Логопедический альбом игр и упражнений по заиканию

14

Заикание

– это нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорожным состояние артикуляционного аппарата.

Заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными расстройствами, которые у взрослых часто становятся доминирующими… В механизмах развития этого речедвигательного невроза принимают участие психологические, социально-психологические и биологические факторы. Во многих случаях заикания отмечается так называемая органическая «почва» в виде церебральной дефицитарности различного генеза (В.М. Шкловский).

К решению вопроса заикания нет единого подхода, единой концепции.

Заикание, спотыкание внешне проявляется в виде судорог и спазмов, отличающихся от судорог при эпилепсии.

Дифференциация понятий заикание и логоневроз

Заикание возникает не как невроз (т.к. в детском возрасте), а как явление, нарушающее просодику речи (нарушается мелодика).

Практически у всех заик наблюдаются невротические проявления: вегетативные, ситуативные.

Логоневроз вторичен при заикании: ребенок начинает невротически реагировать на свой дефект после 6-7 лет – невроз есть у личности.

Понятие Логоневроз гораздо шире, нежели заикание, т.к. включает в себя функциональные афонии и дисфонии, мутизм, боязнь публичной речи.

Заикание может протекать и без невроза.

Картотека литературы по заиканию

Наталья Арепьева

Картотека литературы по заиканию

Шкловский В. М.

Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197-209.

Анохин П. К.

Очерки по физиологии функциональных систем. М. —1975.

Арутюнян Л. З.

Как лечить заикание. М. — 1993.

Асатиани Н. М.

Заикание у взрослых. // Заикание. Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. М. — 1983. С. 180-221.

Белякова Л. И.

Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание:

проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л. И. М. — 1992. С. 3-20.

Белякова Л. И., Дьякова Е. А.

Речевые паузы в нормальной речи и при заикании. // Вопросы психологии. № 3, 1993. С. 88-94.

Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Сравнительный анализ речеязыковых параметров улиц с нормальной речью и заикающихся. // Психолингвистика и современная логопедия. Под ред. Халиловой Л. Б. М. —1997. С. 156-169.

Ястребова А В.

Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы Пособие для учителей-логопедов М — Просвещение 1980.—С. 5-14

Блысина И. В., Ковшиков В. А.

Массаж в коррекции артикуля-торных расстройств. С-Пб. — 1995.

Болдырева Т. А.

Динамика формирования личности заикающихся. // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л. Б. М— 1992. С. 76-87.

Вессарт О. В.

Лингвистические факторы, провоцирующие возникновение запинок при заикании. // Сб. Заикание. Экспериментальные исследования и методы реабилитации. М. — 1986. С. 37-45.

Вильсон Д. К.

Нарушения голоса у детей. М. — 1990.

Власова Н. А.

Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М. — 1959.

Волкова Г. А.

Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М. — 1983

Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред.

ОС. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. М., Просвещение, 1968.

Выгодская И. Б., Пеллингер Е. А., Успенская Л. П.

Устранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. М. —1984.

Выгодский Л. С.

Развитие высших психических функций. М. — 1960.

Гринер В. А.

Логопедическая ритмика для дошкольников. М. ,1958.

Групповая психотерапия. Под ред. Карвасарского Б. Д., Ледера С. М. — 1990.

Данилов И. В., Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов. Л. —1970.

Драпкин Б. З.

Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков. // Клиника и терапия заикания. М. —1984.

Дьякова Е. А.

Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся. // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Л. И. Беляковой. М. -1992. С. 38-50.

Жинкин Н. И.

Речь как проводник информации. М., 1982.

Заикание у подростков. Книга для логопеда. Из опыта работы. // Сост. Буянов М. И. — М. — 1989

Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л. И. М. — 1992.

Зимняя И. А

. Основы теории речевой деятельности. М. —1974.

Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда // Ред. сост.

В. И. Селиверстов. М., 1987.

Калачева И. О.

Использование семей ной психотерапии в процессе реабилитации детей раннего

возраста, страдающих заиканием. //Заикание: проблемы теории и практики. М. —1992. С. 100-107.

Клиника и терапия заикания. Под ред.

Г. В. Морозова. М. — 1984.

Клиника, дифференциальная диагностика и принципы комплексной терапии затяжных форм заикания у взрослых в условиях стационара. Методические рекомендации. Сост.: Асатиани Н. М., Казаков В. Г., Лубенская АД, Оганесян Е. В. М — 1980.

Козлянинова И. П., Чарели Э. М.

Речевой голос и его воспитание. М. — 1985.

Кочеткова И. И.

Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М. — 1989.

Крапивина Л. М.

Методические рекомендации по организации и содержанию логопедических занятий с

заикающимися преддошкольного

возраста. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. БеляковойЛ. И. —М. —1992. С. 126-141.

Кузьмин Ю. М.

Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений. // В сб.:

Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями. Сб. научн. трудов. 1989.

С. 5-24.

Левина Р. Е.

Заикание у детей. // В кн.: Преодоление заикания у детей. Под ред. Левиной Р. Е. М., 1975. — С. 3-22.

Леонтьев А. А.

Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.

Миронова С. А.

Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. // Преодоление заикания у дошкольников. Под ред. Левиной Р. Е. М. — 1975. С. 23-135.

Миссуловин Л. Я.

Лечение заикания. // М. — 1988.

Мясищев В. Н.

Личность и неврозы. Л. — 1960.

Некрасова Ю. Б.

Психологические основы процесса социореаби-литации заикающихся. Автореф. дисс. д-ра психологических наук. М., 1992.

НосенкоЭ. Л.

Эмоциональное состояние и речь. Киев. — 1981.

Обучение и воспитание заикающихся дошкольников: Программа для специальных дошкольных

учреждений. М. —1983.

Оганесян Е. В.

Логопедическая ритмика. М. — 1998.

Сикорский И. А.

О заикании. С. -Пб. 1889.

Станишевская Н. Н.

Психологическое исследование личности взрослых больных, страдающих

заиканием. // В сб.: Клиника и терапия заикания. Сборник научн. трудов. Под ред. Морозова Г. В. М., 1984.—С.

98-106.

Чистякова М И.

Психогимнастика М — 1990.

Ястребова А В.

Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы Пособие для учителей-логопедов М — Просвещение 1980.—С. 5-14

Исторический аспект проблемы заикания

Праотцом заикания был Цицерон – он явился основателем риторики.

Демосфен изобрел способ борьбы с заиканием (говорить громко, во рту с камнями на берегу моря

): если взрослому заике изменить модус говорения он перестанет заикаться. Взрослый закается по привычке.

Кусмауль (1789) считал, что заикание это спазм.

Сикорский описал, классифицировал и распределил судороги , возникающие при заикании .

Большой вклад в развитие учения о заикании внесли Неткачев, Типугин.

Власова и Ляпидевский в своей коррекционной работе использовали стандартные методы в рамках дидактического подхода.

Ю.Некрасова предложила метод гипнотического воздействия.

Работы Драпкина посвящены работе с подростками.

Асатиани и Казаков используют в коррекции медикаментозное лечение и дидактические приемы.

Шкловский использовал метод шокового гипноза (из 10 незначительное время держится 1). К подобному методу прибегают не часто, считая его не реномированным.

Предисловие

В учебнике рассматриваются вопросы этиологии и патогенеза заикания с позиций современных достижении психофизиологии, психологии и коррекционнон педагогики; подробно проанализированы клиническая и психолого-педагогическая характеристики невротической и неврозоподобной форм заикания; изложены современные представления о реабилитации заикающихся, впервые интегративно представлены логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся; даны методические разработки к оргаиизации учебного процесса со студентами и практическими работниками, осваивающими данный раздел логопедии. В книге представлена авторская позиция по проблеме заикания.

Книга рассчитана для студентов дефектологических факультетов, логопедов, психологов, врачей.

Настоящая книга предназначена для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов и логопедов. Она направлена на совершенствование подготовки педагогических кадров и логопедической помощи заикающимся. Материал книги соответствует программе и учебным планам для отделения логопедии дефектологических факультетов.

В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего 20-го века. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева и В.А. Гиляровского.

В настоящее время интерес к проблеме не падает, более того, начиная с 1994 года регулярно проходят Международные симпозиумы, посвященные только проблеме заикания. Эти научные конгрессы собирают более тысячи ученых из стран всего мира. Регулярно издается международный специальный журнал “Fluen y Disorders” (“Нарушение плавности”), который также посвящен этой монопроблеме. Огромный интерес ученых всего мира к проблеме заикания свидетельствует о ее актуальности.

В отечественной логопедии разработан оригинальный подход в оценке клинической картины заикания. Выделение двух клинических форм заикания — невротической и неврозоподобной — позволяет наиболее полно оценить не только судорожные проявления в речи заикающихся, но и особенности личности как в начальный период развития заикания, так и при его хронификации. Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим поражением ЦНС, в других случаях — с невротической реакцией. Наблюдаемая при заикании хронификация процесса вызывает, как правило, вторичную невротизацию в качестве реакции личности на основное заболевание, что делает заикание сложнейшим патологическим процессом, который может сопровождать человека всю его жизнь.

В настоящее время от логопеда требуется не только знание практических приемов коррекции речи при заикании, но и понимание целостной клинической и психолого-педагогической картины этого сложного патологического состояния, а также знаний клинических проявлений невротических и неврозоподобных состояний. Только при этом условии могут быть правильно интерпретированы психофизиологические, психологические и психолого-педагогические данные о заикающихся, что и определяет направление реабилитационных, а также профилактических мероприятий.

Настоящая книга представляет собой попытку освещения актуальных для широкой логопедической практики различных аспектов изучения заикания. В своем изложении авторы опираются не только на данные литературы, но и на результаты многолетних исследований, проведенных в “Лаборатории патологии речи” ВНИИ им. В.П. Сербского и на кафедре логопедии Московского педагогического государственного университета.

Структура и расположение четырех глав книги соответствует основной ее задаче — способствовать усвоению студентами учебной программы по курсу “Заикание”.

В первой главе учебника “Основные механизмы устной речи” даны представления о ее анатомо-физиологических механизмах. Дается краткое описание дыхательного, фонаторного и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата; представлены основные структуры ЦНС и их функции, обеспечивающие речевую деятельность; даны акустические характеристики устной речи, которые, как правило, нарушаются при заикании.

Современные представления о системной организации речи изложены через описание функциональной системы речедвигательного акта. Анализ нарушения программы действия (устная речь) через призму представлений о функциональной системе дает возможность выделить то звено патогенеза, которое ведет к заиканию.

В этой же главе описаны возрастные особенности функциональной системы устной речи. В ней обоснована возрастная неустойчивость речедвигательных стереотипов в дошкольном возрасте, объясняются причины избирательной непрочности речевой системы при воздействии различных вредоносных факторов.

Глава вторая посвящена собственно заиканию: его феноменологии, этиологии, клинической и психолого-педагогической характеристикам заикающихся с невротической и неврозоподобной формами заикания.

Сегодня многие специалисты, работающие в области заикания, считают, что успешная практическая работа по реабилитации заикающихся едва ли возможна без тщательной клинической и психолого-педагогической дифференциации заикающихся. В данной главе выделены наиболее актуальные для широкой логопедической практики вопросы дифференциальной диагностики. В этой же главе представлен анализ заикания с психолингвистических позиций, поскольку такой анализ позволяет рассмотреть в едином комплексе нарушение речевого процесса при заикании от замысла до моторной реализации высказывания. В конце главы дан современный взгляд на некоторые патогенетические механизмы заикания с обоснованием основных направлений коррекционного воздействия при разных формах заикания.

Третья глава посвящена основным направлениям комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся. В ней раскрыто основное содержание задач логопедической работы. В связи с этим подробно освещен ряд логопедических технологий: торможение патологических речедвигательных стереотипов; регуляция эмоционального состояния; развитие моторных систем организма; формирование речевого дыхания, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения; развитие просодической стороны речи; развитие планирующей функции речи. Логопедические технологии раскрыты через содержание конкретных приемов и упражнений.

В этой же главе подробно освещаются вопросы психолого-педагогического обследования заикающихся разных возрастов, а также представлены различные авторские системы комплексных психолого-педагогических воздействий (Власова Н.А., Pay Е.Ф., Селиверстов В.И., Чевелева Н.А., Миронова С.А., Андронова Л.3., Некрасова Ю.Б., Шкловский В.М. и др.). Глава завершается описанием методов профилактики заикания.

Глава четыре посвящена организации учебного процесса по курсу “Заикание”, что позволит как студентам, так и преподавателям оптимизировать учебный процесс по данной проблеме.

Учебник по разделу логопедии “Заикание” заканчивается практически материалом, который отражает разнообразные аспекты практической работы с заикающимися.

Учебник рассчитан на студентов дефектологических факультетов, логопедов, психологов и врачей.

Л. Белякова Е. Дьякова

Март, 1998 г. Москва

Логопедическая коррекция заикания у детей. Авторская методика. Практические пособия.

Козлова Марианна Вадимовна

Москва

Центр патологии речи и нейрореабилитации

логопед

Логопедическая коррекция заикания у детей.

Авторская методика. Практические пособия.

Kozlova Marianna Vad­imovna. Speech Pa­thology and Neuroreh­abilitation Center . Speech therapist. Moscow.

Logopaedic correction of stammering in children.

Author’s methology. Practical handbooks.

Ключевые слова: заикание, плавность, речевое дыхание, паузы, ритмичность, послоговое чтение, планирование высказывания.

Key words: stammering, fluency of speech, speech breathing, pauses, rhythmicity, reading by syllables, planning of utterance.

Представленная методика по логопедической коррекции заикания у детей включает в себя: формирование плавности речи с использованием метода «ниточки»; использование методов ритмичной речи, исходя из возрастных особенностей ребёнка и тяжести заикания; обучение и автоматизация навыка послогового чтения; последовательное обучение планированию собственного высказывания.

The presented logopedic children’s stammering correction methodology includes: development of speech fluency using the method called «thread»; the use of rhythmic speech methods, based on the age specifics of the child and the severity of stammering; learning and automation of the reading by syllables skill; step-by-step training in planning self-sustained statements.

Заикание – «один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе»[1]. «По данным ученых, как российских, так и зарубежных, в 90-е годы прошлого столетия заикались примерно 2% детей от их общего числа»[1]. Селиверстов [2] в 2001 году приводит следующие данные: «результаты обследования речи у школьников дают не всегда одинаковую картину распространенности заикания среди них: от 0,75 (М.В.Серебровская, А.Л.Капустин) до 7,5% (Шельтинг)».

Опираясь на личный опыт работы с заикающимися детьми, можно привести для сравнения следующие данные. За три года с 1990 по 1992 включительно было пролечено в Центре патологии речи г.Москвы 291 ребёнок с заиканием. При этом на лечение принимались дети со всей России, которые приезжали летом на интенсивный курс. За семь лет, с 2011 по 2021 год, здесь же было пролечено 2771 ребёнок в возрасте от 3 до 14 лет. Все дети были только с Московской пропиской. Отказа в необходимой помощи по причине недостаточного количества специалистов не было ни в 90-е годы, ни сейчас. При сборе статистических данных не учитывались обращения с инициальным заиканием, когда положительные результаты были на фоне медикаментозного лечения и охранных мероприятий. Таким образом, мы видим, что в среднем в 90-е годы было 97 обращений в год, а в настоящее время — 396, и только по Москве. Это даёт нам основание утверждать, что за последние 25 лет распространённость заикания увеличилась минимум в 4 раза. Поэтому вопрос о коррекции заикания остаётся как никогда актуальным. Также хочется отметить, что если в 90-е годы начало возникновения заикания у детей чаще всего приходилось на возраст 3-5 лет, то последние 10 лет — это 2-3 года. И возникает ещё одна очень актуальная тема – это коррекция заикания у детей с такого малого возраста. Так как мы все прекрасно знаем, что чем меньше «стаж заикания», тем легче навсегда попрощаться с этой речевой проблемой.

Проблемой заикания у детей и взрослых специалисты Центра патологии речи г.Москвы занимаются более 40 лет. В основу работы по оказанию помощи заикающимся был положен принцип комплексного лечения, разработанный Шкловским В.М.. Были определены основные подходы к этой проблеме, разработаны методики (Визель Т.Г. [3], Резниченко Т.С. [4]).

В нашем отделении дневного стационара для детей с заиканием ЦПРиН работают: психиатры, невролог, психотерапевт, психологи, логопеды, логоритмисты, эрготерапевт, массажист. Именно взаимодействие этих специалистов дают положительные результаты. Поэтому мы не будем ещё раз обсуждать важность и необходимость комплексного воздействия, а остановимся конкретно на рассмотрении логопедической работы при заикании. Также целесообразно обсудить дифференцированный подход к детям разных возрастных категорий. И выбор метода воздействия в зависимости от тяжести заикания.

Поварова И. А. [5] о

Практикующие логопеды имеют возможность активно изучить теоретический аспект коррекции заикания. Но до сих пор не было ни одного пособия, по которому можно было бы последовательно работать по этой проблеме. ​И на начальном этапе логопедической коррекции заикания специалисты задаются множеством вопросов:

— А как объяснить маленькому ребёнку, что надо говорить плавно?

— Как работать с темпом речи и научить ребёнка ощущать его?​

— Как работать с развитием долгого речевого выдоха?​

— Как научить равномерно распределять воздух на всю фразу?

— Как дать ребёнку понимание, что нужно говорить на одном речевом выдохе?​

— Как формировать паузы, чтобы избежать сбоя дыхания при проговаривании рассказа?​

— Как избежать формирования сопутствующего движения?

— Как лучше напоминать ребёнку, чтобы он говорил по-новому, без заикания?​

— Как сформировать мотивацию говорить на занятии без заикания?​

— В любом ли возрасте доступна коррекция с помощью ритмичной речи?

— Возможно ли сочетание методов коррекции ритмичной и плавной речи?

-Возможно ли формирование ритмов у маленьких детей через обучение послоговому чтению и влияет ли это на результативность коррекции заикания?​

— Как обучать послоговому чтению детей с 3-х лет?​

Очень надеюсь, что в данной статье и разработанных пособиях интересующиеся специалисты найдут ответы на вопросы, что облегчит работу с такой сложной проблемой, как заикание.

Методика работы по коррекции заикания, представленная в данной статье, формировалась в ходе практической работы автора в течение трех десятков лет. А в последние десять лет, когда более 700 детей в возрасте от 3 до 14 лет получили занятия с автором по разработанным упражнениям, отшлифовывались тонкости данного подхода, путем наблюдения за первичными и отдаленными результатами. На основании этого были разработаны и изданы методико-практические пособия в серии «Школа красивой речи»: «Формирование плавности речи»[6], «Автоматизация плавности речи» [7], «Формирование ритмичной речи (готовится к изданию)», «Учимся читать» [8] в 2 частях.

Представленная методика опирается на основные принципы коррекции заикания:

1. Сознательное замедление темпа речи является основным принципом всех коррекционных мероприятий, по мнениюМ. Zеетап (1962),несмотря на видимое их разнообразие. При замедлении речи у заикающихся устанавливается правильная согласованность дыхательных, голосовых и артикуляционных движений, в значительной мере уменьшается мышечная напряженность и судороги. Некоторые исследователи считают замедление темпа речи не только необходимым, но и достаточным лечебным воздействием. (Р. А. Resick, Р. Wendiggensen, S. Аtes, V. Меуеr, 1975)

В представленнойздесь методике используется замедление темпа речи в виде плавности или ритмичности, в зависимости от возраста ребёнка и тяжести заикания.

2. Принцип «постепенного воспитания речи от сопряженного произношения до нормальной речи» (Власова 1959)

Логопедическая работа проводится от сопряженной речи, отражённой, диалогической, рассказов, пересказовдо спонтанной речи.

3. «…речевые упражнения усложняются в зависимости от разной степени самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, от видов деятельности, в процессе которых происходит речевое общение» пишет Селиверстов В.И.

Структурная сложность – начинаем работать от звука к слову, фразе. От простой фразы к распространенной и до сложноподчиненных предложений. От фразы к рассказу и пересказу.

Различная подготовленность – от фразы с опорой на услышанныйвопрос до самостоятельного составления предложения с заданным словом, от проговаривания подготовленного текста с опорой на картинки-символы до самостоятельного фантазирования.

Различные виды деятельности – от организованной речи на занятии в условиях кабинета до тренингов — выступлений перед незнакомыми людьми с различным по сложности подготовленным материалом. И до самостоятельных спонтанных тренингов.

4. «Поскольку у заикающихся имеются специфические нарушения плавности речи, особенности темпоритмической ее организации.., есть необходимость формирования ритмоинтонационной организации устной речи, являющейся одним из важных звеньев в комплексном методе коррекции заикания», отмечает Поварова И.А. [5].

Темпоритмическая организация речи происходит на занятиях логоритмики, на логопедических занятиях в упражнениях по ритмизации речи (в зависимости от возраста ребёнка и тяжести заикания), а также при обучении послоговому чтению.

В данной статье используется несколько понятий. Таких понятий как: речь на самоконтроле, речь с внешним контролем, речь с внешней помощью, речь с сопутствующим движением. Чтобы было легче понять, давайте обсудим, что обозначает каждое.

Речь на самоконтроле. Ребёнок принял новый навык речи без заикания, освоил его и старается говорить по-новому, прислушиваясь к своей речи и применяя навыки, данные на занятиях.

Речь с внешним контролем. Ребёнок принял новый навык речи без заикания, освоил его и старается говорить по-новому, но ему трудно самостоятельно применять навыки, данные на занятиях. Для использования умения пользоваться «красивой речью» ему нужно напоминание (очень мягкое и тактичное) взрослого, будь то логопед, или родитель. Или таким «напоминанием» может послужить атмосфера кабинета, вид здания, где проводятся занятия, или грамота на стене, которую вручила логопед (из рассказов родителей). Также одна мама рассказывала, что у сына очень сильное заикание проявлялось и дома, и во время дороги на занятия, но стоило ему войти в калитку на территорию Центра патологии речи, как речь резко менялась, и мальчик начинал говорить спокойно и без заикания. Вот это очень яркий пример внешнего контроля.

Речь с внешней помощью. Ребёнок активно пробует использовать те способы речеговорения, которым обучает его логопед, но говорить без заикания получается пока только с внешней помощью. Такой помощью могут быть различные варианты движения пальцев или кисти руки (рук), звук метронома (возможно в наушниках).

Речь с сопутствующим движением. Это тот вариант речи, который мы постараемся не сформировать у ребёнка. О сопутствующем движении мы говорим тогда, когда ребёнок может говорить без заикания, ему не требуется внешняя помощь, но имеется стойкая фиксация сопровождения речи движением. Такой вариант появляется иногда самостоятельно. Ребёнок ощущал, что ему легче говорить, когда он сопровождает свою речь каким-то движением, и путем многочисленного повторения сам это зафиксировал. Другой вариант – формирование и автоматизация речи с сопутствующим движением на занятиях по коррекции заикания. Такое происходит, когда на первом этапе есть необходимость во внешней помощи, но затем при уменьшении тяжести заикания и расширении возможности говорения не был проведён этап автоматизации «красивой речи» без движения-помощи. И у ребёнка стойко сформировалось понимание, что «красивая речь» — это речь с движением. Такими движениями могут быть отстукивание ногой, раскачивание телом, «дирижирование», движения головой и (или) носом.

Итак, методика представлена в пособиях серии «Школа красивой речи»: «Формирование плавности речи» [6], «Автоматизация плавности речи» [7], «Формирование ритмичной речи (готовится к изданию)», «Учимся читать» [8] в 2 частях и с использованием «Занимательного букваря» Резниченко Т.С. [9].

Сначала представлю основные моменты данной методики, а затем подробно остановлюсь на использовании каждого способа коррекционного воздействия в зависимости от возраста ребёнка, опираясь на свой многолетний опыт и результативность.

В представленных пособиях впервые описывается, какими способами объяснять ребёнку, как говорить по-новому. И вводится новый метод под названием «ниточки». Предложенные упражнения рассчитаны на работу с детьми, начиная с 3 лет. Но являются универсальными для коррекционной работы с детьми любого возраста. Специалист может выбирать, с какого способа коррекции начинать, сколько по длительности выполнять упражнения каждого пособия и когда переходить к следующему этапу. Это зависит от: возраста, тяжести заикания, принятия ребёнком предложенного способа, возможности усваивать новые навыки и временем их автоматизации каждым конкретным ребёнком.

В книге «Формирование плавности речи» [6] предлагаются упражнения для коррекции заикания, начиная работу со звуков, слов, фраз различной сложности, упражнения по развитию долгого речевого выдоха, а также по формированию правильных пауз, чтобы ребёнок смог овладеть навыком правильного речевого дыхания в связной речи. Каждое упражнение сопровождается комментариями, где доступным языком рассказывается, как объяснить ребёнку задание, и зачем оно необходимо. А также объясняется родителям, что ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на том, что он должен сделать вдох перед вступлением в речь и говорить на выдохе. «Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребёнок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха», пишет Белякова Л.И. [10]. А многие родители рассказывают, что логопед на занятиях давал четкую инструкцию: сделай вдох, потом говори. И после чего у ребёнка усилилось заикание, чаще всего в виде дыхательной судороги, или появился нарочито шумный вдох, на котором ребёнок теперь фиксирован, или сформировано сопутствующее движение носом, головой. Для того, чтобы избегать таких ошибок, в пособии «Формирование плавности речи» предлагаются упражнения с использованием рисования «ниточки», что оказывает визуальную поддержку для формирования долгого речевого выдоха. Вводится также понятие «ниточка порвалась». Взрослому ясно, что это обозначает нехватку речевого выдоха для проговаривания фразы. А ребёнок сможет понять и почувствовать, как управлять своим дыханием, чтобы проговорить всю фразу без дополнительного добора воздуха или перехода к речи на вдохе в середине фразы. Исходя из собственной обширной практики и анализа результатов обследований в детском отделении заикания ЦПРиН, можно сказать, что очень незначительный процент детей говорят только на вдохе. Но значительное количество имеет дизритмию дыхания, то есть укороченный выдох, когда после нехватки воздуха делается дополнительный добор воздуха или переход к речи на вдохе. Поэтому вывод однозначный – надо развивать долгий речевой выдох. А вот в инструкции — сделать вдох и говорить на выдохе — нет никакого смысла, особенно для самых маленьких детей.

Когда у ребёнка развит достаточный выдох, то он торопясь, пытается сказать несколько фраз, не останавливаясь, что приводит к «захлёбыванию», и или провоцирует судорогу, или переходит на речь на вдохе. И таких детей большинство. Если научить делать правильную паузу, то ребёнок после неё физиологично делает вдох и продолжает говорить на выдохе, равномерно распределяя имеющийся воздух. Паузы также формируются с помощью метода «ниточки».

Главный момент в коррекции заикания – это формирование плавности речи. Плавность речи не является самоцелью, а служит начальным моментом для создания новой программы речеговорения. Когда к ребенку придет ощущение, как можно говорить без заикания и появится возможность «переключаться» на новую «красивую речь», можно не настаивать на плавной речи, так как уже сформирован контроль за темпом речи, умение проговаривать фразу на одном выдохе, правильные паузы. Но занятия продолжать необходимо и дальше для достижения автоматизма, чтобы осознанный контроль перешел в бессознательный.

На начальном этапе на занятиях объяснить школьнику, что хочет от него логопед и как надо говорить, достаточно легко. Но чем младше ребёнок, тем сложнее. А сейчас очень много детей, которым необходима коррекционная работа уже в возрасте 3- 4 лет.

Как объяснить, что надо говорить плавно? Логопеды используют для этого образец своей речи. Но большинство ребятишек, особенно самых маленьких, не могут уловить эту плавность, принять эту новую речь и понять, как произнести также. Тогда специалист использует плавное ведение рукой совместно с речью. Дети с большой старательностью подхватывают это, и таким образом формируется сопутствующее движение. И навык «красивой речи» будет чётко ассоциироваться с движением руки. Если ребёнка попросить впоследствии не сопровождать свою речь движением руки, говоря, что он уже умеет «красиво говорить», то он начинает раскачиваться всем телом. Так как же на первом этапе ребёнку объяснить и дать почувствовать плавность речи? Для этого разработан метод «ниточки», что представлено в последовательных упражнениях.

Представляю новый метод коррекции заикания — «ниточки», благодаря которому:

— у ребёнка формируется чувство плавности речи;

— взрослый может повлиять на темп речи, ведя руку ребёнка по листу бумаги медленно;

не формируются сопутствующие движения. После периода формирования нового речевого навыка дети легко отказываются от рисования надоевших уже «ниточек» и самостоятельно контролируют «красивую речь». Нет карандаша — нет движения.

— ребёнок понимает, как он может говорить на одном дыхании, то есть на одной «ниточке», не прерывая её;

— возможность развития долгого речевого выдоха;

— имеется визуальная поддержка говорения на одном речевом выдохе.

— ребёнок учится равномерному распределению воздуха на целую фразу и делает это осознанно, благодаря «ниточке».

-появляется возможность работать с паузами в сложных предложениях, стихах и рассказах, что позволяет делать вдох вовремя, не получая при этом словесной инструкции взрослого. Благодаря этому не происходит вмешивания в физиологический процесс дыхания, а идёт очень мягкое его развитие.

видение пауз также помогает научиться их чувствовать и делать;

— формируется условный символ: «скажи красиво, как на «ниточке», благодаря которому ребёнок «переключается» на новый вид речи, что отмечают практически все родители;

— длительная работа с «ниточкой» даёт возможность формирования мотивации говорить по-новому, «красиво», формируется самоконтроль. Это происходит тогда, когда мы разрешаем не рисовать «ниточку», а самостоятельно говорить «красиво», контролируя темп и плавность. Для того, чтобы не рисовать уже надоевшие линии, ребёнок «включает» собственное желание «говорить красиво».

— после того, как дети освоили навык говорения плавно, рисуя «ниточки», и уже могут говорить самостоятельно, «включая» навык «красивой речи», данные упражнения очень полезно продолжать практически на каждом занятии в виде разминки. Как отмечается специалистами и родителями эти упражнения хорошо успокаивают ребенка, дают возможность вспомнить, как он говорит красиво и настроить на дальнейшие речевые упражнения.

Резниченко Т.С. [4] пишет, что «речевое действие можно определить как программирование высказывания, осуществление программы, а также сопоставление того и другого». Заикающийся ребёнок должен «преодолевать такие трудности, как выбор языковых единиц и комбинирование их в последовательные ряды». И именно на формирование программирования речевого высказывания сделан акцент в представленных книгах. На первом этапе – обучение формированию фразы и её активизация. Затем обучение планированию рассказа-описания, пересказа с использованием картинок-символов. И на финальном этапе — самостоятельное составление связного текста, прорисовывая последовательно каждое предложение для визуальной поддержки, чтобы затем развить у ребёнка возможность мысленно представлять зрительные образы при спонтанном планировании собственного высказывания. Это формируется при выполнении упражнений, представленных в книгах «Автоматизация плавной речи» [7] в двух частях, которые являются последовательным продолжением коррекционного процесса после начального этапа формирования плавности. В них продолжается работа на уровне фразы, но задания усложняются. И начинается работа по автоматизации речи без заикания в связной речи в виде составления рассказа-описания, используя картинки-символы, составления рассказа по сериям картинок, также используя символы для формирования плана высказывания, пересказы. Предлагаются упражнения по проведению тренингов вне кабинета. Благодаря длительному последовательному периоду автоматизации навыка говорения без заикания сознательный контроль за речью переходит в бессознательный. А значит, происходит вытеснение старой программы с заменой на новую, где в речи отсутствует заикание.

В книге «Формирование ритмичности речи» — представлен комплекс последовательных упражнений для работы с ритмами. Не у всех детей есть возможность справиться с заиканием только на плавности, поэтому необходимо подключить ритмичность. Но также мы по опыту знаем, что не все дети принимают ритмы, и чем они младше, тем хуже. Поэтому индивидуальный подход в коррекционной работе остаётся важным.

При необходимости работы с ритмами на начальном этапе используем поддержку движением рук, чтобы ребёнок тактильно ощутил ритмы и была внешняя помощь. Но как только появилась возможность говорить ритмично на самоконтроле, убираем любые движения, чтобы не автоматизировать сопутствующие движения.

На занятиях сначала слова и простые фразы охлопываются по столу левой – правой рукой попеременно. Затем ритмы формируются с помощью «пирожков», то есть отхлопывание слогов ладонями, но, переключая справа налево захват кисти рук и обратно. Большинству детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста такого комплекса упражнений достаточно, чтобы перейти на ритмичную речь без тактильной помощи, пользуясь самоконтролем. В случае если необходима внешняя помощь, предлагаются упражнения с отбиванием ритма большим пальцем руки по кисти, сложенной в кулак. Но чаще дети предпочитают помогать себе отстукиванием указательным пальцем по столу, бедру или по сложенным на груди рукам. Для детей старшего школьного возраста предлагаются упражнения с пословным ритмом.

Последовательность и длительность предложенных упражнений в пособиях «Формирование плавности речи» [6] «Автоматизация плавности речи»[7], «Формирование ритмичной речи» не является обязательной. Специалист индивидуально варьирует в зависимости от тяжести заикания, возможности перехода на речь без заикания при использовании того или иного способа коррекции, а также от времени формирования и автоматизации навыка каждого конкретного ребёнка.

Резниченко Т.С. [4] в своей диссертационной работе доказала, что имеется значительная «эффективность обучения чтению при преодолении заикания у дошкольников». «Обучение чтению может выступать в качестве необходимого компонента логопедических занятий, что статистически подтверждено в ходе сопоставительных исследований: число заикающихся дошкольников, достигших основного критерия эффективности — полной адаптации в микро- и макросоциуме, — втрое выше среди тех, кто проходил курс лечения, включающий обучение чтению, по сравнению с заикающимися детьми, одновременно проходившими тот же курс без обучения чтению».

Поэтому в коррекционный логопедический курс вводим обязательно обучение послоговому чтению. Именно эта техника послогового чтения является самым мягким и доступным способом знакомства ребёнка с чтением. Этот способ позволяет развивать речевые ритмы, что благоприятно сказывается на дальнейшем усвоении устной речи, а также является основой логопедической работы по коррекции различных нарушений речи у детей, в том числе заикания. И правильность этого подхода доказана нашими многочисленными многолетними наблюдениями. Для обучения послоговому чтению используем «Занимательный букварь» Т.С. Резниченко [9]. Но не всем детям легко дается навык восприятия и запоминания слогов, а также их различение. Поэтому разработано пособие «Школа красивой речи. Учимся читать» [8], где детям предлагается запомнить название слога, опираясь на слово, которое начинается на этот слог, в виде картинки-символа. Ребёнок воспринимает слог как картинку, запоминая его как стишок: МА – машина, ША – шарик и т.д. Далее учим называть только слог, объясняя, что картинка это наш с тобой секрет, глазки смотрят, но мы секрет никому не говорим. Это условие достаточно быстро принимается ребёнком, и затем он уже читает слова и фразы из этих слогов, где картинка-символ сохраняется, чтобы иметь зрительную опору, и малышу не приходилось мучительно вспоминать, как звучит этот слог, а формировалось ощущение, что читать – это легко и интересно. В данном пособии берутся слоги только с гласной «а». После такого подготовительного обучения продолжаем работу с использованием «Занимательного букваря» [9].

Теперь необходимо обсудить, как использовать представленные коррекционные способы в зависимости от возраста ребёнка и тяжести заикания. Исходя из многолетнего и очень многочисленного опыта, в моей практике выработались следующие принципы:

— для детей 3-4 лет основной работой должна стать коррекция речи через формирование плавности. Ритмичная речь в этом возрасте не принимается детьми. Они чаще всего напрягаются и пугаются. Поэтому только при сильном заикании, когда упражнения по плавности не помогают, можно применить ритмы, и то только в виде отхлопывания по столу. «Пирожки» не дают никакого эффекта, так как не сформирована ещё на необходимом уровне моторика, и вызывают напряжение.

Также начинаем обучение послоговому чтению, используя пособие «Школа красивой речи. Обучение чтению. Часть 1».

— для детей 4-5 лет также основным является способ — плавность речи, то есть метод «ниточки». Но рекомендуется при отсутствии занятий по логоритмике разминка в виде упражнений с ритмичной речью.

Знакомить с послоговым чтением начинаем с пособия «Школа красивой речи. Обучение чтению. Часть 1». Затем продолжаем работу по «Занимательному букварю» Резниченко Т.С.

-для детей 5-7 лет (дошкольники) можно курс занятий начать с ритмичной речи: отхлопывание по столу левой и правой рукой попеременно, затем переход к речи с «пирожками» и потом самостоятельная ритмичная речь без помощи рук. Как только видим, что ребенок может говорить без внешней помощи, убираем руки, чтобы не сформировать сопутствующих движений. Затем переходим к обучению плавной речи. А ритмичную речь используем только как разминку в начале занятия. В индивидуальных случаях, когда у ребёнка говорить без заикания получается только «на ритме», бывает необходимо оставить в основе речеговорения ритмичность, но накладывая при этом плавность.

Послоговое чтение — по «Занимательному букварю» плюс чтение таблиц слогов на разные виды дифференциации по книге «Школа красивой речи. Обучение чтению. Часть 2».

-для младших школьников в начале курса занятий активно и длительно используем ритмичную речь, начиная с серии слогов разной длины, стихов, фраз. Затем чтение, пересказы, рассказы, диалоги, тренинги. Этапность формирования ритмичной речи такая же, как описывалось выше. Если ребёнок очень фиксирован на своей проблеме и может говорить, только помогая себе движением, и ему необходима внешняя помощь, которой также является движение рукой, то оставляем ему возможность помогать себе, но ищем способ, как это делать. Часто ребёнок сам выбирает тот способ, который для него более приемлем из предложенных специалистом. Это отхлопывание ритма большим пальцем по зажатому кулаку, который можно спрятать в карман. Или указательным пальцем по сложенным рукам на груди. Иногда ритмы ребёнок предпочитает отбивать себе каким-то предметом, который крутит в руках. Здесь надо предоставить возможность выбора, чтобы было комфортно. Не надо поощрять стучание ногой и раскачивания туловищем в ритм речи, в дальнейшем это получается очень активно проявляющимся и вызывает отрицательные эмоции окружающих людей.

Если ребёнок может справиться с заиканием при речи «на ритме» без помощи руки, то начинаем формировать плавность. Это очень актуально, потому что именно в этом возрасте большинство детей «бунтуют» против речи «на ритме», называя её — «как робот». Свой протест они аргументируют тем, что в школе так говорить не смогут, и все будут смеяться. Когда ребёнок обучается плавности, в основе которой остаётся ритмичность, то он легче принимает этот способ и активнее его использует, чтобы преодолеть судорогу, и даже соглашается, что таким видом речи он может говорить везде.

Также на начальном этапе коррекции работаем с послоговым чтением с помощью таблиц «Школа красивой речи. Обучение чтению. Часть 2», «Школа красивой речи. Пособие для школьников». Затем чтение фраз, текстов.

— старшие школьники (12-14 лет). Вначале я предпочитаю брать различные речевые упражнения, используя метроном. Затем – «пирожки» и ритмичная речь на самоконтроле без рук. Далее часто приходится даже в условиях группы работать с применением индивидуальных приёмов.

Плавность речи обязательно используем, но как показывает практика, подростки неохотно её используют. Они чувствуют, что ритмы им больше помогают, но при этом не хотят говорить так, потому что послоговой ритм ощущается нежизненным. Хотя тренинг в виде рэперов выполняют охотно и весело. Наиболее приемлемым чаще всего оказывается для ребят пословный ритм, когда паузы надо делать не после каждого слога, а после каждого слова. Метод пословного ритма даёт ощущение, что они говорят, как ораторы с трибуны, и при этом огромную радость, что могут говорить и справляться с заиканием. И именно в этом возрасте можно и нужно открыто говорить с ребёнком о его заикании, называя всё своими именами.

При очень тяжелом заикании, когда есть возможность говорить только при сильном внешнем раздражителе – метрономе, работаем с наушниками. Ребёнок вставляет один наушник в ухо, где звучит метроном. Сейчас никого не удивить людей с наушниками, поэтому реакция ребёнка на такой вид помощи положительная. И на занятиях тренируемся, меняя скорость ритма метронома. Конечно же, при первой возможности говорить без такой уловки, продолжаем коррекцию с «пирожками» и далее, что представится возможным.

Для того чтобы коррекционный процесс прошел успешно, нужно, чтобы в логопедической работе было реализовано несколько этапов.

  1. Логопеду необходимо понять, какой метод коррекции нужен конкретному ребёнку, исходя из его возраста и тяжести заикания. Не всегда это понятно сразу, иногда только наблюдая проявления заикания в динамике и пробуя разные подходы, получается подобрать нужные методы и способы.
  2. Во время занятий ребёнок должен понять, что от него хочет логопед, то есть, как ему говорить по-новому.
  3. Очень важный момент. Ребёнок должен не только понять, но и принять то, чему его обучают. Многие дети отвергают новый стиль речи, и поэтому в таком случае приходится изобретать способы мотивации и поощрений для каждой конкретной личности.
  4. Этап автоматизации речи без заикания при внешнем контроле, которым может являться логопед, родитель, ситуация кабинета или другое, что спровоцирует ребёнка «включить» новый навык.
  5. Ребёнок должен захотеть говорить по-новому. Это происходит, когда он чувствует, что при использовании нового способа, ему значительно легче. Многие родители на этом этапе отмечают, что их малыш начинает говорить, затем останавливается и как бы «переключатся» на новый стиль речи. То есть ребёнок, почувствовав, что начинает проявляться судорога, интуитивно переходит на тот способ говорения, когда он может преодолеть ее, что подсказывает ему имеющийся опыт на занятиях. А также логопед совместно с родителями вырабатывает, как дать мотивацию говорить не только на занятиях, но и дома с родителями, и в других ситуациях.
  6. Этап, когда ребёнок осознанно самостоятельно использует навык «красивой речи» и получает от этого удовольствие, то есть мы имеем речь на самоконтроле. Это происходит только тогда, когда навык сформирован, автоматизирован, и создана правильная мотивация со стороны родственников.
  7. И последний, самый долгожданный этап, это когда после осознанно контролируемой речи без заикания появляется бессознательный контроль. Причем этот последний этап у маленьких детей может наступать без этапа осознанного контроля. Но чем старше ребёнок, а тем самым больше «опыт» заикания, тем длительнее будет этап осознанного контроля.

Таким образом, представленная методика по логопедической коррекции заикания у детей включает в себя:

— формирование плавности речи с использованием метода «ниточки», благодаря которому появляется у ребёнка ощущение плавности с помощью зрительной опоры, понижается и контролируется темп речи, формируется долгий речевой выдох, проводится работа над паузированием; появляется возможность формирования осознанного самоконтроля за своей речью.

— использование методов ритмичной речи, исходя из возрастных особенностей ребёнка и тяжести заикания.

— обучение и автоматизация навыка послогового чтения.

— последовательное обучение планированию собственного высказывания.

Для контактов

www. zaikanie-net.ru

Список литературы.

  1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений.. — М.: Профессиональное образование, 1993. — 232с.
  2. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. Заведений. 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. АСТ, 2009. — 224стр.
  4. Резниченко Т.С. Обучение чтению как средство коррекции системных нарушений речи у дошкольников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2007
  5. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. СПб: Питер, 2004
  6. Козлова М.В. Школа красивой речи. Формирование плавности. М.: В.Секачев, 2021.
  7. Козлова М.В. Школа красивой речи. Автоматизация плавности. М.: В.Секачев, 2018
  8. Козлова М.В., Разуваева Е.В. Школа красивой речи. Учимся читать. М.: В. Секачев, 2021.
  9. Резниченко Т.С. Занимательный букварь для детей с тяжелыми нарушениями речи. М. Гном, 2002
  10. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998

Статья:

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Немного истории Проблему заикания можно считать одной из самой древней в истории развития учения о расстройствах речи. В средние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с наполнением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавал Гален, Цельс, Авиценна. На рубеже 17-18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь. Другие исследователи связывали заикание с нарушением в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); несогласованность мышления и речи (Блюме); и т.д. В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский 1889; И. К. Хмелевский 1897 и др.) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900). К началу 20 века все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям: 1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарат слоговых координаций). Это четко было сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Кусссмауля, И. А. Сикорского. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма. 2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Сторонники теории А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. 3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонники теории А. Адлер, Шнейдер. Таки образом, в конце 19 — начале 20 веков все определеннее становится мнение, что заикание — сложное психофизическое расстройство. К 50-60 г. 20 века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образование патологического условного рефлекса. Заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание ЦНС в целом. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области ВНД — речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функции. Стремление русских исследователей рассматривать заикание с позиций Павловского учения находит многочисленных последователей и за рубежом: в Чехии, Болгарии, в Польше, Германии. Причины заикания В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его. Предрасполагающие факторы («почва»): Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС. Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность. Наследственная отягченность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. При этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятным воздействием окружающей среды. Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях. Неблагоприятные условия: Физическая ослабленность детей. Возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная ассиметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков, чем у девочек, обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы. Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итнрации), имеющее физиологический характер. Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими. Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений. В группе неблагоприятных причин выделяются: Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями а) травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга); б) органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; в) истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секркции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР). Психические и социальные причины: а) кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); б) длительнодействующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное воспитание, императивное воспитание, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях; в) неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; г) перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); д) подражание заикающимся (различают две формы такой речевой индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося), е) переучивание леворукости. Речевой Речевой очень эффективно себя зарекомендовывает в лечении заикания уже более 12 лет. Центр находится в городе-курорте Белокуриха, а также работает по авторскому методу (патент №2497555) дистанционно по России и миру. В основе метода лежит становление новой речи, дыхания, артикуляции и голоса, проводится индивидуальная психологическая работа по разрушению рефлексов, и старых привычек. Процесс занятий построен максимально комфортно и гармонично, что подойдет как взрослым, так и детям от 5 лет. Курс лечения рассчитан на 10 — 12 дней в зависимости от сложности и формы заикания и представляет собой ежедневную работу над речевым аппаратом, ведь в корне проблемы лежит судорожное сокращение мышц речевого аппарата. Также достоинством является предоставление проживания в курортной зоне с чистым горным воздухом, термальной минеральной водой, атмосферой уюта, спокойствия и умиротворения, что позволяет полностью сосредоточиться на достижении положительного результата и получить правильную, уверенную речь. Симптомы заикания Условно выделяют две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи. 1. Физиологические (биологические) симптомы: речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья ребенка. Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Длительность их различна: от 0,2 до 90 секунд (в тяжелых случаях). Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «т-ополь» (черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствуюшего звука). При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений — мышц — клонус: «то-то-тополь». Т.о. поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат. В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикуляционные. При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием), респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова). Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом: Смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается прерывающийся блеющий («А-а-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а-а-а-а»). Размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь). Вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков). В артикуляционном аппарате выделяют судороги — губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б,т, д); реже и менее напряженно — щелевых. В экспрессивной речи заикающихся детей отмечают фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность фонетико-фонематических нарушений среди дошкольников составляет, по последним данным, 66,7%, среди младших школьников — 43,1%, средних — 14,95% и старших — 13,1%. В проявлении заикания характерными являются различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи) и произвольные уловки. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою речь. Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость. 2. Социальные (психологические) симптомы. Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство неполноценности, фиксированность на дефекте. И чем больше фиксируется внимание на дефекте, тем более упорным он становится. 1. Нулевая степень фиксации. Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта. 2. Умеренная степень болезненной фиксации. Старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток. 3. Выраженная степень болезненной фиксации. Переживания по поводу своего дефекта выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму своего дефекта. Чаще это — подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерна болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуацией. Степени заикания Различают 3 степени заикания: 1) легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта; 2) средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание; 3) тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями. Типы течения заикания Выделяют следующие типы течения заикания: — постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях); — волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает); — рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи). Сопутствующие заболевания Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные вегетативные нарушения. М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. Из 100% заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидальные нарушения. В 100% случаев у них наблюдается мидроз (расширение зрачков), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение. Практикующие неврологи, работающие с заикающимися, отмечают (по данным неврологического ): 1. Сегментарная недостаточность на уровне шейного отдела позвоночника наблюдается у 60% больных (из 100%). Это могла быть кривошея, гипотония мышц верхнеплечевого пояса с ротацией плеч вперед и отстоянием лопаток, защитное напряжение шейно-затылочных мышц, признаки раннего остеохондроза, патология позвоночника. 2. Нарушение стволовых функций было обнаружено у всех без исключения пациентов. 3. Нероортопедическая патология имела место у 50% заикающихся детей, в том числе: нарушение осанки, плоскостопие, патологическая установка стоп. 4. Вегетативная дисфункция была выявлена у 20% больных, в том числе ВСД и слабость вестибулярного аппарата. 5. Нарушение венозного кровотока из полости черепа обнаружилось у 65% детей. 6. Гемодинамические признаки вертебробазилярной недостаточности у 48%. 7. Экстрапирамидальная недостаточность выявлена у 80%. Распространенность заикания Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто заикание возникает в возрасте лот 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, сколько и от 1 года до 3 лет. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышенная, повышением требований к ребенку, к его речевым умениям. Обострение заикания возможно в период полового созревания. Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников. Некоторые ученые отмечают влияние климатических условий на усиление заикания, например, осенью и весной (М. Зееман). Заикание чаще встречается в развитых странах. В Англии, в США и в России примерно одинаковый процент заикающихся людей. По статистике, в бывшем СССР на 250 млн. жителей было 6 млн. заикающихся. В африканских странах людей с таким заболеванием намного меньше. В Китае — еще меньше (но здесь дело не в развитости, а в другой системе языка). Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта. Прогноз Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста. Практика показывает, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата задето судорогой и чем слабее судорога, чем меньше психических наслоений, тем благоприятнее прогноз. Для заикания, развивающегося на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии, а также появившегося без видимых внешних воздействий исход коррекции менее благоприятен. В этом случае чаще возможен рецидив. Успешнее проходят судороги дыхательные, чем голосовые. Клонические формы исчезают легче, чем тонические, т.к. кллонические судороги характерны для возбуждения коры головного мозга. Следовательно, на них легче воздействовать через 2 сигнальную систему, чем на тонические, характерные для возбуждения подкорки, которая труднее поддается данному воздействию. Наиболее благоприятным является возраст 2-4 года (легче создать благоприятные условия и маленький стаж заикания). Наименее благоприятный возраст 10-16 лет, пубертатный период. Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий. Н. А. Власова считает, что заикание, возникшие в результате инфекции, психической травмы или вследствие подражания, устраняется успешнее. Объясняется это тем, что инфекции в большинстве случаев вызывают лишь функциональные сдвиги, не дают органических изменений ЦНС. При заикании, возникшем в результате психотравмы, имеются лишь единичные факты испуга заикающегося (гудок паровоза, укус или лай собаки и т.п.). Менее эффективно и успешно устранение заболевания в тех случаях, когда возникло оно вследствие запоздалого развития речи, подражания родителям. По данным того же автора, из детей дошкольного возраста 70% полностью избавляются от недуга, 30% имеют остаточные явления. Статистические данные По данным Е. Ф. Рау: в 60% достигается полный успех, в 19% — значительное улучшение, в 13% — отсутствие успешности, в 8% — рецидивы. По данным Г. А. Волковой: у заикающихся детей 4-7 лет по окончанию занятий речь без заикания отмечалась в 70,2% случаев, значительное улучшение — в 26,3%, заметное улучшение — в 3,5% случаев. По данным В. И. Селеверстова: у заикающихся в возрасте от 6 до 17 лет после пребывания в специальном санатории речь без заикания отмечалась у 39,7% детей, значительное улучшение — у 47,8%, незначительное улучшение — у 12,5%. Показатели коррекции менее эффективны у школьников. По данным М. Е. Хватцева: 15% школьников полностью освобождаются от заикания, 82% школьников в разной степени улучшают свою речь, 3% не дают положительного результата. По наблюдениям С. С. Ляпидевского и В. И. Селеверстова, в случаях рецидива заикания сложность его проявлений не доходит до исходного состояния, с которого начата коррекционная работа. При органической основе заикания результаты значительно хуже, нежели чем при функциональной. На эффективность преодоления заикания влияет разная степень его тяжести, в основе которой лежит разная степень болезненной фиксации больного на своем дефекте. Результаты логопедической работы лучше в случае легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации). Методы преодоления заикания Логопедические занятия — только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Необходим комплекс мер: медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация микросоциального окружения. При этом имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики. Подбор методики должен быть строго индивидуальным. Родителям следует осознать, что проводить лечение заикания нужно в определенной системе, форма одноразовой кампании в данном случае неприемлема! Правила и упражнения в плавной речи Некоторые исследователи и логопеды-практики считают целесообразным сообщить заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плавной речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их речи. Впервые 12 правил для упражнения в плавной речи были разработаны А. Гуцманом и Г. Гуцманом в 1924 году. Но их применение актуально и в наши дни, широко применяется на практике и дает результаты. 1. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением. 2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить. 3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо. 4. При разговоре стой или сиди прямо. 5. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом. 6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание. 7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных. 8. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук. 9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные. 10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном. 11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово. 12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно. Первые признаки заикания Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь) — если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить; употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи. Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить. Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить: 1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим. 2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п. 3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном. 4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе. 5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. 6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п. 7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев. 8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. 9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. 10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. 11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению. Литература 1. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М., АПН РСФСР, 1958. 2. L. De Nil and H. G. Bosshardt Studying stuttering from neurological and cognitive information processing perspective. Proceedings of the Third World Congress of Fluency Disorders in Nyborg, Denmark, pp 53 — 59, 2000. 3. Носенко Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. — Днепропетровск, 1975. 4. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов (Руководство по психотерапии). Под ред. В. Е. Рожнова. — М., 1974. 5. Лоуэн А. Радость. — Минск, 1999. 6. Когновицкая Т. С. Частота основного тона голоса у детей страдающих заиканием. — В сб. Вопросы патологии голоса и речи, НИИЛОР, М., 1983. 7. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание. — М., 1993. 8. Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека. — Л., Наука, 1988. 9. Бехтерева Н. П., Кабарова Д. К., Поздеев В. К. Устойчивое патологическое состояние при болезнях мозга. — Л., Медицина, 1978. 10. Волкова Г. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников, Серия: Коррекционная педагогика [338] Издательство: СФЕРА, ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 г. 11. Смирнова Л. Н. «Логопедия при заикании: Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду: Пособие для логопедов, воспитателей и… МОЙ МИР — М., Детская литература. 12. Парамонова Л. «О заикании: профилактика и преодоление недуга». 13. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников. — М.: Просвещение, 1966. — 96 с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]