Приветствие. Сообщение темы выступления
Сегодня мы будем говорить о речевом развитии наших первоклассников, о существующих проблемах и способах их решения. В начале своего выступления я расскажу вам, какой должна быть речь ребенка, готового к школьному обучению, что должен уметь первоклассник, имея нормальное речевое развитие.
Слайд № 1
- чётко произносить все звуки речи;
- определять место звука в слове (фонематический слух должен быть достаточно развит) (в начале, в середине, в конце);
- произносить слова по слогам; (должно быть развито чувство ритма)
- составлять предложения из 3-5 слов;
- использовать обобщающие понятия; (медведь, лиса, волк – это животные)
- составлять рассказ по картинке;
- владеть процессами словообразования, словоизменения. (уметь образовывать слова при помощи суффиксов – дом — домик, барабан – барабанщик; приставок – бежал-прибежал; и.т.д., изменять слова по родам, числам и т.д.)
Плюс ко всему перечисленному, ребенок должен иметь в словарном запасе не менее 2000 слов.
Слайд № 2
В начале учебного года мною было проведено обследование состояния речи учащихся 1а и 1б классов. Результаты обследования показали, что у подавляющего большинства детей имеются речевые нарушения различного характера.
Из числа 47 учащихся 1-ых классов было выявлено 25 учеников с нарушением речи ОНР III уровня 10 человек ОНР IV уровня 3 человека ФФН 11 человек ЛГНР 1 человек
Данные результаты диагностики показывают, что у многих детей на начало обучения остаются несформированными все стороны речи: звукопроизношение, лексика, грамматический строй, а так же недостаточно развит фонематический слух. Стоит оговориться, что такая картина наблюдается не только в нашей школе. Проблема речевого развития актуальна для всех первоклассников нашей страны.
Заказать оригинал презентации: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Все презентации здесь
Слайд № 3
Звукопроизношение страдает почти у всех детей двух классов. Нарушены звуки разных групп, как соноров Р, Л, так и шипящих и даже свистящих, которые должны стоять у ребенка уже в 3-4 года. И если искажение или отсутствие звука Р не может помешать овладению учебного материала, то нарушение произношения остальных звуков является серьезным препятствием в усвоении школьной программы.
На формирование звукопроизношения негативно влияет несформированность фонематического слуха, что так же наблюдается у детей. Задания на определение места звука в слове у многих вызывали большие затруднения. Состояние лексико-грамматического строя речи детей так же вызывает тревогу. Словарный запас учащихся очень беден.
Дети пользуются в речи простыми предложениями, с трудом подбирают нужные слова, чтобы описать предметы, погоду, выразить свои чувства. Не используют в потоке речи составные предлоги ( из-за = от, из-под = из). Допускают множественные ошибки в словоизменении (одно ведро – пять вёдр, одно ухо – пять ушов и т.д.), Не умеют образовывать новые слова (кто вставляет стёкла – стёкольник, хвост волка чей хвост? Волкин). Все эти речевые нарушения обязательно повлекут за собой новые проблемы – нарушение чтения и письма дислексию и дисграфию.
Слайд № 4 Определение дислексии и дисграфии
Слайды № 5, 6, 7, 8 Примеры проявления нарушений письма
Если вовремя не заметить этих ошибок и не попытаться их исправить, то дисграфия проявит себя уже в конце учебного года, а во 2-ом классе расцветет махровым цветом. Поэтому вам, родителям надо как можно внимательней вглядываться в прописи ваших учеников. Важно вовремя заметить дисграфические ошибки и приступить к устранению проблемы. В этом вам поможет памятка, которую вы можете взять после собрания, вместе с буклетом подборки игр для развития фонематического слуха.
Слайд № 9
Развитие дисграфии и дислексии можно предупредить. Только совместными усилиями учителя, логопеда, родителей и самого ученика можно добиться положительного результата. На сегодняшний день из 25 учащихся первых классов 13 человек зачислены в логопункт, оставшиеся 12 будут зачисляться постепенно, на место выбывших детей.
Слайд № 10
Коррекционная работа на логопункте ведется по таким направлениям как: Постановка, автоматизация, дифференциация проблемных звуков; Развитие фонематических процессов (фонематического слуха, представлений, восприятия); Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Слайд № 11
Задачи родителей: 1. Мотивировать ребенка на посещение коррекционных занятий 2. Выполнять вместе с ребенком задания, данные логопедом 3. Контролировать речь ребенка, исправлять речевые ошибки
Слайд № 12
Ошибки, которые говорят о нарушениях письменной речи
- Пропуски, вставки и перестановки букв: пака, палкта или пакла вместо палка.
- Замены и смешения букв, обозначающих похожие звуки: год — кот, почка — бочка;
- «Моторные» ошибки, связанные с движениями руки: *лишние элементы у букв (Ш с лишними «закорючками»); *недописанные буквы (нехватка «закорючек» у Ш, И или М); *«застревание», полный повтор предыдущей буквы: аарбуз вместо арбуз.
- Ошибки, связанные со зрительным восприятием. Чаще всего дети путают буквы, визуально похожие друг на друга, например прописные М – Т — Ш; И — Ш.
Слайд № 13
Благодарим за внимание
Автор материала: Пистер Елена Владимировна
Также по теме:
Логопед родителям — речевая готовность к школе
Логопедическая гостиная для родителей. Родительское собрание
Автор: Рытова Олеся Александровна, учитель-логопед ГБОУ СОШ № 1 СП «Детский сад № 8 «Тополек» г. Чапаевска Самарской области
Цель мероприятия: развитие сотрудничества и активизация родителей воспитанников ДОУ, через расширение педагогических, психологических и логопедических знаний.
Задачи:
- Дать представление о таких речевых нарушениях, как «Дислалия» и «Легкая степень дизартрии»;
- Познакомить с играми, направленными на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, артикуляционного аппарата и правильного типа дыхания;
- Познакомить с играми на развитие эмоциональной сферы, положительной самооценки детей дошкольного возраста;
- Создание положительного эмоционального фона в ходе совместной деятельности родителей и детей.
Оборудование:
- выступление учителя-логопеда (Приложение 1);
- анкеты для родителей (Приложение 2);
- бумага, клей, салфетки разноцветные, шаблоны фруктов, цветные карандаши;
- клубок, разрезные предметные картинки;
- комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики (Приложение 3);
- памятка для родителей (Приложение 4).
План мероприятия:
- Заполнение анкет родителями.
- Игра «Клубок».
- Выступление учителя-логопеда «Понятие „Дизартрия“ и „Дислалия“, причины их возникновения»;
- «Творческая минутка с детьми» (развитие сенсомоторных умений);
- Элемент логори;
- «Веселый зоопарк» (станции);
- Игра «Покричи как животное»
- Составь образ животного;
- Рефлексия, подведение итогов.
Организационный момент:
Ход встречи:
1. После того как все родители собрались, гостиную открывает учитель-логопед детского сада, приветствуя родителей и детей. Предлагает «познакомиться»: Игра «Клубок»Цель: познакомить участников гостиной между собой, вызвать положительные эмоции и снять напряжение, скованность. Оборудование: мягкая и симпатичная игрушка. Ход игры: взрослые образуют круг в центре зала, напротив каждого родителя становится его малыш. Логопед отдает одному из малышей игрушку со словами: «Здравствуйте, я — Мишка-Топтыжка. Я очень — очень люблю знакомиться с такими симпатичными, умными детишками и их добрыми родителями. Мне бы очень хотелось с вами познакомиться. А вам? Назови, пожалуйста, свое имя и имя твоей мамы (папы)» (так по очереди все ребята знакомятся с мишкой).
2. После знакомства, учитель-логопед проводит для родителей теоретический семинар про самые распространенные виды речевых нарушений: легкая форма дизартрии и дислалия (понятие, причины, формы, особенности проявления). В это время воспитатель организует занятие с детьми, где дети совместно со взрослым могут изготовить поделки или выполнить творческую работу «Дары осени» Цель: развитие мелкая мускулатура кистей рук, пальцев. По готовому шаблону ребята вырезают яблоко или грушу, подбирают по цвету салфетки. Затем отрывают салфетки, сжимают их и приклеивают на основу фрукта.
3. Путешествие в «Веселый зоопарк», происходит на импровизированной электричке (элемент логоритмики). На станциях зоопарка взрослые и дети будут выполнять разнообразные задания и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях. Элемент логоритмикиЦель: развитие чувства темпа и ритма у детей, подражательности и внимания. Описание. Родители и дети становятся «паровозиком» за учителем-логопедом. Учитель-логопед читает стихотворение сопровождая его движениями по тексту.
Мы едем в электричке: «Ура, ура, ура!» Стучат, стучат колеса: «Та-та! Та-та! Та-та!» Мелькают мимо сосны, И ели, и дома. Стучат, стучат колеса «Да-да! Да-да! Да-да!» А в зоопарке лисы И слоник, и верблюд. Приедем в зоопарк мы, Как весело же тут!
Для того чтобы разделить всех родителей на 2 группы, им раздаются «билеты», состоящих из 2 цветов. Цвет билета соответствует цвету «станции» зоопарка.
4. Все пространство зала разделено на 2 «станции», где располагаются учитель-логопед и воспитатель. На каждом столе стоит мягкая игрушка, она и будет встречать малышей.
1 стол — «Познакомимся со слоненком»На этой станции представлен:
Цель: научить родителей правильно выполнять упражнения.
Эти упражнения показывает сам учитель-логопед с помощью логопедического тренажера «Логопедическая лягушка».
Цель: обратить внимание родителей на тип дыхания детей, показать родителям комплекс дыхательных упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи.
Оборудование:
«Листочки»
. Ребенок берет листочек за ниточку, плавно дует до отклонения листочка назад.
«Кораблики»
. Для этого задания нужен тазик с водой и легкие пластмассовые игрушки или бумажные кораблики. Задача детей свой кораблик «отправить» на другой берег (в виде соревнования)
Задания:Выбери картинки с определенным звуком;Составь предложение с этими картинками;
В какой части слова спрятался звук (начало, середина, конец слова)
Игры: «Шумящие коробочки»
— это могут быть обычные коробочки, в которые насыпана различные виды круп, гвозди, пуговицы, в общем то, что по разному звучит. Малыш закрывает глаза, а взрослый перед ушком ребенка шумит этими коробочками (для начала берутся 2 коробочки). После ребенок открывает глаза и еще раз слушает коробочки, вспоминая, какая коробочка была первой.
«Отбивание ритма»
— взрослый отбивает карандашом или пальцами определенный ритм на столе, а ребенок вслед за ним должен повторить.
2 стол «Познакомимся с верблюжонком». На этой станции представлена игра воспитателя на развитие положительной самооценки у детей дошкольного возраста
«Я в лучах солнца» Ребенок и взрослый рисуют солнышко. Инструкция: «На каждом лучике солнышка написать положительные качества ребёнка». Ребёнок озвучивает все свои лучики, взрослый помогает ему, записывая эти качества. По окончанию «путешествия» взрослые с детьми рассаживаются по своим местам. Учитель-логопед приветствует «путешественников» и предлагает выбрать конверты с новым, интересным заданием. Дети выбирают себе конверты с картинками животных и птиц.
Задание: команде (родитель + ребенок) выложить из разрезной картинки животное или птицу и показать, как кричит это животное, показать его поведение. Примечание: если кто-то затрудняется, какой звук необходимо произнести, на обратной стороне картинки размещается «подсказка». Картинки подбираются с учетом наиболее распространенных речевых нарушений детей, например, рычание тигра: «Р-р-р-р», шипение змеи: «Ш-ш-ш-ш».
В заключение педагогической гостиной воспитатель проводит с родителями рефлексию: предлагает проанализировать результаты совместной работы, дать оценку и внести свои предложения. Родителям раздаются «Памятки» с основным комплексом артикуляционных упражнений, советы от учителя-логопеда.
Приложения:
- Приложение 1. Выступление учителя-логопеда «Понятия „Дизартрия“ и „Дислалия“, причины их возникновения»
- Приложение 2. Анкета для родителей воспитанников, имеющих нарушения речи
- Приложение 3. Артикуляционная гимнастика
- Приложение 4. Памятка родителям
Список используемой литературы
- Визель Т.Г. Как вернуть речь? — М., 2001.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: 2003.
- Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
- Османова И.С. Игры и упражнения для детей 5-6 лет. СПб., 2007.
- Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.
- Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. — М.,1971.
- Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика » — СПб., 2009