Звук Р – один из наиболее сложных для произношения звуков русского алфавита. Подчинить его себе получается даже не у всех взрослых, так что говорить о малышах. Помочь в этом может специальная методика, разработанная детскими логопедами. Она расскажет вам как научить ребенка говорить Р, не заставляя малыша заниматься, а играя с ним.
На первом этапе важно правильно поставить звук Р, разобрать правильную артикуляцию при произношении.
На втором этапе происходит закрепление этого звука в слогах, словах, предложениях.
Упражнения для произношения звуков
Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.
1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:
- «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
- «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).
В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:
«В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку она сидит».
2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.
3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?
4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:
«Милый мишка, Славный мишка, Весь из плюша Сшит наш мишка».
5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.
6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.
7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:
«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.
«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.
«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.
Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:
- Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
- На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
- Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
- Всех скороговорок не перескороговоришь.
Игры с ребенком, направленные на постановку звука Р
Чтобы быстрее освоить произношение Р, малыш должен произносить этот звук как можно чаще. Постоянная тренировка артикуляционного аппарата непременно даст свои плоды и поможет ребенку быстрее освоить трудный звук. Для этого:
- Больше разговаривайте с малышом, добавив в ваш лексикон как можно больше слов, содержащих букву Р. Произносите эти слова сами, стараясь выговаривать их четко и правильно, и вынуждайте так же правильно проговаривать их ребенка.
- Играйте с ребенком в звукоподражания. Порычите вместе как лев – р-р-ррр, помурлыкайте как кот – мурр-мурр, постреляйте из автомата – тра-та-та, заведите мотор автомобиля – дррр-дррр. Повторяйте любые окружающие вас звуки, в которых встречается звук Р, сделав это занятие веселой и увлекательной игрой.
- Сочиняйте вместе с ребенком сказки и истории, сделав главным героем крота, поросенка, кролика, черепашку или других персонажей, наделив их именами, в которых содержится буква Р.
- Выучите детские стишки или скороговорки, где буква Р встречается часто. Вот несколько подобных примеров:
Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром.
Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка, Я купаю в луже брюшко. Для чего ходить под душ, Раз на свете столько луж.
Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак, Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку цап.
Как научить ребенка выговаривать букву Ж
Рассмотрим основные способы формирования звука Ж у детей, в зависимости о нарушения:
- Постановка звука при пропуске. Звук может теряться в речи. Родители не слышат звук, там, где он должен быть. В данном случае научить ребёнка выговаривать Ж можно по подражанию. Попросите его спеть «песенку Жука», долго произносить вслед за вами звук Ж. Если у ребёнка сохранный фонематический слух, выговорить букву Ж будет не сложно.
- Постановка звука при замене и смешении (парасигматизме). В данном случае звук заменяется на более простые по артикуляции: , . Такой дефект хорошо воспринимается на слух. Начинать постановку звука следует с артикуляционной гимнастики.
Предложите малышу выполнять ежедневно по 5-10 минут зарядку для язычка. Комплекс для шипящих звуков состоит из трех основных упражнений и позволит сформировать правильный артикуляционный уклад:
— «Чашечка». Попросите ребенка поставить язычок за верхние зубы и подержать в течение пяти секунд. Между упражнениями делается перерыв, чтобы тонус мышц языка восстановился.
— «Трубочка». Покажите ребенку, как вытягивать губы трубочкой. Вытянутые губы следует держать на протяжении пяти секунд.
— «Маляр». Сложное упражнение, которое проводится после успешного освоения «чашечки». Кончик язычка гладит твердое нёбо, как маляр красит валиком потолок.
Все упражнения проводятся перед зеркалом, ребёнок должен видеть себя
Во время гимнастики необходимо хвалить ребёнка за малейший результат и стараться не обращать внимание на неудачи. Родителям не следует надеяться на быстрый положительный результат, ведь постановка звуков – это долгая кропотливая работа
Важно помнить, что при произношении звука необходима сильная воздушная струя. Здесь родителям помогут разнообразные игрушки: губные гармони, бумажные вертушки и все другое, на что можно подуть
Следует помочь ребенку научится совершать сильный ротовой выдох. На выдохе просите произнести ребенка звук . Искажения звука (сигматизм) является сложным нарушением. В данном случае отмечается искаженное произношение звука: межзубное, боковое, носовое. Правильный уклад звука не формируется. Язык занимает положение или между зубами, за нижними зубами, или около мягкого нёба.
За коррекцией дефекта необходимо обратиться к специалисту и посещать специальные занятия. В таком случае, рекомендуется проводить комплекс артикуляционной гимнастики, представленной ранее, а также развивать фонематический слух ребёнка.
Для развития фонематического слуха существует ряд игр. Начинать занятия необходимо с простых игр на различение неречевых звуков. Здесь на помощь придут различные звучащие игрушки: бубуен, барабан, колокольчик, пищалка. Предложите малышу послушать, как звучит каждая игрушка, а затем выберите одну и, пряча ее за спиной, позвучите ей.
Ребенок должен угадать, какая игрушка сейчас звучала. Функцию игрушек могут выполнять баночки с крупой, так как мелкая и крупная крупы шуршат в банке по-разному. Далее можно перейти к формированию восприятия речевых звуков. Следует научить ребёнка различать звук от сходных по звучанию фонем.
Игра «Поймай звук» поможет родителям в этом. Предложите ребенку хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук среди других звуков: Ш, Ж, Х, Ч, Щ, Ж, Ф. Далее игру можно усложнить и предложить найти слог с буквой Ж: ШИ, ЖА, ХО, ШУ, ЖЕ, ЩА, ЧИ, ЖУ. А также вариант со словами и предложениями.
- После успешного обучения следует закрепить результат, перейти на этап автоматизации. Необходимо контролировать речь ребёнка, поощрять правильное произношение не только на занятиях логопеда, но и дома. На первых этапах возможно утрированное произношение звука, но это не является проблемой. Артикуляционный аппарат привыкает к новому укладу, что требует времени.
Советы родителям при постановке звука :
Необходимо следить за речевым развитием малыша
Раннее выявление нарушений способствует быстрой и правильной коррекции. При сложных формах нарушения следует обратиться за помощью логопеда. Необходимо выполнять рекомендации учителя-логопеда, это будет способствовать успешности коррекции. Важно разговаривать с ребёнком, стимулировать речевую активность малыша. Хвалите ребёнка за малейшие успехи в развитии.
Важно знать, что любовь, внимание и забота к ребёнку являются залогом успехов в развитии малыша!
Как пользоваться логопедической азбукой?
Все упражнения из азбуки направлены на развитие и формирование умений ребенка в возрасте 3-6 лет правильно произносить отдельные звуки, а также четко выговаривать целые слова.
- Рассматривая картинки, попросите малыша указать те, в которых встречается конкретный звук, а также определить место, где он стоит: в начале, в середине или в самом конце.
- Игра «Эхо», когда ребенку нужно повторять за вами, отлично подойдет для стихотворений и рифмованных строк. В процессе вы можете менять интонацию, громкость голоса, а также скорость произношения слов.
- Если упражнения для развития речи будут даваться малышу слишком легко, то всегда можно их усложнить. По картинкам вы можете задавать вопросы или попросить маленького сказочника самостоятельно придумать небольшой рассказ по иллюстрации.
Обратите внимание!
Правильное произношения формируется у детей на протяжении достаточно длительного времени, вплоть до 5-ти лет. Мало того, у каждого ребенка это происходит индивидуально. Некоторые практически все звуки начинают произносить уже к 3-летнему возрасту, а кому-то они даются уже к 5-6 годам. Если же и по достижению этого возраста наблюдаются сложности в произношении каких-либо звуков, то рекомендуется обратиться за помощью к логопеду.
В зависимости от возраста следует уделять внимание произношению таких звуков:
- у детей 4-5 лет звуков: б(бь), т(ть), м(мь), д(дь), н(нь), г(гь)‚ х(хь), к(кь), й, ф(фь), в(вь) и звуков ц, с(сь), з(зь);
- дети 5-6 лет уже должны четко, правильно произносить все звуки, а также отличать на слух такие группы, как: с-ц, ж-ш, с-з, ч-щ, з-ж, ц-ч, с-ш, с(сь), щ, л-р.
- к 7-ми годам нужно заниматься закреплением правильного произношения шипящих и свистящих звуков, а также умению дифференцировать: с-ш, з-ж, ц-ч, с(сь)-щ‚ глухих и звонких: п-б, к-г, т-д, ф-в, ш-ж, с-з, твердых и мягких: т-ть, в-вь, п-пь, л-ль, р-рь, с-сь.
Развиваем речь
Родителей в речи их ребенка в основном пугает неправильное произношения звука «р», являющегося самым сложным. Однако начинать паниковать раньше, чем ребенку стукнет 5-6 лет, не стоит, потому что выговаривать данный звук дети могут научиться именно к указанному возрасту.
Вот несколько причин, почему дети не могут правильно произносить звук “р”:
- Короткая подъязычная уздечка.
- Звук не автоматизирован.
- Ребенок подражает тем, кто неправильно выговаривает звук.
- Фонетический слух недоразвит.
- Малыш заменяет этот звук на другой.
- Расстройство речи, которое связано с поражением коры головного мозга. В данном случае нужен комплексный подход не одного специалиста.
Как научиться выговаривать букву Р
Важным условием постановки звука является систематичность. С ребенком необходимо заниматься по 15-20 минут ежедневно. И это не только занятия с логопедом.
В домашних условиях родителям следует использовать упражнения, которые помогут выработать необходимые движения языка. Гимнастику нужно проводить каждый день, однако следите, дабы ребенок не уставал. Идите от более простых упражнения к сложным, сначала выполняйте их медленно, и постепенно увеличивайте количество повторений.
Все упражнения лучше делать перед зеркалом, пока малыш не научиться делать их уверенно. Также советуем делать их вместе с ребенком, чтобы он вам подражал.
Индюк
Приоткройте рот и широким кончиком языка попытайтесь быстро двигать вперед-назад по верхней губе, при этом произносите звук, который близок к “бл-бл-бл”. Данный звук необходимо тянуть 5-7 секунд, предварительно сделав глубокий вдох.
Грибок
Откройте рот и покажите зубы. Цокнув языком, присосите к небу плоский язык и в таком положении удерживайте 5-10 секунд. “Ножка гриба” – это уздечка языка, а “шляпка” – сам язык. Повторяйте упражнение 2-3 раза.
Лошадка
Приоткройте рот и улыбнитесь, показав зубы. Начните языком медленно цокать, затем быстрее, быстрее и опять медленно. Это делать нужно с небольшими паузами. При этом старайтесь не двигать нижней челюстью.
Маляр
Широко откройте рот и улыбнитесь, показав зубы. Кончиком языка двигайте по небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку), будто “красите потолок”. Язык не должен выскакивать за зубы, а также двигать вправо-влево или открываться от “потолка”. Также и нижняя челюсть не должна двигаться. Повторяйте данное упражнение по 5-6 раз в каждую сторону.
Вкусное варенье
Плоским широким кончиком языка оближите верхнюю губу сверху вниз. При этом нужно, чтобы были видны нижние зубы (нижнюю губу оттяните вниз, зубы не должны прикусывать язык). Повторяйте 3-5 раз.
Скороговорки для объединения звуков Л и Р
Лара и Валя играют на рояле. Пал град на пять гряд. Король – орел, орел – король. Враль клал в ларь. Малина – не Марина. Марина малину перебирала, а Арина грибы мариновала.
Скороговорки для постановки звуков Рь и Р
Добры бобры идут а боры. У редьки и репки корень крепкий. Три вороны на воротах. Бобр добр до бобрят. Пекарь Петр пек пирог. Три вороны – на воротах. Три сороки – на пороге.
Логопедические упражнения на постановку звука Р
Несмотря на то, что тренировка в произношении звука Р важна и необходима для постановки правильной речи, но ее одной недостаточно. Не менее важна артикуляционная гимнастика, направленная на развитие тех мышц языкового аппарата, напрямую участвующих в произношении звука Р.
Логопеды разработали целый комплекс таких упражнений, которыми без труда дети могут заниматься дома вместе с родителями. В этой гимнастике очень важное значение имеет периодичность занятий – ежедневно и желательно два-три раза в день. А также совместная работа: на примере родителей малыш должен видеть, как правильно нужно выполнять упражнения.
Каждый специалист разрабатывает свою методику по постановке правильного звука Р. Но есть ряд упражнений, которые используют все логопеды.
«Чашечка»
Придать языку форму чашки – края подняты, а средняя часть опущена. Нужно удерживать язык в этом положении 10-15 секунд, затем расслабить его и повторить упражнение снова. Делать его нужно не менее пяти раз.
«Лопаточка»
Немного высунуть язык и придать ему форму лопатки – сделать его прямым и широким. Также удерживать это положение секунд 15 и повторять несколько раз.
«Чистим зубы»
Раздвигаем губы в широкой улыбке так, чтобы открыть верхние зубки. Языком вычищаем зубы с внутренней стороны, действуя им, как метелкой. Очень важный момент – работать должен только язык, а челюсти оставаться неподвижными.
«Цоканье»
Поиграйте вместе с ребенком в лошадку – поцокайте. Это простое упражнение поможет укрепить мышцы языка.
«Шиворот-навыворот»
Высуньте язык и в таком положении попробуйте проговаривать с ребенком разные слова. Получится смешно, а одновременно вы сделаете хорошую разминку для языка.
«Лакание молока»
Предложите малышу повторить действия кошки и полакать чай, компот или сок. Такое нехитрое упражнение хорошо укрепляет мышцы языка.
«Длинный язык»
Посоревнуйтесь с ребенком, предложите ему коснуться языком носа или подбородка.
Расслабляем мышцы языка
Нужно широко открыть рот, высунуть язык и положить его кончик на бугорки верхних зубов. Удерживайте такое положение языка секунд 20 и повторяйте не менее трех раз. Это очень эффективное упражнение, которое научит ребенка расслаблять мышцы языка и растянет подъязычную связку.
«Кусаем язычок»
Улыбаемся и покусываем кончик языка. Такое упражнение поможет возбудить языковые мышцы.
«Дятел»
Широко открываем рот в улыбке и ударяем кончиком языка по бугоркам верхних зубов. При этом нужно произносить звук Д. Вначале звук Д произносим медленно, затем постепенно увеличиваем темп. Во время выполнения упражнения необходимо следить за тем, чтобы челюсть была неподвижна, а рот оставался в улыбке. Упражнение делаем не менее 15 секунд.
Если выполнять все предложенные рекомендации старательно, пользуясь любой для этого возможностью, то ваш ребенок очень быстро покорит звук Р. А благодаря игровой форме упражнений процесс занятий с артикуляционным аппаратом станет увлекательным и для детей, и для родителей.
Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения звуков р, рь:
Как научить ребёнка говорить Л. Основные рекомендации
Научить ребёнка выговаривать «л» можно, воспользовавшись такими рекомендациями:
- Для начала родители должны рассказать своему малышу об основных речевых органах, которые принимают участие в формировании звуков. Рекомендуем сделать с малышом несколько артикуляционных упражнений, представив их в форме увлекательной сказки. Такая игра позволит незаметно и весело провести тренировку мышц языка, щёк и губ;
- Ребёнок должен постоянно работать над постановкой речевого дыхания, а родителям необходимо помогать ему в этом. Учтите, что человеческая речь формируется во время выдоха. Неправильное звукопроизношение возникает вследствие неравномерного распределения воздуха во время выдоха. Именно поэтому для правильного проговаривания буквы «л» ребёнок научится правильной постановке дыхания. Развивать правильное дыхание ребёнок также может в игре. К примеру, задувать воображаемые свечи или пускать мыльные пузыри. Родители в процессе таких игр должны следить за тем, чтобы малыш набирал воздух не «за щёки», а в лёгкие;
- Стимуляции речевого развития способствуют также игры и занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук и пальчиков. С малышом нужно чаще рисовать узоры, заниматься лепкой из пластилина или складыванием мозаики;
- Правильное произношение буквы «л» осуществляется с разомкнутыми зубами и чуть приоткрытым ртом. Кончик языка должен упереться в основание верхних зубов, а воздух в процессе произношения буквы «л» должен выходить по краям языка.
Логопедические упражнения для правильного произношения буквы «Л».
Чтобы узнать, как научить ребёнка выговаривать «л», родителям нужно получить консультацию логопеда. Рекомендуем выполнять комплекс таких упражнений (родители должны делать их вместе с ребёнком):
- «Ветерок» — ребёнок должен улыбнуться, слегка приоткрыв ротик. Затем кончик языка нужно слегка прижать зубами и попробовать подуть;
- «Лошадка» — для выполнения этого упражнения ребёнку нужно снова улыбнуться, продемонстрировав зубки. Дальше ему нужно предложить поцокать, как лошадка, но при этом стараться не двигать нижней челюстью и постепенно наращивая скорость звукопроизношения;
- «Пароходный гул» — ребёнок должен произнести долгий звук «ы» с приоткрытым ртом. При произношении кончик языка нужно опустить вниз, а корень – наоборот, поднять вверх;
- «Варенье» — предложите ребёнку облизать широким кончиком языка верхнюю губу, передвигаясь сверху вниз. При выполнении данного упражнения двигать нижней челюстью нельзя.
Чем старше ребёнок, тем сложнее будет исправить неправильное произношение букв. Если родители замечают неправильное произношение буквы «л», необходимо сразу же посетить с ребёнком логопеда и начать выполнение корректирующих упражнений.
Виды и механизмы нарушения звука Л
При верном артикулировании звука губы приоткрываются, принимают артикуляционную позу идущего за ним гласного, между резцами небольшой промежуток, язык расслабляется, его кончик поднят к альвеолярному отростку и притрагивается к деснам, боковые края создают с молярами щели, сквозь них с выдохом проходит воздушный поток, корень языка чуть поднят, голосовые складки соединяются и дрожат. Звук согласный, твердый, звонкий, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный.
Нарушенное произношение звука носит название ламбдацизм. Существует несколько его типов:
- Межзубный. Раздается верное звучание, но артикуляционная позиция нарушена: кончик языка располагается снаружи, зажимается зубами.
- Носовой. Произношение сильно отклоняется от правильного артикуляционно и акустически. Язык задевает небо, часть воздуха или вся выдыхаемая струя идет в нос. Раздается смазанное сочетание .
- Губно-губной (двугубный). Звучание похоже на , или английский . При таком ламбдацизме фонему воспроизводят губы, кончик языка располагается глубоко во рту, не задействован в артикулировании.
- Губно-зубной. Звучание, сходное с . Нижняя губа смыкается с верхними зубами, язык располагается глубоко во рту.
- Боковой. Воздушный поток выходит сквозь одну боковую щель, вторая сторона языка соединена с верхними молярами.
- Смягчение. Промежуточное звучание между твердым и мягким . Середина язычной спинки поднимается сильней, чем требуется.
Замена звука Л другими звуками именуется параламбдацизм:
- Замена на . Спинка языка выгибается, а кончик опускается. Человек даже не распознает замену, часто думает, что фонема просто отсутствует.
- Замена на . Кончик языка не приподнимается, а расслаблен и расположен глубоко во рту, задняя часть язычной спинки, изгибаясь, прилегает к мягкому небу.
- Замена на . При подобном искажении кончик языка располагается на дне рта, а не приподнимается к альвеолярному отростку, а середина спинки изгибается кверху.
- Замена на . В артикулировании вместо языка задействованы губы.
- Замена на . При данном варианте параламбдацизма нижняя губа примыкает к верхним зубам. Человек обычно считает это речевое нарушение простой нечеткостью речи.
Помимо перечисленных вариантов неправильного произношения фонемы , возможно ее полное отсутствие.
Методики развития речи
Разговор мама – ребенок. Мама много времени проводит з малышом. Ему важен тактильный и словесный разговор. Необходимо напевать крохе, что бы он видел лицо и артикуляцию мамочки. Комментировать свои действия. Рассказывайте малышу о всем, что делаете. Разговаривайте с ребенком так, что бы он видел Ваше лицо и Вашу артикуляцию. В возрасте 1,5 – 2 года, разговор с малышом мама должна вести в обычном ритме и тоне Только, когда речь идет о новых словах, особое внимание определяется артикуляции и ударению. Не заменяйте сложные слова простыми
Называйте вещи своими именами. Не забывайте про глаголы. Используйте противопоставление.Например: птица летает – собачка бегает Читайте стихотворения, потешки, сказки с самого малого. Играйте словами, слогами, звуками. Важно улучшать развитие мелкой моторики рук Дайте малышу поиграть с крупами, макаронами, тестом. Дети, с хорошо развитой мелкой моторикой, умеют рассуждать логически, они внимательны, быстрее начинают разговаривать и писать.
Как научить малыша говорить
Первые признаки речи возникают у малыша еще в возрасте 4 месяцев. Именно в этот период маленький ребенок начинает издавать звуки, которые принято называть гулением. Изначально они непродолжительные. Постепенно у ребенка появляется уверенность и он начинает издавать более продолжительные звуки. Конечно же, речь в этом возрасте лишена смысла. Это больше является признаком того, что малыш в прекрасном настроении. Рекомендации и полезные советы для развития речи и что бы научить малыша говорить в этот период заключаются в следующем:
Чаще общайтесь с ребенком. Добивайтесь его ответа любым звуком или же смехом. Завладевайте вниманием малыша при помощи игрушек, произнося при этом четко их название.
В восемь месяцев у ребенка начинают формироваться отдельные слоги. Это можно сравнить с лепетом. В этом возрасте дети уже способны подражать определенным звукам. Также малыш способен сделать интонацию своей речи более выразительной.
В этом возрасте дети произносят слова на разный лад, при этом ударение и интонация произвольно видоизменяется. Чтобы научить ребенка говорить, именно в этот период необходимо чаще общаться с ребенком, показывать ему игрушки и предметы, четко произносить их название, а также рассказывать про животных и объяснять различные действия. Все нужно делать четко и ясно, чтобы ребенок точно понял о чем вы говорите. Стоит побуждать малыша совершать определенные действия, например, открыть рот, подать игрушку. Не стоит заменять название предметов более упрощенными, так как это только замедляет развитие речи. Эти мелкие советы помогут вам научить ребенка правильно говорить слова и звуки со временем.
Совместные игры
Конечно, не стоит в этот период использовать те слова, которые сложны для восприятия. В полтора года малыш уже способен изъясняться словами. Его словарный запас в этом возрасте должен состоять, как минимум, из сорока слов. При этом основная нагрузка ложится на собеседника, так как он должен тщательно описывать окружающий мир, животных и предметы, применяя в своей речи глаголы, прилагательные и прочие части речи. Также следует указывать на взаимосвязь между отдельными частями речи, например: «Посмотри, котик играет с солнечным зайчиком». В этом возрасти наступает момент, когда необходимо обращаться к малышу уже с более сложными просьбами, например, попросите его принести ручку или открыть книгу малышку. В этот период следует сделать акцент на увеличение запаса слов у ребенка. К двухлетнему возрасту словарный запас малыша должен составлять не менее 300 слов. В три года малыш должен уже уметь использовать придаточные предложения. В этом возрасте необходимо стимулировать свое чадо к изменению окончаний отдельных слов, а также согласование их в предложении. Чтобы ребенок почувствовал уверенность, необходимо поощрять его стремление говорить. Перейдем к следующим советам как научить правильно говорить ребенка и произносить слово мама, папа и разные звуки такие как ш, л, р, ж.
Что мешает ребенку выговаривать р
Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.
Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.
Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется. Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ. Если ребенок заменяет звук «р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит.
Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.
Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.
Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.
Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.
Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.
Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.
Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).
Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.
Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду
Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.
Гимнастика для детского языка
Одну из главных ролей в формировании правильного произношения звуков и в развитии речи ребенка играет «настройка» его артикуляционного аппарата. Для этого можно использовать следующие упражнения:
- «Кто живет в домике?». Сначала язычок высовывается, а потом прячется обратно. В начале упражнение делается медленно, а потом темп ускоряется;
- «Часики». Язычок высовывается и им выполняются движения слева на право, словно маятник часов;
- «Качели». Язычок высовывается, его кончик загибается и так он то поднимается вверх, то опускается вниз;
- «Лошадка». Нужно пощелкать язычком, прижимая его к небу;
- «Красим забор». Кончиком язычка нужно погладить зубки внутри вверх-вниз;
- «Ездим по кругу». Язычком выполняются круговые движения по внутренней поверхности губ.
Всегда помните о том, что плохое, недостаточное развитие речи ребенка сказывается и на его характере (он становится замкнутым, раздражительным), и на его умственном развитии, и на способностях быстро и легко овладевать чтением и письмом.
Скачать логопедическую азбуку для развития речи ребенка вы можете по ссылке:
Различные материалы для развития ребенка вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке.
Следите за обновлениями на сайте roditeli.club, а также на страницах в социальных сетях, в альбомах которых еще больше материалов для развития:
- Клуб родителей Tummy в сети «ВКонтакте»;
- Клуб родителей Tummy в сети «Facebook».