Речевая готовность ребенка к школе. Консультация для родителей детского сада


Значимость речевого развития в подготовке ребенка к школе

И в непосредственном развитии каждого ребенка, и в подготовке к школе развитие речи играет главнейшую роль. Как только малыш достигает дошкольного возраста, речь для него становится универсальным средством познания и общения и выполняет две главные функции: интеллектуальную и коммуникативную.

Всего лишь за несколько лет, предшествующих началу школьного обучения, детям предстоит сделать поистине марафонский рывок в овладении родным языком.

Необходимо накопить лексический запас, усвоить понятийное значение слов, обучиться произношению, разобраться с грамматическими основами, научиться связно излагать свои мысли. Все это является важной составляющей интеллектуального потенциала будущего школьника.

К тому же, речь является не только частью интеллектуальной готовности ребенка к школе. Речь помогает дошкольнику управлять своей деятельностью и поведением.

Это происходит благодаря развитию такого свойства саморегуляции как планирование. План действий выстраивается в сознании ребенка как речевая модель, в которой намечается цель, последовательность действий, средства и способы достижения цели. В первые годы жизни ребенок осваивает такое планирование, слушая взрослого, а к старшему дошкольному возрасту привычно использует внутреннюю речь для организации своей деятельности.

Речевое опосредование – одно из самых главных звеньев развития сознания ребенка. Формулируя словами цели и способы действий, дети осознают их. К тому времени, когда подоспеет время идти в школу и принять новую социальную роль ученика со своими обязанностями, ребенок должен в определенной мере стать сознательной и ответственной личностью. Иначе он не справится с учебными задачами.

Немецкие психологи практическим путем установили, что неуспеваемость первоклассников очень часто обусловлена их слабым речевым развитием.

Речь изменяет соотношение мышления и действия, и приводит к развитию высших форм интеллектуальной деятельности. Развитие речи отображает и общее развитие дошкольника, и уровень логического мышления, и сформированность навыков коммуникации. Поэтому речевая готовность детей к школе – необходимое условие успешного обучения.

Характеристика нарушений речи детей

В речевой деятельности большинству детей старшего дошкольного возраста свойственны неуверенность в себе, детям трудно выразить свои мысли в правильной форме. Улюлюканье родителей способствует тому, что дети начинают коверкать слова, заменяя одни звуки другими, более ласкательными слух.

У 60% старших дошкольников, согласно наблюдениям, часты нарушения грамматики и выразительности речи. К этому относим неправильное согласование слов при составлении предложений. Даже несложные предложения бывают очень искажены. Словарный запас беден или наполнен лексикой из популярных теле- и компьютерных программ и игр.

Хотя овладевать основами грамоты детки будут лишь в период обучения в школе, тем не менее в детском саду уже необходимо проводить специальные речевые занятия. Тогда в школе детям будет легче усваивать нормы языка. Важными направлениями в речевой деятельности — фонетика, лексика, грамматическая, умения связно говорить при построении небольших диалогов и кратких монологов.

Компоненты речевой готовности детей к школе

Какие же компоненты составляют речевую готовность ребенка к школьному обучению? Это не только определенный багаж знаний родного языка, а и механизмы, обеспечивающие развитие речи. Это комплексное развитие, обеспечивающее устную речь ребенка. Оно включает:

  • Сенсорную речь – понимание, что говорят другие.
  • Моторную речь – произнесение самим ребенком звуков и фраз.
  • Словарный запас.
  • Осведомленность.

Сенсорная и моторная функции – это физиологические параметры речевой готовности к школе, а запас слов и осведомленность свидетельствуют о лексической подготовке.

Сенсорный и моторный речевой компонент

На первый взгляд может показаться, что говорить о сенсорной стороне речи перед поступлением в школу уже неактуально. Понимание родного языка формируется с первых лет жизни, и различение слов и фраз у старшего дошкольника полностью автоматизировано. Однако русский язык характеризуется такими тонкостями, что и 6-летнему ребенку есть работа в этом направлении.

Существует немало слов, где необходима четкая фонематическая дифференциация. Например, пары слов под-пот, луг-лук, зев-сев, плод-плот, род-рот и многие другие близки по звучанию, и по этой причине сложно различаются многими детьми. Ошибки свидетельствуют о недостаточном развитии слухового восприятия и фонематического слуха – следовательно, сенсорной функции. Ее можно и нужно тренировать, так как от способности точно определять звук зависит понимание значения слова, а в дальнейшем и грамотность ученика.

Моторная речь требует другой дифференциации – речедвигательной. Имеется в виду четкая артикуляция при произнесении ребенком звуков и слов. В норме, если ребенок в 6 лет уже произносит все звуки. Но даже, если с особо сложными звуками (р, ш) еще наблюдаются проблемы, важно уделять внимание звучанию всего слова.

Если не уделять правильности произношения, то у ребенка наблюдается недостаточно сформированная звуковая культура речи, отчего его высказывания становятся «неряшливыми». В высказываниях дошкольников (особенно тех, кто еще не умеет читать) встречаются «пинал», «тиливизор», «заец», «посмореть», «эскаватор» и другие искаженные слова.

Особая сложность заключается в том, что подобные ошибки уже закреплены в устной речи дошкольника, и ему придется переучиваться. Там, где взрослые вовремя обращают внимание, как проговаривает ребенок каждое слово, уровень фонематического развития соответствует возрастной норме, и дошкольник правильно слышит и произносит все звуки и слова.

Словарный запас и осведомленность

Запас слов, соответствующий речевой готовности дошкольника к школе, должен составлять около 4000 единиц. Речевые сообщения в диалогах или монологических высказываниях детей при таком словарном багаже включают все части речи.

Кроме употребления слова, ребенок должен понимать его значение. О высокой осведомленности можно говорить только в тех случаях, если дошкольник усвоил понятие и верно его применяет.

Ошибочное понимание может сформироваться совершенно случайно, когда ребенок слышит новые для него слова в образных высказываниях и воспринимает по-своему.

Примеры бывают весьма неожиданными. Один дошкольник определил «смысл» как некую крупную утерянную вещь («потерялся смысл»), другой усвоил слово «насмешки» как мелкие легкие предметы («осыпали насмешками»), третий был уверен, что «конфетти» — это конфеты. Подобные случаи еще раз подчеркивают ответственность взрослых за речевое развитие своих детей.

Характеристика особенности речи старших дошкольников

В старших группах дет.сада в процессе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста основное внимание уделяется развитию речи монологической и диалогической, формированию у детей рече-творчества. Занятия нацеливают на формирование у дошкольников выразительной речи.

В целом речевая готовность к обучению в школе охватывает все виды речевой деятельности старшего дошкольника.

Сейчас очень много различных пособий и другой информативной базы по развитию речи у старших дошкольников.

Повсюду можно встретить различные сценарии и конспекты занятий по данной тематике. Казалось бы, о чем еще говорить? Но с каждым годом убеждаешься, что рече-грамотных первоклассников становится все меньше и меньше.

Всему виной средства массовой информации, компьютеризация детских умов. Это не только не обогащает речь ребенка дошкольного возраста, но наоборот портит полезные «речевые нормы этикета».

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Развитие речи и готовность к школе

Развитие речи дошкольника

Развитие речи — актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения.

Дошкольный возраст является решающим для обучения ребенка: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии детей. Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных способностей дошкольников.

Формирование основы интеллектуальных способностей детей, познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

Для проведения работы по познавательно-речевому развитию детей используются следующие средства речевого развития:

  1. Общение взрослых и детей
  2. Культурная языковая среда.
  3. Обучение родной речи и языку на занятиях.
  4. Художественная литература.
  5. Различные виды искусства.

Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах:

  • «Развитие связной речи»
  • «Развитие словаря»
  • «Освоение грамматически правильной речи»
  • «Освоение звуковой культуры речи»
  • «Подготовка к обучению грамоте»

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения

Определяется уровнем его речевого развития: именно при помощи речи ему предстоит усваивать (и усвоить) всю систему знаний. Если устной речью шести-семилетний малыш овладел до школы, то письменной — ему еще только предстоит овладеть.

Простая закономерность: чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом.

К сожалению, в силу разных причин, в первый класс с каждым годом приходит все больше детей, имеющих дефекты в произношении звуков, скудный запас слов, детей, которые не могут построить несложное повествовательное предложение.

Проверка речевой готовности к обучению в школе.

Правильность произношения.

До начала обучения грамоте ребенок должен научиться правильно и четко произносить все звуки. Недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (СОЛНЫСКО вместо СОЛНЫШКО, ПАЛТА вместо ПАРТА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.

Наличие фонематического слуха.

Для его оценки предложите ребенку записать несколько слов — не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове — столько и кружков. Например, слово «дом» надо изобразить тремя кружками, слово «мама» — четырьмя.

Проверьте, правильно ли ребенок понял задание, а затем диктуйте ребенку слова, чтобы он записывал их в виде кружков.

Покажите ему картинки, на которых нарисованы животные (например, лев, волк, корова) и записаны схемы их названий в виде кружочков (по количеству звуков в слове). Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к какому слову.

Умение различать звуки.

Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, во время письма он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв (и делать ошибки).

Например, если малыш не различает на слух звуки Б и П, он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БАЛКА или в слове ПАЛКА.

Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам (названия предметов, изображенных на них, различаются только одним проверяемым звуком).

Состояние словарного запаса.

У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов (у некоторых детей он превышает 5000 слов).

В нем должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.

Для его исследования применяется ряд специальных приемов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие в «словаре» ребенка определенных слов (см. ниже).

Сформированность грамматических систем.

Это, по сути, выяснение вопроса, овладел ли ребенок существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к четырем годам, а системой словообразования — к семи.

Эти сроки довольно условны. Иногда даже семилетний малыш говорит: «доехал метром», «под пальтом — свитер», «горячее кофе», «ложить карандаш», «бежи быстрее», «пурганистый день», «велосипедник — человек, который едет на велосипеде» и т. д. (Если родители сами говорят правильно, такого практически не бывает).

Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи.

Важно также умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой.

Владение связной речью.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют четко и последовательно излагать свои мысли.

Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения немыслим (вспомните хотя бы об обычных ответах на уроке), поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Рассказы принято подразделять на фактические и творческие.

Первые, как показывает название, передают реальные события (факты) — на основе их непосредственного восприятия, или по памяти.

Вторые строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему могут дополняться какими-то деталями, не существовавшими в реальной ситуации.

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

Описательный рассказ — описание реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет никаких событий, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например: «Щенок черный, лохматый; у него маленькие ушки и короткий хвост…»

В сюжетном рассказе есть завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминации), и завершение «происшествия», или развязка; события здесь должны передаваться во временной последовательности с учетом причинно-следственных связей.

Периодически предлагайте ребенку задания, проверяющие владение связной речью:

  • пусть он прослушает и перескажет близко к тексту ранее неизвестную историю
  • расскажет, как прошел сегодняшний день
  • сочинит небольшую сказку или рассказ
  • опишет картину с изображением природы
  • опишет рисунки, на которых, например, дети играют, помогают взрослым, отдыхают у моря
  • охарактеризует свою семью, друга или домашнего питомца
  • расскажет, как, например, прошла подготовка к празднику и сам праздник, попробует выразить и описать свои впечатления.

Задания для проверки состояния «словаря»

  • Называние предметов, относящихся к различным логическим группам.

Например, ребенок должен назвать все известные ему виды деревьев, цветов, животных.

  • Нахождение обобщающих слов для группы однородных предметов.

Белка, заяц, волк — это кто?

Чашка, кастрюля, сковорода, стакан — это что?

Блузка, брюки, футболка — а это что?

  • Подбор признаков к определенному предмету.

Куртка — новая, красная, теплая;

снег — белый, рыхлый, сверкающий.

  • Подбор возможных действий к предмету.

Книгу покупают, читают, рассматривают;

дерево сажают, удобряют и т. д.

  • Подбор предметов к заданному действию.

Готовят обед, суп; рисуют картину, домик; гладят ребенка по голове, котенка.

  • Подбор синонимов –

слов, близких по значению

(добрый, ласковый, нежный; громадный, огромный, большой, высокий).

  • Подбор антонимов –

слов с противоположным значением

(горячий — холодный, быстро — медленно, высокий — низкий).

Игра «По секрету всему свету»

Дети встают цепочкой и проговаривают чистоговорку шёпотом друг другу. Последний ученик в группе произносит её вслух.

Комментарий учителя: Дети стараются произнести чистоговорку правильно, ведь от каждого из них зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего ученика.

Игра «Пойми меня»

Один ребёнок встаёт лицом к классу. На доске появляется слово (это может быть слово из словаря, фразеологический оборот, и т.д.) Дети объясняют его значение, ребёнок должен произнести это слово.

Одновременно идёт работа с толковым словарём (книга или на компьютере). Один ученик определяет лексическое значение в контексте.

(Карточка с предложением)

Комментарий учителя: Обогащение словарного запаса осуществляется двумя путями: овладение значением новых слов и раскрытие богатства лексических значений слова. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря.

Такой приём в форме игры позволяет детям использовать имеющийся словарный запас, активизирует внимание и умственную активность, развивает коммуникативные навыки.

Игра-ассоциация «Словесная цепочка»

Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации. Учитель спрашивает: «Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?» Например, «сказка», следующий ребёнок называет «герои», «волшебство»

Можно сузить тему: крылатые одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, пословицы и поговорки о труде и т.д.

Комментарий учителя:

Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.

«Синонимы»

Работа с синонимами направлена на расширение пассивного словаря детей за счёт новых, ранее неизвестных учащимися слов и перевода их из пассивного в активный словарь.

Один речевой тренажёр помогает детям усвоить следующий признак синонимов: синонимы обозначают одно и тоже понятие, различаются оттенками значений или употребления в речи; второй – синонимы — это разнозвучащие слова; третий — синонимами могут быть лишь слова, относящиеся к одной части речи.

Комментарий учителя: такие задания помогают обогатить словарный запас путём подбора близких по смыслу слов и усвоить основные признаки синонимов.

Работа над словосочетанием и предложением

«Словесный ручеёк»

Дети распространяют предложение по принципу «снежного кома». Можно предложить детям слово или словосочетание, или простое нераспространенное предложение.

Комментарий учителя: Этот приём побуждает детей к выбору оптимального решения поставленной перед ними задачи, помогает предотвратить такие ошибки, как бедность и однообразие синтаксических конструкций.

«Помоги Алёнке собрать яблочки»

Эта игра помогает детям отличать словосочетание от предложения, учиться находить словосочетания, для понимания детьми внутренних связей в предложении. Это поможет им в дальнейшем ориентироваться в структуре предложения и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.

(Щелчок мышкой по яблочку поможет определить правильность выполнения задания. При неверном ответе яблочко падает вниз, при верном — яблочко можно положить в корзинку).

«Помоги мышке убежать от кошки»

Такая работа помогает поработать над словосочетаниями, в которых дети допускают речевые ошибки (в управлении).

(Щелчок мышкой по мышонку при верном ответе — мышонок убегает).

«Угадай-ка», «Доска объявлений»

Дети получают карточку с изображением животного или просто с названием любого предмета, описывают словами данный предмет. Остальные ребята называют предмет. Чем быстрее слушатели отгадывают, тем лучше справились с работой те, кто загадывал.

Комментарий учителя: Приём словесного описания активизирует словарный запас, предотвращая ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

«Рифмовальщик»

По данному началу стихотворения сочинить своё продолжение.

Комментарий учителя: такая работа очень нравится детям.

Творческая работа не предполагает образца.

Умение строить предложения в свободных условиях свидетельствует о сформированности речи. Такие упражнения очень ценны для развития речи младшего школьника.

Демонстрация приёмов, способствующих формированию речевой креативности младшего школьника.

Детям предлагаются следующие задания: написать небольшое сочинение «О чём подумала оценка 2, поставленная в дневник ученику»,

Следующая >

Словарный запас

У ребенка должен быть достаточно хорошо развит словарный запас, он должен ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов:

— правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов (диван- мебель, подберезовик-гриб, фиалка — комнатное растение, слесарь — профессия…)

— уметь давать определение предмета через родовое название и видовое понятие: сахарница — это посуда, в которой находится сахар… Овощи режет — овощерезка…

Игра «Аукцион слов»- будет способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей именами прилагательными. Для игры сгодится любой предмет.

Предложите назвать ребенку слова признаки:

— Какая кастрюля? Ребенок говорит : чистая, далее ваше слово «глубокая»… и т. д. На ком закончатся слова,тот и выиграл….

Выделять четвертый лишний предмет:

— самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар.

— синица, воробей, грач, снегирь.

Ребенок должен знать несколько «упрямых» слов: которые никогда не меняются: «пальто», «какао»…

К концу 6 года дошкольник должен понимать и использовать в речи антонимы — подбирать пары слов с противоположным значением, обозначающих пространственные понятия (высокий — низкий…), состояния предметов (горячий — холодный), чувств человека (веселый — грустный), пространственные и временные понятия (рано — поздно, здесь — там, раньше позже, слева — справа) и другие.

Начинают 6-летние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (золотые руки, время ползет, короткая память).

Важное значение имеет работа над синонимами — словами, близкими по значению, которые выражают разные оттенки смыслового значения (веселый — радостный — смешной).

Также ребенок к концу года может понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова :

Снег — сногопад, снеговик, снегурочка, снегирь.

Как сформировать у старшего дошкольника выразительную речь

Выразительная детская речь — очень редкое явление. Но такая речь является признаком интеллектуально развитого ребенка. Дети с выразительностью речи в дальнейшем хорошо учатся, у них хорошие взаимоотношения с учителями. Для формирования такой речи опять же важно заинтересовать ребенка. А что, как ни игра, поможет в данном процессе. Формированию выразительности помогут театрализованные игры или драматизация. Дети берут на себя различные роли. При этом они не говорят своим голосом, а пытаются подражать героям истории. Тут и интонация, и тембр речи изменяется в лучшую сторону. Дошкольники в роли театрализованного спектакля пытаются как можно четче и выразительнее произносить слова и предложения. Они чувствуют себя настоящими артистами, а артисты должны говорить красиво.

Какие средства использовать в процессе речевой коррекции?

Речевая готовность детей достигается часто через игры. В том числе коррекция через дидактические игры, упражнения.

Беседам следует также уделять большое внимание. Во время беседы со взрослым ребенок рассматриваемого нами возраста будет стараться говорить выразительнее. В таких беседах можно использовать разные обороты тренировочного характера. Например, начать с одного слова, затем попросить ребенка повторить словосочетание из двух слов, затем из трех. Постепенно дойти до предложения, от простого к сложному.

На занятиях по развитию речи очень важно индивидуально подходить к каждому ребенку, ведь рече-нарушения у каждого дошкольника разные. Качество коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от того, насколько дети заинтересованы в результате формирования у них правильной и выразительной речи. Искренне ли дети данного возраста заинтересованы в том, что научиться красиво и выразительно высказываться.

Эффективности коррекции детской речи способствуют самостоятельные детские игры, во время которых дети разглядывают картинки, книги. После этого можно спросить дошкольников, чем они занимались, что рассматривали, что изображено в книжках.

Такой подход поможет приучить детей обсуждать с воспитателем и другими детьми то, что они видели, чем занимались.

Когда нарушения слишком серьезные, например, проблемы с артикуляционным аппаратом ребенка, то полезно будет заниматься с ребенком перед зеркалом, учить его правильно пользоваться артикуляцией. Объяснять, как устроен язычок, как нужно располагать его при произнесении того или иного звука.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]