Годовой план работы учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год


Годовой план работы учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год

Годовой план работы учителя-логопеда

МБДОУ д/с №18«Непоседа» г. Ипатово Ставропольского края

на 2021 – 2021 учебный год

Коррекция нарушений речи детей-логопатов дошкольного возраста в ДОУ, является основной частью комплексного воздействия в их воспитании и развитии. План коррекционно-образовательной работы на 2020-2021 учебный год направлен на реализацию задач познавательно-речевого, социально-личностного, коррекционного развития детей старшего дошкольного возраста; повышение компетентности в вопросах речевого развития детей родителями и педагогами.

Цель:

выявление и устранение речевого дефекта у детей с тяжелыми нарушениями речи, а также предупреждение, в ходе коррекционного обучения, возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

Задачи:

· своевременное выявление среди детей ДОУ, детей с речевой патологией;

· определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

· создание целостной и целенаправленной системы сохранения и укрепления здоровья детей;

· осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ;

· оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по образовательным, социальным и другим вопросам;

· правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи;

· организация, адекватной дефекту, коррекционной помощи детям-логопатам;

· профилактика речевых нарушений путем взаимодействия с родителями и всеми участниками педагогического процесса.

Годовой план не статичен по своему характеру и является открытым для внесения корректировок. Содержание работы и сроки реализации могут изменяться в зависимости от потребностей педагогов, родителей, индивидуальных особенностей психо-речевого развития детей ДОУ.

Содержание работы Дата Ответственный Отметка о выполнении
I. Организационно-методическая работа
1. Оформление речевых карт и индивидуальных планов работы на каждого ребѐнка Сентябрь Учитель – логопед
2. Составление циклограммы работы учителя – логопеда Сентябрь Учитель – логопед
3. Составление перспективного плана логопедической работы с детьми Сентябрь Учитель – логопед
4. Оформление журнала обследования речи детей, тетради для консультаций родителей, для взаимодействия с воспитателями, для индивидуальных занятий с детьми –логопатами Сентябрь Учитель – логопед
5 Участие в работе педагогического совета По плану работы ДОУ Учитель – логопед
6. Пополнение картотек методической литературы и игр В течение учебного года Учитель – логопед
7. Посещение открытых занятий в ДОУ По плану ДОУ Учитель – логопед
8. Подготовка необходимой документации для заседания ПМПк.

Оформление документации.

По графику Учитель – логопед
9. Проведение мониторинга речевого развития детей – логопатов Сентябрь

Май

Учитель – логопед
10. Составление отчѐта о проделанной работе с детьми-логопатами. Итоговый отчет. Май Учитель – логопед
II.
Коррекционно-развивающая логопедическая работа
1. Логопедическое обследование Сентябрь

Май

Учитель – логопед
2. Коррекционно-развивающая работа с детьми В течение учебного года Учитель – логопед
3. Проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической непосредственно образовательной деятельности В течение учебного года Учитель – логопед
4. Проведение подгрупповой и индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте, по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи детей старшей и подготовительной к школе групп В течение уч. года Учитель – логопед
III. Работа с воспитателями
1. Ознакомление воспитателей старшей и подготовительной к школе групп комбинированной направленности с результатами обследования, составление плана совместной работы на учебный год Сентябрь Учитель – логопед
2. Оформление консультаций для воспитателей старшей и подготовительной к школе групп комбинированной направленности:

1. Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи;

2. Фонематический слух- основа правильной речи.

Сентябрь

Март

Учитель – логопед
IV. Работа с родителями
1. Выступления на общих родительских собраниях..

Консультации для родителей:

1. Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения;

2. Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи;

3. Речевая подготовка детей к школе в семье.

В течение учебного года

Сентябрь

Январь

Апрель

Учитель – логопед
2. Проведение еженедельного консультирования для родителей во второй половине дня В течение учебного года Учитель – логопед
V. Оборудование логопедического кабинета
1. Пополнение пособий для развития просодической стороны речи В течение учебного года Учитель – логопед
2. Пополнение раздаточного материала предметными картинками по лексическим темам, лэпбуками В течение учебного года Учитель – логопед
3. Пополнение речевого материала по автоматизации звукопроизношения :

· Логопедическое лото

· Логопедическое домино

· Звуковые дорожки

· Картотеки свистящих, шипящих, сонорных звуков

В течение учебного года Учитель – логопед

Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе

В данном материале рассматриваются проблемы, которые возникают при работе учителя-логопеда с родителями. А так же отображены причины возникновения речевых нарушений, задачи, формы и принципы работы учителя-логопеда с родителями детей-логопатов. Предлагаю перспективное планирование работы школьного учителя-логопеда на весь учебный год.

Причины речевых нарушений у детей

С каждым годом увеличивается число детей, у которых наблюдаются речевые патологии. На консультациях родители задают вопросы о причинах их возникновения. А причиной речевых нарушений могут быть:

  • Внутриутробная патология;
  • Наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • Неблагоприятные роды и их последствия;
  • Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • Ребенок перенес стресс или испуг.

Рост речевых нарушений объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.

Особенности восприятия родителями речевых проблем у своих детей

Есть родители, которые не замечают у своего ребенка речевого нарушения, считают это особенностями детской речи.

В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, считают, что это «само пройдет», «в школе научат» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. Но такие дети, особенно в школьном возрасте, могут подвергаться насмешкам со стороны сверстников, что способствует формированию таких негативных черт характера, как обидчивость, замкнутость, негативизм к речи вообще.

Часто логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Есть родители, которые не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому необходимо установить тесное сотрудничество. Ведь формирование речи ребёнка происходит не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни.

Для логопеда очень важно грамотно и последовательно проводить работу с родителями, на протяжении всего коррекционно-образовательного процесса. Основная цель работы – добиться тесного взаимодействия учителя-логопеда с родителями для достижения успеха в коррекционной работе с детьми посредством многообразных форм совместной работы логопеда с родителями.

Задачи работы логопеда с родителями

Основными задачами работы логопеда с родителями являются:

  1. Информировать родителей о состоянии речи школьника, о негативных последствиях своевременно не устраненного речевого нарушения.
  2. Стимулировать их обращение за логопедической помощью.
  3. Вооружать родителей в процессе бесед и консультаций необходимыми знаниями и практическими умениями для домашних занятий с ребёнком.

Формы работы логопеда с семьей

Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в педагогике принято считать традиционными:

  • индивидуальные беседы;
  • консультации;
  • общие и групповые родительские собрания;
  • индивидуально-практические занятия с детьми в присутствии родителей;
  • наглядная пропаганда оформление педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д.;
  • анкетирование;
  • раздача памяток и буклетов для родителей.

Принципы работы логопеда с родителями

При работе с родителями логопед придерживается следующих принципов:

  • Принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу.
  • Принцип личностно-ориентированной педагогики;
  • Принцип приобщения родителей к коррекционно-педагогическому процессу через обследование, диагностику их детей.
  • Принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;
  • Принцип ведущей деятельности. В работе с родителями необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов.
  • Принцип систематической работы с ребёнком. Добиваться регулярного выполнения домашних заданий.

Только тесный контакт в работе учителя-логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений у детей, а значит и дальнейшему успешному школьному обучению.

Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе

При работе с родителями составляю перспективное планирование на весь учебный год.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда МБОУ СОШ №14 г. Кызыла с родителями на 2013-2014 учебный год.

МероприятияСрок проведения
Проведение индивидуальных бесед с родителями первоклассников для сбора анамнеза.1-15 сентября
Проведение индивидуальных бесед и консультаций для родителей со 2 по 4 классы.В течение года
Посещение родителями групповых, индивидуальных логопедических занятий.В течение года (по желанию родителей)
Ведение индивидуальных тетрадей детей по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка и т.д.В течение года
Проведение консультаций для родителей, дети которых не посещают логопедическую группу.В течение года
Рекомендации для родителей в виде буклетов, памяток и слоговых таблиц.В течение года
Совместная подготовка детей к дистанционным олимпиадам по русскому языку.В течение года
Участие родителей в работе ПМПК.Май
Анкеты для родителей о работе школьного логопункта.Май
Подведение итогов коррекционной работы, рекомендации на летний период.Май
Публикации на сайте логопедического кабинета.В течение года
Консультации для родителей в режиме он-лайн при помощи форума обратной связи на сайте логопедического кабинета.В течение года
Проведение тематических родительских собраний:
Родительское собрание в 1 классах на тему: «Роль логопедии в учебном процессе».Первая четверть
Родительское собрание во 2 классах на тему: «Что такое дисграфия?»Вторая четверть
Родительское собрание в1-2 классах на тему: «Кинезиологический комплекс упражнений, способствующий успеваемости школьников».В течение года (по запросу кл. руководителей)
Родительское собрание в 3 классах на тему: «Дисграфия и дислексия».Третья четверть
Родительское собрание в 1-3 классах на тему: «Речевое дыхание-основа жизни».В течение года (по запросу кл руководителей)
Родительское собрание в 4 классах на тему: «Профилактика нарушений письменной речи»Четвёртая четверть
Родительское собрание в 1-4 классах на тему: «Особенности развития речи у мальчиков и девочек».В течение года (по запросу кл. руководителей)
Собрание для родителей будущих первоклассников.Май
Афанасьева Ольга Николаевна, учитель-логопед, МБОУ СОШ №14 г. Кызыла Республики Тыва
  1. План работы учителя-логопеда с молодым специалистом
  2. Работа учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы
  3. План организационно-педагогической работы учителя-логопеда в средней группе
  4. Формы работы учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях школьного логопункта
  5. Годовой план работы учителя-логопеда СОШ

(3 понравилось, средний балл: 4,67 из 5)

Loading …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]