11 логопедических упражнений, которые легко делать дома


Правильный старт профильных упражнений, как залог успеха

Планируя занятия, нужно изначально определиться с их целью. Это может быть общее развитие и закрепление существующих навыков или коррекция звуков, которые вызывают у малыша сложности. В первом случае для ребенка 4-5 лет просто подбираются нужные игры, зачастую состоящие из скороговорок, стишков и песенок. Во втором – подготовительный этап включает следующие манипуляции:

  1. Определяем, какие именно звуки вызывают сложности у ребенка. Для этого нужно последовательно показывать ему картинки, он должен называть изображенные на них вещи. Картинки подбираем так, чтобы экспериментальный звук находился в разных частях слов, сочетался с разными буквами.
  2. Планируем занятия так, чтобы сначала прорабатывались более легкие звуки, затем – сложные.
  3. На начальных этапах работу необходимо вести именно со звуками, а не со словами. Нужно не просто многократно их повторять, придется уделять должное внимание теоретической стороне вопроса. Малыш должен понимать, как нужно располагать губы и язык, чтобы формировался конкретный звук.
  4. Логопедические упражнения для детей лучше всего подавать в игровой форме, тогда информация будет усваиваться ребенком 4-5 лет намного эффективнее.
  5. После того, как у ученика появятся успехи с первым звуком, стараемся активнее вводить его в повседневную речь. В это же время приступаем к осваиванию следующего проблемного момента.

Не стоит рассчитывать на слишком быстрые результаты. При условии регулярной и качественной работы первые успехи могут появиться только через несколько месяцев. Главное, не отступать от плана и продолжать занятия.

Эффективные упражнения для постановки звука «р»

Чаще всего малыши испытывают проблемы с произношением звука «р». Они просто его пропускают или стараются заменить другим, коверкая слова. Перед тем, как приступать к коррекции, стоит посетить педиатра и логопеда. Возможно причина проблемы кроется в короткой уздечке языка и ее придется решать хирургическим путем. Дети 4-5 лет могут испытывать сложности с произношением самого звука или употреблением его в словах. В зависимости от ситуации и строим занятия. Для выполнения некоторых упражнений может понадобиться специальный шпатель.

  • Малыш открывает рот, прижимает язык к основанию верхних зубов, несколько раз четко проговаривает букву «д». Он должен ощутить вибрацию, характерную для звука «р».
  • Ребенок открывает рот и начинает произносить звук «ж», постепенно поднимая язык. Взрослый должен аккуратно передвигать язык шпателем из стороны в сторону, усиливая вибрацию.
  • Ребенок выговаривает слог «за», пытаясь при этом максимально оттянуть язык назад. Если взрослый в это время будет двигать язык малыша шпателем, то отчетливо проступит звук «р».

Благодаря ежедневным повторам, у малыша появится понимание того, как звук «р» должен звучать, он услышит, что сам его произносит, и это ускорит процесс становления речи.

Качественная разминка для губ и языка

Каждый подход необходимо начинать со специальной разминки, способной подготовить основные инструменты речи. Малыш должен ровно сесть перед зеркалом, выпрямить спину и расслабить тело. Нужно добиться такого положения, чтобы ребенку было видно и свое лицо, и лицо «педагога». Далее начинаем показывать и описывать ребенку упражнения, которые он должен повторять. При необходимости корректируем действия малыша ложкой или чистым пальцем.

Для ребенка 4-5 лет в качестве разминки идеально подойдут следующие упражнения:

  • Растягиваем губы в улыбке, не показывая при этом зубов.
  • Вытягиваем губы в виде хоботка.
  • Держа челюсти крепко сжатыми, пытаемся поднять верхнюю губу.
  • Вытягиваем губы в трубочку и начинаем делать ими вращательные движения.
  • Вытягиваем губы, захватываем их пальцами и аккуратно массируем.
  • Работаем щеками: надуваем обе, надуваем последовательно по одной, сдуваем, потом втягиваем в том же порядке.
  • Открываем рот, высовываем язык и по кругу облизываем губы.
  • Высовываем язык и тянемся им то вверх, то вниз.
  • Открываем рот и тянем нижнюю челюсть вниз, при этом языком надавливаем на небо.

Стоит учесть, что в возрасте 4-5 лет дети еще не способны слишком долго концентрировать свое внимание на однотипных действиях. Не стоит навязывать ребенку длительные занятия, все должно быть в удовольствие.

Речевые особенности детей 4-5 лет

Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря ( к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.

Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.

Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.

Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.

Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:

  • фонетическое;
  • фонетико-фонематическое;
  • общее.

На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.

В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного звука Л и звука Р. Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.

Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей. Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).

Тесты на определение патологий

Чтобы оперативно среагировать на изменения в развитии малыша, можно провести простые тесты.

  • К четвертому году дети уже различают простейшие геометрические фигуры. Нужно попросить ребенка нарисовать круг. Даже подобие данной фигуры — хороший результат. Однако если малыш не понимает, чего от него хотят, или его рисунок даже отдаленно не похож на требуемое, — тест не пройден.
  • Если ребенок не проявляет интереса к новым играм, не собирает маленькую башенку из кубиков — развитие замедленное.
  • К трем годам карапуз общается короткими фразами (не учитываются те, кто в этом возрасте уже говорит длинными предложениями). Минимальный рубеж речевого развития к 3-4 годам — это простейшие фразы. Если ребенок их не произносит — следует идти к специалисту.

В каких случаях еще необходимо обратиться к логопеду:

  • Малыш не отзывается на свое имя, не понимает простых просьб.
  • Не проявляет интереса к новым игрушкам, все сценарии его игр идут «по шаблону».
  • Не может собрать простейшую башенку или надеть на веревку крупную бусину.
  • Если к трем годам ребенок не говорит, при этом во время беременности или раннего развития были травмы, либо имеются наследственные заболевания.

Характеристика развития ребенка 3-4-летнего возраста

В 3 года малыш открыт к познанию родного языка, он с удовольствием повторяет все за взрослым и активно занимается словообразованием. Пассивный словарь к 4-м годам достигает 2500 слов, большинство из которых составляют глаголы и существительные.

В речи ребенка также присутствуют:

  • простые прилагательные (красивый, маленький, большой);
  • притяжательные местоимения (мой);
  • слова-обобщения (животные, овощи).

Дошкольник еще не имеет большого жизненного опыта и производит образование новых слов по-своему. От этого возникают курьезные словоформы, например: «У мамы учеба, а у меня лежоба». Ребенок трёх лет способен поддерживать простой диалог.

Наиболее сложные для произнесения звуки — «Р» и «Л», а также свистящие «Ш», «С», «Ф». Часто даже по достижению четырех лет малыш не способен их выговорить.

Важно! Если в 3-4 года ребенок не произносит все звуки чисто, это не повод бежать к специалисту-логопеду. Звуки «Р», «Л», «Ш», «С», «Ф» ставятся, как правило, в более позднем возрасте. Однако если к 3-м годам малыш совсем не говорит, а в период беременности/родов/в первый год были серьезные заболевания или травмы — требуется консультация специалистов. По результатам обследований психолог, логопед и невролог расскажут, какие логопедические упражнения для детей 3-4 лет нужно выполнять.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]