Статья:
Общее недоразвитие речи 4 уровня — самая легкая форма нарушения. Языковые компоненты практически соответствуют норме, у ребенка хороший словарный запас и связная речь — этого достаточно для общения. Тем не менее, в школе он все равно может испытывать трудности при обучении чтению, письму. Чтобы маленький школьник хорошо учился, нужно довести его речевые навыки до полного соответствия норме.
В этой статье мы поговорим об ОНР 4 уровня: характеристике и признаках нарушения, кто выделил 4 уровень ОНР и как его откорректировать.
Общая характеристика ОНР
Если ребенку уже 5 лет, но он плохо понимает речь, произносит слова слогами родителям стоит обратить внимание на этот случай. Иногда патология фонетики наблюдается в серьезных формах, таких как заикание, гнусавость, полная или частичная утрата речи. Симптомы могут говорить о наличие каких-либо заболеваний. Диагноз поставить может только профильный специалист. От родителей зависит своевременное обращение за помощью.
Чаще всего у ребенка патология речи происходит системным образом, затрагивая разные стороны развития речевого аппарата:
- лексико-грамматическую;
- слоговую;
- интонационно-мелодическую;
- звуковую;
- темпоритмическую;
- семантическую.
Если вовремя не начать лечение и пустить на самотек, то у малыша в дальнейшем может появиться частичное нарушение процесса письма.
Патология речи в том или ином виде встречается почти у 35-40% малышей. Речевое расстройство и его коррекция определяется целым рядом факторов. Тяжелые последствия вызывает мозговая аномалия, которая развивается при внутриутробном развитии. Если были неподходящие условия для нормального развития в течение всего этого времени, то может развиться патология всего мозгового отдела.
У детей с ранее сформировавшейся речью иногда наблюдается частичная или тотальная потеря речи. Детский мозг имеет тенденцию к росту, поэтому вовремя начатые коррекционные занятия способны восстановить речевые функции.
Происхождение и развитие дефекта многообразно, но с клинической точки зрения особое внимание нужно обратить на группу причин, связанную с нарушением структуры головного мозга и центральной нервной системы.
Диагностика
Для постановки диагноза требуется осмотр педиатра и детского невролога. Необходима дифференциация с другими отклонениями в речевом развитии: алалией, ринолалией, аутизмом, дизартрией, органическими поражениями мозга и детским церебральным параличом.
Серия картинок для составления рассказа
В ходе комплексного обследования ребенка консультирует логопед. С помощью специальных логопедических методов оценивают связную речь при пересказе, грамматику, словарный запас, амплитуду движений артикуляционного аппарата, особенности произношения звуков. Проверяют способность выделять и воспроизводить образы. В заключении педагог указывает информацию о типе ОНР, его клинические симптомы.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Недоразвитость в языково-речевой структуре значительно отображается на развитие сенсорных и интеллектуальных возможностей. Проведенные эксперименты показали, что дети с такой патологией по уровню организации логических операций заметно отстают от сверстников без отклонений.
Детей с ОНР можно отличить по их поведению и отсталому развитию в сфере обучения языку:
- стараются обойтись обиходно-разговорной речью;
- эмоционально избирательны по отношению к играм;
- отстают в красноречивой речи;
- малопонятно разговаривают;
- неполно владеют морфемной структурой слов и их формой;
- имеют маленький словарный запас.
Ребенок мало играет со сверстниками, редко задает вопросы, редко является инициатором общения, неактивен. К тому же есть проблемы с запоминанием текстов, формированием мелкой моторики.
Психическое развитие таких малышей опережает их развитие речи. Они более критично относятся к своему недостатку. По мере исправления их дефекта выравнивается интеллектуальный процесс.
Рекомендации
Опыт, накопленный логопедами, свидетельствует о том, что необходимо улучшать речевое развитие, для этого детям требуется мотивация. Несмотря на то что лексические и грамматические ошибки несущественны, впоследствии у ребенка наблюдаются сложности с процессом обучения. По сравнению со сверстниками он слабее запоминает новый материал, не усваивает грамматические правила. Чтобы избавиться от замкнутости и стеснительности, ребенка погружают в социальные ситуации с помощью игр. Их сложность увеличивают постепенно, индивидуально в отношении каждого пациента.
Классификация ОНР — 4 уровня нарушения
Типичное состояние детей с патологией в языково-речевом развитии разделяется на четыре уровня. Степень тяжести расстройства напрямую зависит от этиологии болезни.
Современная логопедия разделяет классификацию дефекта на клиническое и педагогическое направление. Они активно дополняют друг друга. А главное у них одна цель: определить логопедическое заключение, направленное на комплектование детских групп с речевыми дефектами. Это необходимо для того, чтобы осуществить системное дифференцированное воздействие на исправление речи, учитывая симптомы и механизм патологий.
Клиническая и педагогическая классификация ОНР по уровням нарушения в таблице:
Уровень нарушения | Клинические проявления | Психолого-педагогическая классификация |
ОНР 1 уровня (отсутствие общеупотребительной речи). |
| Фонетические нарушения произношения одного звука или целой группы. |
ОНР 2 уровня (с зачатками фразовой речи). |
| Фонетико-фонематическое расстройство процессов -фонематического слуха и восприятия. |
ОНР 3 уровня (развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматической и фонетико-фонематической патологии). |
| Системное недоразвитие речи с нарушением всех компонентов речевой системы. |
ОНР 4 уровня (отдельные сложности и ошибки). |
| Расстроена коммуникативная функция речи. Возможно сочетание нескольких уровней. |
Логопеды, опираясь на клинический и педагогический уровень, проводят диагностику, чтобы выявить общее расстройство речи у ребенка и провести своевременную коррекцию.
Описание
ОНР IV уровня относится к легкому типу недоразвития речи у дошкольников. Дефект может остаться незамеченным, если к говору ребенка прислушивается не профессиональный логопед, педагог. Речь дошкольника понятна, но отличается сбивчивым темпом, несвязностью при составлении рассказов, смешением небольшого числа звуков, пропуском слогов в сложных словах. Но даже такие незначительные пробелы в артикуляционном, коммуникативном развитии могут стать причиной неуспеваемости в школе, трудностях в усвоении учебной программы.
Причины расстройства
К фонетико-фонематическому поражению мозга могут привести разные причины. Это может произойти в первые годы жизни малыша, в плацентарном периоде развития или во время родов.
Расстройство речи может возникнуть под влиянием разных причин внутренних и внешних:
- нейроинфекция;
- интоксикация;
- родовая травма;
- наследственное расстройство центральной нервной системы.
Речь – это важная социальная функция. Чтобы ребенок полноценно рос, ему нужно общение с эмоционально близкими для него взрослыми. Неблагоприятные условия в воспитании малыша в период формирования речи могут привести к отставанию его развития.
Внешние факторы, влияющие на общее недоразвитие речи:
- неблагополучные домашние условия;
- дефицит общения из-за проблем слуха и речи родных.
Расстройство устной речи и темпа могут вызвать следующие заболевания:
- расстройство голосового аппарата – дисфония;
- частое повторение или пролонгация звуков – заикание;
- нарушение звукопроизношения – дислалия;
- гнусавость – ринолалия;
- полная или частичная утрата речи – афазия;
- трудность издавать расчлененные звуки – брадилалия;
- толчкообразные остановки для дыхания – баттаризм;
- неспособность овладеть письмом — дисграфия;
- ускоренная речь с запинками, спотыканием, необоснованными паузами.
Часто можно выделить сочетание разных причин. Поэтому очень важно установить истинные факторы, чтобы помочь ребенку справиться с его проблемой. Тяжелые нарушения требуют немедленного лечения и специальной коррекционной работы.
Как ставится диагноз
У малышей темпы развития речи отличаются. Чтобы установить логопедическое заключение, ребенок должен накопить пассивный и активный словарь, уметь составлять связные небольшие предложения, образовывать множественное число. Именно к 3-м годам начинают формироваться основные компоненты речи. Поэтому диагноз начинают устанавливать с этого возраста.
В начале учебного года для малышей логопеды проводят занятия для выявления речевых нарушений. Дифференциальная диагностика строится на общих дидактических принципах доступности, восприятия, постепенного усложнения. Детям предлагают рисовать, работать с буквенными заданиями, решать противоречивые задачи. Это может быть написание небольшого сочинения о ярких впечатлениях или нахождение спрятанной буквы на рисунке.
Чтобы обследовать фонематическое восприятие педагог просит ребенка нарисовать слово, найти ошибки.
Для обследования узнавания букв малышу даются печатные и письменные варианты букв. Он должен либо дорисовать недостающую часть, либо найти отличия, либо печатный шрифт перевести в рукописный.
Полученные результаты могут помочь выбрать группу детей, с кем следует заниматься логопедам, а с кем потребуется дальнейшее углубленное обследование.
Главным условием для диагностирования патологии является многокомпонентность. Клиническая диагностика рассматривает нарушение устной и письменной речи.
Хорошее упражнение для коррекции речи — «узнай буквы»
Понятие аномальных проявлений речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) – под ним подразумевается нарушение речи, когда нормально слышащие дети с сохранившимися умственными способностями имеют неприемлемую и полностью дефективную речь: начиная от ее звучания и заканчивая значением.
Это понятие было вызвано жизненной необходимостью и прочно вошло в обиход учебных структур для детей, при которых формировались логопедические группы. Термин ОНР образован основоположником отечественной логопедии Р. Е. Левиной (внизу даны уровни ОНР по Левиной).
Невзирая на происхождение дефекта, имеются системные осложнения речи. Признаки речевого расстройства:
- Говорение начинается, примерно, в 3-5 летнем возрасте.
- Неправильная формулировка слов и фраз.
- Произносимые звуки имеют искажения.
- Малопонятный говор.
Чтобы разграничить речевую недостаточность, логопед должен провести тщательное исследование заболевания конкретно взятого ребенка!
Полезные и интересные факты
Древние люди довольно примитивно разговаривали, включая голосовые, зрительные и осязательные функции. Это больше походило на обмен информацией среди животных. Разговаривать же научились, когда начали пользоваться символами, появилось желание поделиться этими знаниями со своим народом. Ученые считают, что первый символ возник, когда начали изготавливать инструменты из камня. Это было почти 2,5 миллиона лет назад. Занятие сыграло ведущую роль в истории развития общения человечества.
Впервые упоминания о дефектах речи, связанных с получением физической травмы, находились в древнеегипетском папирусе Эдвина Смита. В религиозных эпосах, таких как Библия, Коран, встречаются описания чудесного исцеления речевых расстройств. Факту трудной речи жрецы придавали божественную окраску.
О роли головного мозга первым писал в своих сочинениях Гиппократ, где излагал свой взгляд на то, как происходит образование голоса и речи человека.
Коррекционный процесс речи проходит довольно длительно и трудоемко. Накопленный опыт профильных специалистов показывает, что именно родителям нужно уделять особое внимание окружающей среде, в которой обитает малыш. А также нужно с самого раннего возраста заниматься развитием речи.