Тетрадь логопедических игр и упражнений для детей от 5 до 7 лет. Лексическая тема: «Моя семья»

Татьяна Овчинникова

Картотека дидактических игр по теме «Моя семья»

Картотека дидактических игр

по теме «Моя семья»

«Кто главный?»

Цель: Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные — и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Материал: «Семейное дерево»

; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все — и дети, и взрослые.

«Как зовут членов семьи»

Цель: Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры:

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи.Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Маленькие помощники»

Цель: Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры:

К детям «пришел расстроенный мишка»

. Он
«поссорился с мамой»
, потому что
«не хотел убирать на место свои игрушки»
. А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит»

детей за
«волшебную шкатулку»
и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Ласковое слово»

Цель: Способствовать умению детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Интеллектуальная игра для школьников 7-8 класса на тему: Семья

Интеллектуальная игра для школьников 5-9 класса «Лингвистический пентагон» на тему «СЕМЬЯ»
Краткое описание работы Игра поможет поднять престиж знаний и способствовать интеллектуальному развитию личности учеников 5-9 классов Цели: 1. Поднять престиж знаний 2. Способствовать интеллектуальному развитию личности. Задачи: 1. Развитие образного и логического мышления. 2. Развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений. 3. Развитие речи (умение обосновывать свои убеждения, строить простейшие умозаключения). 4. Формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их строго подчиняющимся заданным правилам и алгоритмам. Оборудование: конверты для команд, минилисточки для ответов, ручки, часы или секундомер, протокол игры. Правила игры: Создаются команды по 5 человек. От каждой команды должен быть назначен «бегунок», то есть человек, который будет носить конверты с ответами на стол жюри. Когда команда готова дать ответ, она пишет его на минилисточке и вкладывает в конверт, после этого «бегунок» несет ответ на стол жюри. Судьи помечают на сколько баллов дан ответ и только, когда ведущим будет объявлен правильный ответ, проверяют конверты команд. В жюри должно быть как минимум 2 человек. Один член жюри следит за временем, второй занимается выставлением баллов. 1 раунд «Семейные традиции» максимум 5 баллов
По правилам игры в первом раунде ведущий объявляет тему вопроса и начинает зачитывать подсказки. На один вопрос ведущий зачитывает 5 подсказок. Время на обдумывание ответа с каждой подсказки 1минута. Каждая команда имеет право дать ответ с каждой подсказки. Команда, давшая верный ответ с первой подсказки получает +5 баллов, со второй — +4 балла, с третьей — +3 балла, с четвертой — +2 балла, с пятой — +1 балл. За любой неверный ответ с любой подсказки команда получает 0 баллов. За дублирующиеся верные ответы дополнительных баллов команда не получает. Через 15 секунд после объявления пятой подсказки объявляется верный ответ. За один вопрос команда может заработать максимум 5 баллов (в случае, если ответит правильно с первой подсказки и не даст ни одного неверного ответа) и минимум 0 баллов (в случае, если на все 5 подсказок принесет по одному неверному ответу). 1.Тема: многозначное слово 1. Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детёнышей, 2. Она начинается с детей, считал Герцен 3. Группа живущих вместе близких родственников 4. Это ячейка общества 5. Говорят в ней не без урода Ответ: Семья 2.Тема: многозначное слово 1. У православных и католиков, соблюдающих церковно бытовые обряды день памяти какого — нибудь святого 2. Это праздник для того лица, которое при крещении названо по имени этого святого 3. День ангела 4. Считается, что если они вам снятся, то это предвещает успешное налаживание контактов с деловыми партнерами. 5. На этот праздник принято печь каравай Ответ: именины 3.Тема: многозначное слово 1. Грудной орган, принимающий в себя кровь из всего тела 2. Оно лежит между двумя неравными половинами легких 3. Его обычно предлагают вместе с рукой 4. Иногда оно уходит в пятки 5. В песне поется, что ему совсем не хочется покоя Ответ: сердце 4.Тема: многозначное слово 1. Во множественном числе обозначают штаны, брюки, шаровары 2. Законный союз мужа и жены 3. Товар, оказавшийся негодным, порченым или ниже должной доброты 4. Супружество 5. Хичкок сказал, что Счастливым он будет только тогда, когда муж понимает каждое слово, которое не сказала жена. Ответ: брак 5.Тема: многозначное слово 1. Обряды, сопровождающие заключение брака. 2. У многих народов это включает ритуализованный переезд невесты из дома родителей в дом жениха, 3. Обмен подарками, пир 4. Говорят, до неё заживёт 5. Серебряная — двадцатипятилетие супружеской жизни Ответ: свадьба
2 раунд. «Семейные ценности» За правильный ответ максимум 25 баллов
По правилам игры во втором раунде ведущий объявляет тему вопроса и начинает зачитывать подсказки. На один вопрос ведущий зачитывает 5 подсказок. Время на обдумывание ответа с каждой подсказки 1минута. Каждая команда имеет право дать ответ с каждой подсказки. Команда, давшая верный ответ с первой подсказки получает +25 баллов, со второй — +20 балла, с третьей — 15 балла, с четвертой — +10 балла, с пятой — +5 балл. За любой неверный ответ с любой подсказки команда получает 0 баллов. За дублирующиеся верные ответы дополнительных баллов команда не получает. Через 15 секунд после объявления пятой подсказки объявляется верный ответ. За один вопрос команда может заработать максимум 5 баллов (в случае, если ответит правильно с первой подсказки и не даст ни одного неверного ответа) и минимум 0 баллов (в случае, если на все 5 подсказок принесет по одному неверному ответу). 1.Тема: многозначное слово 1. Синоним слова Равновесие 2. Соразмерное отношение частей целого 3. Правильное отношение одновременных звуков и самая наука с созвучиях 4. Является этимологически однокоренным словом, которое обозначает музыкальный инструмент — подвижные меха с двумя дощечками, снабженными клавиатурой 5. В психологии отношений это считается самым главным принципом. Ответ: гармония 2.Тема: многозначное слово 1. Чувство почтения, 2. Отношение, основанное на признании чьих — нибудь достоинств 3. Толстой считал, что человек должен чувствовать это к самому себе 4. Неформальная высокая оценка деятельности индивида 5. Оно бывает всеобщее, глубокое, громадное, заслуженное Ответ: уважение 3.Тема: многозначное слово 1. Город с таким название существует на Украине с 1963 года 2. Состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности 3. У женатого человека оно зависит от тех, на ком он не женат, считал Оскар Уайльд 4. Случайность, желанная неожиданность по словарю Даля 5. Не было бы его, да несчастье помогло Ответ: счастье 4.Тема: многозначное слово 1. Покупая это, сначала спроси, кто твои соседи гласит Еврейская пословица 2. Существует выражение, что он — моя крепость 3. Место постоянного проживания человека 4. Учреждение, посвященное памяти какого-либо исторического лица. 5. На первом канале существует передача под названием «Пока все там» Ответ: дом 5.Тема: многозначное слово 1. Глубокое эмоциональное влечение 2. Она нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь 3. Это бесценный дар считал Толстой 4. Терри Гудкайнд сказал, что это когда всю свою жизнь разделяешь с другим человеком» 5. Говорят, что ей все возрасты покорны Ответ: ЛЮБОВЬ
3 раунд. «Состав семьи» Максимум баллов 50
По правилам игры в третьем раунде ведущий объявляет тему вопроса и начинает зачитывать подсказки. На один вопрос ведущий зачитывает 5 подсказок. Время на обдумывание ответа с каждой подсказки 15 секунд. Каждая команда имеет право дать ответ с каждой подсказки. Команда, давшая верный ответ с первой подсказки получает +50 баллов, со второй — +40 балла, с третьей — +30 балла, с четвертой — +20 балла, с пятой — +10 балл. За любой неверный ответ с любой подсказки команда получает 0 баллов. За дублирующиеся верные ответы дополнительных баллов команда не получает. Через 15 секунд после объявления пятой подсказки объявляется верный ответ. За один вопрос команда может заработать максимум 50 баллов (в случае, если ответит правильно с первой подсказки и не даст ни одного неверного ответа) и минимум 0 баллов (в случае, если на все 5 подсказок принесет по одному неверному ответу). 1.Тема: многозначное слово 1. Родоначальник, основоположник чего-либо 2. Первый, старинный образец чего-либо 3. Меня не тревожит, что я уже стал им, плохо лишь то, что женат я на бабушке говорил Граучо Маркс 4. В песне он всегда рядышком с бабушкой 5. Отец отца или матери Ответ: дедушка 2.Тема: многозначное слово 1. Это родственник, который появляется в результате заключения брака. 2. Возможно, произошло от глагола УТЕШИТЬ 3. У неё зятек любимый сынок. 4. Считается, что её блины самые сладкие и вкусные 5. Мать жены. Ответ: тёща 3.Тема: многозначное слово 1. Река на юге Восточной Сибири 2. Селевкийская (Персидская) она — христианская мученица, дева, пострадавшая в гонение царя Шапура II. 3. В Православной церкви 20 ноября её днем 4. Это первое слово, главное слово в каждой судьбе 5. Её Руки сотканы из нежности говорил Гюго Ответ: мама 4.Тема: многозначное слово 1. в Русском государстве 15-17 вв. мелкие феодалы на военной службе у князей 2. Мальчики и (или) девочки в раннем возрасте. 3. Сыновья, дочери. 4. Говорят, что они цветы жизни 5. Когда они у вас появляются, вы становитесь родителями Ответ: дети 5.Тема: многозначное слово 1. Лица , связанные кровным родством 2. Социальная группа, состоящая из индивидов, происходящих от общего предка 3. Это группа лиц, периодически собирающаяся пересчитаться и вкусно покушать по поводу изменения их количества 4. Если вам приснилось, что у вас в доме собрались все они, как ближние, так и дальние, то вас ожидает прибавление в семье 5. У многих из нас они чокнутые. А многие из нас в их глазах — сами чокнутые считает Джим Керри Ответ: родственники
Подведение итогов. Слово жюри. Награждение победителей.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы ко Дню Земли для 5-7 класса Интеллектуальная игра для 5-9 класса на тему: ЗОЖ Игра «Умники и умницы», 7-8-9 класс Сценарий интеллектуальной игры «Своя игра» для школьников с презентацией

Похожие статьи:

Конспект интеллектуального классного часа в 8 классе

Интеллектуальная игра для 6 класса

Интеллектуальная игра по истории, 7 класс

Внеклассное мероприятие 7, 8 класс по математике

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класс по теме увлечения

Ход игры:

В: Помочь маме — хорошо. Почему?

В: Ругаться с братом — плохо. Почему?

То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?»

«Давай поменяемся»

Цель: Формировать представления о жизни семьи.

Игровое правило: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она)

умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.

Ход игры:

Р1 — утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.

Р2 — день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.

Р3 — вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.

Р4 — ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.

В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее.

«Семья»

Цель: Формирование у детей понятий о семье.

Планирование мероприятий

Планирование тематической календарной недели очень важно, и его нужно осуществить заблаговременно.

НОД на тему «Моя семья» в подготовительной группе

В ходе такого НОДа детям можно дать отгадывать загадки, ответами к которым будут различные родственники, дом и так далее.

Также с детьми можно изучить художественные произведения. Отлично подойдет, например, «Золушка».

В НОД можно включить и дидактическую игру «Семейные обязанности», в ходе которых дети должны разместить карточки с изображениями различных действий под фотографиями мамы, папы и дочери/сына, тем самым, распределив эти обязанности. Каждое действие ребята должны комментировать. В качестве итога, воспитатель может сделать обобщение о типичном распределении обязанностей.

Лепка «Моя семья» в подготовительной группе«

НОД лепки можно посвятить изготовлению подарка для родственников и вылепить панно с цветами.

Алгоритм действий:

  • подготовить необходимые материалы (картон, пластилин, салфетки, стеки);
  • объяснение воспитателем способа выполнения;
  • закрепление техники безопасности при работе с пластилином;
  • поэтапная лепка;
  • подведение итогов.

К сведению! Воспитатель должен демонстрировать, как делать правильно поэтапно. В случае необходимости, помогать детишкам/

Конструирование на тему «Моя семья» в подготовительной группе.

Конструировать нужно с помощью бумаги. Детям можно предложить сконструировать людей из цилиндров и конусов, сделанных из бумаги.

Работа складывается из нескольких этапов:

  • предварительная подготовка (раздача ножниц, бумаги);
  • прохождение техники безопасности;
  • пальчиковая гимнастика для подготовки рук детей к работе с бумагой и ножницами;
  • непосредственное выполнение задания, которым воспитатель руководит поэтапно, переходя к следующему только после выполнения предыдущего;
  • подведение итогов.

Рекомендуется, чтобы воспитатель тоже занимался конструированием вместе с детьми, а не только помогал им.

В случае, если у группы хорошо развита мелкая моторика, можно предложить детишкам создать не только семью из нескольких человек, но и внести в задание конструирование собаки.

Детские проекты по ПДД в детских садах в соответствии с ФГОС

Ход игры:

— Ребята, посмотрите на эти фигурки. Кого вы видите?

— Как можно их всех назвать одним словом (семья)

.

— Назовите членов своей семьи.

Семья может быть большая или маленькая. В каждой семье могут жить люди разного возраста. А дети похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой.Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»

Этот пальчик — дедушка

Этот пальчик — бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик мамочка

Это пальчик – я

Вот и вся моя семья

А теперь, нужно расставить родственников мальчика (девочки)

так:

Первый – дедушка, после дедушки – папа, перед папой – бабушка, после

папы – мама, между мамой и папой мальчик (девочка)

. Посчитайте,

сколько их? Скажите, кто и за кем стоит?

«Собери семью»

Цель: Формировать представление детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей. Развитие связной речи детей. Воспитывать любовь и уважение к своим родным.

Материал: карточки с изображением членов семьи (папа, мама, дочка, сын, бабушка, дедушка, карточки с изображением обуви, одежды.

Планирование тематической недели

Дом и семейные отношения, основополагающие явления в жизни каждого малыша, поэтому к планированию тематической недели необходимо подойти тщательно.

В ДОУ обязательно проводят тематические недели

Цели и задачи

Главной целью этой недели в подготовительной группе является формирование представлений о семье, как о группе людей, живущих вместе и объединенных родственными связями.

Задачи, которые ставятся во время тематической недели:

  • уточнить и углубить познания детей о семейном круге, отношениях;
  • способствовать развитию навыков детей в области рассуждения, запоминания, логики;
  • развивать способность к сочинению коротких повествовательных рассказов;
  • культивировать чувства любви и уважения к окружающему миру и своим родственникам.

Малыш Должен ценить семейные отношения

Лексическая тема

В подготовительной группе особенно важна лексическая составляющая. Это связано с предстоящим переходом на новую образовательную ступень.

Лексическую тему в эту неделю можно построить в формате беседы с детишками. Каждый дошкольник должен немного рассказать о своих родственниках. На обсуждение можно вынести следующие пункты:

  • из скольких человек состоит семейная ячейка ребенка;
  • какие у него есть родственники;
  • кто из них самый младший, а кто старший;
  • какая фамилия, как зовут ее членов;
  • небольшая характеристика каждого из них (хобби, профессия).

К сведению! Детям важно продолжать играть. Можно провести с ними несколько лексических игр. Например, «Скажи ласково». Заключается в том, чтобы придумать уменьшительно-ласкательные синонимы к словам, при этом они должны задаваться по семейной тематике.

Итоговое событие

Лучшим итоговым мероприятием для завершения такого события, как семейная неделя, будет тематический праздник.

Важно составить план такого действия. В нем должны присутствовать:

  • вступительная речь;
  • декламирование стихов детьми;
  • конкурсы, в которых участвуют все — и ребята, и их родители;
  • вручение наград.

К сведению! В качестве конкурсов можно использовать дефиле, художник по костюмам (родитель создает наиболее креативный костюм для своего ребенка), музыкальное соревнование, конкурс «Моя семья — самая счастливая» (все становятся в живую скульптуру, символизирующую то, как они счастливы вместе).

Песни про ПДД для детей дошкольного возраста: интересные и веселые

Альтернативой может служить проект «Моя семья». В ходе этого проекта будет сымпровизирована пресс-конференция, на которой каждый ребенок расскажет о своих родственниках, покажет фотографии и ответит на вопросы. Формат этого мероприятия рекомендуется выбрать в том случае, если многие родители не смогут прийти на итоговое занятие «Моя семья» в подготовительной группе.

Полезно взаимодействие тематической недели с конкурсами и логопедическими занятиями

Ход игры:

Правила: «Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда мы красивы —

Зато эти фото — правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

Семейные снимки хранятся в альбоме.

1 вариант: Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей. Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье?

2 вариант: Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать кому принадлежат эти предметы и объяснить почему так решили.

«Наша дружная семья»

Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья»

.

Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки.

Ход игры:

Откройте фотоальбом и предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию. Задайте ему вопрос, указывая поочередно на изображение каждого члена семьи: «кто это?»

. Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Предложите ему рассказать, какая мама?
(добрая, красивая, хорошая)
. Какой папа
(высокий, строгий, красивый)
. Какая бабушка?
(старенькая, добрая)
.

Поставьте перед ребенком, красиво украшенную коробку и предложить посмотреть, что в ней спрятано. (Вырезанные герои пальчикового театра)

. Предложите ребенку поиграть с героями пальчикового театра.

Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)

Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)

Этот пальчик – я, (загните мизинчик)

Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами)

По окончании игры похвалить ребенка, сказав, что его семья действительно очень дружная.

«Моя семья»

Цель: Формировать представление о семье на примере людей, героев сказок, используя их заместители.

Материал: изображение людей и героев из сказок.

LiveInternetLiveInternet

Татьяна57

все записи автора


ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка, фамилия, имя, отчество, семья, тётя, дядя, отец, мать, школьник, школьница, отличник, бассейн, шахматы, шашаки, журнал, книга, телевизор, радио, дом, квартира, подъезд. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большой, маленький, ласковый, старший, младший, взрослые, любимый, дружный, добрый, злой, высокий, низкий, детский, старый, молодой, цветной, мягкий, твердый, удобный, благоустроенная, двух-, трех-, четырехкомнатная, сильный, слабый, примерный, шаловливый, послушный, веселый, грустный, мудрый, глупый, ленивый. ГЛАГОЛЫ: сидит, стоит, спит, рисует, шить, пороть, варить, гладить, чинить, рвать, штопает, стирает, убирает, разбрасывает, рассказывает, плачет, смеется, дружит, ссорится, помогает, ухаживает, ворчит, любит, пеленает, стряпать, посещать. ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАК: Мама (какая?) – ласковая, добрая, нежная, заботливая… Папа (какой?) – смелый, сильный, строгий, веселый, выносливый… Бабушка (какая?) — добрая, ласковая, хозяйственная, аккуратная… Дедушка (какой?) — трудолюбивый,заботливый,внимательный… Семья (какая?) — дружная, крепкая, сплоченная, многодетная, большая, спортивная… ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: Шарф (чей?) – мамин, папин, дедушкин, брата, сестры… Кофта (чья?) – дочкина, мамина, бабушкина… Пальто (чьё?) – мамино, папино, бабушкино… УМЕТЬ СРАВНИВАТЬ, КТО СТАРШЕ/МЛАДШЕ: Папа – сын (папа старше, а сын младше). Папа – дедушка …. Дядя – внук… Внучка – бабушка… ПОНИМАТЬ ЛОГИКО — ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ: Мамина дочка, мама дочки, дочка мамы. СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ О СВОЕЙ СЕМЬЕ: СЕМЬЯ – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире. С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Кто старше всех? Кто младше всех? Кто дети? Кто взрослые? Как зовут твоих родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер? Как вы живете? Чем занимается мама, папа, брат, сестра, ты? Чем вы любите заниматься в выходные дни? Как проводите праздники? К кому вы любите ходить в гости? Почему? Любишь ли ты своих родных? За что?

ИГРА«КТО КЕМ ПРИХОДИТСЯ?» Кто девочка для мамы? (дочка) Кто мальчик для мамы? (сын) Кто мальчик для девочки? (брат) Кто мама для папы? (жена) Кто девочка для дедушки? (внучка) Кто мальчик для бабушки? (внук) Кто мама для бабушки? (дочь) Кто папа для мамы? (муж) Кто папа для бабушки? (сын) ИГРА «КТО СТАРШЕ (МЛАДШЕ)?» Кто старше девочка или мама? Кто младше мальчик или мама? Кто старше девочка или дедушка? Кто младше мальчик или бабушка? Кто старше мама или бабушка? ИГРА «ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?» Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин) Папа носит галстук. Галстук чей? (папин) У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин) У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин) Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина) Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина) Таня носит платье. Платье чьё? (Танино) Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино) Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины) Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

Ход игры:

Изображение героев надевается на средний и указательный пальцы при помощи отверстий. Дети могут инсценировать разные сюжеты, где есть данные герои. Это могут быть и сказки. Во время игры дети учатся строить диалоги, отвечать на вопросы и т. д.

«Что мы делаем?»

Цель: Формирование у детей понятий о семье.

Материал: карточки с родственниками и с предметами.

Играют 2-4 человека.

Большие карточки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие карточки с предметами перемешиваются и выкладываются картинками вниз. Игроки по очереди берут по 1 маленькой карточке и говорят, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него.Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!»

. Если такого в жизни никогда не было,
карточка возвращается в стопку, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем берет маленькую карточку след-й игрок и т. д. во время второго круга игры, игроки выкладывают маленькую карточку на вторую большую карточку. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки или у кого-то из игроков на одной большой карточке оказалось 3 маленьких. Он – победитель!
«Родство»

Цель: Продолжать формировать представление детей о близких родственниках, о семье.

Материал: карточки

Ведущий по очереди задает игрокам вопросы,например: «Кто такая внучка?»

, если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает следующий игрок, тот, кто ответил правильно, получает маленькую
карточку. Игра заканчивается, когда у одного из игроков будет 6 карточек. Он победитель.
«Я и моя семья»

Цель: Продолжать формировать у детей представления о членах семьи, понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья.

Материал: картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей.

Задания на тему «Семья»

Задание 1. «Ласковое имя». Игра с мячом. Взрослый кидает ребенку мяч, называя членов семьи, ребенок кидает обратно, называя ласковую форму. Например: мама-мамочка, сын-сыночек.

Задание 2. «Один – много». Как и в предыдущей игре можно использовать мяч. Взрослый называет члена семьи в единственном числе, ребенок – в множественном. Например: мама – мамы, тетя – тети.

Задание 3. «Угадай, о ком речь». Взрослый задает вопросы, дети должны правильно на них отвечать. У кого нежный взгляд? (У мамы) У кого сильные руки? (У папы) Кто самый непоседливый? (Брат) У кого самые добрые глаза? (У бабушки) Кто самый серьезный? (Папа) Кто самый послушный? (Сестра) У кого мудрая речь? (У дедушки)

Задание 4. «Устала наша бабушка». Взрослый просит повторять действия за ним. Перед выполнением дети встают в круг. Устала наша бабушка, (дети наклоняются вперед, руки сцепляют за спиной) Села на порог: (садятся на корточки) «Куда пропал, куда исчез внучок». (кладут руки на голову и качают ей) Подумала и всхлипнула, (указательный палец прикладывают к виску, голову наклоняют) Затем тихонько встала, (встают и выпрямляются) Пошла вокруг да около – (идут друг за другом, руки держат за спиной) Искать внучка сначала. (поворачиваются в разные стороны)

Задание 5. «Скажи иначе». Взрослый показывает картинки детям с изображением представителя семьи, и говорит, что видит: «У мамы светлые волосы». Детям нужно сказать по-другому: «Мама светловолосая». У брата голубые глаза – брат голубоглазый. У сестры розовые щеки – сестра розовощекая. У папы карие глаза – папа кареглазый. У дедушки седые волосы – дедушка седовласый. У бабушки темные волосы – бабушка темноволосая. Задание

6. «Семейный паровоз». Ребенку выдают два листа: один с изображением паровоза, второй с членами семьи (можно использовать фотографию), а также ножницы и клей. Задача состоит в том, чтобы наклеить лица в каждый вагон по старшинству. Например, машинистами паровоза станут бабушка и дедушка, а в первом вагоне расположатся мама и папа и т.д.

Если задание выполняют несколько детей, то по его окончанию, работы сравнивают и обсуждают (так как они могут получиться разными).

Задание 7. «Кто за кем». Сюжетная игра. Взрослый описывает ситуацию. «Однажды семья из 6 человек: мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка, — отправилась в поход. Кто за кем шел по дорожке?» «Пришлось им перебираться через бурелом. Ряд их распался. А когда снова они встали в колонну, то их ряд стал совсем другим. Кто перед кем идет по дорожке?» Далее детям можно дать возможность самим придумать рассказ, несколько раз меняя героев. Предлоги можно использовать разные, например, кто между кем, кто позади всех и т.д.

Задание 8. «Где чьи вещи?» Детям выдается карточка с изображением членов семьи и разных вещей. Формулируется задание: показать стрелочкой, кому принадлежат вещи.

Далее – идет обсуждение. Взрослый спрашивает: «Чей галстук?» Ребенок должен ответить: «Папин».

Задание 9. «Подели обязанности». Игра проводится для 2 или более детей. Реквизит: картинки с членами семьи и орудиями труда.

Правила: • Распределяются карточки с представителями семьи. Один ребенок – один герой. • Дети поочередно выбирают картинки с изображением орудия труда и дают объяснение своего выбора. А также, отвечают на вопрос: кто еще может заниматься этим же делом? Тот, кто безошибочно справиться с заданием и верно объяснит выбор, выигрывает.

Задание 10. Беседа по картинке «Совместный обед». Дети отвечают на вопросы.

Кто изображен на картинке? Какое общее слово их объединяет? Что делает каждый из героев изображения? Какие чувства испытывает каждый член семьи?

Задание 11. Рассказ по картинке «Уютный вечер». Дети описывают изображение. В случае затруднения, нужно им помочь наводящими вопросами. После рассказа, обсудить с ребенком, почему картинка носит такое название.

Задание 12. «Моя семья». После выполнения заданий можно предложить ребенку нарисовать свою семью.

Ход игры:

1 вариант: Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей. Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье?

2 вариант: Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать кому принадлежат эти предметы и объяснить почему так решили.

«Лото»

Цель: Продолжать знакомить детей с домашними обязанностями, помочь детям ощутить себя частью семьи, закрепить названия ближайших родственников.

Материал: игровое поле, картинки с предметами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]