Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста. Тема: Звук [з]


Статья:

Упражнение «Рассерженная муха»
Муха, когда попадает в сеть паука, жужжит: «З – з – з …».

Автоматизация звука [з] в прямых слогах ЗА – ЗА – ЗА – ЗА – ЗА ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ ЗО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ

Автоматизация звука [з] в обратных слогах АЗЗ – ОЗЗ – УЗЗ – ИЗЗ ЕЗЗ – ЁЗЗ – ЮЗЗ – ЯЗЗ

Автоматизация звука [з] в интервокальных слогах АЗА – АЗО – АЗУ – АЗЫ УЗА – УЗО – УЗУ – УЗЫ ОЗА – ОЗО – ОЗУ – ОЗЫ ЫЗА – ЫЗО – ЫЗУ – ЫЗЫ

Автоматизация звука [з] в слогах со стечением согласных ЗНА – ЗНО – ЗНУ – ЗНЫ ЗМА – ЗМО – ЗМУ – ЗМЫ ЗВА – ЗВО – ЗВУ – ЗВЫ ЗДА – ЗДО – ЗДУ – ЗДЫ

Автоматизация звука [з] в словах, звук в начале ЗА: за-то, за-пад, за-мок, за-вод, за-кон, за-кат, за-пах, за-гон, за-бег, за-пев, за-выть, за-быть, зай-ти, зай-ка, заг-нать, за-бо-та, за-ба-ва, за-те-я, за-ви-ток, за-ку-ток, за-га-дать, за-ду-мать, за-ко-пать, за-ки-дать, за-хо-теть, за-ки-нуть, за-ки-петь, за-тя-нуть, за-о-хать, за-е-хать, за-бе-гать, за-бо-дать, за-инь-ка, за-пон-ка, за-гад-ка, за-вет-ный, за-да-ни-е, за-да-ва-ка, за-би-я-ка, за-го-то-вить, за-го-тов-ка; ЗО: Зо-я, зонт, зон-тик; ЗУ: зу-бы, зуб, зу-бок, зуб-ной, зу-бат-ка; ЗЫ: зыб-кий.

Автоматизация звука [з] в словах, звук в начале, со стечением согласных Знать, знак, звон, звать, зной, звук, зво-нок, зна-мя, зва-ный, зна-ток, зво-нить, звон-кий, зна-ко-мый, зна-ко-мить.

Автоматизация звука [з] в словах, звук в середине ЗА: ва-за, ба-за, ко-за, на-зад, фа-зан, ка-зак, ма-зать, е-го-за, ме-ду-за, ми-мо-за, у-ка-зать, на-ка-зать, по-ка-зать, мо-за-и-ка, не-за-буд-ки, у-ка-за-ни-е. АЗ: наз-вать, аз-бу-ка, наз-ва-ни-е; ЗО: би-зон, во-зок; ОЗ: воз-дух; ЗУ: ве-зу, ма-зут, вни-зу; ЗЫ: во-зы, та-зы, ко-зы, ва-зы, я-зык, му-зы-ка, му-зы-кант, на-зы-вать; ИЗ: из-ба, из-гиб, из-мять, из-бы-ток, из-нан-ка, из-да-ни-е.

Автоматизация звука [з] в словах с двумя этими звуками Завязать, зазвонить, зазнайка, зазывать, замазать, заноза, изъездить

Автоматизация звука [з] в словосочетаниях Новый зонт, забавный зайка, новые тазы, знакомая музыка, знакомый музыкант, знойный день, звонкий звонок, званый обед, забавный котёнок, заводная коза, Зоина затея, тёмный закуток, зубная нить.

Автоматизация звука [з] в предложениях из 3 слов У Зои – коза. У Зои – зонт. Зоя покупает азбуку. Зоя загадывает загадки. Зоин папа – музыкант.

Автоматизация звука [з] в предложениях из 4 слов Зоя знает много загадок. Зоя опаздывает на занятия. Зоя показывает азбуку зайке. Зоиного зайку зовут Зазнайка. Мама даёт Зое зонтик.

Автоматизация звука [з] в предложениях из 5 слов Фазаны пьют воду из таза. Тётя Зоя звонит в звонок. Зоя под зонтом пасёт козу. На возу везут много замков. У тёти Зои нет зонта. Зоин зайка забияка и зазнайка. В вазах – мимозы и незабудки.

Автоматизация звука [з] в предложениях из 6 слов У замка – много незабудок и мимоз. Мама загадывает Зое загадку о зайке.

Автоматизация звука [з] в чистоговорках За – за – за, за – за – за здесь привязана коза Зы – зы – зы, зы – зы – зы мало травки у козы Зу – зу – зу, зу – зу – зу отвязали мы козу За – за – за, за – за – за залезает в сад коза Зу – зу – зу, зу – зу – зу привязали мы козу За – за – за, за – за – за здесь привязана коза

За – за – за, за – за – за идёт Зоина коза Зы – зы – зы, зы – зы – зы завиток у той козы Зу – зу – зу, зу – зу – зу напою водой козу За – за – за, за – за – за у избы в тени – коза

За – за – за, за – за – за идёт коза, коза – егоза Зой – зой – зой, зой – зой – зой зайка идёт вместе с козой Зу – зу – зу, зу – зу – зу Зоя ведёт зайку и козу

Автоматизация звука [з] в стихах *** Две козы и два бизона Истоптали все газоны.

*** У Зои – своя коза. Зовут козу Егоза. Не знает Зоя покою С козою своей Егозою.

*** Мама Лизы, мама Зины Побывали в магазине. Лизе купили зайку, А Зине — мозаику.

*** Знает Зоя – иногда Падает с небес звезда. Звездопад тех удивит, Кто, когда темно, не спит.

*** Много у зимы забот: Выпустить позёмки, вьюги, Замести везде пути — Ни заехать, ни зайти.

*** Знает Знайка всё о звёздах – Он возводит звездолёт. На закате звездолёт К звёздному пути пойдёт. Достигнет заданной звезды И всем мигнёт из темноты.

*** Забывает медведь о заботах зимой, Спит он под завывание вьюг. Снегопады идут и позёмки метут, А медведь до весны видит сны.

Автоматизация звука [з] в текстах Звонок Звенит звонкий звонок. Он зовёт Зою на занятие. У Зои азбука. Она знает много букв.

Заботливая хозяйка У Зои в загоне коза. Зовут козу Егоза. Зоя заботится о козе. У козы всегда в тазу вода. В знойный день Зоя пасёт козу под зонтом.

Забавные звёзды На небе засияли звёзды. Зоя и Лиза отодвинули занавеску и залюбова¬лись звёздным небом. Звёзды подми¬гивали им. «Какие забавные звёзды!» — смеялись Лиза и Зоя. — «Так да¬леко от земли, а нас видят!»

Автоматизация звука [з] в скороговорках В загоне — бизоны, и козы — в загоне. Не забудет тётя Зоя загадать загадку Зое. На возах — тазы, у возов — две козы. У избы – мимозы, у мимозы – козы. Даёт тётя Зоя Зое зонт от зноя. Под мимозами козы едят мимозы.

Конпект занятия «Постановка звука [з]план-конспект занятия по развитию речи

Индивидуальное занятие.

Постановка звука [ з].

Цели:

-продолжить формирование длительной направленной воздушной струи;

-научить правильно произносить звук [з];

-научить выделять звук [з] из ряда звуков;

-развивать внимание ,мелкую моторику.

Оборудование:

Индивидуальное зеркало, изображение с геометрической фигурой овальной формы( выполнено штриховой линией ), пуговицы коричневого цвета, кусочек ваты.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Сегодня наш язычок отправится в гости к бабушке и дедушке.

  1. Артикуляционная гимнастика.

1)Упражнение «Кошечка». По дороге Язычок увидел кошечку. Она только проснулась и стала потягиваться. Давай покажем , как кошечка потягивалась. Повторяй за мной: улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать в таком положении на счёт 5. Хорошо, давай продолжим путешествие.

2)Упражнение «Заборчик». Приехав, Язычок решил помочь дедушке починить забор. Он очень старался. Давай покажем с тобой, какой ровненький заборчик получился у Язычка. Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упр.выполнить 5-6 раз. Какой у тебя красивый заборчик, молодец.

3)Упражнение «Блинчики». За хорошую работу бабушка приготовила блины. Блинчики очень горячие, поэтому их нужно остудить, я тебе покажу, как это сделать. Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить «пя – пя – пя»

4)Упражнение «Ветерок». Внезапно стало темно, на улице поднялся ветер. Давай покажем, какой ветер поднялся. Повторяй за мной: положи широкий язык на нижнюю губу и подуй на неё. Выполнять в течение 10 сек.

5) Упражнение «Прятки». Вечером за Язычком зашли друзья и позвали его играть в прятки. Давай покажем, как Язычок с друзьями играл. Повторяй за мной: улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем опускается- «прячется».

6)Упражнение «Фокус». Язычок показал своим друзьям фокус, которому его научил папа. Он положил на носик кусочек ватки и подул на нее так, чтобы ватка взлетела высоко к небу. Давай с тобой попробуем так же. Ой, как хорошо у тебя получается, молодец!

7)Упражнение «Мясорубка». На ужин Язычок помогал бабушке делать котлеты. Сначала они с бабушкой накрутили на мясорубке мяса. Давай покажем, как они это делали, повторяй за мной. (Выполняется упражнение «Наказать непослушный язычок»).

  1. Развитие мелкой моторики.

Затем Язычок добавил специи и помог бабушке перемешать фарш. Давай встанем и покажем, как они это делали. (Встать, положить руки на стол ладонями вниз, пальцы расставлены. Сжать пальцы в кулак, вернуть в исходное положение. Повторить 3-5 раз.) А затем они начали лепить котлеты ( на листочке изображены штриховой линией овальные «котлеты» их нужно выложить по контуру пуговицами.) Ммм, какие вкусные котлеты у нас получились.

  1. Постановка звука.

Бабушка забыла закрыть окошко и в комнату влетели комарики. Давай попробуем позвенеть, как комарики. Я тебе помогу. Клади одну ручку себе на горлышко, а вторую мне. Слушай : с-с-с-с-с голос спит, з-з-з-з-з голос просыпается. Чувствуешь? А теперь попробуй ты. Вот молодец, совсем как комарик.

  1. Развитие фонематического слуха.

С комариками летят еще какие-то насекомые, давай, когда ты будешь слышать, что летят комарики ты скажешь «Комарик»! Слушай внимательно : [н]; [п]; [з]; [р]; [ч]; [с]; [з]; [л]; [з]. Вот какой ты внимательный, молодец!!!

  1. Закрепление.

Давай еще раз покажем, как летели комарики. Что для этого нужно сделать? Вот молодец, как у тебя хорошо получается!!!

  1. Развитие мелкой моторики.

Когда Язычок уезжал от бабушки с дедушкой, к нему пришли попрощаться его друзья. Давай попрощаемся с ними. (Поочередно соединять каждый палец с большим пальцем. Упражнение сделать на обеих руках.)

  1. Закрепление.

Приехав домой Язычок рассказал своим родителям, как звенят комарики. Давай и мы позвеним как комарики.

Расскажи, что тебе понравилось в нашем занятии? Чему ты научился? Ты сегодня хорошо старался и за это я подарю тебе подарок.

Конспект НОД в подготовительной группе «Звук и буква З»

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группе «Звук и буква З»
Автор конспекта НОД: Титаренко Галина Борисовна, учитель-логопед, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 68»Задачи приоритетной образовательной области: «Речевое развитие» Формирование лексико-грамматических средств языка. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Овладение элементами грамоты. Развитие навыков связной речи (обучение диалогической и монологической речи). Образовательная область: «Речевое развитие» Задачи ОО в интеграции: «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое» Образовательные: автоматизация правильного произношения звука «З», совершенствование навыка слогового анализа и синтеза, совершенствование навыка чтения слогов и слов, совершенствовать грамматический строй речи. Развивающие: развивать грамматический строй речи, фонематическое восприятие, темпо-ритмическую сторону речи, развивать внимание, память, логическое мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, развивать технические навыки работы с карандашом. Воспитательные: формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность. Предпосылки учебной деятельности: формировать умение слушать и понимать речь взрослого, развитие внимания, памяти, мышления, развивать самостоятельность в нахождении способов решения новых задач, свободно владеть вербальными средствами общения, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника, развивать усидчивость при выполнении задания. Оборудование для учителя — логопеда: магнитная доска, наборное полотно, предметные картинки (зонт, коза, замок, язык, зубы, зайка, мимоза, сом), персонаж и атрибуты сюрпризного момента (Незнайка, письмо, тетрадь). Оборудование для детей: разрезная азбука, колокольчики, тетрадь, цветные карандаши, альбомный лист. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) Ребята, сейчас я вам загадаю загадки (по мере отгадывания картинки-отгадки выставляются на наборное полотно): Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок). Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою – Я с радостью белым зверям отдаю (зубы) Рассыпалось к ночи зерно, Глянули утром – нет ничего (звезды) Себя он раскрывает, Тебя он закрывает. Только дождичек пройдет – Сделает все наоборот (зонт) — Какой одинаковый звук слышится во всех этих словах? (звук З). — уточнение артикуляции звука; — хоровое произнесение звука; — характеристика звука (согласный, свистящий, твердый, звонкий) Основная часть (содержательный, деятельный этап) Стук в дверь. Появляется Незнайка с конвертом. — Здравствуйте ребята! Мне сказали, что вы знакомитесь со звуками. — А с каким звуком вы знакомитесь? (со звуком З) — В моем имени есть звук З? (да) Да, Незнайка! Дети знают и слышат звук, вот посмотри – выделение звука на слух (звенит колокольчик) — в слогах – СА, ЗА, АЗ, ЖА, ЗУ, ОС — в словах – жук, суп, зуб, зал, ваза, замок, весы, сук. Игра «4 лишний» зонт – замок – зима – зубы. — Ребята, я тоже хочу с вами поиграть, повторяйте за мной: За-за-за – уходи домой коза Зо-зо-зо – Зое повезло Зу-зу-зу – я пасу козу Зы-зы-зы – моем мы тазы. Незнайка, а ребята могут определить место звука в слове. Проговаривание картинок на панно, отбор картинок со звуком «З» — в начале, середине, конце. Игра «Исправь ошибку» — картинка со звуком «С» (сом). Почему эта картинка не подходит? (потому что там нет звука «З») Игра «Подбери предмет» звонкий, звонкая, звонкие Игра « 1-2 -5» — звонкий звонок Физкультминутка Зайку бросила хозяйка (руки к щекам). Под дождем остался зайка (развести руки в стороны, ладошками вверх). Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок (приподнять плечи). Солнце вышло из-за туч (поднять руки вверх, обрадоваться солнышку) Зайка высох наш и в путь. Быстро скачет зайка (подскоки на месте), Ты его поймай-ка (садятся на свои места). Незнайка: «Ребята, я принес вам свою тетрадь, проверьте, правильно ли я написал?» Я люблю кататься …качели. Зоя пришла сегодня …красивом платье. Собака сидит …будке. Гнездо …ветке. Яблоки лежат …корзине. Ребята, еще я хочу выиграть приз в передаче «Самый умный», но не могу справиться с вашей игрой «Путаница». Помогите, пожалуйста! — Ребята, поможем Незнайке! Игра «Путаница» Сидит, куст, за, зайка – Выглядывать, из-за, куст, зайка – За, идет, зима, осень – Знакомство с буквой З Буква З и цифра три, Как родные две сестры. Ты внимательно смотри: Пишем З, как цифру три. Работа с разрезной азбукой: — выкладывание слогов, слов — составление схем к этим словам. Развитие мелкой моторики: Я тетрадочку открою И как надо положу. Я от вас не скрою, Карандаш я правильно возьму. Сяду ровно, не согнусь, И за дело я возьмусь. — печатание буквы в тетради. Незнайка, наши дети могут делить слова на слоги. Игра «Телеграф» — с хлопками (дети ставят на панно картинки, на заданное количество слогов). Проверка правильности выполнения задания
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Игра «Доскажи словечко» Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса! Наш зверек живет в тревоге, От беды уносит ноги. Ну-ка, быстро отгадай-ка, Как зверек зовется?…/зайка/ Михаил залез на дуб, Чтобы врач не вырвал…/зуб/ Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой. Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла…/зима/ Игра «Звук заблудился» Закричал охотник: «Ой! Двери (звери) гонятся за мной!» Слова – я . ык, . онт, . убы, ко . а, гне . до, . айка, . амок. Ребята, давайте подарим Незнайке рисунок, где изобразим букву. Заманите эту птицу К нам на альбомную страницу. (дети зарисовывают букву, любование рисунками, затем дарят Незнайке). Ребята, давайте повторим Незнайке! — С каким звуком и буквой познакомились? — Какой он? — Что вам понравилось в нашей сегодняшней работе? Вы все сегодня молодцы! Похлопайте себе!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект ООД для детей старшей группы Конспект занятия по изучению грамоты в подготовительной группе Конспект по ФЭМП в подготовительной группе. Числа от 1-8. Решение простейших задач План — конспект НОД в подготовительной к школе группе

Похожие статьи:

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Профессии

Конспект занятия в подготовительной группе. Моя семья

Конспект занятия в подготовительной группе. Первобытные люди

Конспект занятия в подготовительной группе. Толерантность

Конспект занятия для детского сада на тему «Права человека». Подготовительная группа

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]