Годовой план работы учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год
Годовой план работы учителя-логопеда
МБДОУ д/с №18«Непоседа» г. Ипатово Ставропольского края
на 2021 – 2021 учебный год
Коррекция нарушений речи детей-логопатов дошкольного возраста в ДОУ, является основной частью комплексного воздействия в их воспитании и развитии. План коррекционно-образовательной работы на 2020-2021 учебный год направлен на реализацию задач познавательно-речевого, социально-личностного, коррекционного развития детей старшего дошкольного возраста; повышение компетентности в вопросах речевого развития детей родителями и педагогами.
Цель:
выявление и устранение речевого дефекта у детей с тяжелыми нарушениями речи, а также предупреждение, в ходе коррекционного обучения, возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
Задачи:
· своевременное выявление среди детей ДОУ, детей с речевой патологией;
· определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
· создание целостной и целенаправленной системы сохранения и укрепления здоровья детей;
· осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ;
· оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по образовательным, социальным и другим вопросам;
· правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи;
· организация, адекватной дефекту, коррекционной помощи детям-логопатам;
· профилактика речевых нарушений путем взаимодействия с родителями и всеми участниками педагогического процесса.
Годовой план не статичен по своему характеру и является открытым для внесения корректировок. Содержание работы и сроки реализации могут изменяться в зависимости от потребностей педагогов, родителей, индивидуальных особенностей психо-речевого развития детей ДОУ.
№ | Содержание работы | Дата | Ответственный | Отметка о выполнении |
I. Организационно-методическая работа | ||||
1. | Оформление речевых карт и индивидуальных планов работы на каждого ребѐнка | Сентябрь | Учитель – логопед | |
2. | Составление циклограммы работы учителя – логопеда | Сентябрь | Учитель – логопед | |
3. | Составление перспективного плана логопедической работы с детьми | Сентябрь | Учитель – логопед | |
4. | Оформление журнала обследования речи детей, тетради для консультаций родителей, для взаимодействия с воспитателями, для индивидуальных занятий с детьми –логопатами | Сентябрь | Учитель – логопед | |
5 | Участие в работе педагогического совета | По плану работы ДОУ | Учитель – логопед | |
6. | Пополнение картотек методической литературы и игр | В течение учебного года | Учитель – логопед | |
7. | Посещение открытых занятий в ДОУ | По плану ДОУ | Учитель – логопед | |
8. | Подготовка необходимой документации для заседания ПМПк. Оформление документации. | По графику | Учитель – логопед | |
9. | Проведение мониторинга речевого развития детей – логопатов | Сентябрь Май | Учитель – логопед | |
10. | Составление отчѐта о проделанной работе с детьми-логопатами. Итоговый отчет. | Май | Учитель – логопед | |
II. Коррекционно-развивающая логопедическая работа | ||||
1. | Логопедическое обследование | Сентябрь Май | Учитель – логопед | |
2. | Коррекционно-развивающая работа с детьми | В течение учебного года | Учитель – логопед | |
3. | Проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической непосредственно образовательной деятельности | В течение учебного года | Учитель – логопед | |
4. | Проведение подгрупповой и индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте, по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи детей старшей и подготовительной к школе групп | В течение уч. года | Учитель – логопед | |
III. Работа с воспитателями | ||||
1. | Ознакомление воспитателей старшей и подготовительной к школе групп комбинированной направленности с результатами обследования, составление плана совместной работы на учебный год | Сентябрь | Учитель – логопед | |
2. | Оформление консультаций для воспитателей старшей и подготовительной к школе групп комбинированной направленности: 1. Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи; 2. Фонематический слух- основа правильной речи. | Сентябрь Март | Учитель – логопед | |
IV. Работа с родителями | ||||
1. | Выступления на общих родительских собраниях.. Консультации для родителей: 1. Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения; 2. Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи; 3. Речевая подготовка детей к школе в семье. | В течение учебного года Сентябрь Январь Апрель | Учитель – логопед | |
2. | Проведение еженедельного консультирования для родителей во второй половине дня | В течение учебного года | Учитель – логопед | |
V. Оборудование логопедического кабинета | ||||
1. | Пополнение пособий для развития просодической стороны речи | В течение учебного года | Учитель – логопед | |
2. | Пополнение раздаточного материала предметными картинками по лексическим темам, лэпбуками | В течение учебного года | Учитель – логопед | |
3. | Пополнение речевого материала по автоматизации звукопроизношения : · Логопедическое лото · Логопедическое домино · Звуковые дорожки · Картотеки свистящих, шипящих, сонорных звуков | В течение учебного года | Учитель – логопед |
Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе
В данном материале рассматриваются проблемы, которые возникают при работе учителя-логопеда с родителями. А так же отображены причины возникновения речевых нарушений, задачи, формы и принципы работы учителя-логопеда с родителями детей-логопатов. Предлагаю перспективное планирование работы школьного учителя-логопеда на весь учебный год.
Причины речевых нарушений у детей
С каждым годом увеличивается число детей, у которых наблюдаются речевые патологии. На консультациях родители задают вопросы о причинах их возникновения. А причиной речевых нарушений могут быть:
- Внутриутробная патология;
- Наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
- Неблагоприятные роды и их последствия;
- Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
- Ребенок перенес стресс или испуг.
Рост речевых нарушений объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.
Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.
Особенности восприятия родителями речевых проблем у своих детей
Есть родители, которые не замечают у своего ребенка речевого нарушения, считают это особенностями детской речи.
В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, считают, что это «само пройдет», «в школе научат» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. Но такие дети, особенно в школьном возрасте, могут подвергаться насмешкам со стороны сверстников, что способствует формированию таких негативных черт характера, как обидчивость, замкнутость, негативизм к речи вообще.
Часто логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Есть родители, которые не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому необходимо установить тесное сотрудничество. Ведь формирование речи ребёнка происходит не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни.
Для логопеда очень важно грамотно и последовательно проводить работу с родителями, на протяжении всего коррекционно-образовательного процесса. Основная цель работы – добиться тесного взаимодействия учителя-логопеда с родителями для достижения успеха в коррекционной работе с детьми посредством многообразных форм совместной работы логопеда с родителями.
Задачи работы логопеда с родителями
Основными задачами работы логопеда с родителями являются:
- Информировать родителей о состоянии речи школьника, о негативных последствиях своевременно не устраненного речевого нарушения.
- Стимулировать их обращение за логопедической помощью.
- Вооружать родителей в процессе бесед и консультаций необходимыми знаниями и практическими умениями для домашних занятий с ребёнком.
Формы работы логопеда с семьей
Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в педагогике принято считать традиционными:
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- общие и групповые родительские собрания;
- индивидуально-практические занятия с детьми в присутствии родителей;
- наглядная пропаганда оформление педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д.;
- анкетирование;
- раздача памяток и буклетов для родителей.
Принципы работы логопеда с родителями
При работе с родителями логопед придерживается следующих принципов:
- Принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу.
- Принцип личностно-ориентированной педагогики;
- Принцип приобщения родителей к коррекционно-педагогическому процессу через обследование, диагностику их детей.
- Принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;
- Принцип ведущей деятельности. В работе с родителями необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов.
- Принцип систематической работы с ребёнком. Добиваться регулярного выполнения домашних заданий.
Только тесный контакт в работе учителя-логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений у детей, а значит и дальнейшему успешному школьному обучению.
Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе
При работе с родителями составляю перспективное планирование на весь учебный год.
Перспективное планирование работы учителя-логопеда МБОУ СОШ №14 г. Кызыла с родителями на 2013-2014 учебный год.
Мероприятия | Срок проведения |
Проведение индивидуальных бесед с родителями первоклассников для сбора анамнеза. | 1-15 сентября |
Проведение индивидуальных бесед и консультаций для родителей со 2 по 4 классы. | В течение года |
Посещение родителями групповых, индивидуальных логопедических занятий. | В течение года (по желанию родителей) |
Ведение индивидуальных тетрадей детей по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка и т.д. | В течение года |
Проведение консультаций для родителей, дети которых не посещают логопедическую группу. | В течение года |
Рекомендации для родителей в виде буклетов, памяток и слоговых таблиц. | В течение года |
Совместная подготовка детей к дистанционным олимпиадам по русскому языку. | В течение года |
Участие родителей в работе ПМПК. | Май |
Анкеты для родителей о работе школьного логопункта. | Май |
Подведение итогов коррекционной работы, рекомендации на летний период. | Май |
Публикации на сайте логопедического кабинета. | В течение года |
Консультации для родителей в режиме он-лайн при помощи форума обратной связи на сайте логопедического кабинета. | В течение года |
Проведение тематических родительских собраний: | |
Родительское собрание в 1 классах на тему: «Роль логопедии в учебном процессе». | Первая четверть |
Родительское собрание во 2 классах на тему: «Что такое дисграфия?» | Вторая четверть |
Родительское собрание в1-2 классах на тему: «Кинезиологический комплекс упражнений, способствующий успеваемости школьников». | В течение года (по запросу кл. руководителей) |
Родительское собрание в 3 классах на тему: «Дисграфия и дислексия». | Третья четверть |
Родительское собрание в 1-3 классах на тему: «Речевое дыхание-основа жизни». | В течение года (по запросу кл руководителей) |
Родительское собрание в 4 классах на тему: «Профилактика нарушений письменной речи» | Четвёртая четверть |
Родительское собрание в 1-4 классах на тему: «Особенности развития речи у мальчиков и девочек». | В течение года (по запросу кл. руководителей) |
Собрание для родителей будущих первоклассников. | Май |
Афанасьева Ольга Николаевна, учитель-логопед, МБОУ СОШ №14 г. Кызыла Республики Тыва |
- План работы учителя-логопеда с молодым специалистом
- Работа учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы
- План организационно-педагогической работы учителя-логопеда в средней группе
- Формы работы учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях школьного логопункта
- Годовой план работы учителя-логопеда СОШ
(3 понравилось, средний балл: 4,67 из 5)
Loading …