Статья:
Логоритмические игры — это игры, направленные на развитие моторики и произношения. Они включают в себя музыкальные, двигательные и игровые занятия. Занятия логоритмикой присутствуют в любой педагогической деятельности в дошкольных учреждениях, а также в школе.
В картотеке упражнений можно найти занятия для разных возрастов и групп. Особое значение имеют логоритмические игры для детей с ОВЗ. Зная особенности детей, можно выбрать подходящие упражнения, соответствующие их возрасту и развитию.
Выполнять логоритмические игры следует в определенное время ежедневно.
Логоритмические игры для детей 4-5 лет
К 4-5 годам приходит окончательное становление речи. Важно уделять большое внимание произношению звуков и закреплению артикуляции звуков. Поэтому логопедические упражнения в этом возрасте занимают особое место.
Бежит лошадка цок-цок-цок, (цокающие движения языком от неба)
Щебечет птичка в поле. (то же цоканье но от зубов)
На бережке сидит дружок (улыбка, зубы разжаты)
И ловит рыбку в море (смыкают и расправляют губы)
Продолжается развитие дыхания. Речевое дыхание стоит отграничивать от общего. Можно выполнять упражнения на чередование короткого и глубокого дыхания:
Кукла Маша хочет спать. (вдох носом, на выдохе протяжный звук «аааа»)
Споем ей песенку. (вдох носом, на одном выдохе троекратное повторение слога «ла-ла-ла»)
Кукла Маша уснула. (сопят носом)
Подходящим временем для таких упражнений будет гимнастика после сон часа. Совместно с общей моторикой активно развивается мелкая. В логоритмические игры и упражнения стоит добавлять актерское мастерство, учить детей вживаться в роль и оперировать различными фразами:
— Я веселый петушок (вдох, на выдохе «ко-ко-ко»)
У меня есть гребешок. (потрясти головой)
— Я насупленный индюк (вдох, на выдохе «па-па-па»)
Зернышки ищу тюк-тюк (наклон головой как будто клюет зерна)
— Я лошадка озорная (цоканье языком от неба)
Хвост и грива золотая (потрясти головой)
Экспрессивность движений должна соответствовать эмоциональному состоянию героя. Дети учатся управлять своими эмоциями и правильно их выражать. Можно менять по ходу игры слова упражнения. Позвольте детям самим это делать, не мешайте их воображению. Когда дети выучат слова, поочередно давайте проводить упражнения каждому из них.
Игра 1
Хорошей будет игра на угадывание одногруппников. Она развивает тактильные ощущения, общую моторику и ритмику: дети встают в круг, а один ребенок в центр. Ему завязывают глаза. Дети начинают ходить по кругу. Воспитатель говорит «стоп» и дети останавливаются. Ребенок, который в центре круга, подходит к одному из детей на внешнем круге и угадывает, кто это.
Игра 2
Популярной для этого возраста является игра «Морская фигура, замри!». Дети входят в роль, активно играют, учатся слушать музыку и быстро реагировать на стоп-сигналы. Замирание в определенных позициях закрепляет знания о возможностях своего тела.
Топ очных курсов
Переподготовку логопедов проводит множество различных организаций, однако далеко не все они используют очное или очно-заочное обучение. Чаще всего это могут позволить себе вузы или некоторые учебные центры в крупных городах, обладающие необходимой материально-технической базой и кадровым потенциалом. Среди вузов, в программах которых предусмотрено изучение логоритмики, можно отметь следующие.
Название и расположение учебного заведения | Особенности программы | Стоимость обучения |
Сибирский федеральный университет (Красноярск) | На базе Лесосибирского филиала и Ресурсного центра в г. Железногорске СФУ можно очно-заочно пройти программу переподготовки «Дошкольная педагогика и психология» объемом 255 или 510 академических часов. После этого нужно окончить курс повышения квалификации «Инновационные технологии в дошкольном образовании» продолжительностью 72 часа для получения практических навыков. | Информация предоставляется по запросу |
Российский государственный профессионально-педагогический университет (Москва) | В РГППУ можно выбрать очно-заочный курс переподготовки «Дефектология и логопедия» объемом 520 часов, который проводит Институт непрерывного образования. | Информация предоставляется по запросу |
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого | В вузе есть курс профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование. Логопедия. Олигофренопедагогика», дающий обширные познания по коррекционной работе с детьми. Его трудоемкость 570 часов, проводится он в очно-заочном формате, при этом активно применяются дистанционные технологии. | 30000 рублей |
Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского | Среди разработок университета можно выделить курс переподготовки «Организация и содержание логопедической работы». Учебный план рассчитан на 520 академических часов, весь материал слушатели осваивают в очно-заочной форме за 8 месяцев. Среди специальных дисциплин программы участники получат практические навыки по организации логоритмической работы с детьми. | 25600 рублей с возможностью оплаты по 3200 рублей ежемесячно |
Московский педагогический государственный университет | В Институте детства МПГУ есть несколько подходящих программ для будущего специалиста по логоритмике. В первую очередь, это «Логопедия» (очно за 10 месяцев или очно-заочно за 1 год 3 месяца). Также можно обратить внимание на десятимесячный курс «Дошкольная дефектология». Все эти программы имеют трудоемкость 1332 академических часов. Занятия проходят 2–4 раза в неделю по вечерам, а также по субботам. | 80000–120000 рублей в зависимости от выбранного курса |
В этих же вузах можно подобрать и подходящую программу повышения квалификации по различным аспектам логоритмики. Также можно договориться с преподавателем о дополнительных уроках, если он практикует такие методики в своей работе. Получив необходимую квалификацию, остается только разобраться со специализацией – и можно начинать работать.
Логоритмические игры и упражнения для детей 5-6 лет
В этом возрасте дети уже, как правило, хорошо разговаривают, умеют владеть своим телом. Детский организм полон сил и энергии. Подойдут активные игры и упражнения, требующие физической отдачи. Для подготовки к красивому почерку используются логоритмические упражнения на мелкую моторику, самомассаж (растирание ладошек, пальчиков, точечные упражнения).
Зима недаром злится, (качают указательным пальцем)
Прошла ее пора. (растирают ладони)
Весна в окно стучится (стучат пальчиком по ладошке)
И гонит со двора (машут руками, прогоняют зиму) (Ф. И. Тютчев)
Логоритмика в этом возрасте должна быть направлена на развитие чувства ритма и эмоций речи, правильную постановку интонаций. В 5-6 лет нужно учить ребенка плавной речи и голосу, продолжать развивать дыхание. В течение года идет активная подготовка к школе. С помощью логоритмических упражнений идет развитие внимания, концентрации.
Актуальны в этом возрасте переходы темпов музыки от медленного к быстрому и обратно. Для чувства ритма и темпа можно давать детям самим играть на музыкальных инструментах и совместно отбивать несложный ритм, например, на ложках и бубнах. В старшей группе упражнения носят регулирующий характер. Учат детей самостоятельности. Хорошо для этих целей подходят упражнения, где ребенок сам должен догадаться, какое движение нужно совершить в данный момент. Например, при словах «кружатся снежинки», нужно покружиться, расставив руки в стороны:
Все снежинки ветер кружит, (кружатся)
Без сомнений и забот. (прыгают, дышат носом)
Так и мы, ребята дружно (берутся за руки)
Вместе встанем в хоровод (проходят круг в хороводе) (М. А. Мордвин)
Обязательна помощь педагога при выполнении упражнений в первый раз.
51650_oro.docx
КАРТОТЕКА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПАРОВОЗ» карточка №1 Задачи: закрепить навык дробного шага с продвижением вперед. Развитие воображения и творческие способности детей. Едет, едет паровоз. В лес осенний нас повез Едем, едем мы быстрей Едут с нами сто друзей. Ход игры: Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуты в коленях. Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры. Методические рекомендации: текст произноситься очень легко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а так же следить. Чтобы шаг был коротким, не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагонов и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты осенних разноцветных листьев. «В ЛЕС ПО ЯГОДЫ» карточка №2 Задача: развитие координации движений. Ход игры: В лес по ягоды пойдем, ( шагаем) Много ягод наберем. ( имитация собирания ягод) Ой смотрите, вот малина, ( смотрят по сторонам и разводят руками) Вот брусника, ежевика. Много ягод все не счесть( показывают пальчиком и считают) Нам их все не перечесть. ( кивают головой со стороны в сторону) «Музыкальные инструменты» карточка №3 Задача: развития чувства ритма, внимания. Ход игры: В бубен, бей, бей, бей, Бей веселей. Колокольчик позвени нам гостей ты позови. Ложки дружно мы возьмем и играть на них начнем. В барабан мы постучим, громко, громко погремим. Раз, два, раз, два. Заиграть нам всем пора. ( в начале инструменты звучат поочередно. В конце все вместе) «ДОЖДИК, ЛЕЙ! » карточка №4( русс народ. закличка) Задача: развитие эмоциональной сферы, координации движений. Ход игры: Дождик, лей, лей, лей. Помахивают кистями рук На меня и на людей. Руки к груди и разводят в стороны На людей по ложке, ладошки сложены в «ложки»- углубления На меня по крошке, руки к груди и пальцы сложены в щепотку А на бабу Ягу Руками схватиться за голову, покачать головой Лей по целому\ ведру. Руки бросить вниз с наклоном туловища «СОЛНЫШКО» карточка №5 Задачи: Закрепить навыки выполнения одновременно «пружинок» и хлопков, прыжков и хлопков. Ход игры: \ Солнышко, \ солнышко, / Выгляни в\ окошко: \ Твои детки\ плачут, / По камушкам\ скачут. Ход игры На 1- ю и 2- ю строчки теста взрослый вместе с детьми выполняет частые полуприседания- «пружинки»- и одновременно хлопает в ладоши. Под текст 3- й и 4- й строчек выполняются прыжки с одновременными хлопками в ладоши. Методические рекомендации: текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений. Нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную долю: \ Солнышко, \ солнышко, / Выгляни в\ окошко и т. д. «ЗАВОДИТЕ ХОРОВОД» карточка № 6 Задачи: Воспитывать чувство ритма, закрепления навыка движения по кругу. Ход игры: Заводите хоровод в центре круга- ребенок, играющий на гармошке. Вокруг гармошки- дети, взявшись за руки идут вокруг него Выше ручки, останавливаются, поднимают руки вверх Хлоп в ладошки, один раз хлопают в ладоши. Топ- топ, ножки! 4 раза топают ногами. Упражнения повторяются, на гармошке играет другой ребенок. «ЛЯГУШАТА И РЕБЯТА» карточка №7 Задача: развитие чувства ритма. Ход игры: Лягушата все по лужам Шлеп- шлеп- шлеп, дети делают шлепки шлеп- шлеп- шлеп! по коленям А ребята по дорожке- То- топ- топ, топ- топ- топ! Перетопы ногами. Рядом весело идут, Вместе песенку поют: Ля- ля- ля, ля- ля- ля! Хлопают в ладоши «ХЛОПЫ- ШЛЕПЫ» карточка №8 СЛ. НАРОДНЫЕ Задачи: развитие чувства ритма, координации движений в соответствии темпом музыки. Ход игры: исходное положение — широко расставив ноги, дети сидят на полу. / Хлоп\ раз, хлопок на слово «хлоп»/ Еще\ раз удар ладошек по коленям на слово «раз»/ Мы пох\ лопаем\ сейчас повтор движений А потом скорей, скорей ритмичные удары ладошек об пол Шлепай, шлепай веселей. Методические рекомендации: первые три строчки произносятся с ярко выраженной ритмической пульсацией, нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную долю. Последние две строчки приговариваются в ускоренном темпе. «ТРА- ТА- ТА» карточка №9 РУСС. НАРОДНАЯ ПОТЕШКА Задачи: Развитие крупной моторики, координации движений. Тра- та- та! Тра- та- та! Дети хлопают в ладоши Вышла кошка за кота! За кота Котовича, делают шлепки по коленям двумя руками одновременно За кота Петровича! Делают шлепки по коленям двумя двумя руками поочередно Методические рекомендации: текст произносится медленно ритмично, на распев. В первой строке хлопки в ладоши приходятся на каждую сильную долю: \ тра- та- \ та и т. д «ПОСКОК» карточка №10 Задачи: развивать выразительность выполнения легких прыжков, мягкого пружинного шага. Скок, скок- поскок продвигаются вперед Молодой дроздок, прыжками По водичку пошел, идут мягким пружинным Молодичку нашел. шагом Молодиченька, сужают круг Невеличенька, / Сама с вершок, присаживаются Голова с горшок. прикладывают ладони к щекам покачивают головой. Ход игры Дети стоят по кругу, согнув руки в локтях, кулачки прижаты к плечам- имитируют крылышки. В центре круга- птичка( игрушка) Методические рекомендации Текст игры произноситься не спеша, ри- интонация голоса повышается и делается небольшая пауза.
Логоритмические игры для детей с заиканием
В логоритмические упражнения для детей с заиканием входят комплексы, укрепляющие мышечный тонус, артикуляцию, диафрагмальное дыхание. Все упражнения должны согласовываться с логопедом. Дети с нарушениями речи требуют особого подхода, не могут освоить музыкальные упражнения в полном объеме, требуется многократное повторение стишков, песен. Обязательно проговаривать каждый звук:
В руках у детей кукла. Четко проговаривают звуки с соотнесением действия в стихах на куклу:
Маша мыла мылом Милу.
Упражнение:
Мы поставили замок: (улыбка, смыкают зубы)
Язычок пройти не смог. (язык упирается в зубы)
Главной задачей таких игр для детей с заиканием является развитие темпа речи, ритма движений, плавности голоса и координации в статическом и динамическом положении. Помимо логопедической части занятия носят социально-адаптивный характер. Они учат поведению в коллективе, Развивают эмоционально-волевую сферу. Сюда включаются занятия с переходом от медленного шага к бегу:
Рано утром ходят в гости —
Только лучшие друзья. (обнимаются с рядом стоящим одногруппником)
Черепаха с толстой тростью
В путь отправилась не зря. (медленно поднимают ноги, имитируют шаг)
Всех созвал зверей бельчонок,
Приглашения раздал. (поклоны в разные стороны)
Мышка, мишка и крольчонок (мышка — идут на цыпочках, мишка — косолапят, крольчонок — прыгают)
Нарядились, как на бал. (делают руками колокольчик)
Со всех ног бежит лисица — (имитируют бег)
Ведь опаздывать нельзя. (грозят поочередно указательными пальцами)
Чтобы в танце покружиться
Плавно по полу скользя. (кружатся)
(М. А. Мордвин)
От плавных движений рук к быстрым:
Наклоняют еле-еле
Прям к земле макушки ели. ( медленные покачивания руками вверх-вниз с наклоном вперед)
В небесах порхает птичка,
Как над глазиком ресничка ( встают на цыпочки, быстрые взмахи руками)
(М. А. Мордвин)
Упражнения желательно выполнять с музыкальным педагогом под живую музыку, не искаженную записью. Актерские игры выполняются совместно с педагогом. Сначала выполняются коллективные постановки или постановки без слов детей, затем каждому ребенку предлагается выучить свои слова и обыграть небольшую историю. Слова должны быть подобраны строго с особенностями каждого ребенка и иметь нагрузку именно на те части произношений, которые требуют усиленного внимания. Так, коллективное занятие превращается в индивидуальное.
Совместно с упражнениями, требующими повышенной нагрузки, выполняются расслабляющие упражнения. Такие игры и занятия должны чередоваться. Расслабляющее упражнение должно быть пропорционально равным нагрузке, полученной детьми в прошлой игре.