Родительское собрание «Речевая готовность ребёнка к школе». Выступление логопеда
Конспект родительского собрания в детском саду по теме «Речевая готовность к школе». Подготовительная группа
Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению. Задачи: • 1) Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников. • 2) Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью. • 3) Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся. Ежегодно приходится сталкиваться с ситуацией, когда третья часть поступающих в первый класс детей имеет различные дефекты речи, которые в последствии могут оказать негативное влияние на формирование письма и чтения. Ознакомимся с основными из них: Фонетическое недоразвитие речи – дефект, который проявляется особенно явно. Это нарушение произношения отдельных речевых звуков либо их групп. В норме ребёнок должен говорить правильно все речевые звуки в 5 лет. Если этого не происходит, необходимо принимать срочные меры и до начала школьного обучения научить ребёнка говорить все звуки правильно. Дефекты звуковой стороны речи могут сопровождаться недоразвитием фонематического восприятия – специфического слухового восприятия звуков речи. Этот дефект у ребёнка внешне проявляется в звуковых и слоговых заменах, однако степень его выраженности и особенности у данного ребёнка может определить только специалист. Фонематическое недоразвитие приводит к недоразвитию письма и чтения, появлению ряда специфических ошибок, неуспеваемости. И наибольшую тревогу вызывает такое положение, когда у будущего первоклассника недоразвитие фонетической стороны речи и фонематического восприятия сопровождается недостаточным запасом знаний об окружающем мире, бедностью словарного запаса, недоразвитием грамматической стороны речи (умения употреблять слова в различных грамматических формах, правильно строить предложения), недоразвитием связной речи. Такой дефект называется общим недоразвитием речи. Он сказывается не только на усвоении грамоты, но и на общей успешности обучения ребёнка в школе. Мы рекомендуем в период подготовки к школе выполнять с детьми пальчиковую гимнастику, развивать их память и внимание, учить детей пересказу, умению видеть главное в окружающих предметах и литературных текстах, умению правильно устанавливть последовательность событий и рассказывать о них. Так же предлагаем, пока еще есть время посещать занятия логопеда. Продолжительность логопедических занятий для каждого ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей. Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам. Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях. На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности. Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке. Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе. Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы! Давайте определим: • Что входит в понятие «речевая готовность к школе». • Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой. • Как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение. • Как помочь школьникам с низкой речевой готовностью преодолеть трудности при обучении. Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи: 1. Дети должны уметь слушать и слышать других. При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно. 2. Звуковая сторона речи — правильно произносить все звуки речи; Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма. — четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр); — говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; — изменять темп речи с учетом содержания высказывания. Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении. 3. Функции языкового анализа. Дети должны уметь: — делить предложения на слова; — делить слова на слоги; — уметь выделять все звуки в словах; — устанавливать последовательность звуков в слове. Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: — слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»); — пропуски, перестановки, добавления слогов (комната-«кота», печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»); — пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); — перестановки букв (комната – «конмата»). 4. Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь: — точно подбирать слова; — ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; — дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»); — употреблять сложные слова (например: длинноногий); — пользоваться эпитетами (например: чистое поле); — подбирать метафоры (например: туча комаров); — использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову); — подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. 5. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
а) Навыки словоизменения: Дети должны уметь: — изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках); — употреблять различные предлоги; — согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (н-р: голубое полотенце); — согласовывать существительные с числительными (например:один карандаш, два, пять карандашей); — правильно употреблять глаголы (нап: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
— ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»); — пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»); — ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»). б) Навыки словообразования: Дети должны уметь: — образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи); — образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел); — образовывать название детенышей животных; — образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья). Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться: — замены суффиксов (козлята – «козленки»); — замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»). Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
6. Связная речь. Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Дети должны уметь:
— свободно общаться с взрослыми и сверстниками; — поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; — рассказывать о пережитых событиях; — пересказывать содержание сказки, рассказа; — описывать окружающие предметы; — раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности. Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений. Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе. Перечисленные выше особенности устной речи будущих первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи, детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе Родительское собрание в подготовительной группе Родительское собрание-практикум в подготовительной группе Итоговое родительское собрание в подготовительной группе. Конспект
Похожие статьи:
Темы родительских собраний в подготовительной группе по ФГОС на год
Первое родительское собрание в подготовительной группе в сентябре
Родительское собрание в подготовительной группе: Готовность ребенка к школе
Родительское собрание КВН в подготовительной группе
Родительское собрание в подготовительной группе. Права ребенка
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
- Учитель-логопед Просяная Ирина Николаевна
- Старший воспитатель Гуптор Ирина Сергеевна
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29 с.Красный Октябрь»
Время проведения: август.
Цель: познакомить родителей (законных представителей) с учителем-логопедом детского сада, речевыми нарушениями и с особенностями зачисления детей на логопедические занятия.
План проведения:
- Нормативно-правовые документы детского сада.
- Кто такой «логопед»?
- Особенности организации логопедической работы в детском саду.
- Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
Содержание
Старший воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! К нам поступает много вопросов от родителей о том, как попасть на коррекционные занятия к логопеду в детском саду. Для этого мы хотим познакомить Вас с Положением о логопункте нашего детского сада.
Для оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим речевые нарушения, в детском саду функционирует логопедический пункт. Перед началом комплектования логопункта на следующий учебный год (в конце февраля – начале марта) на основании письменного согласия родителей (законных представителей) учитель-логопед проводит логопедическое обследование обучающихся, для выявления детей, имеющих нарушения в развитии устной речи. С результатами обследования ознакамливают родителей и рекомендуется пройти ТПМПК, если родители согласны им выдаются соответствующие документы для прохождения комиссии, в случае несогласия родители (законные представители) имеют право написать отказ от прохождения ТПМПК в письменной форме.
Заключение, предоставленное в детский сад родителями (законными представителями) после прохождения ТПМПК, является основанием для создания специальных образовательных условий, в том, числе условий для коррекции речевых нарушений.
В первую очередь на Логопункт принимаются дети старшей и подготовительной групп, а также дети более младшего возраста со сложными речевыми нарушениями.
Более подробно про речевые нарушения Вам расскажет наш учитель-логопед.
Учитель-логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Давай те с Вами разберемся что же такое «логопедия» – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю), что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.
Как уже было сказано, на логопедические занятия зачисляются дети только при наличии заключения ТПМПК.
Какие дети попадают на логопедические занятия? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. По результатам ТПМПК у наших воспитанников может стоять следующие заключения ОНР или ФФНР.
Что же это за нарушения?
ОНР – это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура слова, словарный запас, грамматический строй, связная речь.
ФФНР – это речевое расстройство, при котором нарушено: звукопроизношение, фонематическое восприятие.
В чем же заключается работа логопеда на логопункте? На логопедическом пункте проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
— развитие артикуляционных движений — это движения органов речи (губ, щек, языка);
- формирование правильного звукопроизношения
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции
- развитие слоговой структуры слова
- совершенствование грамматического строя речи
- обогащение, активизация словарного запаса речи
— развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи
— развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга).
Вся перечисленная работа проводится на логопункте в форме подгрупповых занятий, в индивидуальной работе.
4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: ненавязчиво исправлять неправильное произношение; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Особое внимание родители должны уделять выполнению рекомендаций полученных от специалистов. Советы и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, родительские собрании, наглядную информацию для родителей.
Следующая > |