Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка:
Крики
— возникают с рождения.
Гуление
– протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.
На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками
, которые потом трансформируются в лепет.
Лепет
– многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев.
Слова
— переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев.
Появление слов взрослого лексикона (молоко – моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики – часики) начало с 1 года 7/9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.
ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Опубликовано в 2021, Выпуск №1(79) Январь 2021, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев
ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Научная статья
Баширова Р.Р. *
ГБПОУ «1-й МОК» Структурное подразделение «Детский сад», Москва, Россия
* Корреспондирующий автор (brr[at]artcollege.ru)
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности раннего речевого развития детей, индивидуальный подход к неговорящим детям, использование игровой деятельности и эмоционального аспекта в развитии ребенка. Также раскрываются специфические приемы работы с ними и предлагаются к рассмотрению различные методы, упражнения для развития тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев и кистей рук, упражнения на развитие целенаправленной воздушной струи и органов артикуляционного аппарата, как рекомендации для родителей и педагогов.
Ключевые слова: раннее развитие ребенка, проговаривание материала, театрализованная деятельность, сюжетно-ролевые игры, развитие мелкой моторики, развитие целенаправленной воздушной струи, развитие органов артикуляционного аппарата.
FORMATION OF PHRASAL SPEECH OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Research article
Bashirova R.R. *
State Educational Institution of Higher Professional Education “1st IOC”, “Kindergarten” Structural Division, Moscow, Russia
* Corresponding author brr[at]artcollege.ru)
Abstract
This article discusses the features of early speech development of children, an individual approach to non-speaking children, the application of play activity and the emotional aspect in the development of a child. Specific techniques for work with them are also revealed, various methods are proposed for consideration, as well as exercises for developing tactile sensitivity, fine motor skills of fingers and hands, exercises for developing targeted air jets and organs of articulation apparatus, as recommendations for parents and teachers.
Keywords: early child development, pronouncing of the material, theatrical activities, role-playing games, development of fine motor skills, development of a targeted air stream, development of organs of the articulation apparatus.
Актуальность исследования
Ранний возраст – это важный период становления речи ребенка, и активное усвоение происходит до трех лет. Отсутствие внимания родителей к воспитанию детей приводит к задержке речевого развития ребенка, а в дальнейшем компенсировать утраченное время становится сложно.
Актуальность, дефицит осведомленности родителей о различных приемах взаимодействия с ребенком, способствующих развитию речи, обусловили выбор темы: «Раннее речевое развитие и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста».
Объектом нашего исследования является: формирование фразовой речи детей раннего возраста.
Предмет исследования: использование различных методов и приемов в игровой деятельности ребенка.
Цель исследования: способствовать своевременному включению родителей и педагогов в процесс развития ребенка, предложить наиболее эффективные методы развития речи.
Задачи исследования:
- Исследовать различные направления, способствующие речевому развитию ребенка.
- Изучить и определить особенности развития детей раннего возраста.
Методы исследования:
- Исследовать формирование фразовой речи через использование различных видов игровой деятельности.
- Наблюдение за детьми с целью изучения особенностей речевого развития.
Речь – это уникальная возможность общения ребенка со своими сверстниками, однако, не у всех она формируется в нормальном процессе (своевременно). В результате чего, ребенок становится замкнутым, либо агрессивным с окружающими. Исследуя проблему развития речи Ушакова О.С. [9, С. 64], была сторонником того, что ребенку необходимо слышать речь взрослого. Очень важным аспектом для развития речи ребенка является общение матери с ребенком. Как бы абсурдно это не звучало, но даже в случаях задержки речевого развития, если мать постоянно озвучивает все действия (одевание, купание), а точнее ведет монолог со своим чадом, он впитывает это как губка. Чем больше она комментирует свои действия, находясь элементарно на кухне с ребенком, рассказывает о процессе готовки блюда, вкладывая в это эмоции и превращая в игру, в которой он может принять непосредственное участие, тем больше это способствует активизации речи ребенка. Выготский Л.С. [4, С. 96] считает, что во время овладения речью ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. Игра способствует развитию индивидуальности ребенка, раскрывает творческие способности детей [6, С. 39].
Существуют следующие виды игр:
- Театрализованные игры
В театрализованной деятельности в раннем возрасте ребенок выступает в роли зрителя. Важно научить ребенка слушать и понимать представление. Например, использование кукол «Би-ба-бо» (которые буквально оживают на глазах) вызывает положительные эмоции и включает речевую активность ребенка. Игра с куклами Бибабо пополняет словарный запас ребенка. Способствует улучшению интонационной стороны речи. Например, просите ребенка с разной интонацией произнести слова: принеси, помоги, возьми. Весь этот процесс учит детей эмоциональной выразительности (радость, грусть, удивление) и формирует невербальные и вербальные средства коммуникации. Использование этих методов формирует диалогические умения дошкольников [10, С. 78].
- Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой ребенок подражает действиям взрослого в специально созданных самими детьми игровых моментах.
- Дидактические игры
Дидактическая игра является сложной педагогической деятельностью, методом обучения детей дошкольного возраста, когда через специально подобранный материал формируются представления об окружающем мире.
- Игра «Волшебный океан».
Цель:
- обогащение словарного запаса;
- развитие мелкой моторики, развитие целенаправленности движений.
Ход игры: ребенок с удочкой «ловит предметы» со дна океана, когда предмет пойман, он называет, что
изображено на картинке.
Образец: Я поймал лампу. Я поймал шапку.
Игру можно использовать для автоматизации и дифференциации звуков.
Рис. 1 – Игра «Повар»
- Игра «Повар».
Цель:
- учить образовывать притяжательные прилагательные;
- обогащать словарный запас глаголами: «сварить», «выжать», «испечь».
- учить правильно согласовывать прилагательные с существительными.
- развивать мелкую моторику.
Ход игры: Ребенок «ножиком» режет фрукты пополам и говорит, что хочет приготовить.
Рис. 2 – Образец: Я порезал яблоко и сварил яблочное варенье
Также очень важно использовать не только общение, но и опору на все рецепторы ребенка:
- Показ и рассматривание предмета (зрительное восприятие)
- Выполнение действия с предметом (осязательные рецепторы)
- Просьбы и поручения (двигательное развитие)
- Вопрос – ответ (слуховое восприятие)
- Общение через игрушку (развитие воображения)
- Повторение пройденного или комментирование действий (развитие и укрепление памяти и внимания).
Многие родители задаются вопросом, как разговорить молчуна? Часто причиной является недостаток внимания, когда родители практически не общаются со своим чадом. Но в ином случае, гиперопека так же может вызвать задержку речевого развития, когда ребенку достаточно ткнуть пальчиком, как этот предмет уже в его руке. Важно вызвать необходимость ребенка озвучивать свои желания, поощрять его даже в моменты невнятно произнесенных звуков и слогов. Приведем несколько методов с помощью которых можно определить причины задержки и способы их устранения.
Методика 1. «Изучение понимания речи»
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.
Пассивный словарь – это набор слов и выражений, которые ребенок понимает, но не использует в речи из-за задержки речевого развития[3, С. 56]. В процессе игровой деятельности, основной задачей родителей является – обогащение словарного запаса, предметы, действия, явления, которые окружают детей в бытовой жизни [7, С. 24]. Попросить ребенка выполнить простые инструкции, правильно показать на фотографии (где мама? а где собака и т.д.), зеркало (покажи нос, глаза), игрушки (попросить найти, принести, при этом, озвучивая свои действия с предметами), наглядный материал (просить ребенка показать тот или иной предмет, либо действие изображенное на картинке – человек идет, ползет, стоит, лежит; где много-мало, большой-маленький и т.д.). А вот после того, как ребенок усвоит и научится правильно показывать предметы на картинках, нужно попросить его назвать их.
Методика 2. «Повтори и назови»
Цель: определить уровень активного словарного запаса детей.
Затем плавно переходим к подражанию [2, С. 73], когда вместе с ребенком совершаем самые простые действия и проговариваем их. Необходимо использовать односложные или двусложные слова, чтобы ребенку было легче повторить за вами.
Я иду (держите ребенка за руку и идете по комнате).
Я бегу (держите ребенка за руку и бежите по комнате, включая эмоциональный аспект).
Я мою (вместе погружаете руки в тазик с водой, эмоционально проговариваете свои действия, можно даже побрызгать друг на друга).
Я лечу (поднимаете ребенка на руки и крутите его в воздухе, как самолет).
Я ползу (вместе с ребенком ползаете по полу, кто быстрее).
Я еду (паровозиком, едете друг за другом –«ту-ту»).
По мнению Ж. Пиаже [8, С. 37], детское спонтанное словотворчество доказывает способность ребенка усваивать информацию. Даже в случае, если ребенок повторяет первый слог нужно поощрять всякие попытки подражания
Обязательным условием является превращение всего процесса в игру и умение заинтересовать ребенка
После того, как ребенок усвоил употребление глаголов 1 лица, учим использовать глаголы 2 и 3 лица.
Я иду, ты идешь, он идет.
Заучиваются словосочетания связанные с обиходно-бытовой деятельностью (хочу пить, иду спать, мою руки, дай куклу). Важно включить в речь ребенка качественные прилагательные (большой-маленький, холодный-горячий). Одна из самых распространенных игр «Прятки». Просим ребенка спрятаться (1,2,3,4,5 прячься, я иду искать). В процессе поиска ребенка, вы заглядываете за предметы и говорите:
«за шкафом -нет, за кроватью- нет, под стулом- есть, я тебя нашла!» После многократного повторения, просите ребенка искать теперь вас. И при этом проговаривать так же, как и вы во время поиска.
Методика 3. «Опиши картинку»
Цель: определить состояние контекстной речи.
Переносим словесный опыт на наглядный материал. Просим малыша назвать действие, которое изображено на картинке.
С помощью этого эксперимента можно выявить причину задержки и определить уровень сформированности речевого развития [11, С. 58]. Использование этих методик позволяет быстро овладеть речью, а сам процесс превратить в увлекательную игру.
Как известно двигательное развитие непосредственно связано с речевым. И если двигательное развитие идет с задержкой, то соответственно речевое развитие формируется со значительным опозданием. Поэтому в раннем развитии ребенка очень важно формирование мелкой моторики ребенка [5].
- Упражнения для развития тактильной чувствительности и мелкой моторики пальцев и кистей рук.
- В тарелке с крупой или кунжутом пальцем ребенка рисуем различные фигуры.
- Раскладываем маленькие кружочки в ячейки по цветам.
- Вдеваем веревку в отверстие фигуры, чтобы присоединить к доске.
- Создаем из пластилина различные фигурки.
- Проводим пальцем по трафарету.
- Подбираем вкладыши в нужную формочку.
В дополнение к вышесказанному, также рекомендуются дыхательные упражнения, направленные на выработку воздушной струи и упражнения на развитие органов артикуляционного аппарата [1, С. 6].
- Игры на развитие целенаправленной воздушной струи.
«Кленовый листик»
Описание: держим пальцами нитку, вдетую в вырезанный кленовый листик, и просим подуть, чтобы он полетел.
Чтоб скорей взлетел листок,
Тянем губками вперед.
Дуем сильно, мой дружок,
Но, не надувая щёк.
«Бабочка»
Описание: на столе лежит бумажная бабочка, нужно подуть, не надувая щек, чтобы бабочка взлетела.
Бабочка на стол присела,
Ты подуй, чтобы взлетела.
«Перышко»
Описание: на носике ребенка лежит перышко. Просим ребенка нижней губой зажать верхнюю, и подуть так, чтобы перышко полетело.
«Забей гол»
Описание: просим ребенка подуть на мячик так, чтобы он закатился прямо в ворота.
- Упражнения на развитие органов артикуляционного аппарата.
- Цель:развитие органов артикуляционного аппарата.
- «Лошадка»
Приклеем язычок,
На красный потолок.
-Цок! -Цок!
-Цок! -Цок!
Тянем лошадь за уздок.
- «Грибок»
Язычок на потолок,
Получается грибок.
Способствует дальнейшей постановке звука [р].
- «Чашечка»
Словно чашка язычок,
Поднялась на потолок,
Чтоб вода не разлилась
Она к крышке подкралась.
Способствует дальнейшей постановке звуков [ш], [ж].
- «Горка»
Спинку выгнул язычок,
Будто рассердился кот.
Способствует дальнейшей постановке звуков [с], [з].
Таким образом, когда родители сопровождают свои действия комментариями, то ребенок начинает вслушиваться, соотносить слова с действием, обогащаются его словарный запас и представления об окружающем мире. Это вызывает желание ребенка в общении и взаимодействии. Использование логопедических приемов, в которых родители примут активное участие, будут способствовать своевременному формированию речевых навыков детей дошкольного возраста.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Баширова Р.Р. Формирование фразовой речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Р.Р. Баширова // Социальная сеть работников.-2016.-URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/04/15/formirovanie-frazovoy-rechi-detey-mladshego-doshkolnogo (дата обращения: 15.04.2016)
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 382 с.
- Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 245 с.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.– 1966.– № 6.
- Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики [Текст]/ А.В. Запорожец. – М.: Наука, 2000. – С.250 – 257.
- Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. [Текст]/ М.И. Лисина – СПб.: Питер. 2009. –320 с.
- Павлова Л.Н., Раннее детство: развитие речи и мышления [Текст] / Л.Н. Павлова – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 99 с.
- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст]/ Ж. Пиаже – СПб.: 1997. – 124 с.
- Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5–7 лет [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2011. – 272 с.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1999. – 261 с.
- Янушко, Е.А. развитие речи у детей раннего возраста [Текст] / Е.А. Янушко – Иркутск: из–во Мозаика–Синтез. – 64с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Bashirova R. Formation of the phrase speech of preschool children / R. R. Bashirova // Social network for educators.-2016.URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/04/15/formirovanie-frazovoy-rechi-detey-mladshego-doshkolnogo (accessed: 15.04.2016).
- Bozhovich, L. I. Personality and its formation in childhood [Text] / L. I. Bozhovich. – SPb.: Peter, 2008. – 382 p.
- Boguslavskaya, Z. M. Educational games for children of early preschool age: KN. For the kindergarten teacher.garden [Text] / Z. M. Boguslavskaya, E. O. Smirnova. – Moscow: Education, 2001. – 245 p.
- Vygotsky L. S. Game and its role in the mental development of the child // Questions of psychology.– 1966.– № 6.
- Zaporozhets, A. V. the Preparation of children for school. Fundamentals of preschool pedagogy. [Text]. – Moscow: Science, 2000. – S. 250 – 257.
- Lisina, M. I. formation of the child’s personality in communication. [Text] / M. I. Lisina-SPb.: Peter. 2009. -320 p.
- Pavlova L. N., Early childhood: the development of speech and thought [Text] / L. N. Pavlova, M.: shopping center Sfera, 2008. – 99 p.
- Piaget, J. the Speech and thought of the child [Text]/ J. piaget – SPb.: 1997. – 124 p.
- Elkonin, D. B. child psychology. Development of a child from birth to 7 years [Text]. – Moscow: Education, 1999. – 261 p.
- Janosko, E. A. the development of speech in children of early age [Text] / E. A. Anoshko – Irkutsk: Mosaic–Synthesis. 2010. – 64c.
Рост словаря ребенка от года и старше
- 1 год — 5-9 слов
- 1,5 года от 20 до 40 (у разных авторов)
- 2 года от 50 до 200 слов
- 3 года от 800 до 1000 слов
- 3,5 года — 1100
- 4 года 1600 — 1900
- 5 лет 1900 — 2200
Развитие фразовой речи
Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до двух лет.
Появление и развитие предложений — с двух лет.
К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы «почему?» «когда?», использует практически все части речи, предлоги и союзы.
Использует единственное и множественное число.
К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.