Моторика крупная и мелкая. Что стоит об этом знать?

Свойства моторики и чем она обусловлена

Моторика, т. е. общая физическая подготовка человека и его развитие, обусловлена прежде всего правильным построением и деятельностью двигательной системы. Она находится в неразрывной связке с функционированием нервной системы. И, несомненно, главную роль в выполнении различных операций, связанных с движением играет структура и состояние костно-суставной и мышечной системы, позвоночника, туловища и конечностей.

Составляющие моторики — это прочность и выносливость, координация, равновесие тела, а также сила, подвижность, скорость реакции и способность.

Различают 2 основных вида моторики — моторику большую и мелкую.

Нескучные упражнения для малышей постарше

Даже для выполнения простых упражнений могут быть свои противопоказания в зависимости от особенностей развития и состояния здоровья малыша. Поэтому перед выполнением таких упражнений необходимо проконсультироваться с педиатром, который малыша наблюдает. Например, заболевания сердечно-сосудистой системы могут быть противопоказанием к активным играм и бегу. Аллергические заболевания требуют осторожности при использовании растворов для мыльных пузырей и игре с подушками (из-за домашней пыли), заболевания опорно-двигательного аппарата ограничивают катания на самокате, велосипеде.

Догонялки с мыльными пузырями

Эта игра подойдёт малышам, которые уже уверенно ходят и бегают. На прогулке или дома выдувайте мыльные пузыри и предложите малышу их полопать ладошками.

Невозможно предсказать траекторию полёта мыльного пузыря — именно поэтому, пытаясь догнать его, малыш будет быстро менять свои движения, подпрыгивать или, наоборот, уворачиваться.

Полоса препятствий

Для этого упражнения нам понадобится беговел, трёхколёсный велосипед или самокат. Сделайте препятствия из пластиковых конусов и предложите ребёнку их обойти. Ещё один вариант упражнения: начертите на асфальте белую линию и попросите малыша проехать по ней как можно более ровно.

Воздушный акробат

Это — домашний вариант упражнения с меловой линией. Просто наклейте малярную ленту на пол, пусть кроха пройдёт по ней с расставленными в стороны руками. В дополнение можно придумать игровую легенду. Например, что лента натянута высоко-высоко над облаками, а под ножками скрываются вершины белоснежных гор.

Мелкая моторика

Мелкая моторика — это движения руки и пальцев. Она требует сосредоточенности, внимания и точности. Например, письмо, рисование, резьба, лепка из пластилина, завязывание обуви, отворение дверей ключами, хватание предметов, шитье, застегивание пуговиц, заплетание косичек, работа за компьютером с помощью мыши или сенсорным способом по экрану.


(c)freepik.com

Как идет развитие моторики ребенка?

Детская моторка сознательно и несознательно тренируется и совершенствуется с первого дня после рождения.

  • Как известно, к шестому месяцу жизни младенец должен держать голову, переворачиваться со спины на бок. Уметь садиться, держась за палец взрослого.
  • Малыш до года жизни должен сидеть без опоры, ползать, класть предметы в емкость, ударять их друг о друга.
  • Ребенок до 2 лет — самостоятельно ходить, бегать, подпрыгивать, широко расставляя руки, манипулировать предметами, катить мяч. А также подниматься и спускаться по лестнице, придерживаясь за перила, подниматься на носки.
  • Ребенку до 3 лет впору уметь подниматься по лестнице без помощи перил, обходить препятствия. Несомненно, предпринимать попытки самообслуживания. Тем не менее, он все еще нуждается в поддержке и помощи, потому что его движения ещё недостаточно точные. В этот период лучше всего осваиваются основные «локомотивные» действия. Особенно быстрыми темпами расширяется объем двигательных навыков.
  • Ребенок дошкольного возраста: эффективно использует устройства, свободно бегает и прыгает. Развивается его зрительно-двигательная координация, улучшает баланс, вестибулярный аппарат, оттачивается ловкость движений. К концу дошкольного периода ребенок полностью осваивает все навыки самообслуживания. Умеет объединять несколько двигательных действий в последовательность. Хватает, бросает, лазает по стенке, канату, через ограждение. Копирует действия окружающих.
  • Дети младшего школьного возраста осваивают почти половину движений, характерных для взрослого человека. Имеют навыки самообслуживания, гигиены, ухода за одеждой и комнатой, обращения с простыми инструментами. Движения становятся гармоничными, ритмичными и плавными. Возраст 9-12 лет — это «золотой период подвижности».
  • В период полового созревания двигательное развитие, как правило, подвергается разбалансировке. Наблюдается ухудшение координации движений и точности их выполнения. В общем это связано с тем, что разные органы и части тела развиваются скачкообразно. Например, пару месяцев усиленно растут лишь ноги, затем руки, шея. Рост разных органов и частей тела не связан между собой. Недаром говорят: «нескладный, как подросток».
  • К 18-20 годам, как правило, рост двигательной системы завершается, диспропорции выравниваются выравнивается и качество моторики достигает наилучших показателей.

Возникающие сложности

В современном мире очень сложно в достаточной степени развить моторику. Облегчение жизни всевозможными устройствами и приспособлениями приводит к тому, что деткам не нужно учиться многим элементарным действиям.
Ведь есть липучка на одежде, молния на ботинке, машины постирают одежду, вымоют посуду. В обучении зачастую дети становится пассивным наблюдателем сменяющегося материала: например, картинки на мониторе компьютера, при этом теряя возможность исследовать самостоятельно. Поэтому важно занимать малыша буквально с самого первого дня.

Мелкая и крупная моторика — как улучшать?

Развитие крупной и мелкой моторики является первостепенным не только для полноценной физической подготовки, но и повседневной жизни. Для того, чтобы ребенок мог правильно выполнять сложные движения из мелкой моторики, нужно иметь прочно заложеный фундамент из основы крупной моторики. Поэтому приоритетная задача — координация движений, то есть развитие общей подвижности. А уж потом на этой основе можно заняться развитием моторики ребенка.

Координации требуют движения крупных частей тела — рук, ног, туловища, спины, шеи. Мелкая моторика требует совершенствования мелких частей тела, в частности, точных движений пальцев и кистей рук.

Изобретать здесь велосипед не нужно — методы известны давным давно. Для крупной моторики это активности на свежем воздухе, ежедневная зарядка, плавание, бег, прыжки. Весьма полезно будет посещение спортивных секций, да и просто уроки физкультуры в школе.

Для мелкой моторики — кружки по интересам, работа по дому, уборка квартиры, сбор урожая на приусадебном участке, интерактивные игры и обучающие программы. Например, на нашем обучающем сервисе iqclub. Среди игр вы найдете «Кликер» и другие увлекательные программы для ребятишек.

Развитие общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста

Татьяна Непеина

Развитие общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. «

Уже не для кого не секрет, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления.

Мелкая моторика — это утонченные движения руки. У взрослых она достигает разной степени развития: в зависимости от профессии, натренированности и т. п. Для ребенка это очень важно, поскольку влияет на темпы его психического развития и даже — формирование речи.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами?

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно. На примере простых упражнений на развитие общей моторики— движений рук, ног, туловища— можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память, речь.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координированно и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

Лепка из глины и пластилина

Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук

1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 — 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке.

3. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант — ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами Исходное положение — сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

5. «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

6. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

7. Игра «Разноцветные снежинки» (возраст – 4-5 лет). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы. Попросите детей раскрасить снежинки. Т. к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

8. Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»)Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки — повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

9. Игры с рисованием Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму — то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель — для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур

10. Игры с предметами домашнего обихода

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.

11. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д. , животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:»У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник,Вас уколет можжевельник». Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря: «В зоопарке мы бродили,К каждой клетке подходилиИ смотрели всех подряд:Медвежат, волчат, бобрят».

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:»Пальцы, как пчелы, летают по сотам И в каждую входят с проверкою: что там?Хватит ли меда всем нам до весны,Чтобы не снились голодные сны?».

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: «Месим, месим тесто,Есть в печи место. Будут-будут из печиБулочки и калачи».

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: «Сильно кусает котенок-глупыш,Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)Но я же играю с тобою, малыш,А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:»Прищеплю прищепки ловкоЯ на мамину веревку”.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:»Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т. д. Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:»Я катаю мой орех,Чтобы стал круглее всех». Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

12. Игры — шнуровки:- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);- способствуют развитию речи ;- развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Также способствует развитию мелкой моторики предметная деятельность:

Застегивание и расстегивание пуговиц.

Шнурование ботинок, завязывание и развязывание узелков.

Игры с мозаикой.

Игры с конструкторами.

Перебирание круп, зерен, бусин.

Нанизывание бусин на нитку, перемотка ниток (успокаивает гиперподвижных детей).

Хождение пальчиками по решётке.

Большое значение в развитии общей и мелкой моторики у ребенка имеет семейное воспитание. Помните, что чем «умнее» руки, тем умнее ваш ребёнок. Лишь благодаря совместному «общему делу» родителей и ребёнка получится хороший положительный результат.

Желаю удачи Вам и Вашим детям!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]