Кому необходимы логопедические занятия?
Сейчас мало кого удивляет, что в школе проводятся занятия по логопедии для детей, и для этого есть причины. Пока малыш ходит в детский сад, в привычный коллектив, где его все знают, близкие могут не замечать у него «фефекты» речи (нечеткие звуки, неправильное ударение, перестановка слогов, искаженное построение предложений). В школе ребенок попадает в совершенно новую среду. Как он будет строить отношения в классе? Плохая дикция помешает и общаться, и отвечать на уроках. Он начнет смущаться, станет замкнутым.
Родители будущих первоклассников, начинайте логопедические занятия с ребенком 6 лет, даже если он уже четко произносит все звуки, читает и пишет, — лишним не будет.
ВАЖНО!
Кроме сложной социальной адаптации, нарушения развития речи выливаются в огромные школьные проблемы — от плохого чтения до… несданного ЕГЭ.
Потому что такие отклонения, как дислексия (трудности при чтении, непонимание текста), дисграфия (проблемы с письменной речью, пропуски или перестановки букв), дизорфография (понимание орфографических правил, но неумение применять их на письме) катастрофически влияют на скорость и качество обучения.
Если заметны проблемы с речью или чтением, надо проводить занятия с ребенком у логопеда. Как это сделать в самоизоляции? В интернете есть занятия с логопедом бесплатно: специалисты проводят мастер-классы для родителей или пробные уроки в режиме онлайн. Несомненно, заниматься лучше очно, потому что нереально сделать массаж языка через монитор. Но можно проводить некоторые логопедические занятия с ребенком дома, про это дальше.
ВАЖНО!
Логопед — это квалифицированный педагог-дефектолог, обладающий специфическими знаниями в области медицины (нейропсихология, физиология, неврология и др.).
Виды занятий для развития речи
Нарушения речи, связанные с чтением и письмом, проявляются в процессе учебы. Важно их вовремя распознать и начать корректировать. Вкратце поясним, какие занятия проводит логопед в школе, на что они нацелены:
- Исправление нарушений звукопроизношения, автоматизация навыка и распознавание звуков в речи и на слух.
- Преодоление недоразвития речи: наработка лексики, грамматики.
- Развитие связной речи: пересказы, рассказы по картине, по серии сюжетных картин.
- Коррекция ошибок на письме: исправление перестановки букв, проработка слоговой структуры слова, формирование орфографических навыков.
Когда школьники приходят на первое занятие с логопедом, с чего начать, вопросов не возникает. Педагог знакомится с детьми, показывает упражнения, которые заинтересуют детей (например, занятия для языка у логопеда очень веселые). Игровые логопедические занятия для детей 6–7 лет, которые учатся в школе, — важный компонент работы педагога. Подбирать на занятия с логопедом картинки — тоже его задача, есть специальные наборы карточек для конкретных дефектов.
учителя-логопеды высшей категории.
С какой целью открываются логопункты в общеобразовательных школах?
“Логопункт создаётся в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Основными задачами
логопедического пункта являются:
— коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
— своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
— разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся”.
/Письмо МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения”/.
Что является основной задачей логопеда общеобразовательной школы?
Основная задача учителя-логопеда общеобразовательной школы – это предупреждение
неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями развития устной речи.
Именно поэтому, основное внимание логопед должен уделять учащимся 1-х классов
(детям 6-7 летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.
/см. кн.: Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов ОУ. – М.: АРКТИ, 1999/.
На какое количество классов открывается логопункт в образовательном учреждении?
В соответствии с Письмом МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения” логопункт создаётся в ОУ при наличии 5-10 классов I ступениначального образования.
В первую очередь на логопункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи первичного характера
, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Какова предельная наполняемость школьного логопункта?
Предельная наполняемость логопедического пункта в общеобразовательном учреждении – не более 25 человек на 1 ставку
.
В том случае, если учитель-логопед работает с детьми, обучающимися по программе С(К)ОУ VII вида в специальных (коррекционных) классах для детей с ЗПР, то предельная наполняемость – 15-20 человек
.
Увеличение предельной наполняемости логопедического пункта неизбежно повлечёт за собой ухудшение качества образовательного процесса и, соответственно, нарушение прав детей с отклонениями в развитии на получение образования.
В какие сроки осуществляется зачисление обучающихся в логопункт и комплектование групп?
Согласно Письму МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения” отбор детей с нарушениями речи и комплектование групп осуществляется в сроки с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая (то есть в эти дни занятия с детьми не проводятся). При необходимости учитель-логопед может проводить перераспределение детей по группам и зачисление в логопункт вновь прибывших обучающихся в ОУ в течение года.
Когда осуществляется выпуск обучающихся из логопедического пункта?
Выпуск обучающихся из логопункта осуществляется в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи /см. Письмо МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения”/.
Как определить сроки обучения ребёнка на логопункте?
Продолжительность коррекционного обучения детей зависит от тяжести нарушения речевого развития.
Так, дети с фонетическим недоразвитием речи зачисляются на логопункт сроком от 1 до 3-х месяцев (при нарушении 1-2 звуков) или до 6 месяцев (при нарушении 1-2 групп звуков).
Дети с фонетико-фонематическим /фонематическим/ недоразвитием речи и обусловленным им нарушением чтения и письма обучаются примерно 4-9 месяцев (от одного полугодия до целого учебного года).
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и обусловленным им нарушением чтения и письма обучаются на логопункте 1,5-2 года.
Дети шестилетнего возраста с ОНР, дети с недостаточной сформированностью средств языка (при ЗПР) и обусловленным им нарушением чтения и письма обучаются 2 года.
“По какой программе работает учитель-логопед в общеобразовательной школе?”
Специально разработанной программы обучения детей с нарушениями устной и письменной речи в общеобразовательной школе нет.
Организация, основное содержание и приёмы формирования необходимых предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения в школе, а также методы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением речи изложены в Письме МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения”, в методическом пособии А.В.Ястребовой “Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов ОУ” (Москва, 1999г.).
РПМПК Калининского РУО и Методическим объединением учителей-логопедов МОУ района разработаны перспективные планы работы с обучающимися в 1-х, 2–4-х классах общеобразовательной школы.
“Можно ли брать детей на логопедические занятия с уроков?”
Коррекция произношения у обучающихся с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме русского языка и математики) /см. Приказ ГлавУО от 08.12.2000г. №487 “Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения”/.
Занятия с остальными обучающимися на логопункте проводятся во внеурочное время с учётом режима работы ОУ. Обучающихся в С(К)К VII вида можно приглашать в часы коррекционных занятий (предусмотренных учебным планом) по согласованию с учителем: с одной частью детей учитель проводит индивидуальные и коррекционные занятия, с другой частью – логопед проводит логопедические занятия.
Кто несёт ответственность за обязательное посещение занятий логопеда?
Ответственность за обязательное посещение обучающимимся занятий на логопункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель образовательного учреждения.
Если обучающийся систематически пропускает занятия, логопеду следует организовать работу с семьёй, согласовывая свои действия с другими педагогами школы (учителями, психологом, социальным педагогом).
В чьи обязанности входит контроль и руководство деятельностью школьного логопункта?
Обязанности по руководству и контролю за организацией и проведением коррекционных занятий возлагаются на заместителей директоров по учебно-воспитательной работе (УВР) /см. Инструктивное письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.06.1989г. №17-154-6 “О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с ЗПР”/.
Заместитель директора по УВР, имеющий специальное дефектологическое образование, вправе осуществлять также и методический контроль и руководство работой школьного логопедического пункта.
По заявке образовательного учреждения специалисты РПМПК проводят патронаж школьного логопункта по выявленной проблеме.
Может ли директор школы временно перевести учителя-логопеда на другую работу?
Руководствоваться необходимо ст. 74 Трудового кодекса РФ: “В случае производственной необходимости работодатель имеет право переводить работника на срок до одного месяца
на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации
с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия; для предотвращения несчастных случаев, простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника. При этом работник не может быть переведён на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года
(с 1 января по 31 декабря).
С письменного согласия
работник может быть переведён на работу, требующую более низкой квалификации”.
Как производится оплата труда учителя-логопеда логопункта ОУ?
Оплата труда учителя-логопеда производится из расчёта 20 часов в неделю. Из них 2 часа отводится на оформление документации.
Производится оплата за работу по проверке тетрадей обучающихся на логопедическом пункте.
/см. Приказ ГлавУО от 08.12.2000г. №487 “Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения”/.
Согласно пункту 6.1.14. “Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений” (Приложение к письму МО РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001г. № 20-58-196/20-5/7) учителям-логопедам логопедических пунктов повышение ставки заработной платы (должностного оклада) производится на 20%
.
Если учитель-логопед работает в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (или классе, группе) для детей, имеющих кроме отклонений в развитии речи другие отклонения в физическом развитии (дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.) или отклонения в умственном развитии, то повышение ставки заработной платы производится только за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
/см. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.1998г. №20-58-07ИН20-4 “Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования”/.
Какое количество этилового спирта должно выделяться логопеду для обработки рук и инструмента?
В соответствии с Инструктивным письмом Министерства просвещения РСФСР от 05.01.1977г. №8-12/25 учителю-логопеду логопункта общеобразовательной школы выделяется 25 граммов этилового спирта на 1 ребёнка в год (10 учебных месяцев), то есть 2,5 грамма на каждого обучающегося в месяц
.
Статья:
Одной из особенностей детей, которые уже в первом классе попадают к логопеду в связи с неуспеваемостью по основным школьным предметам, является несформированная в силу различных причин учебная деятельность, над которой преобладает игровая. Но по возрасту ребёнок уже оказался в школе, и перед ним стоит задача усвоить программу первого класса. Такие дети, как правило, не готовы к обучению, по крайней мере, в условиях школы, и имеют низкую мотивацию к обучению, а зачастую вообще не хотят учиться. Родители бьют тревогу, начинают заниматься дополнительно, ребёнок истощается и реагирует на повышение нагрузок ухудшением здоровья и поведения. Другой вариант поведения родителей — игнорирование проблемы, в результате чего успеваемость ребёнка снижается, и он полностью выпадает из процесса обучения. В лучшем случае, такие дети к концу первого полугодия (когда отсутствие прогресса в учёбе становится очевидным) оказываются в кабинете школьного логопеда из-за проблем с письмом и чтением, хотя специфического логопедического диагноза (дисграфия или дислексия) у ребёнка нет. Кроме того, результаты по математике такие же, то есть не соответствуют требованиям школьной программы.
Существуют некоторые приёмы, помогающие в обучении детей, у которых к моменту поступления в школу и в первом классе в качестве ведущей преобладает игровая деятельность. В целом можно сказать, что это обучение в игровой форме, задача которого — сформировать информационное поле, в котором постепенно будет интегрироваться информация, соответствующая программе первого класса. Всё должно происходить плавно и постепенно, чтобы перед ребёнком не стояло условие немедленно отчитаться за пройденный материал.
Прежде всего, на занятиях (индивидуально и в небольших группах) необходимо создать соответствующий эмоциональный фон — непринуждённости, игры, то есть по форме поведения школьному логопеду лучше взять за образец стиль воспитателя детского сада. Дети и логопед должны свободно разговаривать друг с другом, у детей должно быть достаточно ситуаций, чтобы подвигаться и посмеяться.
Следующий момент — учесть, что в пространстве листа ребёнок ориентируется недостаточно. Требовать от ребёнка, например, удерживать строчку малоэффективно — он отвлекается от основного вида работы, нарушается принцип одной трудности. Поэтому предпочтительнее пользоваться не тетрадью, а отдельными листами нелинованной бумаги формата А4.
Далее — материал должен быть максимально систематизирован, чтобы в самом общем виде ребёнок мог получить картину того, что, собственно, он изучает, и постепенно углублять её, не отходя от основной схемы. Вся работа должна строиться на одной основе, материал подаётся не линейно, а от общего к частному.
Самое главное — необходимо найти доступную для ребёнка языковую форму, в которой он сможет воспринимать учебный материал.
Предлагаю некоторые конкретные способы и упражнения, которые позволяют достичь динамики в развитии детей на логопедических занятиях и помогают преодолеть проблемы в обучении письму и чтению у учеников первого класса общеобразовательной школы.
На первом этапе всё обучение строится вокруг гласных. Во время занятий используется нарисованный красный домик (на доске и у каждого ребёнка), в котором «живут хозяюшки». В дальнейшем такая «хозяюшка»-гласная займёт своё место в слоге, который пока назовём «квартиркой», в «домике»-слове. «Квартирки» соединены «мостиками» — деление на слоги, к «хозяюшкам» СОГЛАШАЮТСЯ приходить «гости» — это согласные, и с ребёнком обговаривается вопрос, что «гость» один в квартире быть не может, таким образом ребёнок без заучивания узнаёт, что такое слоговая структура слова.
«Домик» представляет собой пять этажей, верхний треугольный (А-Я), ниже круглый (О-Ё), потом вертикальный прямоугольник (У-Ю), далее горизонтальный полукруг (Э-Е), внизу — квадрат (Ы-И). Буквы сравниваются по графической форме (а звуки — по артикуляции) со своими «этажами», «домик» заучивается с песенкой: «А-Я, О-Ё, У-Ю — я песенку пою, Э-Е, Ы-И — ко мне беги». Песенка сопровождается последовательным соединением пальцев (от больших к мизинцам), заканчивается тем, что ребёнок « пробегает» указательными и средними пальцами рук по столу вперед двумя руками одновременно. Так заучиваются «красные»-гласные все вместе, 10 букв привязаны к графическому образу домика и соответствуют каждая своему пальцу, что значительно ускоряет и облегчает запоминание.
Параллельно разучиваются согласные (буквы-мальчики в синих и зелёных костюмчиках): логопед произносит согласную твёрдо или мягко — ребёнок топает по «твёрдому синему льду», поднимая синий фломастер и проговаривая соответствующий звук. Если мягко — зелёный фломастер, на цыпочках по «зелёной мягкой травке». При разучивании букв дети изображают их, встают, крутятся (например, Э «показывает язык солнышку» — ребёнок поворачивает голову налево, высовывая язык). Буквы заучиваются быстро, если на уроках постоянно использовать цветные фломастеры — так образы букв привязываются к цвету (соответствующему гласным, твердым и мягким согласным) и не сливаются в восприятии.
Чтобы в дальнейшем ребёнок не диктовал себе звуками, для слияния в слог скандируем: «Буква БЭ, буква А — получилось вместе БА» (и так далее).
Обговариваем соединение с гласными второго ряда: «У букв Я, Ё, Ю, Е, И есть волшебная кисточка с зелёной краской, они поворачиваются к солнышку и красят ту букву, которая СОГЛАСИЛАСЬ встать перед ними, в зелёный цвет. Букву покрасили, силы потратили, от гласных остаётся только «хвостик».
Опять поём «домик»: А-А-А — Я-А-А — хвостик А-А-А, и так далее. Однотипное пропевание «домика» с согласными — так ребёнок осваивает соединение согласных с гласными первого и второго ряда. В это время дети начинают читать по слогам, постепенно начиная догонять в чтении одноклассников.
Занятие с детьми, которым пока ещё не хочется учиться, обговаривается так, как будто они «помогают» буквам правильно встать друг с другом. Логопед не задает упражнения, а «загадывает трудные загадки» — дети заявляют, что им легко, они всё могут разгадать — таким способом они оказываются включёнными в занятие и настроенными на результат.
Далее обучение письму и чтению идёт в двух направлениях: отрабатываются слова (примерно по пять за одно занятие), начиная с коротких (простой слоговой структуры) и заканчивая словами с твёрдыми и мягкими знаками (смягчение и разделение), со стечениями и гласными второго ряда. Каждое слово дети группой анализируют следующим образом: сколько гласных-красных (столько и хлопков-слогов), какие согласные «согласились» придти в каждый слог, по сколько. Какие синие, какие зелёные; слово отхлопывается по слогам, «зовём» слово (определяем ударение), пробуем, как прозвучит слово с неправильным ударением, обговариваем, что буквы ОиЕ«грустят» без ударения (убеждаемся, что они звучат в безударной позиции как АиИсоответственно), Обговариваем этот вопрос постоянно — почему надо запоминать глазами. Отдельно рассматривается стечение: в слоге движемся сначала в обратную сторону (например, в слове «стол» сначала читаем вторую и третью буквы, потом первую, вторую и третью, потом прибавляем четвёртую). Отдельно обговаривается, как именно слышится гласная второго ряда: МЯ-А-А — почему-то слышно А-А-А — дети рассказывают (выкрикивая, обгоняя друг друга), что буква Я«потратила силы», она смягчила буквуМ, от неё остался один «хвостик», а то было быМА-А-А.
Каждое слово логопед держит на карточке перед детьми (выше уровня глаз), постепенно открывая буквы в нужном порядке так, чтобы дети могли проанализировать слово, рассмотреть все его особенности, и перед тем как начать писать, запоминают его («фотографируют» глазками). Потом слово «прячется», и дети в разных вариантах рассказывают, на каком месте какая буква: перед, после, между, предпоследняя, ударная гласная, безударные гласные, номер места той или иной буквы, про какую букву не спросили, отдельно иногда: какая перед первой, после последней — обязательно должны быть ответы: «никакая», «нет такой буквы». В результате дети не застревают в узких рамках задания и максимально включены в процесс. Кроме того, вариант «хотела вас обхитрить, опять не получилось» и тому подобные высказывания детей очень радуют, развлекают и позволяют интегрировать дидактический материал урока в доступную им игровую деятельность. Последний раз рассматриваем слово, обговариваем направление букв (букваУ«тянет ручку к солнышку», С — «месяц», он «не дружит с солнышком, отворачивается, греет спинку», и т. п.) Дальше — прыгаем, скандируя: «Раз, два, три, четыре пять — буду слово (называется конкретное слово) я писать». Буквы в слове закрываются соответствующими по цвету карточками, дети пишут по памяти. После такого анализа ошибки — редкость, к тому же стиль работы со словом распространяется и на работу ученика в классе.
Второе направление: наращивание стечения с слогах с гласными первого и второго ряда — этот технический момент в обучении письму и чтению позволяет в дальнейшем избежать потерь и перестановок согласных и не путать гласные первого и второго ряда. Работаем по схеме гласных, расположенных, как в «домике»: перед детьми тетради с простыми слогами, ребёнок водит карточкой сначала с одной, потом с двумя согласными (вместе — три согласных и одна гласная), прикладывая их перед простым слогом. Читаем хором, начиная с ближайшей к гласной согласной, потом двигаемся в обратном направлении (то есть слог ЗДРАчитаем: РА,ДРА, ЗДРА, и так далее), «перелетаем» с «синего берега» (слоги с гласными первого ряда), на «зелёный» (с гласными второго ряда). Дальше читает логопед, дети определяют на слух «бережок» (поднимают синий или зелёный фломастер), потом кладут свою карточку с одной или двумя согласными в нужное место, читают, записывают. Постепенно приходим к варианту, когда ребёнок выслушивает слог со сложным стечением, со смягчением и без него, вообще не пользуясь тетрадью.
Последним звеном в этой схеме является чтение, анализ и запись предложения. Читаем хором предложения, которые вывешены на доске. Отпрыгиваем количество слов в предложении (чтоб не путать с отхлопыванием слова по слогам). Отдельно обговариваем первую заглавную букву («Она такая главная, она у нас ЗАГЛАВНАЯ») — «вход», «дверь» в предложение. Обговариваем точку («запираем» предложение «на замок»). В каждом слове-»домике» анализируем, на поднятых пальцах показываем, где какая буква. Обращаем внимание на расстояние между словами. На доске висит схема предложения с окошками для букв — обговариваем, куда что пишем, особенно безударные гласные и гласные второго ряда. Предложение рассматриваем, запоминаем, убираем и записываем разрывными буквами по схеме. Предварительно дети составляют схему каждый себе по образцу. Записываем сначала гласные ( в руках красный фломастер, пока не заполнятся все красные окошки), потом ставим ударение (для этого нужны только гласные — чтобы не было лишней путаницы), далее — мягкие (зелёные) согласные, последними — твёрдые (синие). Когда прибавляются знаки (чёрные) — пишем их после согласных. Слоги, слова и предложения в образцах написаны цветными буквами. Дети работают цветными фломастерами. Окошки ребёнок рисует подходящего для себя размера, постоянное перекладывание фломастеров позволяет снять напряжение с руки, облегчает переключение с одной буквы на другую. Цветные буквы не сливаются в восприятии, их труднее пропустить при письме, так как более заметны их очерёдность и количество. Начинается работа с печатных букв, постепенно переходим к разрывному письму письменными буквами.
Во время работы основная оценка, которую получают дети — радостное удивление. Не только словами, но и голосом, мимикой и жестами логопед выражает своё восхищение, иногда изображает досаду, что «опять не удалось никого обхитрить, но в следующий раз это может быть и получится». Так дети настраиваются в следующий раз продолжить игру, заряжаются заданной эмоцией, меньше устают и приходят на логопедические занятия с желанием и интересом, постепенно перенося это отношение на учёбу в целом.