Речевая карта для детей с алалиейучебно-методический материал по логопедии на тему


Речевая карта для детей с алалиейучебно-методический материал по логопедии на тему

РЕЧЕАЯ КАРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

(Общее недоразвитие речи I – II уровня)

  1. Анкетные данные:
  • Фамилия, имя_____________________________________________________________________________________
  • Дата рождения____________________________________________________________________________________
  • Домашний адрес__________________________________________________________________________________
  • Откуда прибыл ребенок____________________________________________________________________________
  • Дата начала занятий_______________________________________________________________________________
  • Диагноз ПМПК___________________________________________________________________________________
  • Заключение № ________________________ Срок пребывания ____________________________________________
  • Состояние слуха и зрения _________________________________________________________________________
  • Речевая активность: норма/ ниже нормы / отсутствие речи /_____________________________________________
  • Понимание речи окружающих: сохранно / снижено / снижено значительно/______________________________
  • Не прерывалось ли речевое развитие

II. Неречевые функции

  1. Привлекаемость: привлекается/ требуется дополнительная стимуляция/ не привлекается/ _______________
  2. Контактность: контактен/ избирательно контактен /в контакт не вступает/ _____________________________
  3. Продуктивность: норма/ ниже нормы / низкая / крайне низкая_______________________________________
  1. Подражательная деятельность
Начало года Конец года
отсутствие
действию
слову и действию

5. Восприятие

Начало года Конец года
Зрительное «Узнай предмет»

в цветном,

контурном изображении; наложенные друг на друга предметы,

Слуховое «Угадай, что звучит?»

6. Понимание и различение цветов

Начало года Конец года
показывает называет показывает называет
Красный
Желтый
Зеленый
Синий

7. Понимание различных величин

Начало года Конец года
показывает называет показывает называет
Большой
Маленький

8. Различение и называние геометрических фигур

Начало года Конец года
показывает называет показывает называет
Круг
Квадрат
Треугольник

9. Состояние памяти и внимания

Начало года Конец года
зрительной и зрительного «Запомни, какой игрушки не стало?»
«Что изменилось?»
слуховой и

слухового:

«Хлопни, как я» I
II
III
I — II
I — III
II — I
II — II
«Запомни и повтори»

(слоговые цепочки)

ма — ма
ма — му
ма — па
ма — пу
ма — му — ми

10. Конструктивная зрительная память

Начало года Конец года
по образцу по памяти по образцу по памяти
треугольник
квадрат
кровать
стульчик
  1. Мышление
Начало года Конец года
«Доска Сегена»
Пирамидка из 3-4 колец
«Составь целое» (картинки, кубики) 2 части
(3-4) части

12. Характер игровой деятельности: вступает /не вступает в игру / манипулирует с предметами/ играет рядом/ игра по возрасту/ __________________________________________________________________________________________

III. Общая и мелкая моторика.

Начало года Конец года
Общая моторика и ориентация в пространстве Покажи, как «зайчик прыгает»
Покажи, как «медведь ходит»
Подними руки вверх
Опусти руки вниз
Спрячь руки за спину
Покажи правую руку
Покажи левую руку
Подпрыгни
Постой на одной ноге
Мелкая моторика «Птички клюют зерно»
«Заяц»
«Кольцо»
Сжать и разжать кулачок
Переключение с одной позы на другую «Кулак – ладонь»

IV. Строение артикуляционного аппарата, артикуляционная моторика, речевое дыхание.

1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

  • Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)___________________________________________________________
  • Зубы (редкие, кривые, мелкие, отсутствие, вне челюстной дуги) _________________________________________
  • Челюсти, прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)_______________
  • Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субкумозная щель)__________________________
  • Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького языка)____________________________________
  • Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)_______________________________________
  1. Состояние дыхательной и голосовой функции:
  • Тип дыхания: верхнее-ключичное/ диафрагмальное/ брюшное/ смешанное/ _____________________________
  • Объем дыхания: достаточный/ недостаточный/_____________________________________________________
  • Направление воздушной струи при речи: через рот/ через нос/ ______________________________________
  • Громкость голоса: чрезмерно громкий или тихий/ глухой/ монотонный/ с назальным оттенком/ ___________

3. Невербальные виды общения

Начало года Конец года
использование мимики
жестов
  1. полностью заменяет вербальное общение
  2. активно использует
  3. как вспомогательное средство общения
  4. не использует
  1. Состояние артикуляционной моторики:
Начало года Конец года
Широко открыть рот
«Улыбка»
«Трубочки»
«Лопаточка»
«Жало»
«Качели»
«Маятник»

Особенности: синкинезии, повышенная саливация, девиация кончика языка вправо/влево, тремор, гипертонус мушц / гипотонус мышц, трудности нахождения артикуляционной позы, трудности удержания артикуляционной позы, цианоз языка __________________________________________________________________________________

V. Речевая функция

1. Исследование импрессивной стороны речи.

1. Понимание речи на уровне диалога:

Как тебя зовут? ________________________________________________________________

Какая игрушка тебе понравилась? _________________________________________________

Покажи, как можно играть с куклой (машинкой)? ____________________________________

2. Понимание инструкций:

Начало года Конец года
Возьми мяч
Дай куклу
Брось мяч на пол
Возьми мяч и дай мне

3. Понимание слов обозначающих:

Начало года Конец года
предметы кукла
машина
дядя
тетя
чашка
ложка
хлеб
кошка
собака
сапоги
платье
куртка
шапка
действия покажи, кто рисует
читает
стоит
идет
сидит
бежит
лежит
спит
ест
пьет
признаки большой
маленький
горячий
холодный
сладкий
кислый

4. Понимание фраз (с опорой на картинки):

Начало года Середина года Конец года
Мальчик идет
Дети играют
Мама купает малыша

5. Различение значений единственного и множественного числа.

Начало года Конец года
Имена существительные дом — дома
стол — столы
чашка — чашки
птица — птицы
машина — машины
Глаголы стоит — стоят
бежит — бегут

6. Понимание значений существительных с суффиксами уменьшительности:

Начало года Конец года
дом – домик
стул — стульчик
мяч – мячик
чашка — чашечка
шар – шарик
кукла — куколка

7. Состояние фонематического восприятия:

Начало года Конец года
Кот – кит
Дом – дым
Мишка — мышка

2. Обследование экспрессивной стороны речи:

  1. Общая характеристика речи
Начало года Конец года
Отсутствие
Лепетная речь
Начатки фразы

:

  1. Изучение активного словаря:
Начало года Конец года
звукоподражания У девочки болит зуб. а-а-а
Как девочка (ляля) плачет? уа
Девочка заблудилась. ау
Как кошка кричит? мяу
Как собака лает? ав-ав
Аморфные и лепетные слова (наличие)
Существительные Логические группы Игрушки
Одежда
Посуда
Домашние животные
Части тела руки
ноги
голова
глаза
рот
нос
уши
Части машины колеса
фары
руль
двери
Глаголы идет
ест
спит
лежит
  1. Грамматический строй речи:

1) множественное число существительных:

Начало года Конец года
кот — коты
глаз — глаза
дом — дома
машина — машины

2) уменьшительно-ласкательная форма существительных:

Начало года Конец года
дом — домик
стол — столик
нож — ножик
рука — ручка
машина — машинка

3) Согласование существительных с местоимениям «МОЙ, МОЯ, МОЕ»:

Начало года Конец года
шапка
кровать
кубик
платье
стул
мяч

4) Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»):

Начало года Конец года
стой
иди
лежи
спи
ешь
играй
  1. Слоговая структура слов:
Начало года Конец года
мама
папа
баба
тата
Катя
Ваня
тени
кони
дети
панама
кубики
мак
сок
дом
петух
диван
банан
сидит
ходит
кошка
банка
мишка

5. Звукопроизношение

ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
А У О И Э Ы П Б М Н В Ф Т Д К Г Х С Й Ль
Н.г
К.г

Заключение:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Алалия.ру

Столкнувшись в работе с безречевыми детьми, пришлось изучить много материала. Первое, в чем я испытала трудность – как проводить логопедическое обследование безречевых детей?

В итоге я составила речевую карту, в которую включила все основные моменты, необходимые для получения представления о дефекте. Думаю, она заинтересует начинающих логопедов, как и я, хватающихся за любую «соломинку».

Карта логопедического обследования безречевого ребенка

Подготовительная часть: Сбор анамнеза (анкетирование родителей).

Основная часть: — Понимание речи (состояние импрессивной речи, слуховое внимание, фонематическое восприятие).

Исследование слуховых функций и фонематического восприятия

1. Наличие реакции на голос.

Громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА.

2. Различение неречевых звуков.

Узнать, какая игрушка издаёт звук (сначала дать послушать обе игрушки, игрушки шумят за ширмой)

2 игрушки___________ .

3 игрушки __________ .

Повторить действие (за спиной топнуть, хлопнуть в ладоши, ударить по столу).

3. Различение речевых звуков и наличие реакции на звуки речи.

Произнесение двух гласных (чтобы не было видно артикуляции) с показом картинки (например, А — плачет кукла, У — скулит собака). «Кто сказал А? Кто сказал У?» (если выговаривает, произносит сам).

Аналогично согласные звуки (если выговаривает, произносит сам).

Выявление объема и точности словаря

1. Показать игрушки: «Покажи куклу (матрешку, пирамидку, мишку)».

Видоизменить задание: «Возьми куклу (матрешку…)».

Подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку…).

Если справляется с заданием, узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).

Показать обиходные предметы: стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки.

2. Знание слов обобщающего характера:

Из сгруппированных предметы по темам: одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки, найти те или иные предметы: «Найди посуду» (игрушки, одежду и др.).

Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост). «Покажи свою руку», «Где лапка у зайчика?».

3. Соотнесение предметов с их назначением.

Предложить: яблоко, мяч, зубную щетку.

Вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?».

Затем заменить предметы на предметные картинки и повторить вопросы.

4. Выяснение объема глагольной лексики.

Разложить сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия, дать возможность рассмотреть картинки, а затем показать нужную в ответ на вопрос: «Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)».

«Покажи, кто умывается (стоит, бежит)».

Выкладывается 2 картинки «Покажи, кто умывается? Кто вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.).

5. Понимание названий признаков предметов.

«Покажи где большой стол? Где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом)».

«Какой кубик больше? Какой меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)».

«Где красный (желтый, синий) мячик?».

Выявление дифференциации элементарных грамматических форм

1. Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного «Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)».

2. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения. «Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)».

3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)».

Понимание предложений

Выполнение инструкции «Закрой глаза (подними ножку, погладь кошечку, принеси кубик)».

Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе «Возьми мишку и посади его на стул (подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».

Изучение неречевых функций

1. Ориентировка в окружающем пространстве.

Показать «верх/низ», а также направления: «Покажи, где группа? (спальня, кабинет лечебной физкультуры, окно, дверь)».

Дать ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзорная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предметы на окне (шкафу, столе, полке).

2. Ориентировка на плоскости.

На глазах ребенка построить домик из заготовленных частей (домик — квадрат, крыша — треугольник, труба — прямоугольник) и предложить: «Покажи, где крыша? Где труба?».

3. Наличие праксиса позы при имитации движений (в плане общей моторики).

Предложить ребенку повторить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой, наклониться, прыгнуть).

4. Наличие праксиса позы при выполнении проб на мелкую моторику, возможность дифференцированности движений пальцев и способности к переключению.

Повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки». Чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак».

Предложите ребенку поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки.

5. Оральный праксис.

Предложить ребенку по подражанию выполнить несколько действий: широко отрыть рот; улыбнуться; надуть щеки; вытянуть губы в трубочку; сделать губы как при звуке [о]; высунуть язык лопаткой; поднять кончик языка вверх; опустить кончик языка вниз; поместить кончик языка в правый, затем — в левый угол рта.

6. Способность к переключению движений.

Предложите ребенку повторить вслед за собой по два движения.

7. Конструктивный праксис.

Воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу, создать конструкцию по памяти.

8. Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности

Сложить разрезные картинки из 2—3 частей с прямым краем; облегченный вариант кубиков Кооса; выполнить вкладки в доску Сегена.

Изучение невербальных компонентов коммуникации

1. Реакция на незнакомого человека.

Предложите ребенку поздороваться с вами за руку.

В кабинет входит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор.

2. Реакция на впечатление.

Ребенок входит в кабинет с хорошо знакомой обстановкой. На столе находится новая яркая игрушка.

3. Способность к подражанию.

Предложите ребенку копировать ваши жесты и мимику.

Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия пить, есть, спать, мыть (руки), чистить (зубы), причесываться, гладить (кошку).

4. Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай).

Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).

5. Способность изображать и играть роль. — «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка», «Идет слон», «Бежит собачка», «Крадется лиса».

Все предлагаемые задания должны быть эмоционально окрашены и спланированы таким образом, что реакция на них может быть минимальной. Используются различные средства стимуляции, положительное подкрепление деятельности ребенка.

Выводы:

Если у безречевого ребёнка нет аутистических проявлений, то нарушения говорят о следующем.

Нарушения слухового восприятия и понимания речи говорит о сенсорной алалии, выраженной в разной степени: от полной невосприимчивости к звукам речи и даже голосам людей – до некоторой способности улавливать смысл отдельных простых слов и инструкций.

Если ребенок понимает слова и инструкции, но неустойчиво и неточно, у него может быть задержка речевого развития, вызванная некоторым недоразвитием сенсорных функций.

Наличие двигательных затруднений говорит о моторной алалии, выраженной в разной степени: от полной неспособности совершать произвольные движения органами речи (и даже неспособности принимать помощь), до ограничения способности к выполнению действий по подражанию.

Последнее может свидетельствовать и о задержке речевого развития, вызванного моторными трудностями.

При сочетании сенсорных и моторных нарушений нужно говорить о сенсомоторной алалии. В этом случае задержка речевого развития маловероятна. ЗРР возможна, если сенсорные и моторные нарушения не слишком выражены.

Логопедическое заключение: _______________

Лазарева Ирина Дмитриевна,

учитель-логопед,г. Москва,

ГБОУ детский сад общеразвивающего вида №2583

Источник: https://logoportal.ru/logopedicheskoe-obsledovanie-bezrechevyih-detey/.html

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]