Что такое Зондовый логопедический массаж и зачем он нужен?


Одним из методов, который использует в своей деятельности логопед — зондовый массаж. Эта процедура применяется для:

  • стимуляция речевой моторики;
  • улучшения мышечного тонуса артикуляционного аппарата.

Для проведения массажа используются специальные зонды. С помощью этих инструментов логопед воздействует на губные мышцы и языка, щёк, мягкого нёба с помощью скольжения, надавливания, отодвигания и потирания. Описанные манипуляции с отдельными участками артикуляционного аппарата ведёт к его оздоровлению и восстановлению правильной работы. Но кроме нормализации звукопроизношения зондовый массаж оказывает благотворное воздействие на нервную систему, что дополнительно стимулирует развитие детской речи.

Как и перед любой медицинской процедурой для зондового массажа требуется тщательная логопедическая диагностика, в ходе которой обследуются мимические и жевательные мышцы, входящие в артикуляционную систему, а также губ, щек, языка и мягкого нёба. По результатам обследование определяется место и степень поражения, уточняется время, которое понадобится для лечения. Предварительная диагностика также направлена на определение наиболее эффективной методики массажа для с учётом всех особенностей пациента и его дефекта речи. На срок, который понадобится для устранения недостатков влияют следующие факторы:

  • степени тяжести дефекта;
  • возраста пациента;
  • его индивидуальные особенности.

Следует заметить, что направляет на курсы массажа невролог (детский невролог) после предварительного обследования пациента. А логопед выбирает конкретную технику массажа и его интенсивность.

Что такое логопедические зонды?

Зондовый массаж, как следует из названия, проводится при помощи специальных металлических инструментов. Их не следует путать с зондами по Рау, которые применяется для постановки звуков.

Автор массажного комплекса — Е.В. Новикова, которая получила патент на свою разработку 2000 году.

Набор зондов включает в себя 8 основных и 4 дополнительных зонда с определённым функционалом. Различное виды воздействия зондов на пораженные участки стимулируют чувствительность, улучшают связи между периферическими органами и корой головного мозга.

Инструменты используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Зоны массажа подбираются индивидуально, в зависимости от того, на что жалуется пациент. С помощью зондов можно расслабить мышцы лица и повысить их тонус, избавиться от спазмов. А воздействие на мышцы ведущей руки развивает моторику, помогает в формировании почерка.

С 2000 года технология не стоит на месте, и некоторые специалисты вносили свои улучшения. Например, известные логопеды Т.А. Воробьева и О.И. Крупенчук разработали свой вариант из 9 инструментов.

Специалисты ВИВО КЛИНИК в своей работе используют массажные логопедические зонды всех авторов, подбирая индивидуальные комплекты инструментов, исходя из целей и задач коррекции.

Симптомы патологии

Следует знать первые признаки заикания, чтобы вовремя обратиться к врачу.

  • Ребенок внезапно замолкает и может не говорить от нескольких часов до суток. Потом начинает говорить, но уже заикаясь. Если обратиться к специалисту в период, пока малыш не начал снова разговаривать, можно избежать заикания.
  • Повторение первых слогов, слов в начале фразы.
  • Остановки в середине слова или фразы.
  • Включение лишних звуков (и, а) перед некоторыми словами.
  • Трудности с началом разговора.

Симптомами заикания у детей являются:

  • Спотыкание на звуке или слоге из-за спазма речевого аппарата (м-м-м-м-мама, ма-ма-машинка).
  • Длинные паузы между звуками, растягивание (ма…..льчик).
  • Появление нервного тика, нарушение сна, аппетита, пищеварения, может проявиться энурез.
  • Повышенная слезливость, нервность, агрессивность. Если не получается выговорить слово, ребенок переживает, может заплакать.
  • Склонность к замыканию в себе, сложности в общении, боязнь насмешек.

При обнаружении симптоматики необходимо выяснить причину патологии и найти способ, как избавить ребенка от заикания.

В каких случаях поможет логопедический зондовый массаж?

  • при моторной алалии, когда у ребенка задержка речевого развития и нужен мощный толчок для «запуска» речи. Задача массажа — улучшить поступление сигналов в головной мозг, для развития пораженных отделов. После процедуры пациент начнёт звукоподражать.
  • при дизартрии (расстройства произношения, вызванного нарушением иннервации органов артикуляции), в том числе при ДЦП. Нормализуется тонус мускулатуры, улучшается проводимость нервных импульсов.
  • при заикании, для снижения тонуса мышц артикуляторов.
  • используется при реабилитации утраченных речевых функций у взрослых пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Улучшается произносительный аспект речи, нормализуется тонус пораженных мышц, снижается гиперсаливация, улучшается жевание и глотание.
  • при гиперсаливации (повышенном слюноотделении) в любом возрасте.
  • при нарушении глотания и жевания.
  • при ограниченной подвижности языка, вследствие укорочения подъязычной связки. При легком нарушении массаж улучшит её эластичность. При более выраженном нарушении подъема потребуется хирургическое вмешательство.
  • при ринолалии. Логопедический массаж разгладит рубцы, негативно влияющие на подвижности органов, послеоперационные швы, улучшит работу мышц.

Причины

Мы перечислим самые распространённые причины появления заикания у детей возрастом от 3 до 5 лет. Данная патология может возникать по целому ряду причин, быть врожденной или приобретенной.

К врожденным факторам развития дефекта относят:

  1. Разного рода патологии при беременности и вынашивании плода (кислородное голодание, инфекционные процессы и др.).
  2. Проблемы во время родового периода (травмы, ранние роды и др.).
  3. Генетическую предрасположенность по одной из линий родства.
  4. Индивидуальные особенности личности, особенности нервной системы (преобладания процессов возбудимости, гипертревожность).

Приобретенное заикание провоцируется:

  • Шоковая травма. Смерть одного из родителей или значимого близкого. Хронический стресс.
  • Психологическая травма. Физическое или психологическое насилие. Буллинг. Унижение со стороны сверстников или в семье.
  • Физиологическими процессами. Особенности развития полушарий головного мозга ребенка, данная причина может быть исключительно возрастной особенностью и решиться сама собой в ходе взросления ребенка.
  • Перенесенные заболевания. Одной из причин нарушения речи также может стать с перенесенные инфекционные заболевания (менингит, энцефалопатия и т.д.). Сезонные заболевания ОРВИ, грипп и другие заболевания верхних дыхательных путей. Речь также может нарушиться по причине разного рода травм, ушибов, сотрясений вследствие падения или аварий. Диагностированный сахарный диабет, также может стать причиной возникновения заикания у детей.
  • Ложное заикание. Такого рода заикания может стать наследование данного симптома от одного из близких. При этом истинных патологий у ребенка может не быть. Данный вид заикания особенно характерен для маленьких детей которые находятся в возрасте научения речи через копирования.
  • Попытки переучить ребенка леворукости. Попытки насильно обучать леворукого ребенка писать правой рукой могут вызвать сильные нарушения в речи ребенка. Дети пишущие левой рукой достаточно ранимы и ранимы.
  • Тревожная обстановка дома. Созерцание конфликтных ситуаций между членами семьи, может негативно сказаться на нервной системе ребенка, как следствие вызвать нарушение речи в форме заикания.
  • Авторитарное воспитание. Нарушение личных границ ребенка, физические наказания и запугивание ребенка часто вызывают логоневроз.
  • Умственное переутомление. Задачи сверх сил ребенка, без учета возрастных возможностей ребенка, как физических так и психических. Преобладание учебной деятельности над игровой. Переизбыток кружков секций, отсутствие времени и свободного пространства для самоорганизованной ребенком деятельности.
  • ·Нарушение режима сна, недосып.

Среди причин заикание есть ещё ряд психосоматических факторов вызывающих заикание:

  • · Истерический тип: резкая смена условий в социальной ситуации (например в семье все разрешали делать все что захочет, а пойдя в детский сад, ребенок столкнулся с запретами, ограничениями и правилами);
  • Неврастенический тип: унижение личности и особенностей ребенка, отсутствие похвалы, сравнивание с другими детьми;
  • Психастенический тип: гиперопека родителей, обесценивание и отсутствие веры в ребенка, что он справиться и у него получиться, могут также привести к нежеланию говорить и сильным нарушениям в речи ребенка.

Есть ли противопоказания у зондового массажа?

Противопоказания могут быть временными и абсолютными.

Временные противопоказания:

  • высокая температура;
  • плохое самочувствие, общая усталость;
  • тошнота и рвота;
  • повышенное артериальное давление;
  • высыпания на коже;
  • любые инфекционные болезни;
  • ротополостные инфекции, высыпания на слизистой полости рта (стоматит, гингивит);
  • стоматологические проблемы (кариес, пародонтоз и др.);
  • вирусные заболевания, например, герпес.

После исчезновения вышеперечисленных причин возможно выполнение массажного комплекса.

Абсолютное противопоказание:

  • все виды эпилепсии (массаж может стать причиной эпилептического припадка).

Как проводится массаж?

Сеанс массажа проводится лежа или в любой другой комфортной позе, которая позволит максимально расслабиться. В некоторых случаях мама может присутствовать в кабинете.

Логопед выбирает способы воздействия на мышцы в каждом случае индивидуально, после обследования состояния артикуляторного аппарата.

Логопедический массаж специалист проводит только в специальных одноразовых перчатках, медицинском халате и только стерильным инструментом. Всё оборудование подвергается обязательной медицинской стерилизации после каждого занятия.

Как часто проводится массаж?

Обычно логопедический массаж обычно проводится курсами, количество и периодичность которых назначается логопедом или наблюдающим врачом. Их длительность подбирается персонально для каждого пациента. Среднее число процедур обычно в районе 10 продолжительностью от 5 до 25 минут. Между курсами делают месячный перерыв. Чаще всего требуется для появления результата нужно 3-4 курса, но иногда хватает и одного. Важно помнить, что результат появится только при регулярности курсов

На длительность процедуры влияет возраст пациента, степень поражения и индивидуальные особенности.

Например, часть логопедов предпочитают предварять сеанс массажем перед всеми своими занятиями.

Прогноз заболевания

При своевременном обращении к специалисту и правильном лечении заикание вылечивают в 70-80 % случаев. Играет роль возраст – легко поддается коррекции дефект у детей 3-5 лет. Чем раньше выявлена проблема, тем больше шансов на положительный результат. С заиканием у детей школьного возраста справиться сложнее. Менее благоприятный прогноз при лечении запущенной патологии у детей 9-11 лет. Источник: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5257259/ Anne Smith, Ph.D. and Christine Weber Childhood Stuttering – Where are we and Where are we going? // Semin Speech Lang. 2021 Nov; 37(4): 291–297

Какие преимущества и недостатки у зондового логопедического массажа?

Преимущества:

  • ускорение постановки звуков;
  • развитие моторных навыков;
  • улучшение работы мышц;
  • повышение тонуса;
  • гиперсаливация;
  • не требуется сложное оборудование и специальные условия для проведения процедуры.

Недостаток, пожалуй, можно выделить только один: зондовый массаж не может применяться как единственное средство борьбы с нарушениями речи. На лечение тяжёлых нарушения речи может уйти 3-4 года и потребуется сочетание различных методов: физио- и медикаментозная терапия, массажи (логопедический и общий), регулярное посещение терапевта и психолога (итогом которых должно стать развитие речи на всех уровнях, выработка мотивации и развитие высших психических функций).

Самомассаж

Специалист может научить детей навыкам самомассажа. Для этого не требуется особых усилий. Дошкольников учат перед зеркалом, показывая образец действия и прося повторить:

  • Первое упражнение – ладони аккуратно гладят щеки, работая от носа к ушам. Можно гладить по голове, спускаясь с волос ниже.
  • Второе упражнение – от середины лба к вискам проводить пальцами с нажимом, словно рисуя дорожки. Можно рисовать «елочку».
  • Третье упражнение – постукивание подушечками по лбу и щекам. Упражнений может быть больше. Комплекс составляется логопедом на основе индивидуальных особенностей ребенка.

У Крупенчук есть авторская методика. Она усовершенствовала комплекс Дьяковой. Для проведения массажа используют обычные ложки — это позитивнее воспринимается ребенком.

Процесс можно соединить с играми. В таком случае детям будет интереснее выполнять задания логопеда. В качестве стимула можно давать наклейку или возможность выбрать игру.

Есть ли еще какие «хитрости» при проведении массажа?

Ребенка знакомят с зондами постепенно, ненасильственно, что также является залогом успеха. Необходимо поощрение ребенка.

Взрослому же пациенту объясняются механизмы воздействия того или иного приема, имеет место рациональная психотерапия, визуализация конечного результата.

Важно знать, что в неумелых руках массаж может быть причиной неприятных ощущений и обратных реакций мышц (повышенный тонус), травмирования уздечки, усиления рвотного рефлекса и т. п. Условием положительного эффекта массажа является индивидуальный выбор техники воздействия на мышцу, что обеспечит специально обученный этому логопед. Так что доверьте его исполнение профессионалам.

В «ВИВО КЛИНИК» предлагается услуга по логопедическому зондовому массажу. Вы можете записаться к специалисту-логопеду на сайте на удобное время. Ждём вас на приёме!

Заикание у ребенка в 3 года

Если вы заметили, что у 3 летнего ребенка проявляется заикание, то необходимо следовать следующим инструкциям:

  • необходимо сделать так, что бы ребенок меньше говорил, старайтесь не задавать ему лишних вопросов — на которые хотите услышать ответ! Если ребенок вас о чем либо спрашивает ему необхдимо отвечать;
  • если у вас есть возможность отказаться от посещения детского сада, сделайте это обязательно и избегайте скопления людей;
  • займите ребенка настольными и прочими развлекательными играми, они отлично развивают мелкую моторику и успокаивают нервную систему;
  • обязательно обратитесь к хорошему детскому логопеду и невропатологу.

Главное не перегружайте ребенка — это может негативно на нем сказаться, необходимо с первых проявлений предпринять необходимые меры.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]