Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе первого года обучения для детей с общим недоразвитием речи.


Статья:

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в коррекционные детские сады также растет. Большинство из них имеют не только сложный речевой дефект, но и трудности в поведении, а также недоразвитость интеллектуально-познавательной сферы и подлежат зачислению в специальную речевую группу в детском саду компенсирующего вида. Работая в сфере коррекционного образования нами было отмечено, что работу педагога-психолога в условиях детского сада компенсирующего вида осложняют многие нерешенные проблемы: отсутствие единых нормативных и программно-методических материалов, трудности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса как равноправными партнерами по коррекционно-речевому воздействию на детей. Поэтому необходимо поговорить о специфике организационно-методической и консультативной деятельности педагога-психолога в условиях детского сада компенсирующего вида.
Цель психолога, как специалиста в области консультирования и диагностики психически здоровых людей – помощь в определении проблемы, несущей дискомфорт в жизни, помощь в поиске истинных жизненных целей и задач, помощь в поиске ресурсов для решения тех или иных проблем, поддержка.

Основные задачи деятельности детского психолога – сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения, эмоционально личностное и познавательное развитие детей, решаются эти задачи как посредством общения со взрослым окружением, то есть с педагогами и родителями, так и непосредственно в работе с детьми. Работа с детьми ведется как в группах, так и индивидуально. Основной аудиторией – основными «клиентами» психолога в данном образовательном учреждении являются дети дошкольного возраста и их ближайшее окружение.

Основной принцип организации работы — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Педагог-психолог, совместно с учителем-логопедом, имеет возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду дошкольного учреждения в целом.

К основным задачам работы педагога-психолога в детском саду компенсирующего вида можно отнести:

создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи,

развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки,

совершенствование мелкой моторики, развитие слухового внимания и фонематического слуха, развитие зрительно-моторной координации,

развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств, активизация отработанной лексики, снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия,

обеспечение психологической готовности к школьному обучению,

повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Цели психологической работы в логопедической детском саду сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций. Деятельность психолога в логопедической детском саду так же направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью.

Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья, это родители ребенка. Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи детям с нарушениями речи и их родителям.

Меня, как «молодого специалиста» психолога, сначала очень поразило то, с каким нескрываемым удивлением родитель на консультации сказал мне: «А что дети не рождаются с умением играть?». И только потом, немного научившись, циничности я начинаю объяснять себе, такое их, родителей, поведение и незнание. А сталкиваясь с этим регулярно понимаю, что нельзя потакать нежеланию родителей познавать своего ребенка. Да, родителям некогда бывает заниматься самообразованием, да у них очень важная работа, да они очень заняты, но это не меняет сути проблемы – родителей надо учить обучать детей. Потому что они ответственны за эту маленькую жизнь, потому что они «первые педагоги для своего ребенка».

Можно смело заявить, что сегодняшние родители это «машины по зарабатыванию денег», обеспокоенные ростом своего дохода, и доля интереса в развитии своих сегодняшних детей (то есть своего завтрашнего будущего) у них ничтожна. Школа, конечно же, важна, своей бОльшей педагогичностью, и вкладом в образование ребенка, но только то семя, которое сегодня заложено в детские дошкольные души завтра (в школе) и прорастет.

Именно поэтому нами и была предложена к реализации тренинговая работа с родителями, по знакомству с ребенком. И количество родителей начинающих посещать наши занятия, на удивление наше возросло. На тренингах родители знакомились с различными подходами к воспитанию детей и активно выражали свое мнение. Мнения были довольно интересными, учитывая «разношерстность» в уровнях образования и образованности родителей.

Представленная модель работы педагога-психолога в логопедической дошкольном образовательном учреждении позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Однако, не стоит забывать, что согласованность действий педагога-психолога и учителя-логопеда, а так же родителей в условиях дошкольного учреждения позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Арефьева З.А., Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ // Логопед. 2004. № 6. С. 50-59.

2. Организационно-содержательные модели деятельности психолога // Школьный психолог. 2003. № 32.

3. Степанова О.А. Основные направления оптимизации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи // Логопед. 2004. № 4. С. 4-13.

4. Степанова О.А. Организация психолого-логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2007

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]