себя или у куклы части тела;
  • попросить найти предмет или действие на картинке (их можно вырезать из ненужных журналов и наклеить на картон);
  • предложить выполнить простую просьбу: принести книжку, подойти поближе, дать игрушку.

Отсутствие дефектов органов артикуляции и понимание речи окружающих при недоразвитии речевых умений, может свидетельствовать о темповой задержке речи или общем недоразвитии речи. Стимулирующие занятия со специалистом, начатые как можно раньше, помогут преодолеть отставание от сверстников.

Нарушения речи

Неправильная артикуляция может считаться нормой у детей до 2-3 лет. Если речевые дефекты носят стойкий характер, требуется логопедическое вмешательство. При ярко выраженных нарушениях произношения следует исключить наличие тяжелого расстройства речи.

Родителям не следует самостоятельно ставить диагноз, но важно знать о самых распространенных нарушениях произношения, чтобы вовремя обратиться за помощью к дефектологу и быстро справиться с расстройством. Если дефект приобретает стойкий характер, устранить его будет сложнее. В логопедии принято классифицировать речевые нарушения на 4 вида:

  • неправильная артикуляция;
  • патологии ритмики и темпа произношения;
  • дефекты, обусловленные проблемами со слухом;
  • ОНР (общее недоразвитие речи) или утрата имевшихся навыков.

Как помочь ребенку заговорить?

В первую очередь покажите малыша педиатру, оториноларингологу и неврологу, чтобы исключить физиологические причины отсутствия речи. Если проблемы есть, немедленно приступайте к лечению. Чем больше времени будет упущено, тем сложнее окажется путь выздоровления.

Если врачи пришли к заключению, что ребенок полностью здоров, то вам необходимо создать вокруг него благоприятную среду для развития речи. Как это сделать?

Разговаривайте с малышом.

Дети учатся говорить, подражая взрослым. Некоторые родители полагают, что младенец не понимает их речь, а значит, и разговаривать с ним бесполезно. Но это не так. Ребенок впитывает каждое слово. Поэтому старайтесь ласково разговаривать с малышом во время его бодрствования, причем важно, чтобы он хорошо видел, как двигаются ваши губы при артикуляции звуков.

Говорите с малышом правильно.

Четко произносите звуки и говорите медленно, чтобы ребенок успевал вычленять из речи отдельные слова. Комментируйте свои действия, называйте и описывайте предметы, которыми берете в руки, старайтесь использовать обычные слова вперемешку со звукоподражательными ( типа ам-ам, бо-бо) и простые синтаксические конструкции, но только не сюсюкайте и не искажайте звуковой облик слова. Говорите так, как будто ожидаете ответа от малыша.

Читайте, слушайте, пойте

Пока ребенок бодрствует, включайте аудиозаписи с детскими песенками. Перед сном читайте вслух малышу сказки. Пойте с ним простые песенки, потешки, проговаривайте короткие стихи и пестушки. Все это обогащает словарный запас ребенка, помогает ему овладеть грамматикой родного языка.

Десять-двенадцать месяцев – идеальное время для того, чтобы познакомить малыша с книгой. Только подберите «ударопрочные» издания со страницами из толстого картона или текстиля и большими яркими картинками. Давайте ребенку возможность поиграть с книжкой, полистать ее, рассмотреть иллюстрации. Читая книжки, старайтесь заинтересовать своего слушателя, задавайте вопросы типа «Где у зайчика ушки? А где носик?» и т.д. Особенно будут полезны для ваших занятий специальные альбомы для развития речи.

Уберите телевизор, гаджеты и говорящие игрушки

Всевозможные развивающие мультики, игры на планшете и интерактивные игрушки, какими бы крутыми и дорогими они ни были, только отвлекают ребенка от происходящего вокруг. Дайте возможность малышу самостоятельно исследовать окружающий мир. Дайте ему самые простые «молчащие» игрушки – кубики, пирамидку, текстильных зверей и кукол. Позвольте малышу стать создателем игры, а не пассивным наблюдателем, нажимающим на кнопку.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]