Конспект занятия в старшей группе «Звук [Ж] и буква Ж»


Логопедическое занятие в 1 классе на тему: «Звук «Ж», буква ж».

Логопедическое занятие в 1 классе на тему:

«Звук «Ж», буква ж».

(В рамках школьного мероприятия

«Неделя Добра»)

Цель: Формировать умение дифференцировать звук ж изолированно, в словах и в речи,

отличать букву ж от других букв.

Задачи:

Образовательные:

1. Вырабатывать умение выделять звук ж в потоке звуков;

2.Формировать навык дифференциации звука ж от других звуков;

3. Научить отличать букву ж от других букв;

Коррекционно — развивающие:

1. Развивать фонетический слух и фонематическое восприятие;

2. Обогащать и уточнять словарный запас учащихся;

3. Развивать словесную и зрительную память, произвольное внимание;

Воспитательные:

Показать обучащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты.

Побудить их к этому; дать нравственную оценку добрым поступкам;

Развивать у детей самооценку, чувство товарищества, взаимопомощи. Ход занятия.

1. Орг. момент.

2. Артикуляционная гимнастика. Работа с зеркалом.

«Лягушка», «Слоник», «Лопаточка», «Чашечка», «Горочка», «Грибок», «Лошадка».

3. Сообщение темы и целей занятия.

Работа над звуком Ж.

1. Работа с зеркалами. Произношение звука ж, на что похож этот звук?

— Кто умеет жужжать? (устные ответы учащихся )

— Повторить слова за логопедом: жужжит жук. ( вместе и по одному). Характеристика звука.

2. Повторение за логопедом чистоговорок ( с прохлопыванием):

Жа, жа, жа- мы увидели ежа.

Жу, жу, жу- я на улицу хожу.

Жи, жи, жи — в море плавали моржи.

Жо, жо, жо — как на улице свежо.

3. Игра «Хлопни в ладоши».

Р, л, а, в, ж, с, м, н, ш, з, щ, ж, ж, з, ч, ф, ж. Лыжи, замок, лужи, журавль, этажи, сажа, Саша, жук, зима, пляжи.

Добавляй только ЖИ Эта…, гара…, чи…, черте…, мор…, но…, лы…

Какие слова запомнили?

4.Игра «Доскажи слово». ( учащиеся работают устно, поднимают руку).

Я буду читать стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу слово.

— Растает ледяная глыба от слова доброго….(«Спасибо») — Когда бранят за шалости, мы говорим:…(«Прости, пожалуйста») — Если больше есть не в силах, скажем маме мы … («Спасибо») — И во Франции, и в Дании на прощание говорят … До свидания! — Посиди со мной сестра почитай мне, будь….. Добра. — Ты мне помог!- я говорю мой друг, тебя……….. Благодарю. — Забыл я книжку принести! За это ты меня ……. Прости. — Печально сказали мы дяде Никите: За чашку разбитую нас ……….. извините. — На меня отцу не жалуйся, Я прошу тебя,…………….. пожалуйста. — Твердите с утра: Спасибо, извините, Позвольте, разрешите, Я вас ..благодарю.

4. Буква Ж ж

5. Узнавание буквы Ж,ж

6. Путешествие в зоопарк.

Статья:

Цель: Знакомство со звуком и буквой «Ж».
Задачи:

  1. Закреплять умение определять первый звук в словах.
  2. Упражнять в звукобуквенном анализе слов ЖУК, ЖАБА;
  3. Развивать мышление, воображение, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук;
  4. Воспитывать умение выслушивать товарищей, уважать их мнение.

Оборудование: карточка-буква «Ж», счетные палочки, игрушки (мяч, жук, жаба), «сухой бассейн» с гласными буквами, мольберт с предметными картинками (банан, апельсин, груша, журавль, ромашка, одуванчик, жираф,

жук, цапля, аист, ласточка), ребусы, раздаточный материал (схемы, буква Ж), цветные карандаши.

Ход занятия.

Ι. Организационный момент. Дети стоят полукругом. Логопед: — Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Превращения». Я превращу вас во что-то или в кого-то, а вы постарайтесь изобразить это жестами, мимикой или движениями (жук, жаба, жадина). Кого называют «жадиной»? Как «жадина» скажет про картинки, расположенные на мольберте?

(мой) банан, (мой) апельсин, (моя) груша, (мой) журавль.

(моя) ромашка, (мой) одуванчик, (мой) жираф.

(мой) жук, (моя) цапля, (мой) аист, (моя) ласточка.

Игра «Назови лишнее». Логопед: — На ряды картинок посмотрите, лишнюю картинку в них назовите: (журавль, жираф, жук). Подумайте и скажите, чем похожи названия картинок? (в названии картинок слышится звук «Ж» в начале слова).

ΙΙ. Основная часть.

1. Игровое упражнение «Как жужжит жук?»

Логопед: — Кто так жужжит: ж-ж-ж-ж? (показ игрушки жук). Пожужжите как жуки. (Уточнение произношения звука «Ж»).

— Дайте характеристику звуку «Ж» (согласный, твердый, звонкий). Есть у него мягкий братец? (нет).

2. Игра «Первый звук пропал» (с мячом).

Логопед: — Жук хочет поиграть с вами в игру. Постарайтесь угадать слова, из которых исчез первый звук «Ж» (*ара, *ало, *ук, *аба, *адина, *аворонок). Кому мяч бросаю, тот и отвечает.

ΙΙΙ. Динамическая пауза. Логопед проговаривает скороговорку «Жук»:

Жук упал, и встать не может,

Ждет он — кто ему поможет.

Кинезиологическое упражнение «Перекрестные движения».

Затем предлагает детям изобразить жуков, которые лежат на спине, лапками вверх и выполняют ими перекрестные движения (попеременное соприкосновение колена правой ноги с локтем левой руки и колена левой ноги с локтем правой руки).

ΙV. Знакомство с буквой.

1. Логопед: — Жук хочет познакомить вас с его любимой буквой. (Появление буквы «Ж»).

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук: ж-ж-ж-ж. –

— Из скольких элементов состоит буква?

2. Выкладывание буквы счетных палочек.

3. Игра «Дружба». — К букве «Ж» любят ходить в гости гласные буквы, которые спрятались в «сухом бассейне» (из фасоли). Вы гласные буквы найдите и с буквой «Ж» подружите. Что получилось, скажите? (жа, жо, жу, же, жё, жи)

4. Логопед: — У жука есть подружка. Кто она? Отгадайте, прочитав буквы в порядке убывания букв: от большой буквы к маленькой. (жаба).

5. Логопед: — Они приготовили для вас ребусы.

Первый ребус «Найди слово в слове». (В слове ЖАВОРОНОК: жар, ворон).

Второй ребус «Соедини правильно». Детям предлагается работа с раздаточным материалом:

Логопед: — Назовите звуки по порядку в названиях картинок (жук, жаба). Подберите подходящую звуковую схему и соедините ее линией с картинкой. Раскрасьте звуковую схему слов цветными карандашами (согласно звуковой характеристике).

V. Рефлексия «Заштрихуй букву».

Логопед: — С какой буквой мы познакомились? (Ж). Друзья буквы «Ж» дарят вам ее. Заштрихуйте ее прямыми горизонтальными линиями.

Прощание с жабой и жуком.

Знакомство с буквой Ж

Целью данного урока является:

познакомить с новой буквой и звуком;

закрепить понятие: звонкие – глухие парные согласные;

способствовать развитию навыков правильного, слогового, выразительного чтения;

развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание;

воспитывать любознательность;

познакомить с написанием буквы ж;

формировать познавательные регулятивные универсальные учебные действий;

научить специфики написания слов со строчной буквой ж.

В данном уроке используется презентация по теме урока, которая способствует лучшему запоминанию элементов букв. На этапе работы с буквой — ребятам предлагается «письмо по воздуху», а так же им дается возможность на личном опыте рассмотреть и запомнить элементы буквы Жж.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа. После анализа буквенного знака обязательно проводилась практическая работа – конструирование и переконструирование буквы с помощью набора шаблонов элементов букв. Шаблоны букв были вырезаны и разложены в конверты для каждого ребенка. К каждому уроку я готовила шаблоны, из которых состоит изучаемая буква и ещё 2-3 шаблона, которые отличались по форме или размеру, что создавало проблемную ситуацию выбора. В результате работы по данному уроку у учащихся прочно усваивается технология начертания изучаемой письменной буквы. Первоклассники упражняются в выполнении основных мыслительных операций в процессе анализа, практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий. Формируется графическое действие и элементарный графический навык письма букв и их соединений.

Предлагаю конспект урока письма, проведенный по этой методике.

Тема урока:

«Письмо слогов и слов со строчной буквой ж»

Цели:

Образовательная:

познакомить с написанием буквы ж, формирование познавательных регулятивных универсальных учебных действий, научить специфики написания слов со строчной буквой ж.

Воспитательная:

воспитать интерес к предмету

Развивающая:

Развитие монологической речи, развитие умения анализировать, синтезировать.

Оборудование

Прописи Горецкого иллюстрации презентация, схема для каждого ребенка,

буквы из бархатной бумаги

Заключение

По моему мнению, конструирование и переконструирование письменных букв из элементов-шаблонов – весьма эффективный прием формирования образа изучаемой буквы. Одной из основных задач в период обучения письму является формирование у ребенка четких зрительно-двигательных образов каждой письменной буквы. В этот период необходимо заложить прочные основы графического навыка, чтобы ученик ясно представлял себе, какую букву ему следует написать и в какой последовательности. В результате такой работы форма каждой буквы была усвоена детьми достаточно прочно. А выполнение ручкой, после показа учителем образца начертания буквы мелом на доске, «пустых» движений в воздухе, дало возможность учащимся овладеть умением чередовать напряжение мышц руки с расслаблением. А это является необходимым условием для выработки навыка письма.

Весь материал — в архиве.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]