Помогаем при алалии. Работаем с детьми всех возрастов. Разрабатываем программы коррекции, исходя из особенностей ребенка, стараемся избегать медикаментозного лечения.
Алалия — недоразвитие речи, либо полное ее отсутствие, при котором ребенок прекрасно все понимает и отчетливо слышит. Как правило, при алалии ребенок не может правильно говорить в силу ограниченного словарного запаса, либо, неправильного построения фразы. В самой сложной форме заболевания — речь отсутствует полностью. При самой легкой форме симптомы болезни схожи с симптомами недоразвитой речи. Стоит акцентировать внимание на то, что умственное развитие ребенка идет в соответствии с возрастом. Но усугубить положение может общественное давление: сверстники, родственники. Данную проблему стоит решать как можно раньше, иначе, в будущем, возможны проблемы с социализацией и самопостановкой ребенка в обществе.
Повлиять на возникновение и развитие заболевания могут множественные факторы, которые принято делить на внтуриутробные и внешние. Как показывает практика, алалия возникает при совокупности сразу нескольких причин.
К внутриутробным относят неудачный аборт, угроза выкидыша, обильное употребление лекарств матерью, осложненный токсикоз, вредные привычки, падения на живот, тяжелые роды, в процессе которых ребенок был травмирован, заболевания матери в период беременности.
К внешним причинам формирования алалии у детей до трех лет можно отнести перенесенный энцефалит, двустороннюю пневмонию, ОРВИ, рахит, менингит, а также черепно-мозговые травмы, наркоз во время операции, недостаточное внимание родителей к речевому развитию ребенка.
Согласно современной классификации заболевание делится на три типа:
Сенсорная алалия.
Ребенок несвязно говорит, его речь невозможно разобрать. При этом он слышит, что ему говорят, повторяет звуки, знает элементарные слова, но понять суть чужой речи не может. Симптомы сенсорной алалии выражаются в следующем: ребенок очень восприимчив к звукам, так как слов не понимает; его речь несвязна и бессмысленна; широко используется жестикуляция; у ребенка очень активная мимика; ребенок может соединять два слова в одно, ставить в конце неправильное окончание, пропускать буквы; ребенок практически не запоминает новые слова; резкая смена настроения и активности.
Определение и причины алалии
Алалия – это поражение нервной системы, которое характеризуется полным отсутствием или сильным недоразвитием речи у маленьких детей. Вызывается алалия поражениями отдельных центров головного мозга, которые называются речевыми. Чтобы заметить это, не нужно быть дефектологом. Ребенок не только неправильно произносит звуки (или вообще их не произносит), но и не может выстроить фразу логически правильно: переставляет местами слова, путает падежи и т.д. При этом такие дети по остальным показателям имеют нормальное интеллектуальное развитие, однако недоразвитость речи, в конечном итоге, может повлечь за собой другие проблемы. Испытывая недостаток общения, и не обладая хорошим словарным запасом, ребенок станет замкнутым и с трудом будет поддаваться обучению.
Часто родители путают алалию с более серьезными проблемами: глухотой и ее следствием – немотой (поскольку ребенок ничего не слышит, он не учится воспроизводить речь). В раннем возрасте, особенно у младенцев, симптомы всех этих болезней похожи друг на друга, поэтому их можно перепутать. Однако родители могут провести простой тест, если замечают, что ребенок не издает звуки, которые должен говорить в соответствующем возрасте. Младенца можно просто позвать голосом с разной интонацией и посмотреть, как он на это реагирует. Детям постарше можно дать какую-нибудь просьбу («дай ложку»), которая покажет, насколько ребенок понимает смысл сказанного. Если обнаруживаются отклонения, ребенка необходимо показать спеуиалисту.
Статистика говорит о том, что алалией страдает около 1% детей дошкольного возраста. Меньше подвержены этому нарушению дети начальных классов, так как к этому возрасту они обычно излечиваются от алалии. Что касается различий между полами, то среди мальчиков сенсорная и моторная алалия встречаются чаще, чем среди девочек. Алалия начинает развиваться во время вынашивания плода, в послеродовом периоде или в течение первых трех лет жизни. Причинами алалии являются:
- Травмы, полученные ребенком в период внутриутробного развития или во время родов;
- Инфекционные заболевания, отравления и другие патологии, перенесенные женщиной во время беременности;
- Патологическая беременность с частой угрозой прерывания;
- Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в послеродовой период;
- Скоротечные или, наоборот, затяжные роды;
- Наследственная предрасположенность.
Помимо этого, алалия может развиться после использования акушерских и хирургических инструментов во время родов. Даже если ребенок родился здоровым, риск получить алалию сохраняется в первые годы жизни, когда защитные функции организма развиты слабо. Различные вирусы, заболевания эндокринной системы и отравления приводят к истощению нервной системы и отставанию в развитии некоторых функций головного мозга. Другие факторы связаны с неблагоприятной экологической обстановкой и психологическим микроклиматом в семье. Стрессы и нервное напряжение переживаются ребенком не менее тяжело, чем взрослыми.
Моторная алалия
При таком заболевании дети, как правило, вообще не говорят, либо говорят тихо и их речь невнятна. При этом, они полностью понимают, что им говорят другие люди, при необходимости могут доказать это, используя жестикуляцию.
Симптоматика моторной алалии:
активная мимика и жестикуляция;
в виду ограниченного лексикона ребенок часто не понимает о чем ему говорят;
отсутствие речи или невнятное произношение звуков;
быстрая утомляемость, неработоспособность, скачки настроения;
нарушение мелкой моторики.
Самая тяжелая форма заболевания — сенсомоторная алалия. При этой форме ребенок не может понять, что ему говорят и ничего не может произнести.
Сенсорная алалия легче поддается лечению, чем моторная.
Рекомендации для родителей
Рекомендации для родителей I. Развитие понимания речи. Создание особого речевого климата дома: сопровождать речевым комментарием всё, что ребенок видит, делает в процессе быта, во время режимных моментов, игр, прогулок. 1. Собираясь гулять, взрослый проговаривает: — Где шапка? — Вот шапка. — Наденем шапку. — Шапка теплая. — На улице будет нехолодно. 2. Прояснить причинно-следственные связи между явлениями. Ребенок слышит шум пылесоса (дрели или другой бытовой техники). Обычно дети боятся посторонних громких шумов, особенно дети с гипераккузиями (…) Мама объясняет, проговаривая: — Пылесос гудит: У-У-У. — Пылесос собирает мусор. — Ковёр будет чистым. — Положим на него игрушки. 3. Вносить смысл в стереотипные интересы ребенка. Например, многие мальчики любят смотреть, как машины едут по дороге. Взрослый рассказывает ребёнку, что машины везет на работу дядю. Дядя заработает денег, купит сыну игрушку. 4. Вносить смысл в стереотипные действия ребенка. Например, ребенок включает-выключает свет. Взрослый говорит: «Ты молодец. Работаешь электриком, проверяешь: всё ли в порядке». Например, ребенок все время крутит колёсики на коляске и др. Взрослый говорит: «Ты мастер. Ты чинишь коляску». 5. Комментировать чувства и ощущения самого ребенка, оречевляя его реакции. А) Например, приходя на занятия в центр, ребенок кричит, плачет, отказывается заниматься. Инструктор (логопед, педагог) начинает его обнимать (берет на руки), при этом сопровождает действия речью: «Мы рады тебя видеть. Кто к нам пришел. Какой хороший мальчик пришёл на занятия. Игрушки уже тебя ждут. Надо быстрее идти с ними заниматься». Таким образом ребенка включают в привычный ритм занятий. Б) Помогать понять непонятные для ребенка эмоциональные реакции других людей. Например, взрослый говорит: «Ребенок плачет, потому что он маленький, он хочет есть (он устал, хочет спать …)». 6. Использовать в повседневной жизни прием «одностороннего диалога»: взрослый задает вопрос, обращаясь к ребенку, делает паузу, дает возможность ответить ребенку, а затем сам коротко дает ответ. На качестве произнесения при этом не обращается внимание. Взрослый должен поощрять любую словесную реакцию ( «Молодец», «Умница», «Ой, как у тебе хорошо получилось» и т.п.). Стараться избегать слов «скажи», «повтори», при этом «вызывать» речь ребенка. Говорит либо всё сама мама, либо что-то старается повторить ребенок вместе с мамой, либо на что-то ребенок дает самостоятельный ответ. Например: — Миша, идем мыть руки. — Что будем делать? – Мыть руки. Вопросы могут быть разные, с постепенным усложнением. — Что будем мыть? – Да, руки. — Чем будем мыть руки? – Мылом. — Где мыло? – Вот мыло. — Чем будем мыть? – Мылом. В случае эхолалии. Взрослый задает вопрос и, не дожидаясь ответа (не дает время на ответ), сам отвечает. — Что мы будем рисовать, Дом? 6.1 Работу по комментированию необходимо проводить не только во время занятий, но и во время игр и, особенно в режимные моменты, на протяжении всего дня. Планировать утром день: «Что сегодня будем делать?» Вечером подводить итог: «Что успели сделать?» Таким образом, ребенок учится планированию, развивает импрессивную речь (понимание), осмысливает события дня. Важно, чтобы это стало ежедневной церемонией. 6.2 Далее такой порядок необходимо перенести на рассказ. При этом можно использовать эпизод дня, сюжет истории, в которой участвовал ребенок. Очень важен элемент совместной деятельности взрослого и ребенка: мама рисует события, а ребенок, например, раскрашивает. Таким образом, могут прорисовываться целые серии сюжетных историй в картинках. Один и тот же эпизод можно повторять неоднократно. Главная цель работы: слушание и понимание сюжетного рассказа. 6.3 При чтении сказок и стихов можно преследовать несколько задач: • сосредоточиться на ритме, мелодике (что у детей происходит автоматизировано). • использовать прием драматизации: при чтении знакомых стихов привлекать игрушки. • запоминание коротких стихов и рассказов, особенно с пошаговым сюжетом (рассказы и картинки В. Сутеева, Н. Радлова, стихи А. Барто, К. Чуковского) II. Стимуляция активной речи. 1. Использовать лингводидактические приемы с опорой режимные моменты: А) Всё, с чем ребенок взаимодействует мама (родители) называет многократно и всегда одним и тем же словом (словосочетанием, простой фразой). Например: — Кто пришёл? – Папа. — Папа любимый! — Пойдём его поцелуем! Б) Когда ребенок что-то просит у взрослого, то он эхом дает правильный вариант просьбы (речевой образец). Например: Вв Взрослый: Пить! Дай пить! ! Необходимо поощрять любую словесную реакцию ребенка, не обращая внимания на качество произнесения. В) Воспроизводить ситуацию, при которой у ребенка появилась та или иная звуковая (словесная) реакция (слово). Например, ребенок строит башню из кубиков и сказал: «бах» или «упала». Будем многократно предъявлять эту ситуацию, накаляя ее и вызывая словесную реакцию. Если у ребенка нет реакции, то говорит за ребёнка взрослый. Г) Автоматизировать, закреплять слова, которые повторяются ежедневно в бытовой ситуации. Всегда употреблять вновь появившееся слово, вводить его в речевые ситуации. Если в речи ребенка шаблоны (клише, стереотипии), то взрослый может разнообразить интонацию. Например, — Пойдём гулять! — Пойдём гулять? — Пойдём гулять… 2. Вызывать эхолалии (на данном этапе это благоприятно) и непроизвольные словесные инструкции: А) Использование физических ритмов, ритмов движений ребенка. • Например, ребенок прыгает, а взрослый несколько раз говорит в такт прыжкам: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок, Как зайчишка, как зайчишка, как зайчишка поскакал». • Например, в такт качелям взрослый говорит: «Кач-кач, кач-кач, кач-кач, Я взлетаю ввысь, как мяч». ! Необходимо вовремя качания на качелях (игры с мячом) искусственно сделать паузу (перерыв), обыграть его возгласом: «У-у» ( «Ух-ух») и далее качать в сопровождении стиха. Б) Тренировка слухомоторной координации: использование приема ритмизации (невербальные: с помощью движений и вербальные: с помощью стихотворного текста). • Используются народные потешки, простые ритмизованные стихи, пальчиковые игры, сопряжено речь и движения пальцами, совместно с мамой (например, сорока-ворона, ладушки). • Раскачивание на коне-качалке и одновременное чтение стихов (например, стихи А. Барто «Я люблю свою лошадку»). • Сочетание стихов и общих движений (например, «Мишка косолапый по лесу идёт»). ! Перед последним словом делается пауза, провоцируем ребенка на «договаривание» последнего слова. Взрослый может договорить за ребёнка шёпотом. Если текст стихотворения позволяет, то можно держать ребёнка на коленях и сопровождать стих ритмичными движениями подбрасывания на коленях (например, «По кочкам по кочкам …, в ямку бух»). В) Включение звуков в известные игры, стихи, сказки ( «а-а-а»- плачет), междометий ( «бух» — упал), коротких слов ( «догоню-догоню»), которые легко произносятся. ! Каждый раз, когда ребенок что-то хочет предлагать ему речевой образец. 3. Стимулировать непроизвольное подражание действию, мимике, интонации взрослого. Важно при этом добиваться, чтобы ребенок смотрел в глаза, рот, лицо взрослому (у рта взрослого пищать игрушкой, колокольчиком, щёлкать пальцем, цокать языком). Можно использовать приятные для ребенка сенсорные, двигательные впечатления: нанизываем бусы, выдуваем мыльные пузыри, играем с мячом, складываем картинки, конструктор, пазлы и т.п., что приятно для ребенка. ! При этом используем лингводидактические приемы: цокать языком, строить гримасы, сопровождение движений возгласами: «В-ж-ж», «У-у-ух» и т.п. 4. Повторять за ребёнком все его звуковые реакции, вокализации. При этом их обыгрываем, также необходимо использовать вокальные аутостимуляции. Любые звуки ребёнка обыгрывает и превращает (переводит) в реальные слова. Например, ребенок говорит: «Бу». Взрослый продолжает следующим образом: «Буду, буду с тобой играть (петь, есть …)» (в зависимости от соответствующей конкретной ситуации). ! Говорить (договаривать) таким образом нужно постоянно, так как ребенок привыкает к тому, что с ним «разговаривают», отвечают, перекликаются. Сделаем еще раз акцент. При наличии аутичных черт: А) Пояснить причинно-следственные связи между явлениями. Например: ребенок что-то боится, взрослый рассказывает что происходит (Например, дядя берет дрель, забивает гвоздик и т.д.). Б) Вносить смысл в стереотипные интересы, действия ребенка. Например: ребенок бегает без цели туда-сюда. Приврать в игру, дать инструкцию: «Побежали за кубиком» и т.п. Все действия комментировать: трактор делает …, это рисунок трактора. Качели: вверх-вниз, летим высоко, низко, «кач-кач», прочитать стихи о качелях. В) «Осмыслять» аутостимуляции: — Ребенок бессмысленно раскачивается, а взрослый при этом читает стихотворение «Мишка косолапый». — Ребенок бессмысленно стучит, а взрослый говорит при этом: «Это поезд едет „тук-тук“. — Ребенок включает-выключает свет, а взрослый говорит: «Ты мастер, давай проверим, как ты починил: „Включи свет!“ Г) Рассказы о себе: Утром: о планах, Вечером: итог, что делали. При создании рекомендаций были использованы работы М.М. Либлинг, Е.Р. Боенской, О.С. Никольской.
Диагностика и лечение
К врачу следует обращаться, если по достижении ребенком 3 лет вы замечаете, что его речь развита недостаточно. Даже активное лечение, но в более позднем возрасте, может не дать ожидаемых результатов.
Алалия — опасное заболевание, оно может привести к умственной отсталости. В ряде случаев могут развиваться патологические качества личности и формирование характера по невротическому типу. У детей с моторной алалией отмечается замкнутость, неуверенность в себе, раздражительность, обидчивость и склонность к слезам.
Чтобы побороть болезнь как можно быстрее, стоит прислушаться к рекомендациям специалистов: все, что назначил врач, необходимо делать в полном объеме и в срок.
Диагностика заболевания должна проводится специалистами. Она включает в себя электроэнцефалографию, эхоэнцефалографию, рентгенографию черепа, МРТ.
Для определения формы заболевания также проводят отоскопию и аудиометрию.
Логопед оценивает слухоречевую память и речь. Также к работе подключаются невролог, отоларинголог и психолог.
Игры на развитие мышления
Эти игры предлагаются малышу по принципу «от простого — к сложному».
Сначала ему предлагается сравнение предметов по цвету и размеру, а затем — по более существенным признакам.
- Разложить картинки по какому-то признаку: что едим, что надеваем и т.д.
- Сложить одну картинку из разрезанных частей, сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.
- Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.
- «Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.
- «Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).
Классификация и симптоматика болезни
Клиническая картина при различных типах патологии может существенно отличаться. Врачи выделяют такие виды алалии:
- Сенсорная – характеризуется способностью распознавать звуки и запоминать слова (иногда без осознания их значений), активным применением жестов и мимики для общения, несвязностью и бессмысленностью произносимых звуковых комбинаций. Также могут наблюдаться перепады настроения, чередование периодов активности и апатии, соединения слов, замена окончаний и пропускание букв либо слогов.
- Моторная – предполагает четкое понимание речевых обращений при неспособности говорить внятно и громко. Дети с таким диагнозом быстро устают, капризничают, часто жестикулируют и имеют проблемы с мелкой моторикой.
- Сенсорно-моторная – наиболее серьезная разновидность, при которой отсутствуют, как восприятие чужой речи, так и способность связно излагать собственные мысли.
Заболевание может сопровождаться, как полным, так и частичным отсутствием речевых навыков, причем заподозрить патологию можно уже в трехлетнем возрасте. Заметив проявления недоразвития, родителям следует без промедления записаться на консультацию к логопеду в наш центр, чтобы не запускать болезнь и вовремя начать лечение алалии.
Что приводит к недоразвитию речи?
Очень редко отклонения от нормального развития происходят под влиянием только одного фактора – как правило, имеет место сочетание двух и более патологий, а также неблагоприятное внешнее воздействие. Основными считаются такие причины алалии:
- неудачные попытки совершения аборта на поздних сроках;
- тяжелое течение беременности (сильный токсикоз);
- прием матерью алкоголя, наркотических веществ или большого количества лекарств в период вынашивания или грудного вскармливания;
- травмы живота матеры в любом триместре;
- билатеральные повреждения коры головного мозга в момент родов;
- серьезные патологии нервной системы – энцефалит, менингит;
- системные расстройства ЦНС;
- частые острые респираторные инфекции и пневмонии;
- нарушения метаболических процессов из-за недостатка витаминов и минералов (рахит);
- травмы головы и шеи в первые годы жизни;
- недостаточное речевое воспитание.
Причины начать лечение в нашем центре
Клиника Зеленова больше 10 лет помогает детям избавляться от алалии и других речевых дисфункций, поддерживая репутацию проверенного центра, где можно рассчитывать на:
- подбор методов терапии с учетом индивидуальных особенностей организма и характера маленьких пациентов;
- применение по-настоящему эффективных методик, включая уникальные разработки наших логопедов и нейропсихологов;
- достижение комплексного эффекта – коррекция алалии позволяет не только развить способность малыша говорить, но также избавить его от комплексов, помочь социализироваться, ускорить развитие интеллекта и стимулировать когнитивные функции мозга;
- заблаговременное обсуждение с логопедом всех аспектов программы и количества сеансов, что позволяет в дальнейшем избежать незапланированных расходов на дополнительные уроки;
- проведение занятий в комфортных для ребенка условиях – если нет желания или возможности заниматься в центре, есть вариант организации встреч на дому;
- улучшение произношения уже через 6 индивидуальных уроков — мы уверены, что сможем помочь вашему сыну или дочке начать говорить правильно и наладить контакт с другими детьми.