Как разговорить ребенка в 1.5-2-3 года. Советы логопеда, упражнения

9 декабря, 2021 Все родители с нетерпением ждут первого слова своего ребенка. При этом они понимают, что сразу после рождения дети говорить не умеют и что им нужно этому научить. Однако если ребенок не произносит простейшие слова через год, и тем более – через полтора-два года после рождения по не известной причине, это повод задуматься над тем, почему это происходит и как научить ребенка хорошо разговаривать. А если быть еще более точными – готовить ребенка к обучению речи нужно в первые же месяцы его жизни.

Развитие речи до 3 лет

Речь ребенка развивается по определенным этапам, которые подробно описаны в различной литературе. Конечно, в пределах одного периода могут быть отклонения в плюс-минус несколько месяцев, но если ребенок начинает «отставать» на один период и более, это является поводом для обращения к врачу. А чтобы не наступила обратная ситуация, когда родители начинают бить тревогу раньше времени, им будет полезно знать все эти этапы.

В первые месяцы после рождения ребенок делает попытки издавать первые «человеческие» звуки, стремясь повторить речь взрослых и реагируя на их обращения к нему. Эти звуки – самые простые (а, о, я, у). И хотя они легко угадываются, ребенок произносит их «в нос» в силу недостаточного развития речевого аппарата. Через полтора месяца ребенок начинает «гулить» -добавлять к указанным выше гласным звукам несколько просты согласных – г, к и х (этот период назван так по самому узнаваемому «слову» — «гу»). Отличным признаком развития ребенка является тот факт, что «гулить» он начинает в присутствии взрослых, то есть пытается таким способом наладить с ними контакт.

Когда детям исполняется полгода, они начинают лепетать, то есть произносить простые слоги и слова: па, ба, ма и т.д. Продолжается этот период до 11 месяцев или одного года, причем по мере роста ребенка он осваивает все более сложные речевые конструкции. К концу первого года он может составить простое предложение из 2-3 слов и понимает просьбы от родителей. Если этого не происходит, то нужно воспользоваться методиками, как научить разговаривать ребенка в этом возрасте.

В начале второго года жизни нормально развитый ребенок окончательно превращается в социальное существо. Он внимательно слушает, что ему говорят взрослые, и пытается повторить взрослую речь. Правда, в большинстве случаев он говорит на собственном языке, коверкая многие слова и слоги, но зато они являются понятными родителям. Так происходит примерно в течение года до достижения трехлетия. Здорового ребенка отличает не умение красиво говорить раньше сверстников, а регулярный прогресс в общении. Обучение речевым навыком в период от года до двух лет не менее важно, чем обучение двигательным способностям.

В 2-3 года у детей отмечается наибольший прогресс в речевом развитии. Ребенок начинает говорить связными предложениями; в его речи появляется все больше вопросов, с помощью которых он изучает окружающий мир. Он начинает осознавать себя, родителей, родственников, друзей и других людей, которые встречаются в его жизни. Если вы не знаете, как научить говорить ребенка в этом возрасте (точнее, развить его речевые навыки), воспользуйтесь советами специалистов. Читайте больше книг вслух, пойте с малышом песни и вообще как можно больше общайтесь, пополняя его пассивный словарный запас. В этом возрасте в полной мере становятся заметными те навыки, благодаря которым человек отличается от животных – умение логически мыслить (и выражать свои мысли на словах) и рационально объяснять свои поступки.

Преимущества раннего чтения

Все знают, что с раннего возраста у детей очень активно развивается мозг. Особенно важный период – возраст до трех лет. Это не означает, что после трехлетнего возраста кроха обучается хуже, но это значит, что можно использовать самый благоприятный период, когда малыш схватывает все буквально на лету.

Давайте рассмотрим ряд преимуществ, которые дает ребенку раннее чтение.

  1. Обучение чтению в раннем возрасте – хорошее основание для всего последующего развития. Это вклад в интеллектуальный потенциал, которые послужит маленькому человечку во всей его последующей жизни. Детки, активно напрягавшие свой мозг в период его роста и развития, отличаются гибким и живым умом в зрелом возрасте и никто у них этого не отнимет.
  2. Раннее обучение чтению – это возможность провести хорошо время с родителями, весело и полезно.
  3. Для ребенка обучение азбуке и чтению в раннем возрасте – настоящее открытие. Дети очень любопытны и с удовольствием открывают для себя новые грани этого мира. Поэтому, сам процесс обучения принесет малышу много интересных моментов и утолит потребность в познании.
  4. Детки, которые рано научились читать и считать растут более самостоятельными и уверенными в себе, так как сами могут себя занять. Уверенность достигается за счет того, что карапуз реализует свой потенциал и имеет успех в процессе обучения, особо не прилагая к этому усилий.
  5. В раннем возрасте малыши лучше запоминают – как уже говорилось выше, схватывают на лету всю информацию, поэтому научаться читать быстрее и легче.
  6. Кроме этого, раннее чтение развивает воображение, формируя правильную основу для творческого потенциала, который будет и в дальнейшем развиваться активными темпами.

Базовые упражнения

Речь – это приобретенный навык человека. Она развивается только после многократных повторений, а повторения, в свою очередь, должны выполняться по образцу. Таким образцом служит речь взрослых, которую они пытаются копировать – сначала неудачно, но затем все более успешно. Это значит, что для развития речи ребенок должен развивать органы чувств: зрение, слух и осязание. Не зря рекомендуется с первых дней жизни окружить ребенка яркими и красивыми игрушками и картинками, чтобы у него началось формирование зрительных образов.

Но одних только картинок недостаточно, чтобы научить ребенка говорить. Как в любом другом деле, основой здесь является практика. Родители должны как можно активнее общаться с малышом, причем не монотонно, а эмоционально. Не бойтесь повторять за ним звуки, даже если он произносит их неправильно – со временем он запомнит эти слова и перейдет к изучению новых. Также в вопросе, как научить ребенка говорить, очень важна гимнастика для рук, и в особенности – для кистей и пальцев. Давно установлена связь между речью и мелкой моторикой, поэтому после трех месяцев жизни малышу можно начинать массировать пальчики на руке. Затем можно переходить к развивающим играм. Сначала это будут простые задания (например, достать предмет из коробки), а по мере роста ребенка можно переходить к более сложным задачам (лепка, аппликации и т.д.).

Когда малышу исполнится год, нужно переключиться на полностью «человеческое» общение. Это значит, что родителям из своего общения с малышами следует исключить жесты, а добиваться понимания от ребенка только с помощью слов. Полезно обращать внимание ребенка на окружающие звуки и голоса животных, обязательно комментируя это для создания образов, «привязанных» к этим звукам. Также в этом возрасте следует продолжать много общаться с детьми, повторяя отдельные слова и выражения.

Обучение словам

К возрасту одного года словарный запас ребенка составляет около 10 слов. Впрочем, не все малыши начинают говорить в этом возрасте, поэтому врачи допускают задержку в несколько месяцев. Но если ребенок долгое время продолжает лепетать, а слова из этих слогов не складываются, самое время подумать, как научить говорить ребенка слова. Делать это должны не врачи (к ним обращаются только в крайних случаях), а сами родители. Причем это не потребует от них больших усилий. Больше всего времени с малышом проводит мама, поэтому ей нужно просто проговаривать каждое свое действие. Если вы увидите, что ребенок хочет задать вопрос или включается в диалог, поддерживайте эту инициативу. Нет ничего хуже, когда дети не чувствуют внимание к себе – из-за этого они становятся замкнутыми, а их развитие тормозится.

Хорошим способом развить речевые навыки ребенка является игра, при которой родители сами задают ему вопросы, показывая какой-либо предмет или картинку. Ребенок должен ответить, что это такое – тем самым у него развивается речевой аппарат (он учится правильно извлекать звуки) и участки головного мозга, отвечающие за память и формирование зрительных образов. Когда вы называете малышу новое слово, нужно смотреть прямо в его лицо и произносить звуки громко и четко, чтобы он привыкал к правильному произношению. Все предметы и явления нужно называть своими именами, не «подстраиваясь» под ребенка и не упрощая понятия, даже если они кажутся сложными для произношения.

Обучая ребенка новым предметам и явлениям, не стоит забывать о глаголах. Часто родители называют само понятие (то есть используют имя существительное), а об описании действий забывают. Это не совсем правильно, так как глаголы являются неотъемлемой частью речи. Чтобы ребенок как можно раньше научился правильно строить предложения, с ним нужно разговаривать на «правильном» языке с самого начала.

Ночные ужасы: почему они случаются и что с ними делать

Что такое ночные кошмары


Ночные кошмары — это нарушения сна, при которых ребенок может внезапно плакать, кричать, стонать, бормотать в постели с широко открытыми глазами, но без бодрствования. Поскольку она застряла в некой сумеречной зоне между сном и бодрствованием, она не знает о вашем присутствии и вряд ли будет реагировать на все, что вы говорите или делаете. Эпизод длится от двух до 40 минут, и когда он закончится, ваш ребенок внезапно снова ложится спать без памяти об этом инциденте.

Чем ночные кошмары отличаются от ночных ужасов


Sixtine fights a monster in her bedroom in Laure Fauvel’s “Terreurs”, 2014, in Paris, France. An imaginative photographer has brought to life monsters that haunt children’s nightmares. Armed with sticks, wands and swords the eight and nine year-olds appear to be getting the upper-hand against the villains. Parisian photographer Laure Fauvel, 22, said: I wanted the children not be victims and to fight the monsters. (Photo by Laure Fauvel/Barcroft Media)
В отличие от ночного ужаса, кошмар оставляет вашего ребенка по-настоящему бодрым — она может вспомнить свой сон и иногда говорить об этом. Кроме того, детям снятся кошмары во время сна часто в ранние утренние часы между 2 и 6 часами утра. С другой стороны, они обычно испытывают ночные страхи в первые несколько часов ночи во время глубокого сна без сновидений.

Самый простой способ определить разницу между ночным ужасом и кошмаром — это спросить себя, кто более расстроен этим утром. Если ваш ребенок более взволнован, у него был кошмар. Если вы тот, кто обеспокоен, у нее, вероятно, был ночной ужас. «Ужас» длится гораздо дольше у родителя, который наблюдал за ним, чем у ребенка, который его пережил.

Что вызывает ночные кошмары и можно ли их предотвратить


Нет определенного способа предотвратить ночные кошмары, потому что никто точно не знает, что их вызывает. Ночные кошмары могут возникать из-за неустойчивого или недостаточного режима сна или любого типа недосыпания. Они вызваны стрессом в течение дня или чрезмерной усталостью. Что будет известно, что, сами по себе, ночные кошмары не значит у ребенка есть психологическая проблема.

Решение любых других проблем со сном, которые есть у вашего ребенка (например, вставание среди ночи ), и обеспечение того, чтобы он регулярно ложился спать с успокаивающим режимом и получал достаточно часов сна, может помочь предотвратить ночные страхи. В некоторых случаях ночные кошмары вызваны апноэ во сне , серьезное, но поддающееся лечению расстройство, при котором увеличенные миндалины и аденоиды (нормальные ткани в горле) блокируют дыхательные пути во время сна, затрудняя дыхание и побуждая ребенка частично проснуться.

Обучение предложениям

К третьему дню рождения у ребенка должна появиться связная речь. Это значит, что в этом возрасте они должны уметь связно выражать свои мысли и понимать, о чем им говорят окружающие. Однако готовить ребенка к этому нужно заранее. Через несколько месяцев после рождения нужно начать читать ему сказки, даже если вам кажется, что ребенок ничего не понимает.

В быту нужно комментировать свои действия, явления природы и вообще все, что происходит вокруг. В общении с детьми нужно по минимуму использовать жесты, развивая у ребенка речевые навыки. Поскольку жестами малышам общаться намного проще, соблазн выполнить его просьбу будет велик, когда, к примеру, ребенок будет протягивать руку, чтобы попросить яблоко. Родителям нужно набраться терпения и «притвориться», что они не понимают ребенка, пока тот не проговорит свою просьбу вслух.

Еще один метод поощрить ребенка к разговору заключается в задавании ему частых вопросов. Просите ребенка буквально обо всем. Пусть он комментирует свои действия, рассказывает о том, что происходит за окном, подсказывает что-то родителям и т.д. Не стоит забывать и о развитии мелкой моторики, выполняя соответствующие упражнения и игры.

Учимся читать в 3 года: подводные камни

Психологи и педагоги часто критикуют вышеописанную методику. Почему?

Впоследствии многие малыши испытывают трудности при обучении традиционному синтетическому чтению.

Не спешите проводить опыты на собственном ребенке, посоветуйтесь со специалистами, которые занимаются ранним развитием.

Методика Домана чаще используется при работе с детьми с нарушением слуха и с неговорящими ребятами. Впрочем, выбор за вами. Уверены, ваши друзья и знакомые очень удивятся, когда вы продемонстрируете им маленького читающего гения.

Сложные звуки

У всех малышей есть ряд «проблемных» звуков, которые даются им с большим трудом. Причем звуки эти одинаковы в любом возрасте – сложность их извлечения связана с недостаточным развитием речевого аппарата на определенных этапах. Речь идет о звуках Л, Ш, Ж и, конечно же, о самой сложной для произношения букве Р.

Звук Л малыши часто заменяют звуком В , так как при произношении второго варианта практически не задействуются мышцы языка. Чтобы развить подвижность языка и научить ребенка выговаривать букву Л, рекомендуется выполнять упражнение под названием «цоканье», имитирующее звук копыт лошади. Для извлечения звука Ш язык должен принять особое положение, при котором его форма напоминает чашу. Соответствующее упражнение так и называется – «чашечка». Для этого кончик языка нужно прижать к нижней губе, а боковые части – приподнять. Остальные шипящие звуки можно поставить аналогичными упражнениями, направленными на подвижность языка и растяжку губ.

Что касается самого сложного звука Р, то здесь обычно требуется помощь логопеда. Он должен показать им правильное положение губ и языка для извлечения этого звука, а также дать ему ряд упражнений. Они направлены на развитие кончика языка, так как при произношении буквы Р он должен прижиматься к нёбу и совершать быстрые колебательные движения. Помимо упражнений, ребенок должен постоянно практиковаться, произнося скороговорки или любые другие слова с буквой Р.

Когда обращаться к логопеду?

Логопед знает, как научить малышей разговоривать, поэтому родителям нужно своевременно обращаться к нему при наличии проблем речевого развития на любом возрастном этапе. Ниже перечислены эти проблемы с указанием конкретного возраста:

  • 8 месяцев: ребенок не оборачивается, когда взрослые зовут его.
  • 2 года: ребенок не разговаривает.
  • 2,5 года: ребенок произносит отдельные слова, но не может построить из них даже простые словосочетания.
  • 3 года: у малышей отмечается повышенное слюноотделение и неумение управлять мимическими мышцами.
  • От 3 лет: ребенок продолжает упрощать слова, в том числе двухсложные.
  • 3-4 года: ребенок не осознает, что слова разбиваются на слоги, и сильно их искажает.
  • В речи детей преобладают мягкие или, наоборот, твердые звуки.
  • У малышей наблюдаются проблемы с речевым дыханием (говорит «в нос», останавливается посреди фразы, чтобы набрать воздуха и другие).

Если родители распознали эти проблемы вовремя, у них не возникнет сложностей с тем, как научить детей разговаривать. Своевременная коррекция у логопеда позволяет достичь правильной речи к моменту поступления в первый класс и избежать более серьезных проблем с развитием малышей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]