Определение понятия
Сенсорной интеграцией называется происходящий в центральной нервной системе процесс организации ощущений, поступающих одновременно от разных сенсорных систем (вестибулярный аппарат, проприоцепция, осязание, слух, зрение, обоняние и вкус), который обеспечивает слаженное функционирование структур нервной системы и позволяет человеку осуществлять эффективное адаптивное взаимодействие с окружающей средой.
Благодаря данному процессу, информация, идущая одновременно по нескольким чувственным каналам, упорядочивается и объединяется в единое целое, что приводит к формированию целостного восприятия ситуации и создает возможность целенаправленного, осмысленного действия в этой ситуации. Кроме того, в процессе обработки сенсорной информации получаемые нами ощущения наделяются значением, и происходит отбор наиболее важной информации, на которой следует сконцентрировать внимание в данный момент.
Иллюстрацией процесса может служить следующий пример. Когда ребенок играет с кубиками, он ощущает их зрительно, а также кожей, мышцами и суставами кистей рук, слышит стук кубиков друг о друга, одновременно с этим его мозг получает информацию о положении тела и его частей в пространстве от вестибулярных и мышечно-суставных рецепторов, также в этот момент он может чувствовать запах готовящейся на кухне еды и слышать звуки включенного телевизора. Благодаря правильной организации в мозге комплекса поступающих ощущений, ребенок видит кубики целостно, понимает, что это именно кубики, а не что-либо другое, и может производить с ними целенаправленные действия (например, складывать башню), при этом поддерживая определенную позу тела и не отвлекаясь на несущественные в данной ситуации запахи и звуки.
Развитие процессов обработки информации происходит во время активного и разнообразного взаимодействия ребенка с окружающим миром. В первые 7 лет жизни мозг ребенка настроен, в первую очередь, на обработку сенсорной информации, восприятие и мышление ребенка опираются непосредственно на полученные ощущения, а деятельность имеет преимущественно двигательную природу. Успешное сенсомоторное развитие детей в этот возрастной период способствует дальнейшему развитию их ментальных и социальных навыков. Таким образом, сенсорная интеграция, развиваемая детьми в раннем детстве и дошкольном возрасте во время игр, говорения, двигательной активности является основой для более сложной интеграции, необходимой для освоения письма, чтения, счета и прочих учебных программ, а также для адекватного социального поведения и способности справляться с проблемами.
Вы научитесь:
- Понимать специфику нарушений поведения и обучения у детей с точки зрения созревания нервной системы.
- Дифференцировать нарушения сенсорной обработки при различных формах дизонтогенеза у детей РАС, ТНР, ЗПР и др).
- Самостоятельно выявлять сенсорный профиль ребёнка и выстраивать последующий коррекционный процесс.
Преподаватель: Порошина Елена Александровна
После прохождения программы и написания аттестационной работы Вы получите: Удостоверение о повышении квалификации на 40 часов. Все документы имеют официальную лицензию Министерства образования и дают право вести психологическую практику в актуальных областях психологии.
Дисфункция сенсорной интеграции
В случае некорректной, неэффективной переработки центральной нервной системой сенсорных импульсов, особенно в тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сферах, которые являются фундаментом остальных сфер чувствительности, можно говорить о сенсорно-интегративной дисфункции.
Согласно современным представлениям, основанным на данных многих исследований, можно выделить 4 основные группы нарушений сенсорной интеграции:
1. Диспраксия или дефицит праксиса, то есть способности к планированию новых движений, который связан со сбоем в переработке проприоцептивной, вестибулярной или тактильной информации. В эту группу входят следующие виды расстройств:
- Дефицит билатеральной интеграции и развертывания последовательности действий, возникающий на фоне проблем с переработкой вестибулярной и проприоцептивной информации. Это легкая форма расстройств праксиса. Детям с дефицитом данного типа трудно координировать движения правой и левой сторон тела, а также выполнять заранее спланированную последовательность движений и осуществлять опережающий контроль этих движений. Например, им трудно вовремя подставлять руки в нужное место для ловли мяча или прыгать, поочередно сводя и разводя руки и ноги.
- Соматосенсорная диспраксия или соматодиспраксия, обусловленная трудностями переработки вестибулярной и проприоцептивной, а также тактильной информации. Это более грубая форма расстройств праксиса, так как из-за плохой переработки тактильной информации у ребенка в еще большей степени страдает формирование схемы собственного тела, он плохо чувствует тело и не понимает его возможности. У таких детей будут наблюдаться как трудности, встречающиеся при дефиците билатеральной интеграции и последовательного развертывания действий, так и трудности выполнения более простых движений, требующих лишь текущих обратных связей от собственного тела. Например, эти дети могут с трудом осваивать навыки самообслуживания, одевания, застегивания пуговиц, завязывания шнурков, испытывать затруднения в использовании мелков, карандашей и т.д.
- Постуральный дефицит, связанный с проблемами обработки вестибулярной и проприоцептивной информации. Постуральные реакции – это реакции, направленные на поддержание позы тела и равновесия. А постуральные фоновые движения представляют собой незаметное перераспределение тонуса в мышцах, необходимое для нормального движения конечностей и поддержания телом равновесия. Соответственно, постуральный дефицит выражается в трудностях поддержания позы, равновесия, а также нормального мышечного тонуса, необходимого для выполнения каких-либо действий. Этот дефицит не является непосредственно нарушением праксиса, но может лежать в основе возникновения описанных выше расстройств.
- Слабость различения ребенком тактильных стимулов, проявляющаяся в трудностях локализации и распознавания характера прикосновений к телу. Эта слабость не является непосредственно расстройством праксиса, но, как правило, лежит в основе соматодиспраксии.
2. Дисфункция сенсорной модуляции. Под сенсорной модуляцией понимается способность центральной нервной системы к организации адекватных по силе реакций на сенсорные воздействия. Нарушение сенсорной модуляции проявляется в чрезмерной силе или слабости реагирования на сенсорные импульсы, поступающие по разным чувственным каналам. Выделяют несколько основных видов расстройств сенсорной модуляции:
- Сенсорная защита, обусловленная повышенной силой реагирования ребенка на сенсорные ощущения и возникновением чувства опасности ощущений, которые другие люди сочли бы безвредными. Она выражается в защитной реакции ребенка на сенсорную стимуляцию по типу агрессии или избегания дальнейшего контакта. Защиты могут встречаться в любой сенсорной модальности, но наиболее распространенной считается тактильная сенсорная защита, то есть реакция бегства или агрессии на какие-либо прикосновения к телу ребенка.
- Гравитационная неуверенность, связанная со слабостью переработки и чрезмерно сильным реагированием на вестибулярно-проприоцептивную информацию. Гравитационная неуверенность проявляется в виде страха падений и движений, связанных с отрывом ног от опорной поверхности или с отклонением тела ребенка от вертикального положения, а также в виде трудностей поддержания позы и равновесия.
- Непереносимость движения, обусловленная дефицитом переработки и чрезмерно сильным реагированием на вестибулярные ощущения. Она выражается в сильных негативных вегетативных реакциях ребенка (тошнота, рвота, головокружение) на такие перемещения, которые другим людям показались бы безвредными.
- Гипореактивность, то есть чрезмерная слабость реагирования на сенсорную стимуляцию какой-либо модальности. Дети с гипореактивностью могут либо вообще не замечать ощущения (например, никак не реагировать на прикосновения к телу), либо реагировать на них гораздо слабее, чем ожидается.
3. Дефицит зрительного восприятия и зрительно-моторной координации, которые являются фундаментом таких сложных когнитивных функций, как зрительно-пространственный анализ, конструирование, чтение, рисование, письмо. Так как развитие зрительной системы во многом зависит от вестибулярной, проприоцептивной и тактильной систем, зачастую первопричиной расстройства обработки зрительных сенсорных импульсов оказывается нарушенная интеграция ощущений от данных систем.
4. Дефицит переработки слуховой и слухоречевой информации, который наиболее опасен тем, что может приводить к замедлению речевого развития и коммуникационных навыков. Ярче всего проявляется в виде трудностей в обработке и интерпретации нужной слуховой информации, когда она предъявляется в условиях среды, зашумленной другими звуками.
Создатель теории сенсорной интеграции, американский эрготерапевт и специалист по детскому развитию Э. Джин Айрес также перечисляет основные, наиболее распространенные и очевидные признаки, которые могут указать родителям на существование у их ребенка нарушений переработки сенсорной информации:
- Гиперактивность и чрезмерная отвлекаемость ребенка.
- Поведенческие проблемы (например, наличие агрессивных тенденций, повышенная ранимость ребенка, уход от социальных контактов).
- Низкий тонус мышц, слабость и утомляемость, трудности координации движений.
- Трудности ориентации во внешнем пространстве и пространстве своего тела.
- Замедленное освоение языка и речевых навыков.
- Трудности обучения в школе, освоения письма, чтения, математики.
Как скорректировать
Приведем несколько базовых видов активности, которые могут комбинироваться в зависимости от конкретного проявления сенсорной дезинтеграции.
Причины и факторы риска
Дети с моторной алалией обычно рождаются с этой патологией. Причинами чаще всего бывают различные травмы и патологические процессы, которые возникают во время внутриутробного развития ребенка. Во время вынашивания навредить могут:
- алкоголь;
- резкие скачки гормонального фона;
- инфекции;
- падения и травмы;
- отслоение плаценты;
- депрессия, постоянный стресс.
Могут стать причинами алалии и проблемы в первые годы жизни ребенка. Поражение головного мозга вызывают:
- слабые схватки и неудачные роды;
- проблемы с дыханием сразу после рождения, из-за которых мозг не получает достаточно питания;
- сильное переохлаждение новорожденного.
Также заболевание может сформироваться после перенесенной краснухи, менингоэнцефалита, сильных травм и ушибов головы и из-за соматических патологий.
Общие рекомендации
За консультацией обратитесь к специалисту нашего центра. Мы обеспечим Вас первичной необходимой информацией по телефону +7(921) 995-61-57, а на приеме проведем комплексную диагностику и составим индивидуальный план сенсорной терапии.