Речевая карта на основе картинного материала «Альбома логопеда» Иншаковой О. Б. для старшей-подготовительной группы


Картотека

Картотека служит для управления карточками детей, которые прошли или будут проходить тестирование. Чтобы перейти в картотеку необходимо кликнуть левой кнопкой мыши на вкладке «Картотека» в верхней части окна программы. В карточке пользователя хранятся все результаты тестирований, основные данные, а также динамика. В карточку можно внести вручную ответы с бланков тестирования. Результаты тестов, которые были пройдены в программе, сохраняются автоматически.

Технические требования

  • DVD привод встроенный или внешний
  • Операционная система Windows 7, 8,10 и выше
  • Офисный пакет (Word, Excel) с активной лицензией для редактирования отчетов
  • Наличие локальной сети в классе для сетевых версий ПО

Программа может быть установлена на любое количество компьютеров, но запускаться будет только при наличии диска в DVD приводе.

Обращаем ваше внимание, что данный товар предназначен для использования в немедицинских целях в рамках предоставления социально-психологических, социально-педагогических услуг при проведении занятий психолого-педагогической коррекции. Товар не предназначен для использования в медицинских целях, либо для оказания медицинских услуг.

Исследование звукопроизношения по «Альбому для логопеда Иншаковой».

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

1 — Андрей

2 — Алена

3 — Света

Сколесо сосна нос1 — калето, тотна, нот 2 — колесо, сосна, нос 3 — колефо, фофна, ноф
ссирень письмо гусь1 — тирень, питьмо, гуть 2 — сидень, письмо, гусь 3 — фирень, пифьмо, гуфь
3замок коза звезда1 — замок, коза, звезда 2 — замок, коза, звезда 3 — замок, коза, звезда
3земляника газета1 — земяниа, газета 2 — земляника, газета 3 — замяника, газета
шшапка кошка мышка1 — шапк, коша, мыша 2 — шапка, кошка, мышка 3 — фапка, кофка, мыфка

1- Андрей

1 — Алена

2 — Света

Сколесо сосна нос1 — калето, тотна, нот 2 — колесо, сосна, нос 3 — колефо, фофна, ноф
С ’сирень письмо гусь1 — тирень, питьмо, гуть 2 — сидень, письмо, гусь 3 — фирень, пифьмо, гуфь
3’замок коза звезда1 — замок, коза, звезда 2 — замок, коза, звезда 3 — замок, коза, звезда
Зземляника газета1 — земяниа, газета 2 — земляника, газета 3 — замяника, газета
шшапка кошка мышка1 — шапк, коша, мыша 2 — шапка, кошка, мышка 3 — фапка, кофка, мыфка
щщетка ящик плащ1 — тета, яти, плать 2 — щетка, ящик, плащ 3 — фета, яфи,плаф
ллодка пила стол1 — лодка, пила, стол 2 — лодка, пила, стол 3 — фтол, лода, пила
ллента свирель туфли1 — лента, твире, туфли 2 — лента, свидель, туфли 3 — лена, фирель, туфли
ррука корова топор1 — рука, корова, топор 2 — дука, кодова, топор 3 — рука, короа, топор
р’редиска веревка дверь1 — редита, верева, терь 2 — дедиска, ведевка, дверь 3 — редифа, верева, —

На основе исследований были сделаны заключения в виде таблиц и диаграмм (см. приложение №1). Из них видно, что фонематический слух не развит, словарный запас очень беден и нарушение звукопроизношения. Также из результатов исследования видно, что у всех детей наблюдается большой запас существительных, но присутствуют большие проблемы со знанием других частей речи в разной степени. Но у всех испытуемых существует основная проблема: незнание числительных (дети практически незнают данной части речи). Несмотря на все отклонения в развитии этих детей они легко вступают в контакт, как с взрослыми, так и с детьми. Хорошо понимают обращенную к ним речь, но на бытовом уровне.

Заключение.

Целью работы являлось исследование уровня развития речи у умственно отсталых дошкольников в процессе игровой деятельности. А задачами раскрытие психолого-педагогической характеристики, а также раскрытие особенностей речевого развития и специфики игровой деятельностии проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня речевого развития умственно отсталых дошкольников. Цель и задачи раскрыты в теоретической и практической частях курсовой работы. В первой главе

рассматривается психолого-педагогическая характеристика дошкольника с умственной отсталостью, понятия, причины и формы умственной отсталости, особенности психического и физического развития детей с умственной отсталостью. Еще рассматривается множество определений умственной отсталости и более правильное и обобщенное автор считает следующее:

Умственная отсталость

– это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Сложная структура обусловлена, прежде всего, первичным нарушением, непосредственно возникшим под болезнетворным влиянием, а за тем уже вторичными отклонениями. О том, что существует множество классификаций умственной отсталости. И что при психическом развитии происходит стойкое нарушение многих функций организма. И что на физическое развитие оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствие заболевания, вторичное нарушение. И, несмотря на то, что умственная отсталость – явление необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. Постепенность и доступность дидактических материалов при занятиями физическими упражнениями создает предпосылки для овладевания детьми разнообразных умений для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка.

А также рассматриваются особенности речевого развития и игровой деятельности умственно отсталых дошкольников. Говорится о том, что умственно отсталый ребенок отстает в развитии речи уже с первых месяцев жизни. В дальнейшем это отставание еще более прогрессирует. И к началу дошкольного возраста у ребенка не сформированы предпосылки речевого развития: предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, не сформирован фонетический слух, плохо развит артикуляционный аппарат. Многие умственно отсталые дети не начинают говорить не только к дошкольному возрасту, но и к четырем – пяти годам. А также, что у ребенка с умственной отсталостью, как слуховое различие, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже. Речь его скудна и неправильна. И что одной из основных причин, обусловивших такое состояние, является слабость замыкательной коры, медленная выработка новых дифференцировочных условных связей во всех анализаторах.

Также говорится о том, что игровая деятельность является основным видом деятельности детей в дошкольном возрасте и содержит в себе все тенденции развития; она источник развития и создатель зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего типа. Также было установлено, что важнейшие стороны психики, в частности формирование личности ребенка, развиваются преимущественно в игре. Благодаря ней в сознании дошкольника выделяются и осмысливаются социально принятые этические нормы поведения, формируется основной движущий мотив личностного развития — быть как взрослый. В игре развивается новая форма мотивов, происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных, аффектно окрашенных непосредственных намерений.

Исследования советских психологов и педагогов позволили выявить зависимость между игрой ребенка и его умственным развитием.

И на основе теоретических исследований был проведен констатирующий эксперимент, который был описан во второй главе курсовой работы. Там описывается эмпирическая база исследования и дана характеристика испытуемых. Далее идет описание самого эксперимента и его результатов. Говорится о том, что фонематический слух не развит, словарный запас очень беден и нарушение звукопроизношения. Также в эксперименте нужно было доказать гипотезу: если исследовать уровень развития речи у умственно отсталых дошкольников, то можно определить пути коррекции с помощью игровых упражнений. В результате проведения эксперимента был выявлен уровень развития речи умственно отсталых дошкольников. И благодаря результатам исследования теперь уже можно определять пути коррекции с помощью игровых упражнений. Таким образом, гипотеза доказана.

Автор курсовой работы в процессе изучения данной проблемы узнал для себя много нового и интересного: узнал, что такое умственная отсталость и ее понятия, причины и формы развития, про психологию дошкольников, про их речевое развитие и про специфику игровой деятельности умственно отсталых дошкольников. Также автор научился проводить констатирующий эксперимент и описывать эмпирическую базу исследования.

Список литературы.

1..Вайзман Н.П.

Психомоторика умственно отсталых детей. – М.: Аграф,1997.

2.Венгер Л.А.

Восприятие и обучение (дошкольный возраст) – М., 1969.

3.Винарская Е.Н.

Раннее речевое развитие ребенка и проблема дефектологии – М., 1979.

4.Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – М., МГПИ им. Ленина, 1980.

5.Воспитание и обучение детей в вспомогательной школе: Пособие для учителя./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа – Пресс, 1994.

6.Выгодская Г.Л., Соколова Н.Д.

Об игровых действиях умственно отсталых детей. –

« Дефектология» , 1974, №5

7.Гусева Г.М.

Методические разработки по основам специальной дошкольной педагогики. – М. 1983.

8.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н.

Формирование связной речи у детей олигофренов. – М. 1983.

9.Забрамская С.Д.

Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М. Просвещение. 1995

10..Катаева А.А., Стребелева А.Е.

Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., « Бук – Мастер», 1993.

11.Катаева (Венгер) А.А., Давыдова С.Н.

Обучение умственно отсталых дошкольников в игровой форме с использованием показа и словесной инструкции. – М., « Дефектология», 1976, №1

12.Катаева А.А.

Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста. – М., 1983.

13.Коррекционная педагогика: Основы обучения воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие под ред. Б.Н. Пузанова. – М., Издательский , 1999.

14.Лернер Д.

Олигофренопедагогика. – Пристон, 1993.

15.Логопедия. Учебное пособие под ред. Б.Н. Пузанова. – М., Издательский , 1999.

16.Марциновская Е.Н.

Значение предметно – практической деятельности для обучения и воспитания аномальных дошкольников. – М., « Дефектология », 1982, №3

17.Морозова Н.Г.

Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М.,1969.

18.Малер А.Р.

Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 1996.

19.Мухина В.С.

Нарушение речи у дошкольников. – М., Просвещение, 1969.

20.Непомнящая Н.И.

Роль дошкольного возраста в психологическом развитии ребенка//Дошкольное воспитание. – 1979. — №7

21.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации/Под. Ред. Л.Б. Баряевой и др. – Псков, 1999.

22.Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатком слуха и интеллекта: Сб. науч. Тр. – М., 1988.

23.Программа обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста//Дефектология. – 1986. — №6

24. Психологический словарь/Под. Ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца и др., научно – исследовательский институт общей педагогической психологии Академ. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, — 1983.

25.Рубинштейн С.Я.

Психология умственно отсталого дошкольника. – М.: Просвещение, 1986.

26.Трубникова Н.М. Практическая логопедия: Учебно-методическое пособие/Урал. Гос. Пед. Университет. – Екатеринбург. 2002

27.Шишкова О.Б. Альбом логопеда. – М., 2000.

28.Цветкова Л.С. К вопросу о методах обследования детей с недоразвитием речи// Дефектология. – 1971. — №3

Приложение.

№1

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

имяшипящиесвистящиесоноры
Андрей+замена на «Т»+
Алёна++
Светазамена на «Ф»— (межзубно)+

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

имясвистящие-шипящиезвонкие-глухиетвердые-мягкие
Андрей+ — (не дифер.свист.)+
Алена++ — (не дифер. взрывные)+
Света

№2

Основные, ключевые определения курсовой работы:

Дошкольный возраст

– период детства от 3 до 7 лет. На его протяжении протекают процессы созревания детского организма. Происходит развитие всех основных тканей и органов. Происходит переход от деятельности, производимой совместно с взрослыми, к деятельности, осуществляемой в известной мере самостоятельно.

Игра

– один из видов деятельности человека и животных.

Игра детская

– исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности, служащий одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Развитие речи

– Возможное понимание речи и ее произнесения в раннем возрасте при общении с взрослыми, последующее обогащение словаря, грамматических и стилистических структур речи в дошкольном возрасте в процессе общения и под влиянием обучения и воспитания.

Речь

– исторически сложившаяся форма общения людей по средствам языка.

Термином “умственной отсталостью”

обозначают стойкое, выраженное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузии органического поражения центральная нервная система.

Умственная отсталость

представляет собой обобщенный групповой диагноз для аномалии развития. Характерной особенностью психического развития является недоразвитие наиболее дифферинцированной фило – и онтаенетически молодых функций мозга и относительную сохранность элементарных, эволюционных более старых.

Умственная отсталость

– это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Сложная структура обусловлена, прежде всего, первичным нарушением, непосредственно возникшим под болезнетворным влиянием, а за тем уже вторичными отклонениями.

⇐ Предыдущая4

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Возможности

Программное обеспечение «Логопедическое обследование детей» предоставляет возможность:

  • Ведения индивидуальных карточек, содержащих анамнестические данные, результаты обследований, а также динамику коррекционного процесса
  • Автоматического формирования базы данных, сортировки и поиска карточек по заданным параметрам
  • Проведения поэтапной логопедической диагностики
  • Фиксации, сохранения и анализа полученных данных
  • Формирования речевых карт
  • Формирования графиков индивидуальной динамики речевого развития
  • Создания групповых протоколов по результатам обследования
  • Печати речевых карт, графиков индивидуальной динамики речевого развития, протоколов с данными по группе.

Полученные результаты

Уровневый подход, реализованный методикой, существенно упрощает процедуру обследования и постановки логопедического заключения. В ходе анализа полученных результатов специалист имеет возможность обосновать заключение в рамках психолого-педагогической классификации (НПОЗ, ФНР, ФФНР, ЛГНР, ОНР (I – IV уровни)) и составить схему индивидуальной коррекционной работы. Специально разработанные таблицы фиксации результатов и возможность их печати значительно упрощают отчетность, позволяют проследить динамику коррекционной работы.

Протокол обследования уровня речевого развития

I. Предварительное собеседование

1. Как тебя зовут? _______________________________________________________________

Сколько тебе лет? _______________________________________________________________

Как зовут твоих родителей?_______________________________________________________

В каком городе ты живешь?________________________________________________________

На каком этаже ты живешь?________________________________________________________

В какие дни недели мы отдыхаем?________________________________________________

Кого поздравляют 8 Марта?______________________________________________________

С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз?__________________________________

Какие ты знаешь сказки?_________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Альбом Володиной

1) Формы (с.4)-__________________________________________________________________

Цвета (с.4)-_____________________________________________________________________

2) «Четвертый лишний» (с.11)-____________________________________________________

3) Времена года (с.12-13)-________________________________________________________

4) Дни недели: сегодня _____________вчера________________завтра_________________

5) Время суток (с.14):утро __________день__________вечер__________ночь___________

II. Звуковая культура речи

1. Звукопроизношение (Альбом Иншаковой)

С С З З Ц Ш Ж Ч Щ Л Л Р Р
Н Н М М j Т Т Д Д К К Г Г Х Х В В Ф Ф
А О У Ы Э И
С/Ш З/Ж С/Ц Т’/Ч Р/Л Р/j Р’/j Л/j Л’/j
САША____ ШОССЕ___ ШЕСТЬ___ САМЕЦ___ ЦИТРУС___ ГОСТИНИЦА___ РУЛОН___ ГОРЛО___ БЕРЛОГА___ РЕЙКА___ КОРЕЙКА___ ПЕРЕКРЕСТОК__ ЛИНЕЙКА___ УЛЕЙ___ АЛЛЕЯ___
ЗАЖИМ___ ЖЕЗЛ___ ЗАЖИГАЛКА___ ПТИЧКА___ АПТЕЧКА___ ПТЕНЧИК___ РАЙ___ ЯРМАРКА___ РАЙОН___ ЛАЙКА___ ЯБЛОКО___ СЛОЙКА___

Примечание:___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2. Фонематический слух

слоги 4 года слоги 5 лет 6 лет слоги 5лет 6 лет
БА-ПА БА-ПА-БА СА-ША-СА
ПА-БА ПА-БА-БА ША-СА-ША
ГА-КА ДА-ТА-ДА СА-ЦА-СА
КА-ГА ТА-ДА-ТА ЦА-СА-ЦА
ТА-ДА ГА-КА-ГА ЧА-ТЯ-ЧА
ДА-ТА КА-ГА-КА ТЯ-ЧА-ТЯ
МА-БА ЗА-СА-ЗА ЩА-СЯ-ЩА
БА-МА СА-ЗА-СА СЯ-ЩА-СЯ
ВА-КА ЖА-ША-ЖА ПА-ПЯ-ПЯ
КА-ВА ША-ЖА-ША ПЯ-ПА-ПЯ
НЯ-НА ТА-ТЯ-ТА

Примечание:___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

3. Слоговая структура слова

КЛУБНИКА______________________________________ ЭСКАЛАТОР_____________________________________ ЭСКАВАТОР_____________________________________ АРХИТЕКТОР____________________________________ ВОДОПРОВОДЧИК_______________________________ РЕГУЛИРОВЩИК_________________________________ АЭРОПОРТ_______________________________________ АЭРОДРОМ______________________________________ ЧЕРТЕЖНИК_____________________________________ ШЛАГБАУМ______________________________________ КОРАБЛЕКРУЧЕНИЕ______________________________ ПИШУЩАЯ МАШИНКА___________________________

Примечание:___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________



III. Словарный запас (лексика) альбом Иншаковой

1. Части тела 15. Инструменты
2. Игрушки 16. Техника
3. Посуда 17. Школьные принадлежности
4. Одежда 18. Спортивный инвентарь
5. Обувь 19. Строительные машины
6. Овощи 20. Ягоды
7. Фрукты 21. Птицы
8. Мебель 22. Грибы
9. Дикие животные 23. Рыбы
10. Домашние животные 24. Головные уборы
11. Деревья 25. Профессии
12. Цветы 26. Музыкальные инструменты
13. Продукты 27. Насекомые
14. Транспорт 28. Оружие

Примечание:___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

IV. Грамматический строй речи (Альбом Володиной)

1. Понимание предлогов (с.18-21)_________________________________________________

2. Множественное число существительного (с.22-23)_________________________________

3. Множественное число глагола (с.24)_____________________________________________

4. Образование приставочных глаголов (с.25)________________________________________

5. Образование уменьшительно-ласкательной формы (с.26-27)_________________________

6. Образование прилагательных от существительных (с.38-39)________________________

7. Падежи (с.40-46):

Винительный________________________________________________________________

Предложный_________________________________________________________________

Дательный___________________________________________________________________

Творительный________________________________________________________________

Родительный един. и множ.числа_______________________________________________

8. Согласование существительного с числительным (с.46-47)_____________________

9. Антонимы (с.56-57)_________________________________________________________

10. Образование притяжательных прилагательных (с.58-59)________________________

11. Звуковой анализ слов (с.69)______________________________________________

_________________________________________________________________________________

Примечание:___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

V. Связная речь (Альбом Володиной)

1. Составление рассказа по картине (с.72)___________________________________

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2. Пересказ (с.74)______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. Составление рассказа по серии картинок (с. 77)___________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Примечание:___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Заключение:__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Анкетные данные

Ф.И. ребенка ________________________________ Дата рождения ___________________

Посещение детского сада ____________________ с какого возраста ____________________

Наличие других детей в семье ___________________________________________________

Особенности речи родителей и близких родственников в семье ________________________

__________________________________________________________________________________

Анамнез

Беременность (какая по счету)___________________________________

Протекание беременности (токсикоз: 1 половина, 2 половина; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции, интоксикации, гемолитическая болезнь)______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)__________________

__________________________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)______________________

Обезболивание (местная, общая, эпидуральная анастезия)________________________

Когда закричал ребенок______________________________________________________

Наличие асфиксии (белая, синяя)_______________________________________________

Вес и рост при рождении_______________________________________________________

Грудное вскармливание до_____________________________________________________

Раннее развитие

Стал держать голову____________(N-1,5мес), стал сидеть____________________(N-6мес)

Стал ходить________________(N-11/12мес), появились первые зубы___________(N 6-8мес)

Использовали соску до__________________________

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре, испуги)

До года_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

От года до трех лет______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Заключение акулиста__________________________________________________________

Заключение отоларинголога________________________________________________________

Заключение психиатра________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление________________________________________________________________(N-2/3мес)

Лепет__________________________________________________________________(N-4/8мес)

Первые слова___________________________________________________________(N-12 мес)

Первые фразы___________________________________________________________(N-1,5-2г)

Замена слов жестами____________________________________________________________

Отношение ребенка к речевому дефекту__________________________________________

Занимались с логопедом в возрасте_______________________В течение________________

Результаты логопедической работы__________________________________________________

Анатомическое строение речевого аппарата

Губы: N, прохейлия (толстая в.), расщелина, рубец Зубы: N, вне челюстной губы, отсутствие, отсутствие, двойной ряд Твердое нёбо: N, расщелина, рубец, высокое Мягкое нёбо: N, укороченное, раздвоенное, малоподвижное, отсутствие маленького язычка Прикус: N, прогнатия, прогения, боковой открытый (правосторонний, левосторонний) Язык: N, макроглассия, микроглассия Уздечка: N, укороченная, утолщенная, отсутствие, подрезанная
Автор материала: Юрьева Наталия Ивановна

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]