ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РИНОЛАЛИЕЙ — КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕстатья по логопедии


Массаж верхней губы после уранопластики
  • проводится в послеоперационный период после снятия швов;
  • является основным методом профилактики возникновения рубцов на верхней губе;
  • способствует развитию артикуляционной функции губы.

Массаж включает:

· продольное поглаживание

(указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны по направлению к углам рта) – 10 сек.

· поперечное поглаживание

(указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до красной каймы верхней губы перпендикулярно линии рта вниз и вверх) – 10 сек.

· прямолинейное растирание

(указательными пальцами обеих рук производится движение от основания носа вниз к краю верхней губы и в стороны по направлению к носогубным складкам и обратно) – 20-30 сек.

· круговое и спиралевидное растирание

(указательными пальцами обеих рук производятся круговые и спиралевидные движения в области основания носа и верхней губы) – 10 сек.

· растирание пилением

(указательными пальцами обеих рук производятся «пилящие» движения в поперечном и продольном направлениях от основания носа вниз до края верхней губы и в стороны к носогубным складкам) – 10-20 сек.

· поперечное разминание

(указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до края верхней губы и обратно) – 10-20 сек.

· продольное разминание

(указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны к носогубным складкам и обратно) – 20-30 сек.

· разминание сдавливанием

(указательными пальцами обеих рук производятся движения со сдвиганием тканей вверх-вниз и в стороны) – 20-30 сек.

· разминание надавливанием

(указательными пальцами обеих рук производятся движения с легким давлением на ткани от основания носа до края верхней губы и в стороны к носогубным складкам) – 10-20 сек.

· щипцеобразное разминание

(указательными и большими пальцами одной или обеих рук производятся легкие пощипывающие движения от основания носа к краю верхней губы и в стороны к носогубным складкам) – 20 сек.

· вибрация непрерывистая

(указательными пальцами обеих рук производятся безотрывные вибрирующие движения по направлениям вверх и вниз от основания носа к краю верхней губы и в стороны к носогубным складкам) – 10-20 сек.

· вибрация прерывистая

(«пальцевой душ» – указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы в продольном и поперечном направлениях) – 10-20 сек.

· вибрация поколачиванием

(указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы и основания носа в продольном и поперечном направлениях) – 10-20 сек.

· разминание послеоперационного рубца

(указательный палец располагается на слизистой оболочке верхней губы под рубцом, а большой – на коже над рубцом; производятся разминающие движения между подушечками пальцев) – 10-20 сек.

· массаж крыла и купола носового хода стороны расщелины

– с помощью плотного эластичного предмета по диаметру меньшего, чем носовой ход – кончик предмета смазывается вазелином, вводится в носовой ход на глубину 3-5 мм, производятся тянущие движения от основания крыла носа к его кончику вверх и в здоровую сторону – 10-20 сек.

· массаж кончика и крыльев носа

(кончик и крылья носа захватываются подушечками большого и указательного пальцев, производятся легкое разминание и потягивание) – 10-20 сек.

Массаж неба после уранопластики

  1. является действенным способом профилактики вторичных деформаций верхней челюсти и вечевой реабилитации
  2. следует начинать через 2-3 дня после снятия операционных швов
  3. сроки начала массажа следует уточнить с хирургом, производившим операцию
  4. первые 5-7 дней массаж в боковых отделах неба проводят щадяще (т.к. там заживление идет за счет вторичного натяжения)
  5. массаж наиболее эффективен в первые 6 мес. после операции
  6. процедура массажа проводится до еды, с соблюдением всех гигиенических требований
  7. продолжительность сеанса до 10 мин 1-2 раза в день
  8. интенсивность массажа должна возрастать от сеанса к сеансу.

Массаж включает:

· продольное поглаживание

(указательным пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти вдоль границ расщелины по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке) – 10-20 сек.

· поперечное поглаживание

(указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от средней линии неба до шеек зубов) – 10-20 сек.

· кругообразное поглаживание

(указательным или средним пальцем проводятся круговые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) – 10-20 сек.

· прямолинейное растирание

(указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке и обратно) – 10-20 сек

· круговое растирание

(указательным или средним пальцем проводятся круговые растирающие движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) – 10-20 сек.

· спиралевидное растирание

(указательным или средним пальцем проводятся движения по спирали по направлению от резцов верхней челюсти к глотке и от средней линии неба к шейкам зубов) –10-20 сек.

· продольное разминание

(указательным или средним пальцем проводятся плавные неторопливые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) – 10-20 сек.

· разминание сдвиганием

(указательным или средним пальцем проводятся движения с легким сдвиганием тканей твердого и мягкого неба в разных направлениях) – 10 сек.

· разминание надавливанием

(указательным или средним пальцем проводятся движения с легким надавливанием на ткани твердого и мягкого неба в разных направлениях) – 10 сек.

· разминание растягиванием

(указательным или средним пальцем проводятся движения с легким растягиванием — без давления на ткани — твердого и мягкого неба в разных направлениях). Особое внимание уделяется границе твердого и мягкого неба. Проводится постепенное увеличение нагрузки на ткани мягкого неба и растягивание-надавливание их по средней линии и в стороны от средней линии кверху – 10-20 сек.

· разминание диагональное

(указательным или средним пальцем проводятся движения по диагонали средней линии твердого неба по направлению к глотке вправо от и влево до краев небной занавески) – 10 сек.

· разминание пружинное

(указательным или средним пальцем проводятся движения с резким отрыванием от тканей по направлению от средней линии неба к шейкам зубов) – 10 сек.

· прерывистая вибрация

(кончиками указательных или средних пальцев обеих рук производятся легкие удары по твердому и мягкому небу по направлению от резцов верхней челюсти к глотке) – 10 сек.

· вибрация пунктированием (ударная)

(указательные или средние пальцы обеих рук производят движения подобные выбиванию дроби на барабане, короткими отрывистыми касаниями от передних резцов по направлению к глотке) – 5 сек.

· непрерывная вибрация (лабильная)

(указательным или средним пальцем тканям сообщаются безотрывные колебательные движения в области выхода сосудисто-нервного пучка неба и далее по его ходу) – 5 сек.

· разминание-надавливание в области крыло-целюстных складок.

При некоторых методиках уранопластики производятся разрезы Эрнста, которые проходят по крыло-челюстным складкам. В случае интенсивного рубцевания возможно развитие внесуставной контрактуры нижней челюсти. В профилактических целях проводят массаж крыло-челюстных складок (указательный или средний палец ставят на область складки, между последними зубами на верхней и на нижней челюсти и производят разминающие движения по рубцам) – 10-30 сек

Массаж при мышечном напряжении в области лба, носа и щечно-скуловой области

  1. массаж проводится в положении лежа на спине при полном расслаблении мышц тела
  2. используются приемы поглаживания, вибрации, слабого «пальцевого душа»
  3. поглаживание лба осуществляется концами 3-4 пальцев, направление движений – от средней линии лба к волосистой части головы
  4. поглаживание носа осуществляется концами 2-3 пальцев, направление – от кончика носа к переносице
  5. поглаживание щечной области осуществляется концами 2-3 пальцев, направление движений: от спинки носа к височным областям, от средней линии верхней губы к уху, от средней линии подбородка к мочкам ушных раковин
  6. приемы вибрации и пальцевой душ осуществляются концами двух и четырех пальцев. Движения идут по тем же линиям лица, как и при поглаживании
  7. массажные движения следует сочетать с мимической гимнастикой.


Самомассаж верхней губы:

  1. языком в преддверии полости рта
  2. полоскательные движения водой, удерживая ее во рту под губами
  3. пальцевой душ – постукивание около рубцов подушечками пальцев щипки 1 и 2 пальцами.

В. И. СЕЛИВЕРСТОВА

Упражнения для повышения подвижности мягкого неба и небной занавески

Существуют также упражнения для тренировки подвижности мышц мягкого неба. Для развития этой части организма ребенка необходимо использовать такие упражнения, как имитация полоскания горла, имитация покашливания, зевоты, глотания небольших капель какой угодно жидкости. Это может быть сок, вода, прохладный чай и др.

Для последнего упражнения необходимо воспользоваться пипеткой, и лучше, чтобы это делал врач. Нужно капнуть небольшую каплю на корень языка. Ребенок должен постараться проглотить эту самую каплю.

Дети старше 3-4 лет могут делать первые упражнения, а именно хорошо помогает развитию мышц мягкого неба полоскание со звуком и без звука. Во время полоскания ребенок должен тянуть Ы, но при этом не выдвигать нижнюю челюсть назад, нужно также запрокинуть голову.

Также ребенок может пытаться зевать сначала с открытым ртом, а затем с закрытым.

Постановка звуков

Практически все звуки при диагнозе ринолалия звучат приближенно. И поэтому работа по постановке звукопроизношения может длиться продолжительное время.

Важно соблюдать последовательность постановки звуков у ринолаликов. При коррекции каждого звука ребенку необходимо научиться выделять его среди других.

При таком диагнозе первыми начинают обрабатываться гласные. Первая обрабатывается А, затем Э, О, У, И. Ребенок должен научиться произносить звуки правильно и изолированно от остальных звуков. Далее он должен постепенно объединять эти звуки между собой. для этого нужно проделывать упражнения:

  1. Ребенок должен произносить гласную букву на выдохе.
  2. Далее следует усложнить задачу. Необходимо, чтобы ребенок за один выдох повторял как можно больше раз одну гласную.
  3. Далее ребенок должен произносить уже освоенные гласные, соединив их.
  4. Следующий уровень сложности: ребенок должен постараться произносить гласные разными тембрами голосов. Сначала низким, как медведь, затем высоким, как птичка.

После удачно проделанной работы логопед переходит к постановке согласных звуков. Коррекция согласных звуков при ринолалии может осуществляться с любого звука или же придерживать определенной схемы. Часто первый звук для постановки — ф. Далее на очереди прорабатываются различные виды согласных звуков. Их очередность определяет логопед. Это зависит от индивидуального случая. Не стоит заниматься по определенному шаблону.

Эти упражнения должны строиться по принципу от простого к сложному и базироваться на уже изученных звуках, чтобы ребенку не было трудно заниматься. Но любому занятию предшествовать должно логопедическое обследование детей с ринолалией.

Хорошей тренировкой можно считать пение.

Реабилитация после массажа лица

После процедуры массажа может проявлятся покраснение на коже, которое полностью пройдет через несколько часов. Декоративную косметику наносить сразу нежелательно.

Важно! Если после процедуры Вы ощущаете дискомфорт или боль в течении длительного периода времени, или наблюдаются появление синяков и гематом — обратитесь к врачу незамедлительно.

Подобные последствия после массажных процедур возможны только при нарушении техники выполнения массажа. Именно по этой причине рекомендуется проводить массаж лица только у квалифицированных специалистов. Домашние манипуляции проводить не рекомендуется или только после консультации с косметологом!

Ручной массаж лица является отличной подготовкой для инъекционных методик, например биоревитализации или мезотерапии.

Упражнения на развитие фонематического слуха

Для того, чтобы тренироваться с помощью таких упражнений, ребенок должен знать все инструменты, которые ему предлагается угадывать. И первое упражнение: «Кто здесь?» — Ребенок должен закрыть глаза и на слух узнать производимую музыкальную мелодию.

Второе упражнение — логопед просит ребенка повторять за ним ударения в словах. Сначала он ставит ударения в словах только на первый слог, затем только на второй и так далее.

Третье упражнение — педагог намеренно произносит предложение с явной ошибкой, а ребенок должен назвать эту ошибку.

В данной ситуации упражнения также подбираются индивидуально. Стоит отметить, что дыхательные упражнения при ринолалии не должны выполняться одновременно за одно занятие.

Заключение

Для того, чтобы пройти курс реабилитации у детей-ринолаликов, необходимо достаточное количество времени. Родителям следует набраться терпения. Необходимо выбрать хорошо квалифицированного врача-логопеда и нельзя заниматься самолечением в таком случае, все действия необходимо согласовывать с врачом.

Похожие записи:

  1. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  2. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
  3. Формы ринолалии Формы ринолалии различаются как по причинам возникновения, так и по…
  4. Что мы знаем о ринолалии? Ринолалия у детей диагностируется довольно просто. Также и методы ее…
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]