В данной статье мы рассмотрим ключевые понятии: «среда», «речь», «речевая среда».
Понятие «среда» рассматривается в разных областях наук. Нас, в первую очередь, интересует педагогическая его трактовка. У О.В.Дыбиной мы находим следующее определение — «среда — окружающее пространство или зона непосредственной активности индивида, в условиях которой происходит формирование и развитие личности».
Обратимся к рассмотрению понятия «речь». Л.А.Самусикова дает следующую трактовку: «речью является система используемых звуковых сигналов, письменных знаков и символов, применяемых для передачи, переработки и хранения какой-либо информации».
Понятие речевой среды
Речевая среда – это речь, которую воспринимает человек в естественных условиях: язык семьи, радио, телевидения, язык книг и т.д.
Речевая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Речевая среда окружает человека повсюду. Как личная, так и общественная жизнь подразумевает активное использование речи
Грамотная организация речевого окружения ребенка позволяет оказывать мощное воздействие воспитательного характера, которое направлено на развитие познавательных отношений, направленных не только на окружающий мир, но и на языковую систему, развивая этим базовые представления о родном языке и о родной речи.
Поэтому считается, что главным направлением повышения результативности подходов к формированию речи дошкольников является организация речевого окружения.
Речевая среда – это понятие, которое включает в себя очень много элементов. Сюда включаются все возможные языковые образцы, которые воспринимаются ребенком: не только общение людей вокруг, но и речь, звучащая по радио и телевидению.
Л.П. Федоренко ввел в научный оборот термин «развивающая речевая среда». Он подразумевал под этим понятием среду, которая активизирует процесс развития речевых коммуникаций. Это среда, которая раскрывает речевой потенциал детей. Она не возникает сама по себе, а является результатом целенаправленного последовательного действия, направленного на коммуникационное воздействие.
Речевая среда в детском саду – это речь, окружающая детей в пределах детского образовательного учреждения. К речевой среде можно отнести и целенаправленное воздействие на развитие речи, которое выражается в разных программных формах, применяемых педагогами.
Новорожденному необходимо общение
Может показаться странным, но речь начинает развиваться до рождения ребенка: ему слышен внутренний и наружный голос матери. Поэтому очень важно, чтобы этот голос нес только положительное начало — был спокойным и радостным.
В первые недели жизни малыш, никак не отвечая, внимательно прислушивается к речи. Затем начинает гулить, издавать короткие звуки, которые являются следствием взаимодействия с окружающим миром и людьми, позднее появляются эмоционально насыщенные звуки и лепетное говорение. Внимательное отношение со стороны взрослых к голосовым упражнениям новорожденного помогает формировать будущую коммуникабельность и потребность выражать свои мысли. Для родителей важно постоянно разговаривать с малышом, таким образом подготавливая его словарный запас.
Роль воспитателя в формировании речевой среды
Речь воспитателя – главное средство обучения и формирования дошкольников. Дидактические коммуникации являются основой речевой среды, которая может обладать большим потенциалом для развития речи детей.
Л.П. Федоренко разделяет речевую среду на две составляющие: это естественная коммуникативная среда, это свободные разговоры с ровесниками и это искусственная речевая среда. Рассмотрим все эти типы более подробно.
Естественная коммуникационная среда возникает без усилий педагога, сама по себе. Но при этом она оказывает воздействие на формирование способностей ребенка. Она оказывает положительное влияние на психическое развитие и на формирование речевых способностей.
Это происходит, если с ребенком общаются те, у кого правильно поставлена речь, кто реагирует на высказывания дошкольника и отвечает на детские вопросы. Но эта среда может быть и негативной, если взрослые не обращают внимания на высказывания ребенка, не общаются с ним. Часто у таких детей появляются речевые дефекты.
Сюда можно отнести не только общение с воспитателями и родителями, но и любое общение ребенка с людьми разного возраста.
1.3. Значение своевременного формирования речи для разностороннего воспитания и развития детей.
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение, для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Речь у ребенка развивается в процессе общения с окружающими. Потому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи, которая в своем развитии проходит определенные этапы: экспрессивно-мимический, предметно-действенный и речевой.
Основное значение речи в психическом развитии ребенка состоит в том, что она освобождает его от связанности ситуацией, сиюминутными событиями и открывает возможность действовать не только с вещами, но и с их заместителями — знаками, воплощенными в слове; раздвигает временную перспективу жизни малыша, позволяя ему обращаться в прошлое и будущее.
Речь помогает ребенку освободиться от «натуральности» в отношении к предметному миру: он начинает представать перед ним миром предметов человеческой культуры. Речь позволяет малышу знакомиться с ним не только посредством личного опыта, но и с помощью слова. Посредством речевого общения со взрослыми ребенок узнает о том, чего он сам непосредственно не воспринимал.
Своевременное развитие речи обеспечивает ребенку углубление и расширение взаимопонимания как с близкими, так и с посторонними взрослыми. Речь раздвигает рамки социального бытия ребенка. Через новое отношение к взрослому не только как к источнику тепла и заботы, но и как к образцу, носителю человеческой культуры, он выходит из узких рамок исключительно индивидуальных связей в более широкий мир человеческих взаимоотношений.
Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» — внеситуативно-познавательному общению. Появление речи перестраивает психические процессы и деятельность.
Она меняет характер восприятия ребенком окружающего: оно становится независимым от внешних положений предмета, от способа его предъявления. В этом возрасте дети узнают и называют изображения предметов, людей, животных на рисунках, фотографиях, в фильмах. Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка. Вначале малыш не умеет мыслить с помощью слов без опоры на наглядную ситуацию. Слова лишь сопровождают действие или констатируют его результат (например, увидев упавшую куклу, ребенок говорит: «Ляля упала»). На третьем году жизни речь его все больше освобождается от диктата наглядной ситуации. С помощью речи он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать. Теперь малыш может не только обсуждать конкретные действия с предметами или то, что он видит перед собой, но и рассказывать о своих переживаниях, вспоминать эпизоды из своей жизни, планировать будущие события. Постепенно речь становится основой становления произвольного поведения, начинает выполнять планирующую функцию. Например, ребенок сообщает маме, что он собирается построить гараж для машины, или рассказывает кукле о том, что они будут делать: «Сейчас сварю тебе суп, потом будем есть».Во многих ситуациях слово становится средством контроля и управления поведением. Например, двухлетний малыш, отправляясь выполнять поручение взрослого, повторяет сам . себе: «Я иду, мне надо идти». В другой ситуации, с трудом передвигая нагруженную игрушечную машину, он напряженно произносит: «Веди, веди, Коля».(3,292-297), (4,91-95), (5,131-136)
Свободная и искусственная речевая среда
Свободная речевая среда – это среда общения с ровесниками и педагогами. Коммуникации неизбежно возникают в режимные моменты детского сада. Во время прогулки, при бытовых занятиях, во время труда или игры – дети неизбежно общаются друг с другом.
Важно использовать весь игровой потенциал для формирования речи дошкольников.
Искусственная среда – это среда, которая организуется педагогом для достижения конкретных задач и с использованием определенных методик, методических средств. Это позволяет раскрыть весь формирующий потенциал и направить его в нужное русло.
Методические средства – это обучение. Под обучением подразумевается специально организованный процесс, протекающий систематически, чтобы дети могли приобрести определенные навыки речи.
Обучение подразумевает использование различных педагогических средств, таких как совместное чтение литературных произведений, знакомство с иллюстрациями в книгах, проведение бесед или занятий, совместные развлечения и праздники.
Среда, которая формирует речь ребенка – это то окружение, которое специально организовано для воздействия на разные речевые стороны развития дошкольника.
Эта среда организуется с определенной целью: наполнить окружающее предметное пространство теми компонентами, которые бы позитивно воздействовали на формирование детской речи.
Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых
Речь окружающих взрослых должна быть правильной, должна стать для ребёнка эталоном, так как навык речи формируется по подражанию, усвоение речевых эталонов происходит спонтанно. Поэтому, если взрослые в силу каких-либо обстоятельств неправильно произносят слова («пинжак» вместо «пиджак», «полотенец» вместо «полотенце», «похудала» вместо «похудела», «застегай» вместо «застёгивай»), неправильно ставят ударения в словах («пОняла» вместо «понялА», «созвОнимся» вместо «созвонИмся»), употребляют неправильные формы слова («ложить» вместо «класть»), то существует опасность усвоения ребёнком неправильного варианта речи, который со временем закрепится. По этим же причинам необходимо исключить «сюсюканье».
Общие требования, предъявляемые к речи взрослых, сводятся к следующему:
- речь чистая, без речевых нарушений;
- чёткое произнесение слов, с утрированной артикуляцией звуков, с выделением ударного слога;
- простые короткие фразы из 2 – 4 слова;
- частая повторяемость одних и тех же слов, словосочетаний, предложений;
- использование различных интонаций, различной силы голоса, правильная расстановка пауз.
Постепенное усложнение речевого общения
Постепенно уровень речевого общения ребёнка развивается и усложняется. Чтобы использовать эти новые возможности, необходимо постепенно менять уровень требований к речи малыша. Но важно, чтобы требования соответствовали уровню развития; вредно завышать (постоянное «Скажи!», «Повтори!») или занижать (немедленное исполнение любого желания) их. Организация специальных речевых игр и упражнений. Форма игры является наиболее эффективным методом обучения детей раннего возраста. Поэтому то, что было проговорено в ходе режимных моментов, можно закрепить в специально созданной игре, где главными героями будут разные куколки, солдатики, зверюшки.
Задачи речевой среды
Существуют следующие задачи организации речевой среды:
- дать возможность детям воспринимать чужую грамотную речь и наблюдать за ней;
- развитие представлений сенсорного характера;
- самостоятельная речевая активность дошкольника;
- комфортное эмоциональное состояние детей в процессе речевых коммуникаций;
- возможность у ребенка экспериментировать и наблюдать за языковой системой.
Существуют следующие компоненты, из которых состоит РРС: специальное оборудование, методика работы и речь воспитателя.
Таким образом, вслед за Л.П.Федоренко будем рассматривать речевую среду как среду, стимулирующую речевые коммуникации, среду, в которой развивающий потенциал не складывается стихийно, а носит планомерный и последовательный характер, направляет коммуникативную деятельность.
Похожие записи:
- Особенности создания речевой среды в дошкольной образовательной деятельности Создание речевой среды — особенности организации, почему важна хорошо организованная…
- Реализация условий проектирования развивающего образовательного пространства средствами современных игровых технологий Условия проектирования образовательного пространства в детском саду посредством игровых технологий….
- Педагогические условия создания речевой среды в подготовительной группе детского сада Условия создания речевой среды в ДОУ. Приемы и методы организации…
- Обучение детей грамоте — методы и приемы Обучение грамоте в процессе игровой деятельности — игровые ситуации, дидактические…
Факторы, определяющие необходимость изменения образовательной программы
- Направленность системы воспитательной работы школы на формирование петербуржца: с высоким уровнем речевой культуры в первую очередь связывается образ интеллигента, истинного петербуржца.
- Состояние современной речевой и языковой среды, характеризующейся исследователями в этой области как среды, для которой свойственны противоречивые тенденции: с одной стороны, субстандартизация, люмпенизация, проявляющаяся в неоправданном использовании варваризмов, жаргонизмов, просторечной лексики и т.д., а с другой стороны, увеличением личностного начала в речи, неприятием бюрократического языка, поисками новых средств выразительности и образности речи, спонтанностью речи не только при непосредственном общении, но и в ситуации устного публичного выступления, что требует высокого уровня владения речевыми умениями.
- Расхождение критериальных норм хорошей и правильной речи у различных групп населения, что может проявиться и в расхождении критериальных норм участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей-предметников и учителей русского языка и литературы.
- Актуальность поиска решения проблем, связанных с развитием языка и речи в постиндустриальном информационном обществе; обществе, в котором функционируют не личности, а социальные роли, что приводит к значительному упрощению речевых ситуаций и используемых языковых формул и – как следствие – к упрощению картины мира в целом.
- Неоднородность состава учащихся. В соответствии с существующим законодательством, в школу, в заявительном порядке, могут быть приняты все желающие. Местонахождение школы (район, преимущественно застроенный в дореволюционную эпоху, обилие коммунальных квартир, массовое переселение в 70-80-х годах петербургской интеллигенции в «спальные» районы) в значительной степени определило её сегодняшний контингент. Другая серьёзная проблема, определяющая контингент учащихся, – это территориальная близость гимназий с похожими образовательными программами и необходимость выживания в условиях конкурентной борьбы.
- Отсутствием в образовательной программе продуманных методов осуществления преемственности в работе младшей, основной общей и средней (полной) школой.
Создание развивающей речевой среды возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива, коллективного педагогического субъекта, взаимосвязи между членами которого имеют два основных проявления:
- преемственность педагогов начальной, средней и старшей школы;
- взаимодействие учителей-предметников разных методических объединений.