Риторика Средневековья (общие положения и характеристика одного из представителей).


Средневековая риторика

В Средние века сохраняется статус риторики как одного из компонентов тривия (эта система была заимствована Средневековьем у античности). Основным содержанием курса риторики было учение о жанрах речи, опиравшееся в основном на идеи античного поэта Горация, учение о стилях, которое было разработано Вергилием, а также учение о фигурах.

Появление в ряду объектов риторики жанра было не случайным, поскольку от античности Средневековье заимствовало и представление о четких границах между различными типами речи. В связи с этим даже такой раздел риторики, как изобретение, переосмысляется: в Средние века он воспринимается не столько как поиск мыслей, сколько как поиск подходящего жанра.

В повышении роли стиля сыграло роль также то, что риторика все больше и больше поворачивается в сторону художественной литературы. Учение о стилях приписывалось Вергилию, который якобы изобрел «колесо», на котором схематически были представлены различные стили. При этом стили привязывались к определенным литературным произведениям: высокому стилю соответствовала «Энеида», среднему — «Георгики», низкому — «Буколики». Очевидно, что эта схема делала обязательной ориентацию на художественные, а не ораторские тексты.

Можно отметить следующие особенности средневековой риторики. 1. На первый план выходит гомилетика — искусство церковной проповеди. Кроме того, на первый план выступает также академическое красноречие. Конфронтацион-ное красноречие, тесно связанное с судебными разбирательствами и государственной деятельностью, отходит на второй план.

Между красноречием, которое формируется в Средние века, и красноречием античности есть существенная разница. В античности риторика была тесно связана с необходимостью переубеждать, доказывать то, что противоположная сторона по каким-то причинам не желает признать. В Средние века эта функция риторики отступает на второй план. Нельзя сказать, что гомилетика совершенно не предполагает убеждения: чтобы вынудить людей следовать заповедям и требованиям церкви, необходимо объяснить им, почему это необходимо. Однако принципиальным оказывается то, что фактически в ситуации произнесения проповеди мы имеем дело не с противостоящими точками зрения, а с противопоставлением знания и незнания или даже с простым предписанием. Относительный упадок в полемическом красноречии существенно изменил облик риторики.

2. В Средние века продолжается разработка вопросов, связанных с разграничением тропов и фигур, а также с описанием их разновидностей. Поэзия в Средние века во многом развивалась в направлении освоения этих образных средств. В частности, в XV веке расцвета достигла школа так называемых поэтов-риториков, основным признаком которого было активное (и осознанное) использование фигур и тропов и вообще разного рода средств повышения смысловой и эстетической насыщенности текста.

Впрочем, количество работ, посвященных этим вопросам, гораздо меньше, чем античных. Одним из наиболее ярких проявлений стало сочинение Беды Достопочтенного «Книга о тропах и фигурах». К другим заметным представителям риторики раннего Средневековья принадлежат Исидор Севильский и Юлий Руфиний. Еще одно важное риторическое сочинение того времени — это трактат «О тропах» византийского автора Георгия Хе-робоска, созданный в IV или V веках н. э. Эта работа важна потому, что она была переведена на русский язык и вошла в состав «Изборника Святослава» (1073 г.) Фактически этот трактат был первой риторической работой, переведенной на русский язык. Хотя после этого проблемы риторики не привлекали внимание русских на протяжении длительного времени, именно с момента появления «Изборника Святослава» можно начинать историю русской риторики.

В период позднего Средневековья были созданы такие риторические трактаты, как «Риторика» Филиппа Меланхтона (переведена на русский язык в 1620 г.), «Риторическое искусство» и «Риторический комментарий, или Наставление ораторам» Герхарда Фосса, а также риторические сочинения Юлия Цезаря Скалигера.

3. В Средние века в целом продолжается процесс «вырождения» риторики, которая из практически ориентированной дисциплины постепенно превращается в школьный предмет, оторванный от реальных нужд общения. Наиболее ярко этот процесс дал о себе знать в эпоху Возрождения, когда произошел ряд очень важных изменений в культурной жизни.

Численность пользователей «ВКонтакте» сравнима с населением целой страны. И не удивительно, что некоторые группы в этой социальной сети обрели поистине ошеломляющую популярность, побив рекорды посещаемости многих популярных сайтов. Более того, создать и раскрутить группу «ВКонтакте» порой гораздо легче, чем автономный сайт. Вот только не каждому удается быстро набрать посещаемость и число подписчиков в своем сообществе.

Для начала нужно определить целевую аудиторию группы

. Аудиокниги по бизнесу вряд ли заинтересуют школьниц 14-15 лет, а группы с «ванильными» цитатами и статусами вряд ли привлекут взрослых людей. Основная ошибка администраторов сообществ состоит в том, что они продвигают группы не в своем сегменте социальной сети.

Группу нужно регулярно обновлять

, добавляя уникальный и интересный пользователям контент. Чем чаще будут добавляться посты на стену, тем лояльнее будут относиться пользователи к группе. А интересные посты вполне могут быть отправлены на стену пользователю с помощью функции «Рассказать друзьям», что привлечет в группу дополнительный поток посетителей.

Прежде чем рекламировать группу, можно создать внутри нее искусственную активность

. Для этого можно зарегистрировать или
купить 10-20 «фэйковых» аккаунтов
, добавить их в группу и развивать с них обсуждения, комментировать записи и ставить «Мне нравится». Живые пользователи очень неактивно добавляются в «мертвые» группы, но увидев «живую» активность на стене, добавляются, не раздумывая.

Купить подписчиков в группу, а также лайки и перепосты ВКонтакте можно на следующих сайтах:

  • v-like.ru
    — раскрутка групп ВКонтакте;
  • vkserfing.ru
    — система активной раскрутки и заработка в социальных сетях;
  • vktarget.ru
    — сервис по рекламе в социальных сетях, где каждый может заработать деньги или привлечь новую аудиторию.

Можно добавить в группу аккаунты-боты, не более 1000 штук. Среднестатистический пользователь «ВКонтакте», попав в интересующую его группу, в первую очередь смотрит на число участников. Если их мало, то пользователь скорее всего уйдет из группы в поисках более населенного сообщества, посчитав ее несерьезной или заброшенной. Заказать вступление ботов в группу можно на специальных форумах и группах. Обойдется это примерно в 100-200 рублей, в зависимости от качества аккаунтов.

«ВКонтакте» много групп по взаимопиару

. Стоит найти группы, которые согласны на взаимную рекламу с целью привлечения подписчиков, и договориться об условиях сотрудничества. Однако стоит сразу обратить внимание на следующее: 1. Не стоит искать публичные страницы с аудиторией, не подходящей под тематику вашего сообщества. Если развивается группа о мотоциклах, вряд ли большое количество заинтересованных подписчиков найдётся в группах про косметику и прически. 2. Не стоит делать взаимную рекламу одновременно. Можно доовориться с администратором сообщества, что реклама его группы появится через несколько постов, а то и через пару дней.

Теги.

Появление тегов «ВКонтакте» значительно упростило поиск необходимой информации, а правильное их использование является одним из незаметных, но ключевых способов рекламы группы. Если группа об актерах, можно использовать тег с именем актёра над постами с фотографиями. Если группа является интернет-магазином, можно использовать такие теги, как «скидки», «распродажа», «новинки» и т.д. Однако не стоит увлекаться и прописывать по несколько тегов одновременно — это заметно снизит интерес к группе. Для того чтобы добавить к посту тег на сайте «ВКонтакте», необходимо поставить значок «#», а после него написать необходимое слово или словосочетание. Важно отметить, что в тегах нельзя использовать пробел, можно заменить его подчеркиванием или слитным написанием слов, но с использованием прописных букв.

Еще один эффективный, но довольно дорогостоящий метод — заказ контекстной рекламы от сайта «ВКонтакте». При создании рекламной кампании нужно придумать завлекающий текст объявления, который будет отражать тематику группы, загрузить картинку и назначить цену перехода по ссылке. Чем выше цена клика, тем больше посетителей за единицу времени переходят. А если раскручивается действительно интересная и качественная группа, то посетители будут превращаться в участников.

Не стоит перебарщивать с ботами. Группа может оказаться забаненной администрацией «ВКонтакте», если число ботов будет сравнимо с числом реальных участников. Поэтому после того, как в группу вступит хотя бы 3000-5000 реальных человек, нужно почистить состав и удалить всех участников с серой собакой на аватаре.

Полезный совет

Не стоит применять спам в качестве метода раскрутки группы. Пользователи могут пожаловаться администрации на надоевшее объявление, и группа автоматически будет заблокирована.

Источники:

  • kakprosto.ru — статья «Как быстро раскрутить группу»;
  • kakprosto.ru — статья «Как бесплатно развить группу «Вконтакте».

Дополнительно на Генон:

  • Как удалить свою группу «Вконтакте»?
  • Кто такой Павел Дуров?

Развитие риторики в средние века и эпоху возрождения

В Средние века церковь становится законодательницей во всех сферах жизни: в идеологии, политике, экономике. Идеи, положения, не подходящие под церковные каноны, не имели права на жизнь. В таких условиях не могла развиваться живая, свободная мысль.

Духовная жизнь общества пришла в упадок, что сказалось и на развитии риторики. В Средние века в ней ведущим становится искусство церковной проповеди (гомилетика). Если сравнить античное красноречие с ораторским искусством в Средние века, то можно увидеть существенную разницу между ними.

Античная риторика связана с искусством убеждения, доказательством спорных идей. В Средневековье сохраняется лишь внешняя форма риторики. Гомилетика обладает искусством убеждения, но проповедь никогда не предполагает противоположные точки зрения на предмет высказывания, она связана со знанием и постижением церковных постулатов, с внушением, а не с убеждением.

Толкование библейских мифов, религиозных догматов, канонов священной истории — главные задачи гомилетики как науки о христианском церковном проповедничестве. Всемирно известны имена знаменитых религиозных проповедников Средневековья Василия Великого, Иоанна Златоуста, Августина Блаженного. Одновременно с ними выступали Исидор Севильский, Беда Достопочтенный — автор сочинения «Книга о тропах и фигурах».

Следует отметить, что и поэзия в Средние века развивалась под влиянием этого произведения. В ХIV в. популярной была школа поэтов-риториков. Они осознанно вводили фигуры и тропы в свои поэтические тексты. Эстетическая и смысловая сторона стихотворения не мыслилась без «цветов красноречия».

С появлением средневековых университетов в ХI—ХII вв. зарождается университетское красноречие. Именно в этот период возникло само слово лекция. Латинское слово legere означает «читать», lectio — «чтение». Профессора читали лекции по большим рукописным книгам в тяжелых переплетах. Книги были редкими и дорогими, они часто приковывались к кафедре цепями. Читать книги имел право только профессор. Задача ученого состояла в комментировании прочитанного текста.

Конечно, и университетское красноречие не было свободным от церковного влияния. Религиозная философия, схоластика (от греч. scholastikos — школьный, ученый) занимала ведущее положение в нау- ке. Надежной опорой для схоластики служили церковные авторитеты.

«Священное писание» — вот источник, из которого схоласты черпали свои доказательства. При этом они пренебрегали опытными данными, фактами. Достаточно познакомиться с сочинениями богослова XIII в. Фомы Аквинского, чтобы представить сущность схоластики. Всякое познание, по мнению Фомы Аквинского, является грехом, если только оно не имеет своей целью познание Бога.

Наука Средневековья не могла освободиться от богословских постулатов. Отсюда своеобразные критерии эрудиции ученого: знание большого числа цитат, умение изъясняться на латинском языке. Схоластическая риторика также оказалась в заколдованном кругу догматизма, начетничества, церковных канонов. Риторика «вырождается», становится школьной дисциплиной, оторванной от реального общения.

Эпоха Возрождения стала временем открытия человека как личности. Гуманисты Ренессанса провозгласили «универсальность человека» — идеал, отличающий это время от средневекового с его идеалом «праведника», «аскета» или «рыцаря». Достаточно сравнить названия сочинений разных эпох: средневекового трактата «Об убожестве состояния человеческого» (1195) кардинала Лотаря и трактатов «О достоинстве и великолепии человека» (1452) Д. Манетти или «Речи о достоинстве человека» (1487) Пико делла Мирандола.

Эти заглавия убедительно говорят о совершенно разной оценке человеческих возможностей. В речи «О достоинстве человека» мыслитель обосновывает учение о свободе воли. Свобода воли есть не что иное, как проявление свободы мыслительно-словесной способности человека. Автор утверждает, что философия и красноречие, как и в античные времена, составляют неразрывное единство.

Под знаком идей Платона, Аристотеля, Цицерона формируются гуманистические взгляды Ренессанса. Гуманисты Возрождения были убеждены, что возможности человеческого познания беспредельны, что разум человека «сопричастен божественному разуму», а сам человек «является как бы смертным богом».

Успехи наук, естествознания, техники, искусства, великие научные открытия эпохи и изобретения были причиной такого гуманистического оптимизма. В эпоху Возрождения ценятся такие качества человека, как честь, достоинство, добродетель, знание. Гуманитарные науки становятся главным «знанием».

Итальянские гуманисты прославляли владение греческим и латинским языками, знакомили с сочинениями античных авторов. Литературным языком Запада и интернациональ- ным языком науки в XV—XVI вв. становится латынь.

Идея обновления словесности, предложенная гуманистами Возрождения, побуждала ораторов найти в своем языке риторические возможности, усвоить богатый опыт античных авторов. Это было время становления национальных языков. Начиная с трактата Данте «О народном красноречии», стали появляться манифесты в защиту родного языка.

Античные жанры — ода, гимн, элегия и эпическая поэма — надолго воцарятся в поэзии Возрождения. Общим источником, питающим все многообразие поэзии Возрождения, можно считать риторику. Классическими образцами риторического искусства являются монологи Гамлета, Джульетты, короля Лира. Важно, что художественная проза и поэзия способствовали повышению речевой культуры, усиливали чуткость к звучащему слову, содействовали разработке ораторского стиля.

Риторика Средневековья (общие положения и характеристика одного из представителей).

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 13Следующая ⇒

Риторика — наука об искусстве красноречия — существует с древнейших времен и занимает важное место в культуре, соединяя богатую историческую традицию и практические рекомендации для всех желающих говорить красиво, точно и убедительно.

Главной особенностью средневековой эпохи является её глубокая и очень сложная взаимосвязь с религией. В средние века церковь была самым крупным феодальным землевладельцем. Она занимала господствующие положения в экономике, политике, идеологии. Религия служила оправданию и укреплению феодального строя. Богословию были подчинены все социальные институты, философия, наука, образование искусство. Идеи, не согласуемые с учением церкви, не признавались, всякая живая, свободная мысль подавлялась. Это тормозило, сдерживало развитие духовной жизни средневекового общества. Система религиозного мировоззрения наложила свой отпечаток на все достижения того времени, в том числе и на ораторское искусство.

Как справедливо писал А.Г. Тимофеев в своих «Очерках по истории красноречия», «средневековое красноречие не могло обладать творческой силой истинного искусства, но оно должно было оставаться на почве чистой риторики, жить одной внешней формой, в причудливой обработке которой тогда видели сущность красноречия. Оратору не было места в государственной жизни». Основным видом было духовное красноречие, которое стало мощным инструментом церкви по защите и укреплению своих позиций и сильным средством воздействия на народные массы.

Служители церкви должны были пересказывать церковные догматы, толковать библейские легенды, воспитывать прихожан в духе смирения и покорности. Основным методом влияния на слушателей становится не убеждение, а внушение. Начинает развиваться гомилетика – наука о христианском церковном проповедничестве.

С появлением средневековых университетов в XI – XII веках зарождается университетское красноречие, которое тоже не могло развиваться свободно от церкви. Господствующее положение в науке занимала схоластика (от греч. Scholastikos – школьный, ученый), религиозная философия. Наиболее характерными чертами её было стремление опираться на «авторитеты», главным образом церковные, и полное пренебрежение к опыту. Свои доказательства схоласты черпали, прежде всего, из «священного писания».

Самое яркое выражение схоластика нашла в сочинениях католического богослова XIII в. Фомы Аквинского, заявлявшего, что всякое познание является грехом, если только оно не имеет своей целью познание Бога.

Как отмечают исследователи, наука находилась в заколдованном кругу авторитета и традиций. Важным признаком учености являлось знание латинского языка, умение использовать в своей речи латинские слова и выражения.

Лекции в университетах читались профессорами по большим рукописным книгам в тяжелых переплетах. Книгопечатания тогда ещё не было, поэтому, чтобы сохранить книги, их нередко приковывали к кафедре цепями. Задача лектора состояла в комментировании студентами прочитанного текста.

Догматизм, цитатничество, начетничество, а также погоня за внешней формой, игра логическими понятиями становятся основными приемами схоластической риторики.

В теоретическом смысле средневековая риторика почти ничего не прибавляет к античным разработкам, держится правил Аристотеля и поздних теоретиков (на Западе — Цицерона) и лишь перерабатывает их в расчёте преимущественно на сочинение писем (посланий) и проповедей. Повсеместно происходит ужесточение требований к соблюдению этих правил.

Уже к IV веку сфера действия риторических норм совпала с самим понятием литературы: в латинской литературе средних веков риторика заменяет поэтику, прочно забытую средневековой традицией.

Создание произведения, в свою очередь, подразделялось на три части или ступени (три главных элемента из пяти в античном списке).

1. Инвенция (лат. inventio), есть собственно нахождение идей как творческий процесс. Она извлекает из предмета весь его идейный потенциал. Она предполагает наличие у автора соответствующего таланта, но сама по себе является чисто техническим приемом

2. Диспозиция (лат. dispositio), предписание порядка расположения частей. Средневековая риторика никогда всерьез не занималась проблемой органичного сочетания частей. Она ограничивается несколькими эмпирическими и самыми общими предписаниями, определяя скорее некий эстетический идеал, нежели способы его достижения.

3. Элокуция (лат. elocutio), облекает «идеи» в языковую форму. Она служила чем-то вроде нормативной стилистики и подразделялась на целый ряд частей; наиболее разработана из них та, что посвящена, украшению, украшенному слогу то есть преимущественно теории риторических фигур.

Оценивая состояние риторики в средние века, нужно сказать, что она страдает тем же главным пороком, что и античная. Ее рецепты не дают закономерного эффекта на практике. «Добросовестные ученики» по-прежнему спрашивают: почему успех достигается только очень талантливым или очень хитрым оратором (они могли бы обойтись и без риторики!), в то время как обыкновенные честные люди (даже с ее помощью) не могут увлечь за собой своих слушателей. Однако в эту эпоху авторитет риторики еще высок: жизнь не предъявляет к ней особенно больших требований, ибо на смену античному миру, знавшему по преимуществу конфронтационное, судебное и парламентское красноречие, не связанное с противостоянием коммуникативных установок, а носящее преимущественно коммуникативный или информационный характер, риторика все больше растворяется в искусстве произносить проповеди — гомилетике, и, естественно, ее авторитет поддерживается мощным авторитетом церкви.

2. Иоанн Златоуст (347 – 407 гг.)

Одним из крупнейших ранневизантийских писателей был Иоанн Златоуст, подобно многим своим современникам органически соединивший в себе античного ритора и христианского богослова.

Златоуст родился и вырос в сирийском городе Антиохия, крупном культурном центре Восточной Римской империи, где скрещивались традиции самых разных народов. Мать Златоуста Анфуса была просвещённейшей женщиной эпохи, она дала сыну прекрасное домашнее образование. Риторике Иоанн обучался в школе известного оратора Ливания (314 — около 393). Недолгое время Златоуст пробыл адвокатом, что позволило ему в подробностях изучить нравы и обычаи антиохийского света, в который он стал вхож по роду деятельности.

По возвращении в Антиохию Иоанн в 381 г. принимает сан диакона и начинает выступать с проповедями, собирая обширную аудиторию. В 398 г. Златоуста назначают архиепископом Константинополя.

Его обличительные проповеди и призыв к скромному образу жизни вызвали ненависть двора и состоятельных граждан. Резкость, нетерпимость, воинственность — важные черты характера Златоуста, прекрасно чувствующиеся в напряжённом языке его речей тоже сыграли свою роль. Иоанн высказывал отрицательное отношение и к широко тогда распространённому рабству, которое считал плодом насилия, войн и греха.

По пути в последнюю ссылку Иоанн умирает. Среди византийских ценителей красноречия Иоанн Златоуст прославился как мастер слова, а в Православной церкви необычайно велик его авторитет как святителя и толкователя Священного Писания. Через 100 лет после кончины этот церковный писатель получил прозвание Златоуст (по-гречески Хрисостом). В риторических школах оно присваивалось лишь тем, кто в совершенстве овладел всеми тонкостями построения и словесной отделки речей, равно как и искусством их произнесения.

3. Беда Достопочтенный (673 – 735 гг.)

Он родился поблизости от монастыря Уэармут, в семилетнем возрасте был отдан туда на воспитание, переведен в соседний монастырь Джэрроу вскоре после его основания в 691 г. и там принял монашество. Около 692 г. рукоположен в диаконы, в 703 г. — в священники. Известно, что он посещал монастырь в Линдисфарне и, возможно, путешествовал до самого Йорка. Однако, по его собственным словам, всю жизнь он провел в Джэерроу. Он писал: «Отдав все время своей жизни этому монастырю, я всецело предался изучению Священного писания и, соблюдая монашеское правило и ежедневные службы в храме, всегда находил отраду в том, чтобы учиться самому, учить других и писать».

Беда как писатель и историк имеет, пожалуй, немало прототипов и последователей, но не имеет аналога в западноевропейской культуре. Фигура Бэды и по сей день возвышается над многими его предшественниками и учениками, привлекая своим неповторимым своеобразием.

Беде принадлежит около сорока работ, которые в совокупности составляют нечто вроде энциклопедии. Двадцать пять из них содержат библейские комментарии, охватывающие большинство книг Ветхого и Нового заветов, а также апокрифы. Остальные включают жития святых и мучеников.

Бэда скончался накануне праздника Вознесения Господня, когда была отслужена вечерня. Есть свидетельства, что еще не так давно в Англии существовал его культ. Неподалеку от места его рождения в Манктоне находится почитавшийся чудотворным «колодец Бэды», куда вплоть до конца XVIII в. местные жители приносили на исцеление больных детей.

Последний титул, закрепившийся за Бэдой вскоре после его смерти, принято переводить как Достопочтенный (Baeda Venerabilis), но он может иметь и другой перевод, который, на наш взгляд, естественнее звучит по-русски, — Преподобный.

⇐ Предыдущая8Следующая ⇒

Поиск по сайту:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]