Родители удивляются, когда психолог говорит, что необходимо развитие речи до года у малыша. Новорожденный не может разговаривать, но это не мешает ему общаться с мамой и папой. Природой заложено, с рождения ребенок пытается выжить, существовать в непонятном мире. В первые сутки он находит опору и поддержку у родителей, понимает что с ними безопасно.
Психологи доказали, новорожденный общается с близкими уже с самого рождения с помощью крика. Это помогает понимать, что он не один, получать ответную реакцию родителей. С первых секунд жизни начинается развитие речи крохи, когда он восклицает о том, что пришел в этот мир.
Развитие ребенка по месяцам
С первых дней родители и новорожденный общаются при помощи жестов. Младенец говорит о своих потребностях с помощью мимики, крика, движений. С каждым месяцем родителям становится понятнее, что нахмуренные брови и открытый рот обозначают удивление или страх, спонтанный возглас и резкие движения руками и ногами − счастье, радость. Формируется процесс общения, взаимопонимания. Оно достигается посредством речевого развития малыша. Младенец научается каждый день чему-то новому. Важно поддерживать кроху, обогащать его внешний мир красками, яркими эмоциями, постоянным общением, играми.
Ученые и психологи проводили исследование, когда беременная женщина, перед тем как ложиться спать, включала определенную мелодию. После рождения малыша, когда знакомая музыка начинала играть, кроха быстрее засыпал. Общаться с младенцем нужно еще до его рождения, начиная с внутриутробного развития.
Речевое развитие по месяцам до года неразрывно связано с психологией. Без становления внимания, мышления, воображения, двигательной активности, моторики невозможно полноценное освоение речи. Ниже в таблице представлено развитие речи и психологических процессов ребенка до года по месяцам и нормам ВОЗ.
Возраст | Речь | Психологические процессы | Навыки по ВОЗ |
1-й месяц | К концу периода новорожденный перестает плакать при появлении взрослого, возникают первые навыки взаимного общения, когда кроха внимательно слушает речь родителей. | Период приспособления к окружающему миру. Малыш в основном реагирует плачем на знакомые звуки, прислушивается к незнакомым: мобиль, песня, погремушка и т. д., к концу первого месяца подносит ручки к лицу, носу, губам, чтобы они были на виду. | Есть реакция на шум, может следить за игрушкой или погремушкой по вертикали. |
2-й месяц | С 4-6 недель появляется первая улыбка. Она больше носит рефлекторный характер. С 8 недель можно говорить о полноценной ответной улыбке. | Любит подолгу рассматривать незнакомые лица, родных. Если показать крохе предмет на расстоянии 30-50 см, он сфокусирует на нем внимание. | Одновременно и попеременно двигает руками и ногами, есть хватательный рефлекс. |
3-й месяц | Кроха начинает «агукать». Родители активно помогают ему в этом, повторяя и копируя речь малыша. Возникают первые звуки, которые новорожденный в состоянии осилить: г, к, н. | Начинает хватать и удерживать игрушку, следить за погремушкой. | Лежа на животике поднимает голову, узнает близких, начинает агукать. |
4-й месяц | Появляется первый смех. Ребенок может к 16 неделе развития полноценно смеяться в ответ на действия взрослого. Младенец пытается воспроизвести речь взрослого, возникает гуление. | На расстоянии может распознать знакомые лица и предметы. Новый этап в становлении речи, так как начинается этап подражания. | Может вытягиваться вперед и немного поворачиваться из положения лежа на животе. |
5-й месяц | Гулит и имитирует звуки с разнообразной интонацией и продолжительностью. | Младенец реагирует на звук, отмечает его происхождение, пытается повернуться туда, откуда он идет. Возникает пение, переливающееся различными по интонации звуками. | Отличает маму и папу, придерживает грудь во время кормления, выделяет «свою» игрушку, активно играет с ней, при ее виде может успокоиться. |
6-й месяц | В полгода кроха способен внимательно следить за речью взрослого, понимать ее интонационную окрашенность, когда мама ругается или хвалит, жалеет. Появляются первые слоги: ня, дя, ба, ма. | Может использовать в игре обе руки, учится раскачиваться вперед-назад, играет на развивающем коврике с игрушками, зеркалом. Кроха начинает делить людей на две категории: свои и чужие. | Пробует ползти по-пластунски, знает свое имя, хорошо переворачивается, пытается есть самостоятельно, повторяет за взрослым. |
7-й месяц | Малыш активно орудует голосом. С помощью него подзывает взрослого, играет, отвечает по-своему. Появляется первое звукоподражание животным голосам: бебе, гугу, мя и т. д. | Понимает, когда к нему обращаются по имени. Активно играет с конструкторами, смотрит книги, любит мамино чтение. | Первые попытки встать, уверенно сидит, произносит несколько слогов. |
8-й месяц | Появляется первый лепет, когда кроха начинает активно повторять слоги: баба, папа, дада, няня. Словарный запас малыша увеличился на несколько звуков. Теперь он может произносить: а, э, к, г, п, б, м. Реагирует на незнакомого человека. | Ребенок начинает активно проявлять свое «я». С помощью крика, плача добивается своего, проверяет маму и папу на терпение. В этот период важно не переборщить с запретами и не позволять крохе быть главным в семье. | Может есть сам, держа ложку в руке, перекладывает игрушку из одной руки в другую, поднимает ее с пола. |
9-й месяц | С малышом можно играть в подходящие по возрасту игры. Он с удовольствием общается со взрослым, лепечет, пытается с помощью голоса передать эмоции. | Начинает самостоятельно передвигаться, что сказывается на речевом развитии. Если правильно организовать досуг малыша, игры окажутся познавательными и стимулирующими говорение. | Ползет и тянется к интересующим предметам. |
10 месяцев | В словарном запасе у крохи имеются уже 2-3 слова, которые понятны только родным. Они могут зависеть от конкретной ситуации. Зачастую это: мама, баба, папа, дай, ня, няня, ляля. | Происходит взаимосвязь между моторикой и мышлением, движения малыша приобретают большую координацию. Кроха активнее владеет пальчиками и руками. Можно предлагать самостоятельно есть пюре с помощью детской ложки. Характерная черта возраста − бросать игрушки. | Признает «своих», не играет с чужими людьми, может играть в прятки, произносит первые кроткие слова: баба, мама, папа, няня, дай. |
11 месяцев | В словарном запасе есть 3-4 активно употребляемых слова. Ребенок играет в «Ладушки», эмоционально отвечает на действия взрослого в зависимости от ситуации. | Происходит первое общение на улице или в гостях с другими детьми. Крохе интересно говорить на своем языке с малышами, находить отличительные и одинаковые черты с собой. | С помощью крика, плача выражает недовольство, ползет назад и вперед. |
12 месяцев | Малыш может отвечать на просьбы взрослого, соотносит слово и предмет. Можно начинать играть в игру, подразумевающую нахождение предмета: «Где лампа? Где мама? Где баба? Где ручки?». | Заканчивается этап младенчества. Малыш имеет характер, который проявляется в игре со взрослыми, детьми. Возникает кризисный период, когда многое сопровождается криком и плачем. | Пытается встать на ноги, может произносить слоги, подражает родителям в интонации речи. |
Стадии речевого развития
Развитие речи ребенка до года психологи делят на 4 стадии. Они отличаются рывком в освоении речи, длятся от одного до нескольких месяцев. Нужно понимать, что границы стадий стерты, каждый ребенок индивидуален. Если малыш отстает от какого-то периода на 1-2 месяца, можно говорить о патологии.
- От 0 до 8 недель − стадия крика. Новорожденный реагирует на все плачем, выкриком звуков, носящих носовой оттенок.
- От 2 до 5 месяцев − стадия гуления. Жизнь ребенка окрашивается в интонационные краски. Голос меняется в зависимости от состояния. Общение со взрослыми сводится к произношению и выкрику звуков: г, к, п, м, б, н. Появляются первые слоги: ба, па, ня, на, ля. Первый настоящий смех возникает в 3 месяца.
- От полугода до 7 месяцев − лепет. Физиологически малыш готов произносить отдельные звуки и формировать их в понятные только ему и родным короткие слова: баба, мама, папа, няня, тата, дай, пи и т. д. Стадия называется лепетом, потому что младенец произносит слоги несколько раз, как будто что-то пытается рассказать.
- От 8 месяцев до 12 − стадия первых слов. В норме к окончанию первого года жизни кроха должен произносить до 25 слов. Они не отличаются сложностью, состоят, как правило, из одних и тех же слогов. Малыши в этом возрасте любят придумывать «свои» слова, значение которых понятно только близким.
Когда обратиться к специалисту
Все дети развиваются по-разному, кто-то начинает говорить раньше своих сверстников, кто-то позже. Нормы не всегда служат ориентиром того, что ребенок развивается неправильно. Но, мы советуем обратиться к врачу в следующих случаях:
- В 2 месяца ребенок не кричит перед кормлением.
- В 5 месяцев малыш не улыбается, не гулит.
- В 6 месяцев кроха не прислушивается к речи, музыке.
- В 7 месяцев не узнает голос родных, не проявляет реакции на интонацию.
- В 9 месяцев не лепечет, не повторяет за взрослыми слоги, сочетания звуков, не подражает интонации родителей.
- В 11 месяцев не машет при отрицании, не прощается жестом.
- В год не может произнести простых слов, не выполняет элементарные просьбы, «принеси», «дай», «покажи».
С самого рождения ребенка нужно заниматься его развитием. Чем чаще говорить с ребенком, тем быстрей он заговорит. Если мама относится к молчунам, вместо активного времяпровождения с ребенком сидит в телефоне, то не удивительно, что тот заговорит позже своих сверстников.
Как развивать речь младенца до года
Существует несколько правил в логопедии и психологии, которые способствуют раннему развитию речи. Они несложны и относятся к эмоциональной сфере общения с малышом. Если мама и папа будут следовать им с периода беременности, ребенок будет активно осваивать речь.
- С момента внутриутробного развития нужно разговаривать с ребенком в животике, петь песни, читать стихи, слушать музыку, посещать театры, музеи и т. д.
- С рождения малыша вовлекать его в процесс говорения, общаться с младенцем на прогулке, во время массажа, игры, пеленания.
- При выполнении массажа, ЛФК эмоционально, с мимикой и жестами рассказывать ребенку потешки, стихи, какой-то сюжет из сказки.
- Читать ребенку сказки с раннего детства, потешки, стихи.
- Вовремя показывать ребенка неврологу для исключения патологий.
- Больше играть с малышом, в процессе рассказывать какого цвета, формы предметы, рассказывать об их свойствах, особенностях.
- Чаще гулять с малышом. После 4 месяцев, полугода будут полезны неспящие прогулки, чтобы малыш познавал окружающий мир. Важно показывать и рассказывать, что окружает кроху.
Занятия с логопедом в возрасте 1 года могут проводиться только совместно с родителями по показаниям невролога. Как правило, они сводятся к тому, что специалист показывает, как общаться с ребенком, какие упражнения и игры подойдут для развития говорения. Тревожиться стоит, если по достижении годовалого возраста ребенок не интересуется окружающим миром, не произносит простые слова из 1-2 слогов, нет ответной реакции на эмоциональную речь взрослого.
Что влияет на формирование речи у ребенка?
Развитие речи тесно связано с кожей, органами зрения, и слуха. Через них в центральную нервную систему поступает информация об окружающем мире, различных предметах, звуках и ощущениях. В результате этого в головном мозге ребенка зарождается мотивация — желание высказаться. Причем существует закономерность: чем больше информации ребенок получает, тем сильнее у него возникает желание высказаться.
Кроме того, на развитие речи оказывает огромное влияние мелкая моторика рук, поэтому ее необходимо разрабатывать.