Развитие фонематической стороны речи детей дошкольного возраста


Психолингвистика как научная дисциплина

Школьное изучение родного или иностранного языка довольно часто бывает скучным, а так как все знают, что языки изучает наука под названием «лингвистика», то некоторым кажется, что лингвистика — это и есть нудноватое описание систем склонения и спряжения в разных языках; такое впечатление слишком поверхностно и неверно по существу. Оно похоже как две капли воды на мнения вроде того, что «ботаника изучает пестики и тычинки», зоология «описывает букашек и таракашек», медицина -«кишки и позвонки» и т. д. С подобными представлениями человеку лучше и не заниматься наукой вообще.

Мы адресуем нашу книгу тем, кто понимает важность и сложность научного знания и сознательно решил приобщиться к такому знанию; тем более, что среди научных объектов мало таких, которые по сложности и значимости могут сравниться с человеческими языками и с процессом их функционирования в обществе — с речевой деятельностью. Наука, занимающаяся изучением и описанием особенностей порождения, понимания, функционирования и развития речи, называется психолингвистикой. Может, конечно, возникнуть вопрос, почему сама лингвистика (т. е. наукa о языке) не занимается процессом речи, если уж речь — это «язык в действии»? Легче всего сказать, что в самом названии «психолингвистика» вторая часть — «лингвистика». Следовательно, психолингвистика — часть лингвистики. Однако, надо признать, что далеко не все лингвисты полностью признали ее «своей». Почему? Потому что, во-первых, лингвистика, наука достаточно «пожилая», издавна имеет свои традиции, главная из которых — сохранение верности своему традиционному объекту изучения, языку как таковому, языку как системе. Надо признать, что этот традиционный объект традиционной лингвистики далеко не в полной мере описан. Ясно ведь, что описать человеческий язык в его нескольких тысячах национальных и региональных разновидностях — трудная и долгая работа. Это почетное и нужное дело будет, конечно, продолжаться и впредь, тем более, что все языки надо не просто описать, но и сравнить между собой, проникнуть в их историю, объяснить бесконечное разнообразие составляющих их средств, пути их развития и смешения, помогая

3

тем самым — вместе с историей культуры мира — понять, как развивалось и развивается человечество.

Во-вторых, сами лингвисты не лишены самокритики, полагая, что кроме традиционных для традиционной лингвистики объектов есть еще и другие объекты, смежные с прежними и необходимые для расширения и углубления самой лингвистики. Так, еще в начале 50-х годов замечательный лингвист Эмиль Бенвенист писал: «…нельзя ограничиваться только материальными формами, то есть нельзя ограничивать всю лингвистику описанием языковых форм». А в начале 80-х профессор МГУ, известный лингвист А. Е. Кибрик даже эмоционально выразил свое отношение к упрямому традиционализму лингвистики: «Трудно представить себе более кастовую науку, чем лингвистика. Лингвисты постоянно от чего-нибудь отмежевываются. Любимый их способ уничтожить идейного противника — это заявить: «Это не лингвистика»».

Тем временем, психолингвистике скоро будет пятьдесят лет; родившись, она бурно развивалась и развивается — вопреки всевозможным «непризнаниям». Более того, она развивается в полном соответствии (а не вопреки, как это утверждалось и утверждается многими традиционными лингвистами) с мыслью знаменитого лингвиста Фердинанда де Соссюра: «Можно представить себе науку, изучающую жизнь знаков в рамках жизни общества; такая наука явилась бы частью социальной психологии, а следовательно, и общей психологии… Она должна открыть нам, что такое знаки (т. е. единицы языка как знаковой системы — И. Г., К. С.) и какими законами они управляются… Лингвистика — только часть этой общей науки; законы, которые откроет семиология (так Ф. де Соссюр называл науку, которой еще не было -И. Г., К. С), будут применимы и к лингвистике…» И еще: «…если нам впервые удастся найти место лингвистике среди других наук, то это только потому, что мы связали ее с семиологией». И Ф. де Соссюр показал в своих трудах, как, по его мнению, следует построить новую лингвистическую науку, избрав единственным объектом лингвистики только систему самого языка — до тех пор, пока не сформируется наука, названная им «семиологией» («поскольку, — писал он, — она еще не существует»). Главное, что хотелось здесь показать, — с помощью цитат из работ самого де Соссюра — заключается в том, что ссылки на его авторитет абсолютно не могут оправдать тех традиционалистов от лингвистики,

4

которые требуют, чтобы «их» науку оставили в неприкосновенности, оградив от психологии или социологии.

Однако, несмотря на косность консерваторов, в современном языкознании появилось новое, интенсивно развивающееся направление, которое получило название антропоцентрического (или антропологического). Как явствует из внутренней формы самого термина (antropos — человек), антропоцентрическая лингвистика в центр своих интересов ставит не столько язык (с точки зрения закономерностей его внутреннего строения), сколько «человека говорящего», т.е. языковую личность; Именно языковая личность

(т. е. человек в его способности совершать речевые действия) — стала интегральным
объектом
многочисленных сфер науки о языке, которые составили различные области антропоцентрического языковедения. К их числу можно отнести прагма- и социолингвистику, лингвистику детской речи (онтолингвистику) и лингвистику текста, этнолингвистику и мн. др.

Психолингвистика, по нашему мнению, составляет ядро антропоцентрического направления в лингвистике. При том, что объект исследования — языковая личность — у разных дисциплин, составивших антропологическое языкознание, общий, каждая из представленных молодых наук имеет свой предмет изучения. Предметом
психолингвистики выступает языковая личность, рассматриваемая в индивидуально-психологическом аспекте
.

Гораздо охотнее «своей» психолингвистику считает психология. Правда, в психологии есть издавна существующая область — психология речи, объект и предмет которой в точности совпадают с объектом и предметом психолингвистики. И к настоящему времени сложилась традиция отождествления этих двух дисциплин. Резон в таком отождествлении есть, однако небольшая разница в понимании этих терминов все же существует. Отличия касаются главным образом ракурса рассмотрения предмета изучения: психология больше концентрирует свое внимание на особенностях психических функций сознания в ходе порождения, понимания и формирования речи, в то время как психолингвистика вместе с этим старается учитывать и способы выражения (языковые и невербальные) этих функций в речевой деятельности и речевом поведении людей.

Психолингвистика — наука довольно молодая. В нашей стране и за рубежом она возникла примерно в одно и то же время; в конце 50-х — начале 60-х годов 20-го века. Книга, которую дер-

5

жит в руках читатель, посвящена изложению основ именно отечественно» психолингвистики. Для знакомства с зарубежной традицией интересующей нас научной отрасли мы отсылаем читателей к специальной литературе, список которой приведен в конце нашего пособия.

«Отцом» советской школы психолингвистики стал Алексей Алексеевич Леонтьев. Созданное им научное направление базировалось главным образом на достижениях отечественной психологии, и прежде всего, на концептуальных положениях, разработанных «моцартом психологии» Львом Семеновичем Выготским и его учениками и соратниками (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым и др.). В основу психолингвистики тогда была положена теория деятельности, потому отечественный вариант психолингвистики на ранних стадиях ее формирования стали именовать теорией речевой деятельности. Теория речевой деятельности составила фундамент того, что сейчас называют «школой Выготского», или «Московской школой» в психолингвистике. На первых порах — в 60-е — 70-е годы — она практически полностью определяла круг проблем и теоретических достижений в изучении индивидуально-психических особенностей языковой личности. Первые работы отечественных психолингвистов вызвали огромный интерес ученых, живущих в самых разных уголках нашей страны. Результатом этого стал своего рода психолингвистический «бум», возникший в 80те годы. Постепенно рамки психолингвистики стали раздвигаться; в результате она стала значительно шире теории речевой деятельности. Наряду со школой Выготского в отечественной психолингвистике возникли и иные школы. К числу наиболее авторитетных исследовательских группировок можно отнести круг ученых, развивавших идеи талантливого психолога и психолингвиста Николая Ивановича Жинкина. Существование различных «школ» в отечественной психолингвистике не мешало, а способствовало и расширению проблематики этой науки, и углублению получаемых в ходе исследований результатов.

Нынешняя психолингвистика наиболее интенсивно развивается в направлении социальной психологии и социолингвистики. Ее интересы лежат в определении психологических особенностей взаимосвязи языкового сознания и социальной деятельности человека, социального бытия и быта языковых личностей. И здесь питающей почвой становятся работы другого яркого и разносто-

6

роннего отечественного исследователя — Михаила Михайловича Бахтина, еще в 20-е годы пытавшегося обосновать так называемый «социологический метод» в языкознании.

Расширение научного пространства привело психолингвистику к появлению в ее недрах различных самостоятельных по характеру решаемых задач областей. Некоторые из таких сфер (например, фоносемантика) имеют довольно четкие научные границы; очертания других внутренних разделов (патопсихолингвистика, лингвистическая конфликтология и т.п.) пока еще неотчетливы и диффузны.

В настоящее время можно говорить о закономерности выделения в целостном пространстве нашей науки общей и частных психолингвистик.

Общая психолингвистика

— исследует факты языкового сознания, которые характерны всем носителям данного языка вне зависимости от особенностей их речевой биографии. В качестве объекта рассмотрения она берет некий усредненный образ взрослой здоровой {в физическом и интеллектуальном отношении) языковой личности, абстрагируясь от индивидуально-физиологических и социальных отличий людей.

Частные психолингвистики

— изучают разные области развития, функционирования языка в речевом поведении и деятельности. К настоящему периоду становления психолингвистики -как науки в самостоятельные научные области выделились социальная психолингвистика и возрастная психолингвистика (онтолингвистика).

Социальная психолингвистика

— в своем рассмотрении индивидуально-психологических особенностей языковой личности делает акцент на отличиях в речевом поведении, деятельности, речемыслительных проявлениях, которые продиктованы социально-психологическими особенностями существования людей.

Возрастная психолингвистика (онтолингвистика

) -свои усилия сосредоточила на исследовании становления языковой личности в онтогенезе. Иногда ее еще называют психолингвистикой датской речи.

Находясь на стыке языковедения и психологии, психолингвистика активно использует методы

обеих наук. Так, в ходе анализе конкретных речевых фактов она широко привлекает обычные для науки о языке описательные и сравнительно-описательные подходы. У психологии психолингвистика берет способы «добы-

7

чи» материала для размышления. И это, кстати сказать, отличает ее от традиционной «имманентной» лингвистики.

Традиционное языкознание тяготеет к «кабинетному» изучению «языковых процессов. Психолингвистов интересуют явления, происходящие в «живом» повседневном общении людей. Потому одним из источников получения материала для исследования становится наблюдение за реальной коммуникацией

. И здесь глаз и ухо психолингвиста жадно впитывают все то, что кабинету иного ученого оставит равнодушным, что традиционно считается «отрицательным языковым материалом». Сюда относятся «неправильные» разговорные конструкции, разного рода оговорки и «ослышки», описки и опечатки, которые делают носители языка. Интерес психолингвиста вызовет и нежное «воркование» влюбленных, и безобразный скандал в магазине, и даже нечеткая, заплетающаяся речь пьяницы. А уж речь детей — это для него просто «золотоносная руда».

Наблюдения за реальным общением позволяют рассматривать языковые, проявления в рамках конкретных коммуникативных ситуаций, что дает возможность исследователю изучать не свои представления о языке, а «живую жизнь языка». Однако многие проблемы антропоцентрического направления в языкознании -прежде всего проблемы соотношения языка и мышления — не-возможно разрешить, основываясь только на наблюдениях за речью. Здесь психолингвистике на помощь приходит эксперимент. Надо сказать, что эксперимент — это душа психолингвистического исследования

. Именно на основе специальных, часто остроумных, лабораторных опытов с различными испытуемыми разработаны концепции, составляющие теоретический фундамент психолингвистики. На страницах нашей книги мы не раз будем давать описание экспериментов, иногда предлагая читателям проверить их результаты на своих родных и близких.

Коррекция нарушений

Логопедическая программа, направленная на коррекцию ФФНР, реализуют следующие задачи:

  1. формируют базу речи (психологическую и лексическую);
  2. корректируют звукопроизношение;
  3. формируют навыки анализа фонем;
  4. развивают связную речь;
  5. обучают навыку полноценного речевого общения;
  6. формируют грамматические категории.

Начинать лечение нарушений речи необходимо до поступления дошкольника в первый класс. Раннее выявление задержек развития, сложностей с произношением звуков дает возможность поставить диагноз и провести работу по устранению дефектов.

Кроме артикуляционных упражнений и речевого общения в занятия с логопедом следует включать развитие моторики (крупной и мелкой), снятие мышечного напряжения, осуществление постоянного контроля за собственной речью, приобретение навыка отличать нормированное произношение от ошибочного.

В зависимости от степени выраженности нарушений работа над устранением дефектов фонетико-фонематического восприятия занимает от нескольких месяцев до 2 лет. Многим детям приходится продолжать занятия с дефектологами и логопедами в первых-вторых классах начальной школы.

Одновременно с логопедическими методами проводятся занятия с психологом и неврологом по развитию уровня внимания и увеличению объема памяти.

Глава 1 Язык в свете психолингвистики

Пафос исследовании традиционной отечественной науки о языке в значительной степени определяется стремлением ученых-языковедов описать язык с точки зрения его внутреннего строения. Язык рассматривается в виде сложного многоуровневого образования, в котором единицы нижних уровней выступают составляющими элементов уровней высших. Задача описания языковой структуры — благородна и насущна. Однако, заметим в который раз, при подобном подходе за бортом оказывается человек, личность, порождающая и воспринимающая речь.

Попробуем взглянуть на уровни языковой структуры, на традиционные разделы лингвистики с «другой колокольни»: рассмотрим привычные объекты и единицы языкознания — звуки, слова, морфемы, предложения и т. п. — с точки зрения их функционирования в речевой деятельности, в свете так называемого «человеческого фактора».

Статья » Развитии фонетико-фонематической стороны речи

Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников

Увеличение количества некоторых патогенных факторов привело к тому, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи становится все более распространенным нарушением речи у детей дошкольного возраста. К группе детей имеющих фонетико-фонематическое недоразвитее речи (ФФНР) относятся дети, у которых наблюдается нарушение произносительной стороны речи и фонематического слуха при нормальном физическом слухе и интеллекте.

Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребенка важно уже в дошкольном возрасте, так как его недоразвитие является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии и дислексии – нарушениям письма и чтения, характеризующихся наличием стойких ошибок. Работу по развитию фонематического слуха целесообразно проводить со всеми дошкольниками, но особое значение она имеет для детей, у которых выявлено ФФНР.

За годы развития логопедии сформировались проверенные приемы и методы работы по развитию нарушенных сторон речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Однако, современные дети требуют к себе особого внимания и индивидуального подхода. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые методы работы по коррекции звукопроизношения и фонематической стороны речи – так называемые инновационные методы

.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей.

Применительно к педагогическому процессу, это означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. Основным критерием инновационности технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Одним из средств, повышающих мотивацию и совершенствующих обучение дошкольников, является внедрение компьютерных технологий.

Несомненно, мы не должны забывать об охранительном режиме по зрению при использовании компьютерных технологий. Но,повышенный интерес детей к электронным устройствам, позволяет использовать их в занятиях в небольшом количестве, которое не оказывает вреда здоровья и служат хорошей мотивацией и даже поощрением для детей.

Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ, мы решаем следующие задачи:

1. Повышение качества образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;

2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.

3. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.

4. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.

Электронные ресурсы основополагаются на следующих принципах:

— полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;

— объективность – позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции. Ее состояние в процессе работы и конечные данные.

Мультимедийные презентации и игры позволяют внести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. При использовании мультимедийных презентаций и игр можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Использовать компьютерные технологии можно на разных этапах логопедической работы:

— при проведении артикуляционной гимнастики;

— для развития речевого дыхания;

— для развития зрительного и слухового внимания и памяти;

— при развитии фонематических процессов;

— при развитии мелкой моторики;

-при автоматизации и дифференциации звуков;

Как показывает практика, почти все воспитанники с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют трудности на этапе автоматизации поставленных звуков. Она часто носит длительный характер и если закрепление правильного произношения идет с трудом и затягивается, дети могут потерять интерес к этому процессу и к логопедическим занятиям в целом.

Этот материал может быть использован родителями и педагогами в электронном виде и на бумажном носителе.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Лынская, М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ /М. И. Лынская //Логопед в детском саду. – 2006.-№ 6.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]