Развитие дикции. Упражнения для дикции — ДИКТОРЫ.com


Стихи для дикции

  1. К Чебурашке в чашку Шлепнулась букашка, Добрый Чебурашка Вытащил букашку, Положил букашку Сохнуть на бумажку. Высохла букашка, Поднялась с бумажки И снова чебурахнулась В чашку к Чебурашке.
  2. Лунный свет голубой Спать ослу не давал, Сел осёл на валун И зевал и зевал… И случайно осёл проглотил вдруг луну, Улыбнулся, вздохнул — И спокойно уснул.
  3. Злые крысы Грызли крышу, Но пришел котёнок рыжий, крысы в дыры убежали И от страха там дрожали. Хрюша — поросёнок Хрюкает спросонок: Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк! Подавайте мне урюк! Поросёнок Хрюша, До того, как покушать, Ты возьми-ка мыло, Да умой-ка рыло!
  4. Забрели к нам в детский сад Десять маленьких цыплят. Завела их с улицы Пёстренькая курица. Миленькая курица, ты ошиблась улицей, Это детский сад. Но не для цыплят!
  5. Сы — зы, сы — зы, стало скучно без козы. Се — зе, се — зе, я нарвал травы козе. Ри — ли, ри — ли, прилетели журавли. Ша — жа, ша — жа, мы нашли в траве ежа.Ще — че, ще — че, грязь у мишки на плече. Жи — ши, жи — ши, как конфетки хороши. Зу — су, зу — су, не пускают в дом лису. Ла — ра, ла — ра, на горе стоит гора.Пу — бу, пу — бу, сидит филин на дубу. Па — ба, па — ба, а под дубом есть изба. Пы — бы, пы — бы, курьи ножки у избы. Пе — бе, пе — бе, та изба идёт к тебе.Ты — ды, ты — ды, я нашёл твои следы. Те — де, те — де, только нет тебя нигде. Ту — ду, ту — ду, а я с дудочкой иду. Ти — ди, ти — ди, поскорее приходи.
  6. Не понять никак нам Дашу, Ведь во рту у Даши каша. Но не гречка и не плов — Эта каша-то из слов!
  7. Любит буква «Р» тигрёнка — С детства он её рычит. Любит буква «Р» рыбёшку — Лучше всех её… молчит.
  8. Букву «Р» наш поросёнок Громко хрюкает с пелёнок. Буду крепко с ним дружить — «Р» поможет мне учить.
  9. На уроки к логопеду Аж вприпрыжку я бегу: Ведь учительнице строгой Показать язык смогу!
  10. Должен каждый офицер Говорить отлично «Р»! Ведь иначе он солдат Не построит в ровный ряд.(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», «Рассчитаться по порядку!»)
  11. Депутату иль певцу Быть картавым не к лицу. Не давай хлеб пародистам, Говорить учись ты чисто.
  12. Мы расселись по порядку, Дружно делаем зарядку, Не ногами, не руками, А своими… язычками.
  13. Вчерашний град Повредил виноград.
  14. Редиску в окрошку Режет Серёжка.
  15. А в подарке у Марины Три огромных мандарина.
  16. Тигр и рысь — родня для киски, Репа, редька — для редиски.
  17. Артур на портрете В бордовом берете.
  18. У крысы в норке Сырные корки.
  19. Тридцать три огромных рака, Все в нарядных красных фраках.
  20. Рожь яровая — Культура зерновая.
  21. У принцессы у Арины На кровати три перины.
  22. Поздравили мы Иру По радиоэфиру.
  23. Папиросы, сигареты Для ребят всех под запретом.
  24. Прорубь в пруду — Рыбачить приду.
  25. Борька наш нырнул бобром, А вот Ромка — топором.
  26. Шофёр спозаранку Крутит «баранку».
  27. Кудрявый рыжий Юра Гордится шевелюрой.
  28. Радиоконструктор Придумал репродуктор.
  29. Горячий призыв к народу: Берегите родную природу!
  30. На праздник придём нарядными, Опрятными и аккуратными.
  31. Кроссворды и шарады Разгадывать мы рады.
  32. Корректировать я рад Речевой свой аппарат.
  33. Приобрёл Артур В Европу тур.
  34. Прохор и Варвара — Прекрасная пара.
  35. Гарантировал повар в трактире Макароны на гарнир Ире.
  36. А в руках у детворы Разноцветные шары.
  37. Стар ворон репертуар: Утром, вечером — всё КАРРР!
  38. В нашем озере Андрей Тридцать выловил угрей. Жарь, копти их и вари — Очень вкусные угри.
  39. Чтобы ядро из ореха добыть, Нужно его скорлупу раскусить.
  40. Берёзы бобр грызёт зубами, Как будто острыми резцами.
  41. Ананасы на сосне Света видела во сне.
  42. Просит Сашу киска: «Поделись сосиской!»
  43. Гусь искупался, Но сух остался.
  44. В саду средь ветвей Свистит соловей.
  45. Я старалась, я старалась — За посылку расписалась.
  46. С осины осенней Слетел лист последний.
  47. Соблюдается совой Распорядок часовой, Всё по расписанию, По согласованию. (По А. Усачёву)
  48. Больную Колькину коленку Зелёнкой колкой лечит Ленка.
  49. Пуделя Мальвины Слепила я из глины.
  50. Апельсин делю на дольки Для Алины и для Кольки.

Буря с берега

Перекидываемые, опрокидываемые Разозлились, разбесились белоусые угри. Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые, Расплетались и сплетались от зари и до зари. Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие, Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле? Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие, Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле. Тьмами всасывающими опоясываемые, Заметались, затерялись в океане корабли, С неудерживаемостью перебрасываемые, Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли. Чем обманываете вы? Не стремительностями ли Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел? И заласкиваете вы не медлительностями ли Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

Прием «День — ночь»

В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.

Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.

Значение и роль стихотворений в развитии дикции

Для тренировки дикции существует немало упражнений и техник. Самым интересным среди них является чтение стихотворений – как специальных, так и классических вариантов.

Особенность такого «поэтического» метода заключается в его простоте: он подойдёт как детям, так и взрослым. Стихи имеют такую ритмику, которая помогает контролировать дыхание, расставлять акценты на определённых словах, учиться соблюдать интонационные паузы.

Стихотворение для улучшения дикции является своего рода скороговоркой, обрамлённой в рифмованную форму. Это позволяет уделить внимание тем звукам, что вызывают трудности при произношении («р», «ш», «с»).

Некая «певучая» форма стихотворений позволяет сделать акцент на гласных звуках, которые регулируют правильное произношение слов и интонации, что играет решающую роль в развитии дикции

Задача любой методики (и стихотворений, в частности) состоит в правильной постановке речи.

Благодаря этому человек сможет ясно излагать свои мысли, производить необходимое ему впечатление на собеседника, проявить себя в профессиях, где важны коммуникативные способности.

Чтение вслух для развития речи

1. Тренируем артикуляцию. Читая вслух, мы проговариваем слова, заставляем себя звучать членораздельно и четко. Обычно мы говорим, не сильно утруждая себя, проглатывая и зажевывая. С художественным текстом это не пройдет (если только герой не говорит в такой манере). Тут как на любой тренировке – сегодня заставил себя, завтра сам не заметил, как навык сработал в реальных условиях.
2. Разрабатываем интонирование и учимся спокойным паузам. В повседневной речи мы используем привычный стиль изложения: похожие конструкции, одни и те же слова. Но художественный текст передает много оттенков: герои кричат, говорят вкрадчиво, небрежно кидают резкие фразы. Описательные части тоже отличаются в зависимости от контекста: сражение и осенний лес звучат в тексте по разному. Для хорошего прочтения придется найти способ выразить эмоцию в речи! Это и есть интонирование. Читая художественный текст вслух, мы заставляем себя менять коммуникационную привычку и речь становится ярче.
Многие спикеры боятся своей тишины. Повисла пауза? Включается «эээ», слова-паразиты, пустые обороты. Текст сталкивает нас с естественными паузами и не дает заполнить пространство. Мы вынуждены слышать свою тишину, потом привыкаем и видим красоту и силу паузы.

Регулярно тренируясь, мы расширяем активную палитру эмоциональных красок в речи, правильного темпа, пауз в нужных местах. А, значит, не задумываясь, говорим так, что слушатель не подумает зевнуть.
3. Увеличиваем словарный запас. Активный словарный запас – к счастью, достаточен, к сожалению, ограничен. Новые слова в речи не появятся, если их не произносить. А, читая книги, мы находим свои слова, близкие нам, обращаем на них внимание, произносим. Кроме слов мы приобретаем обороты, новые способы построения фраз, манеры убеждения и описания. Таким образом с одной стороны мы актуализируем пассивный запас – вспоминаем звучную лексику, вводим ее в речь. А с другой– выучиваем новые слова, обогащаем «арсенал».
Зачем нужен большой словарный запас? Он позволяет лучше выражать мысли, проще создавать желаемый образ и слыть умником. По речи вы всегда сможете определить интеллигентного и начитанного человека (вспомните Познера):или Невзорова:

Читая вслух, мы выходим за рамки привычной модели речи, говорим не как всегда. Как надо читать? Главное правило – по-разному. В зависимости от текста. Задача максимально передавать эмоции и акценты, заложенные автором. Как чувствуем. Где — то растет динамика повествования и мы говорим быстрее, где-то медленная и мягкая беседа, где-то восклицания, где-то шепот. Не надо переигрывать, надо служить проводником и оживлять текст голосом. Ваша задача выйти за рамки привычной речевой манеры, а не побыстрее прочитать. Помните, автор много над текстом работал, выстрадал его, для вас запарился.

Продолжительность чтения: 15-30 минут в день – отличное время тренировки.

Если есть возможность, читайте кому-нибудь. Это красивая привычка, способ скоротать время, сблизиться. Но для упражнения важнее, что такой контекст ближе к обычной коммуникации – есть слушатель. И так мы склонны больше стараться.

P.S. Этот совет будет неполноценным, если не сказать про стихи. Стихи – это то же самое, только лучше, потому что сложнее. Сложнее передать смысл, соблюдая паузы и интонации. Читайте их вслух, учите, читайте другим. Рэп тоже считается.Полезные ссылки:

  1. Предлагаем начать с рассказа «Троллев мост» Нила Геймана – https://pikabu.ru/story/trollev_most_4199385 А это его лекция от о пользе чтения художественной литературы. Нил не зажигает, но смыслы важные передает https://www.youtube.com/watch?v=Fx5MxUaeeoY
  2. Для любителей видео. Тут парень про это говорит, но не так убедительно: https://www.youtube.com/watch?v=t6p5YKzBPyI

Технология отработки дикции с помощью стихотворений

Поскольку стихи — эффективная форма развития дикции, методик отработки произношения с их помощью существует немало. Как уже указывалось выше, тренировать произношение звуков можно с помощью классических произведений или специальных, «дикторских» стихотворений.

Первый вариант больше подходит подросткам, а также взрослым людям, готовящимся к выступлениям на публике. Логопеды рекомендуют читать стихотворения Гомера, В.Маяковского, А.Блока, поскольку у этих авторов есть чётко выраженная ритмика (либо плавно-напевная, либо резкая и чёткая).

Для детей и взрослых, имеющих речевые нарушения, подойдут специальные стихотворения, где внимание уделяется проблемным звукам. Примером таких произведений являются «Буря с берега» («Перекидываемые, опрокидываемые…»), «На радио прямой эфир», «Не выходи из комнаты» и другие.

Существует две основные методики прочтения стихотворений. Первая предполагает чтение на одном дыхании, что научит контролировать интонации, потоки воздуха, необходимые для проговаривания.

Вторая техника предполагает неспешное, но очень чёткое проговаривание. Фразы можно записывать на диктофон, после чего, прослушав, проводить «работу над ошибками», отмечая проблемные места в произношении. А ещё не стоит забывать, что трудолюбие и упорство непременно дадут свои плоды.

Итак, стихи для дикции являются самым эффективных средством. Благодаря рифмованным строкам артикуляционный аппарат легче справляется с произношением сложных звуков.

Похожие записи:

  1. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  2. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» — краткое содержание «Конек горбунок» П.П. Ершова — очень краткое содержание для читательского…
  3. И.С. Тургенев «Муму» «Муму» И.С. Тургенева: читать рассказ ОНЛАЙН без регистрации. Произведение полностью….
  4. Понятие «фанфики»: что скрывается за названием Фанфики — современное литературное творчество с интересной историей. Оказывается, что…

Прием «Повторное чтение»

Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.

Прием «Губы»

При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать и перейти к чтению вслух.

Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов. Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и осознанности чтения, приучать детей читать правильно, без ошибок.

Об авторе-составителе: Гладко Марина Геннадьева, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]