Выступление учителя-логопеда на родительском собрании / дне открытых дверей школы на тему «Организация работы учителя-логопеда»


Приветствие. Сообщение темы выступления

Сегодня мы будем говорить о речевом развитии наших первоклассников, о существующих проблемах и способах их решения. В начале своего выступления я расскажу вам, какой должна быть речь ребенка, готового к школьному обучению, что должен уметь первоклассник, имея нормальное речевое развитие.

Слайд № 1

  • чётко произносить все звуки речи;
  • определять место звука в слове (фонематический слух должен быть достаточно развит) (в начале, в середине, в конце);
  • произносить слова по слогам; (должно быть развито чувство ритма)
  • составлять предложения из 3-5 слов;
  • использовать обобщающие понятия; (медведь, лиса, волк – это животные)
  • составлять рассказ по картинке;
  • владеть процессами словообразования, словоизменения. (уметь образовывать слова при помощи суффиксов – дом — домик, барабан – барабанщик; приставок – бежал-прибежал; и.т.д., изменять слова по родам, числам и т.д.)

Плюс ко всему перечисленному, ребенок должен иметь в словарном запасе не менее 2000 слов.

Слайд № 2

В начале учебного года мною было проведено обследование состояния речи учащихся 1а и 1б классов. Результаты обследования показали, что у подавляющего большинства детей имеются речевые нарушения различного характера.

Из числа 47 учащихся 1-ых классов было выявлено 25 учеников с нарушением речи ОНР III уровня 10 человек ОНР IV уровня 3 человека ФФН 11 человек ЛГНР 1 человек

Данные результаты диагностики показывают, что у многих детей на начало обучения остаются несформированными все стороны речи: звукопроизношение, лексика, грамматический строй, а так же недостаточно развит фонематический слух. Стоит оговориться, что такая картина наблюдается не только в нашей школе. Проблема речевого развития актуальна для всех первоклассников нашей страны.

Заказать оригинал презентации: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Все презентации здесь

Слайд № 3

Звукопроизношение страдает почти у всех детей двух классов. Нарушены звуки разных групп, как соноров Р, Л, так и шипящих и даже свистящих, которые должны стоять у ребенка уже в 3-4 года. И если искажение или отсутствие звука Р не может помешать овладению учебного материала, то нарушение произношения остальных звуков является серьезным препятствием в усвоении школьной программы.

На формирование звукопроизношения негативно влияет несформированность фонематического слуха, что так же наблюдается у детей. Задания на определение места звука в слове у многих вызывали большие затруднения. Состояние лексико-грамматического строя речи детей так же вызывает тревогу. Словарный запас учащихся очень беден.

Дети пользуются в речи простыми предложениями, с трудом подбирают нужные слова, чтобы описать предметы, погоду, выразить свои чувства. Не используют в потоке речи составные предлоги ( из-за = от, из-под = из). Допускают множественные ошибки в словоизменении (одно ведро – пять вёдр, одно ухо – пять ушов и т.д.), Не умеют образовывать новые слова (кто вставляет стёкла – стёкольник, хвост волка чей хвост? Волкин). Все эти речевые нарушения обязательно повлекут за собой новые проблемы – нарушение чтения и письма дислексию и дисграфию.

Слайд № 4 Определение дислексии и дисграфии

Слайды № 5, 6, 7, 8 Примеры проявления нарушений письма

Если вовремя не заметить этих ошибок и не попытаться их исправить, то дисграфия проявит себя уже в конце учебного года, а во 2-ом классе расцветет махровым цветом. Поэтому вам, родителям надо как можно внимательней вглядываться в прописи ваших учеников. Важно вовремя заметить дисграфические ошибки и приступить к устранению проблемы. В этом вам поможет памятка, которую вы можете взять после собрания, вместе с буклетом подборки игр для развития фонематического слуха.

Слайд № 9

Развитие дисграфии и дислексии можно предупредить. Только совместными усилиями учителя, логопеда, родителей и самого ученика можно добиться положительного результата. На сегодняшний день из 25 учащихся первых классов 13 человек зачислены в логопункт, оставшиеся 12 будут зачисляться постепенно, на место выбывших детей.

Слайд № 10

Коррекционная работа на логопункте ведется по таким направлениям как: Постановка, автоматизация, дифференциация проблемных звуков; Развитие фонематических процессов (фонематического слуха, представлений, восприятия); Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Слайд № 11

Задачи родителей: 1. Мотивировать ребенка на посещение коррекционных занятий 2. Выполнять вместе с ребенком задания, данные логопедом 3. Контролировать речь ребенка, исправлять речевые ошибки

Слайд № 12

Ошибки, которые говорят о нарушениях письменной речи

  1. Пропуски, вставки и перестановки букв: пака, палкта или пакла вместо палка.
  2. Замены и смешения букв, обозначающих похожие звуки: год — кот, почка — бочка;
  3. «Моторные» ошибки, связанные с движениями руки: *лишние элементы у букв (Ш с лишними «закорючками»); *недописанные буквы (нехватка «закорючек» у Ш, И или М); *«застревание», полный повтор предыдущей буквы: аарбуз вместо арбуз.
  4. Ошибки, связанные со зрительным восприятием. Чаще всего дети путают буквы, визуально похожие друг на друга, например прописные М – Т — Ш; И — Ш.

Слайд № 13

Благодарим за внимание

Автор материала: Пистер Елена Владимировна

Также по теме:

Логопед родителям — речевая готовность к школе

Логопедическая гостиная для родителей. Родительское собрание

Автор: Рытова Олеся Александровна, учитель-логопед ГБОУ СОШ № 1 СП «Детский сад № 8 «Тополек» г. Чапаевска Самарской области

Цель мероприятия: развитие сотрудничества и активизация родителей воспитанников ДОУ, через расширение педагогических, психологических и логопедических знаний.

Задачи:

  • Дать представление о таких речевых нарушениях, как «Дислалия» и «Легкая степень дизартрии»;
  • Познакомить с играми, направленными на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, артикуляционного аппарата и правильного типа дыхания;
  • Познакомить с играми на развитие эмоциональной сферы, положительной самооценки детей дошкольного возраста;
  • Создание положительного эмоционального фона в ходе совместной деятельности родителей и детей.

Оборудование:

  • выступление учителя-логопеда (Приложение 1);
  • анкеты для родителей (Приложение 2);
  • бумага, клей, салфетки разноцветные, шаблоны фруктов, цветные карандаши;
  • клубок, разрезные предметные картинки;
  • комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики (Приложение 3);
  • памятка для родителей (Приложение 4).
  • План мероприятия:

  1. Заполнение анкет родителями.
  2. Игра «Клубок».
  3. Выступление учителя-логопеда «Понятие „Дизартрия“ и „Дислалия“, причины их возникновения»;
  4. «Творческая минутка с детьми» (развитие сенсомоторных умений);
  5. Элемент логори;
  6. «Веселый зоопарк» (станции);
  7. Игра «Покричи как животное»
  8. Составь образ животного;
  9. Рефлексия, подведение итогов.

Организационный момент:

  • Родителям предложена анкета, цель которой выяснить отношение родителей к речевым дефектам своего ребенка, есть ли желание и настрой на сотрудничество с учителем-логопедом ДОУ.
  • свободное общение родителей и детей друг с другом.
  • индивидуальная беседа со специалистами ДОУ по желанию.
  • Ход встречи:

    1. После того как все родители собрались, гостиную открывает учитель-логопед детского сада, приветствуя родителей и детей. Предлагает «познакомиться»: Игра «Клубок»Цель: познакомить участников гостиной между собой, вызвать положительные эмоции и снять напряжение, скованность. Оборудование: мягкая и симпатичная игрушка. Ход игры: взрослые образуют круг в центре зала, напротив каждого родителя становится его малыш. Логопед отдает одному из малышей игрушку со словами: «Здравствуйте, я — Мишка-Топтыжка. Я очень — очень люблю знакомиться с такими симпатичными, умными детишками и их добрыми родителями. Мне бы очень хотелось с вами познакомиться. А вам? Назови, пожалуйста, свое имя и имя твоей мамы (папы)» (так по очереди все ребята знакомятся с мишкой).

    2. После знакомства, учитель-логопед проводит для родителей теоретический семинар про самые распространенные виды речевых нарушений: легкая форма дизартрии и дислалия (понятие, причины, формы, особенности проявления). В это время воспитатель организует занятие с детьми, где дети совместно со взрослым могут изготовить поделки или выполнить творческую работу «Дары осени» Цель: развитие мелкая мускулатура кистей рук, пальцев. По готовому шаблону ребята вырезают яблоко или грушу, подбирают по цвету салфетки. Затем отрывают салфетки, сжимают их и приклеивают на основу фрукта.

    3. Путешествие в «Веселый зоопарк», происходит на импровизированной электричке (элемент логоритмики). На станциях зоопарка взрослые и дети будут выполнять разнообразные задания и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях. Элемент логоритмикиЦель: развитие чувства темпа и ритма у детей, подражательности и внимания. Описание. Родители и дети становятся «паровозиком» за учителем-логопедом. Учитель-логопед читает стихотворение сопровождая его движениями по тексту.

    Мы едем в электричке: «Ура, ура, ура!» Стучат, стучат колеса: «Та-та! Та-та! Та-та!» Мелькают мимо сосны, И ели, и дома. Стучат, стучат колеса «Да-да! Да-да! Да-да!» А в зоопарке лисы И слоник, и верблюд. Приедем в зоопарк мы, Как весело же тут!

    Для того чтобы разделить всех родителей на 2 группы, им раздаются «билеты», состоящих из 2 цветов. Цвет билета соответствует цвету «станции» зоопарка.

    4. Все пространство зала разделено на 2 «станции», где располагаются учитель-логопед и воспитатель. На каждом столе стоит мягкая игрушка, она и будет встречать малышей.

    1 стол — «Познакомимся со слоненком»На этой станции представлен:

  • основной комплекс артикуляционной гимнастики.
  • Цель: научить родителей правильно выполнять упражнения.

    Эти упражнения показывает сам учитель-логопед с помощью логопедического тренажера «Логопедическая лягушка».

  • дыхательные упражнения
  • Цель: обратить внимание родителей на тип дыхания детей, показать родителям комплекс дыхательных упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи.

    Оборудование:

    «Листочки»

    . Ребенок берет листочек за ниточку, плавно дует до отклонения листочка назад.

    «Кораблики»

    . Для этого задания нужен тазик с водой и легкие пластмассовые игрушки или бумажные кораблики. Задача детей свой кораблик «отправить» на другой берег (в виде соревнования)

  • работа с картинками на дифференциацию групп звуков: с-ш
  • Задания:Выбери картинки с определенным звуком;Составь предложение с этими картинками;

    В какой части слова спрятался звук (начало, середина, конец слова)

  • развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук детей.
  • Игры: «Шумящие коробочки»

    — это могут быть обычные коробочки, в которые насыпана различные виды круп, гвозди, пуговицы, в общем то, что по разному звучит. Малыш закрывает глаза, а взрослый перед ушком ребенка шумит этими коробочками (для начала берутся 2 коробочки). После ребенок открывает глаза и еще раз слушает коробочки, вспоминая, какая коробочка была первой.

    «Отбивание ритма»

    — взрослый отбивает карандашом или пальцами определенный ритм на столе, а ребенок вслед за ним должен повторить.

    2 стол «Познакомимся с верблюжонком». На этой станции представлена игра воспитателя на развитие положительной самооценки у детей дошкольного возраста

    «Я в лучах солнца» Ребенок и взрослый рисуют солнышко. Инструкция: «На каждом лучике солнышка написать положительные качества ребёнка». Ребёнок озвучивает все свои лучики, взрослый помогает ему, записывая эти качества. По окончанию «путешествия» взрослые с детьми рассаживаются по своим местам. Учитель-логопед приветствует «путешественников» и предлагает выбрать конверты с новым, интересным заданием. Дети выбирают себе конверты с картинками животных и птиц.

    Задание: команде (родитель + ребенок) выложить из разрезной картинки животное или птицу и показать, как кричит это животное, показать его поведение. Примечание: если кто-то затрудняется, какой звук необходимо произнести, на обратной стороне картинки размещается «подсказка». Картинки подбираются с учетом наиболее распространенных речевых нарушений детей, например, рычание тигра: «Р-р-р-р», шипение змеи: «Ш-ш-ш-ш».

    В заключение педагогической гостиной воспитатель проводит с родителями рефлексию: предлагает проанализировать результаты совместной работы, дать оценку и внести свои предложения. Родителям раздаются «Памятки» с основным комплексом артикуляционных упражнений, советы от учителя-логопеда.

    Приложения:

    1. Приложение 1. Выступление учителя-логопеда «Понятия „Дизартрия“ и „Дислалия“, причины их возникновения»
    2. Приложение 2. Анкета для родителей воспитанников, имеющих нарушения речи
    3. Приложение 3. Артикуляционная гимнастика
    4. Приложение 4. Памятка родителям

    Список используемой литературы

    1. Визель Т.Г. Как вернуть речь? — М., 2001.
    2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: 2003.
    3. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
    4. Османова И.С. Игры и упражнения для детей 5-6 лет. СПб., 2007.
    5. Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.
    6. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.
    7. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. — М.,1971.
    8. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика » — СПб., 2009
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]