§191. Определение при существительном общего рода
1. Определение при существительных общего рода ставится в форме мужского или женского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначается этим существительным, например: Этот простофиляспособен перепутать все на свете (о мужчине); Эта соня спит целыми днями (о женщине); Наша неряха испачкала новое платье (о девочке). Ср.: Добрый, кроткий с теми, кого он любил, Иванов был круглый сирота… (Гарин-Михайловский).
2. В разговорной речи при существительных общего рода, благодаря наличию окончания -а, встречается постановка определения в форме женского рода и в тех случаях, когда речь идет о лице мужского пола, например: он большая пройдоха, он такая растяпа. Ср.: …Цинически заметил это проницательная шельма, Марк (Гончаров); Горемыка я, горемыка неисходная! (Тургенев); Ох ты,вечная гуляка… (Ершов); Дядя… пьяница непробудная и герой (Горький). Ср. разные формы согласования определения и сказуемого в предложении: И «эта громадина» [Аниканов] сгреб здоровенного немца…(Казакевич).
3. Такие слова, как знаменитость, личность, персона и т.п., не являются существительными общего рода, поэтому определения согласуются с ними по грамматическому принципу, т.е.ставятся в форме женского рода и в тех случаях, когда ими обозначаются лица мужского пола, например: …На нашем горизонте появилась новая личность (Чехов) (о Лубкове); Нашазнаменитость не обедала сегодня (Чехов) (о Тригорине); В городе находилась важная персона – столичный актер.
Нередко в подобных случаях существительные женского рода представляют собой бранные клички или экспрессивные характеристики, например: А ведь все кончится тем, что эта старая баба Петр Николаевич… попросит у него извинения (Чехов).
4. Не являются также словами общего рода многие существительные мужского рода, обозначающие лицо по профессии, специальности, занимаемой должности, выполняемой работе и т.д., не имеющие парных соответствий женского рода (см. §148, п. 1). Определения при таких словах ставятся в форме мужского рода, например: она опытный педагог, она известныймастер спорта. Однако вместо нужной в подобных случаях конструкции «один из…» встречается конструкция «одна из…», что придает высказыванию разговорный оттенок. Например: одна из музыкальных педагогов, одна из призеров. Подобные конструкции не соответствуют нормам книжно-письменной речи.
↑ Cодержание ↑
§192. Определение при существительном, имеющем при себе приложение
1. При сочетании родового понятия с видовым определение согласуется со словом, обозначающим родовое понятие, например: огромное дерево эвкалипт; японский цветоккамелия; морская птица буревестник.
2. При сочетании нарицательного имени и собственного имени лица определение согласуется с ближайшим из существительных, например: внимательный врач Петрова – врачПетрова, внимательная к больным.
3. При сочетании видового понятия и индивидуального географического названия определение согласуется с видовым понятием, например: высочайшая гора Эверест, соленое озеро Баскунчак, портовый город Одесса.
4. При сочетании родового наименования и условного названия определение согласуется с родовым наименованием, например: популярный еженедельник «Неделя»;кондитерская фабрика «Большевик».
5. При сложносоставных терминах типа кафе-молочная определение, как и сказуемое (см. §185, п. 5), согласуется с той частью, которая выражает более широкое или более конкретное понятие, например: диетическая кафе-молочная, отремонтированная автомат-закусочная, интересный конкурс-викторина, новая «Роман-газета». Как и при согласовании сказуемого,играет роль склоняемость или несклоняемость первой части; ср.: Благодарю, что вы моей хлеб-солью не презрели (Пушкин). – Брезгуешь нашим хлебом-солью (В. Овечкин). Оказывает влияние и порядок частей, например: Ферапонтов был толстый… мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой-носом… (Л. Толстой).
6. При сложных единицах измерения числительное согласуется со второй (склоняемой) частью, например: одна вольт-секунда, одна грамм-молекула.
7. При аббревиатурах склоняемых определение согласуется по-грамматическому принципу, например: столичный вуз, прочный дзот. При аббревиатурах несклоняемых определение согласуется с ведущим словом развернутого составного наименования, например: Братская ГЭС, но местное сельпо.
↑ Cодержание ↑
§193. Определение при существительном, зависящем от числительных два, три, четыре
1. При существительных мужского и среднего рода, зависящих от числительных два, три, четыре (а также от составных числительных, оканчивающихся на указанные цифры), определение, находящееся между числительным и существительным, в современном языке ставится, как правило, в форме родительного падежа множественного числа: двавысоких дома, три больших окна, двадцать четыре деревянных стола. Например: …Офицеры ели жадно, без разговоров, наверстывали за два потерянных в боях дня (Шолохов); Два крайних окна в первом этаже закрыты изнутри газетными листами… (А.Н. Толстой).
2. При существительных женского рода в указанных условиях определение чаще ставится в форме именительного падежа (или совпадающего с ним винительного при неодушевленных существительных) множественного числа. Например: две большие комнаты выходили окнами в сад; купила четыре фарфоровые чашки; на изгороди из трех жердей сидели триженские фигуры (А.Н. Толстой); По этим дорогам двигаются две большие колонны немцев (М. Бубеннов).
При наличии перед всем оборотом предлога возможны варианты; ср.: на две равные части – по две столовых ложки.
Если формы именительного падежа множественного числа существительных женского рода отличаются по ударению от формы родительного падежа единственного числа (ср.: го́ры – горы́, слёзы – слезы́), то определение в рассматриваемой конструкции обычно ставится в родительном падеже множественного числа: двевысоких горы, две крупных слезы. Например: Три серых струны натянулись в воздухе (Горький); Две сильных мужских руки подхватили ее (А. Коптяева).
На выбор формы определения может оказать влияние форма сказуемого; ср.: Разыграны три золотые медали. – Разыграно три золотых медали.
3. Притяжательные прилагательные на -ин и -ов обычно ставятся в родительном падеже множественного числа независимо от грамматического рода имени существительного: двабабушкиных сарафана, три сестриных подруги, два чертовых ущелья.
Притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, а также порядковое числительное третий согласуются в зависимости от рода определяемого существительного: двалисьих хвоста, два вороньих гнезда, две медвежьи берлоги; два третьих приза – две третьи премии.
4. Если определение стоит перед счетным оборотом, то оно ставится в форме именительного падежа независимо от рода имени существительного: каждые два часа, последние два предложения, лучшие две песни. Например: Первые три года она только урывками наезжала в Заболотье (Салтыков-Щедрин); Последние два слова были написаны крупным и размашистым, решительным почерком (Тургенев); Остальные три лошади… шли сзади (Шолохов).
Однако прилагательные целый, полный, добрый и некоторые другие обычно употребляются в этом случае в форме родительного падежа: целых два месяца, целых две недели,полных два ведра, добрых двое суток, лишних три часа. Например: …Принужден был иногда целых три часа стоять, прижавшись к стене (Пушкин); Да и бил он меня каких-нибудь месяца два(Достоевский).
В сочетаниях с пол- и полтора (полторы) возможны обе формы согласования: добрых полчаса – добрые полчаса (см. также §168, п. 2), целых полторы недели – целые полторы недели.
1. Если определение (обычно обособленное) стоит после счетного оборота, то чаще оно ставится в форме именительного падежа множественного числа, например: Направо от двери были два окна, завешенные платками (Л. Толстой); Последние два письма, писанные карандашом, меня испугали (Чехов); …Два огромных осмоленных корыта, привалившиеся друг на друга… торчащие у самого выхода в открытую воду (Федин); Подкатили к колхозному амбару два грузовика, груженные мукой (Ю. Лаптев).
2. При субстантивированных прилагательных мужского и среднего рода определение ставится в форме родительного падежа множественного числа: двое случайныхпрохожих, три диетических вторых (о блюде), четверо опытных рабочих.
При субстантивированных прилагательных женского рода возможны обе формы согласования: две соседние столовые – две соседних столовых, три большие котельные – трибольших котельных. Если определение препозитивно, то используется форма именительного падежа: соседние две булочные, лучшие три кондитерские.
Если субстантивированное прилагательное женского рода употреблено без определения, то оно чаще принимает форму именительного падежа множественного числа: имеются две ванные, дополнительно запроектированы три прачечные. В роли прямого дополнения возможна форма родительного падежа: нужно открыть еще три столовых, оборудовать четырепрачечных. При разных предлогах тоже возможны варианты; ср.: оборудование рассчитано на три прачечные, на четыре парикмахерские – в каждом микрорайоне будет открыто по три прачечных, по четыре парикмахерских.
Как и при выборе формы определения, здесь может сказаться влияние формы сказуемого; ср.: Были зафиксированы две ничьи. – Было зафиксировано две ничьих.
3. При назывании дробного числа (знаменатель – субстантированное порядковое числительное женского рода) используется форма родительного падежа: Две пятых Луны скрыты от нашего взора.
↑ Cодержание ↑
Что такое прилагательное и его согласование с именем существительным
Добрый день, уважаемый студент!
Сегодня я хотела бы написать немного про имя прилагательное в русском языке. Прилагательное у русскоговорящих людей обозначает признак (лица или предмета), но самое важное,что необходимо запомнить и знать всегда, это то, что прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с существительным. Что же это значит, спросите вы? Прилагательные практически всегда в предложении употребляются на пару с существительным, например:
Красивое платье
(A beautiful dress) = красивое [krasivae] является прилагательным + платье [plat’e] является существительным В этом предложении прилагательное и существительное составляют пару. Так вот, прежде,чем определить форму прилагательного и поставить правильно окончание, мы должны посмотреть на существительное, которое стоит с ним в паре – нам надо определить число, род, падеж. В нашем примере существительное стоит в единственном числе, оно среднего рода и именительного падежа.
Чтобы правильно поставить окончания в прилагательных, давайте просклоняем несколько примеров по падежам:
1. Именительный падеж
[Iminitel’nyj padezh] – Nominative case
Это новАЯ
сумка – This is a new bag
Мы видим,что существительное сумка женского рода, единственного числа, а мы знаем,что женский род имеет обычно окончания –А/Я
, соответственно, ставим окончание аналогичное и в прилагательном (см. статью про имена прилагательные на примере цветов)
2. Родительный падеж
[Raditel’nyj padezh] – Genitive case У меня нет нов
ОГО
карандаша – I don’t have a new pencil
В этом примере мы видим, что слово “карандаш” стоит в родительном падеже, соответственно, прилагательное ставим в такую же форму и, если, прилагательное оказывается в родительном падеже, то приобретает окончание – ОГО
, т.к. “карандаш” мужского рода.
3. Дательный падеж
[Datel’nyj padezh] – Dative case
Я подошел к красивОМУ
дереву – I came to the beautiful tree.
В дательном падеже прилагательное будет оканчиваться на окончание ОМУ, т.к. существительное “дерево” среднего рода.
Таким образом, можно составить табличку (в Именительном падеже), в которой будут отражаться важные изменения окончаний прилагательных по родам:
Источник статьи: https://www.ruspeach.com/learning/13084/
§194. Два определения при одном существительном
1. Имя существительное, которому предшествует два или несколько определений, указывающих на разновидности предметов, ставится в форме единственного числа:
1) если существительное не употребляется в форме множественного числа, например: научный и технический прогресс; черная и цветная металлургия; тяжелая и легкая атлетика;политическое, экономическое и культурное сотрудничество европейских стран. Неправильно поэтому «Больше всего распространен шпионаж в автомобильной, нефтяной и химическойпромышленностях». Следует: в… промышленности.
Сказуемое в этих случаях ставится в форме единственного числа, согласуясь грамматически с подлежащим-существительным, имеющим форму того же числа, если показывается общность перечисляемых предметов или явлений, например: Атомное и водородное оружие должно быть уничтожено. Если же подчеркивается самостоятельный характер субъектовдействия-состояния, то сказуемое ставится в форме множественного числа, например: Тяжелая и легкая промышленность нуждаются в реконструкции; Описательная и историческая фонетикаимеют объектом изучения отдельный конкретный язык;
2) если существительное во множественном числе имеет иное значение, чем в единственном, например: хозяйственный и культурный подъем страны (ср.: крутые спуски и подъемы);железнодорожный и водный транспорт (ср.: транспорты с оружием); государственная и кооперативная торговая сеть (ср.: рыболовные сети); молодежное и студенческое движение (ср.: движениярук); консервативная и либеральная печать (ср.: резчик печатей); католическая и протестантская церковь (ср.: старинные церкви); начальное и среднее образование (ср.: горные образования).
Сказуемое в этих случаях согласуется по смыслу и ставится во множественном числе, например: Левое и правое крыло демократического движения никак не могут прийти к согласию;
3) если между определениями стоят противительные, разделительные или сопоставительные союзы, например: не норвежский, а голландский конькобежец; латинский или готический шрифт; то широкая, то узкая дорога; как в прошлом, так и в нынешнем году; если не в соседнем, то в более отдаленном регионе;
4) если перечисляемые разновидности предметов или явлений внутренне связаны, например, в сочетаниях терминологического характера: ср.: в правой и левой руке(половине, стороне и т.п.); оперное и балетное искусство; промышленный и аграрный переворот; учащиеся среднего и старшего школьного возраста; программы для восьмилетней и средней школы (как системы образования); в старославянском и древнерусском книжном языке; глаголы совершенного и несовершенного вида (действительного и страдательного залога, настоящего и прошедшего времени, изъявительного и сослагательного наклонения, первого и второго спряжения и т.п.); существительные мужского, женского и среднего рода (первого и второго склонения, единственного и множественного числа); местоимения первого и второго лица; вирусный и простой грипп; головной и спинной мозг; война Алой и Белой розы.
Ср. также: Город был открыт для ветров с северной и восточной стороны.
Сказуемое в этих случаях ставится в форме множественного числа, например: Правая и левая половина дома были освещены; Прошедшее и будущее время глагола указывают на предшествующее и последующее действие по отношению к моменту речи;
5) часто, если определения выражены порядковыми числительными или местоименными прилагательными, например: рабочие первой и второй смены; строительство первой и второй очереди комбината; шахматисты первой и второй категории; пуля прошла между пятым и шестым ребром; сходство между твоим и моим почерком; в том и другом случае; у той и другойкоманды. Играет роль форма падежа; ср.: первый и второй этажи — между первым и вторым этажом (форма множественного числа при именительном падеже и форма единственного числа при косвенном падеже).
Сказуемое в этих случаях ставится в форме множественного числа, например: Первый и второй день прошли спокойно; Моя и твоя мама беспокоились о нас.
При наличии количественных числительных в подобных конструкциях форма определяемого существительного зависит от формы последнего компонента, например: Фронт имел в своем составе тридцать отдельных танковых и двадцать два кавалерийских корпуса; Квартира состоит из трех светлых и одной темной комнаты; Дополнительно открыто десять продовольственных и три промтоварных магазина;
6) в сочетаниях типа в конце XIX и начале XX века: однородными членами здесь являются существительные начало и конец, а не порядковые числительные. То же самое в выражениях типа от Северного до Южного полюса: между прилагательными-названиями нет сочинительной связи.
2. Имя существительное ставится в форме множественного числа:
1) если подчеркивается наличие нескольких предметов, например: московский и горьковский автозаводы; биологический и химический методы; академическое и массовое издания произведений классиков, широкоэкранный и обычный варианты фильма; марганцевая и хромовая руды; соляная и серная кислоты; кузнечно-прессовый и сборочный цехи; золотая и серебряная медали; гидроэнергетическая и оросительная системы; токарный и фрезерный станки, ходовая и боевая рубки крейсера; овечья и телячья шкуры, разрыв между первым и последним гонщиками, встречи с болгарской и польской футбольными командами; участники гражданской и Великой Отечественной войн.
Значение множественности может оказать свое влияние и в тех случаях, когда определения выражены порядковыми числительными, например: первая и вторая мировые войны; радионаблюдения за сигналами первого и второго искусственных спутников Земли; первая и вторая редакции романа; вторая и третья группы выпускного курса, третье, четвертое и пятое места поделили…; совпадает с первым и вторым этапами. Ср.: старосты восьмого и девятого классов (расчлененное понятие) – он был отличником в восьмом и девятом классе (понятие целого);
2) если имеется предшествующее определение в форме множественного числа, например: новые мировой и отечественный рекорды; древнерусские первое и второе склонения;
3) если определяемое существительное стоит впереди определений, например: формы залогов действительного и страдательного.
↑ Cодержание ↑
Конспект логопеда согласование прилагательных с существительными
Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. «Какой, какая, какое, какие?»
Предварительная работа:
— усвоены понятия «имя существительное» и «имя прилагательное». — усвоены понятия « мужской, женский и средний род». — усвоены понятия «единственное и множественное число». — проведена работа над дифференциацией существительных и прилагательных, согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.
Оборудование:
Предметные картинки, плакаты со словами, схемы, таблицы, цветные карандаши, мяч.
Программное содержание:
— продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов — чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие? — продолжать развивать умение подбирать местоимения — мой, моя, мое, мои к существительным; — развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения; — закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; — развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля; — развивать словарный запас детей; — формировать навыки общения и правильного поведения.
Методы и приемы:
Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля.
План занятия:
- Организационный момент.
- Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.
- Работа с картинками.
- Определение темы занятия.
- Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки».
- Игра «Четвертый лишний».
- Физкультминутка.
- Игра «Угадай-ка».
- Работа с карточками.
- Игра «Светофор».
- Физкультминутка.
- Игра с мячом : «Какой, какая, какое, какие?»
- Антонимы.
- Упражнения на релаксацию.
- Итог занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах?
2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.
Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать и произносить чистоговорки.
Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?» Как пыхтит тесто? Пых- пых- пых… Как паровоз выпускает пар? Чух – чух — чух… Как шипит гусь? Шшшшшшшшшш…… Как мы смеемся? Ха- ха- ха…… Как накачиваем насос? Ссссссссссссссссс…. Как дуем на одуванчик? Фффффффффф…..
Молодцы. А теперь, мы правильно, четко и красиво прочитаем чистоговорку, которую я записала на доске.
Речевая гимнастика: Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж…
Молодцы. Теперь, вы готовы к занятию.
3. Работа с картинками:
Ребята, у меня на доске висят картинки. Мне нужна ваша помощь. Скажите, про какие предметы можно сказать мой?- плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак. Моя?- машина, куртка, рубашка, ручка, книга. Моё?- ружье, кольцо, перо, ведро, пианино, пальто. Какого рода первая группа предметов? Мужского. Вторая? Женского. Третья? Среднего.
4. Определение темы занятия:
Сегодня мы с вами продолжим работать с мужским, женским и средним родом существительных и прилагательных. Будем составлять словосочетания и работать в группах. Тема : Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки»:
У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши. Инструкция: закрась все слова женского рода — красным цветом, мужского- зеленым, среднего- желтым.
Помидор | Молоко | Трава | Небо | Сыр | Мама |
Яблоко | Мандарин | Тетрадь | Словарь | Окно | Зеркало |
Пёс | Кошка | Мясо | Календарь | Ручка | Класс |
Школа | Самолет | Песня | Сумка | Солнышко | Роза |
6. Игра «Четвертый лишний»:
Инструкция: назови 4-й лишний, объясни — почему?
1. Сорока, волк, медведь, лев. Сорока- т.к. она жен.рода. 2. Корова, лиса, собака, тигр. 3. Капуста, баклажан, помидор, картофель. 4. Яблоко, абрикос, персик, апельсин. 5. Смородина, облепиха, вишня, крыжовник. 6. Кабачок, репа, свекла, редиска. 7. Лимон, персик, апельсин, груша. 8. Репа, чеснок, салат, огурец. 9. Дыня, виноград, лимон, арбуз. 10. Курица, снегирь, гусь, воробей. 11. Дятел, синица, ласточка, сорока. 12. Конь, собака, корова, свинья. 13. Лиса, заяц, волк, медведь.
7. Физкуль Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
8. Игра «Угадай-ка»:
Пока вы отдыхали, к нам пришли сказочные герои. Мы должны их угадать. Ответьте, про кого мы можем так сказать: — крошечная, заботливая, добрая – Дюймовочка. — глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка. — длинноносый, деревянный, озорной – Буратино. — красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина. — серый, голодный, злой- Серый Волк. — рыжая, хитрая, коварная – Лиса. — толстый, подвижный, смешной- Карлсон. — зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена. — лопоухий, неуклюжий, коричневый – Чебурашка. — дикий, отважный, ловкий – Маугли.
9. Работа с карточками по вариантам:
1 вариант: Тигренок
Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, кругл ____ зеленоват ___ глаза, широк ____ лоб, коротк _____ уши. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера.
2 вариант: Синица
Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.
3 вариант: Цветы цветут
Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветут ярк____ шиповник и розов____ клевер.
Карточки раздаются по вариантам и самостоятельно выполняются детьми..
10. Игра «Светофор»:
Инструкция: разделите предметы на группы — по цветам: Вопросы: какой, какая, какое, какие?
Зеленая елка, зеленая капуста, зеленый крокодил, зеленый комбинезон, зеленый лист, зеленые огурцы. Желтый верблюжонок, желтый банан, желтая груша, желтый карандаш, желтый колобок, желтый крыжовник, желтый лимон, желтый одуванчик, желтое полотенце, желтая репа, желтое солнце, желтый утенок, желтый цыпленок . Красные вишни, красный арбуз, красные гвоздики, красный клубок, красное кресло, красная машина, красный перец, красное платье, красные помидоры, красный пылесос, красная рябина, красный сарафан, красный трамвай.
11. Физкуль
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, чтоб писать, читать. Считать И совсем не уставать. ( рывки руками перед грудью) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо- влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка (садятся за парты)
12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»
Инструкция: бросают мяч, называя существительное. Ребенок должен правильно подобрать к нему прилагательное, в соответствующем роде и числе:
Мяч — резиновый, стул- деревянный, солнце- яркое, конфета- сладкая, машина- быстрая, мама- добрая, лев- грозный и т.д.
13. Антонимы:
Инструкция: скажи наоборот. Подбор антонимов, работа с карточками:
Большой – маленький Толстый – тонкий Голодный – сытый Тупой – острый Твердый – мягкий Широкий – узкий Короткий – длинный Веселый – грустный Легкий – тяжелый Чистый – грязный Добрый – злой
14. Упражнения на релаксацию:
Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и расслабимся?
Комплекс упражнений: «Роняем руки» — поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Можно подсказать детям образ — руки висят, как веревочки. «Трясем кистями»- руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками. «Стряхиваем воду с пальцев»- руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц. «Поднимаем и опускаем плечи»- как можно выше поднимают плечи. Затем свободно опускают их в нормальное положение ( сбрасывают плечи вниз).
15. Подведение итогов:
Что вам понравилось на занятии? Молодцы, хорошо поработали. Занятие окончено, спасибо, все свободны.
Автор материала логопед-дефектолог ГБОУ СОШ №623: Коробкина Марина Павловна
Также по теме:
Перспективный план коррекционно-логопедической работы
§195. Определение при существительных – однородных членах
1. Определение, относящееся к двум или нескольким существительным – однородным членам, ставится в форме единственного числа:
1) если по смыслу сочетания ясно, что определение относится не только к ближайшему существительному, но и к последующим, например: российская печать, радио и телевидение; развитие нашей техники, науки и культуры; создание новой оперы, балета, музыкальной комедии; литературный карьеризм и индивидуализм; школьная успеваемость и дисциплина, в своемизложении и выводах…; каждый завод и фабрика; уличный шум и грохот; летний жар и зной; морской прилив и отлив; различной формы и цвета. Ср.: необыкновенный шум и говор (Пушкин); Дикийгусь и утка прилетели первыми (Тургенев); общий веселый говор и хохот (Л. Толстой); написать свой адрес, имя, отчество (А.Н. Толстой); Ее великолепная шуба и шляпка не произвели никакого впечатления (Чехов).
Форма числа определения может зависеть от формы падежа определяемых существительных; ср.: Можно представить себе, каким громовым ударом разразилось это письмо над моим отцом и матерью (Аксаков). – Здесь жили мои отец и мать (Чехов) (в первом случае форма косвенного падежа с предлогом, во втором – форма именительною падежа);
2) если между определяемыми существительными стоит разделительный союз, например: написать интересный роман или повесть; купить резиновую собачку или кошку.
2. Определение ставится в форме множественного числа:
1) если по смыслу сочетания при единственном числе было бы неясно, связано ли определение с ближайшим существительным или со всем рядом однородных членов, например:способные ученик и ученица, построить каменные дом и гараж; полированные шкаф и комод; мелко нарезанные зелень и мясо, талантливо исполненные пьеса для виолончели и концерт для скрипки с оркестром, а также в художественной речи: Зеленели молодые рожь и пшеница (Чехов); И тем большие ответственность и обязанность ложились на нас, наследников чеховской и горьковской славы(Леонов);
2) если определение постпозитивно (даже при наличии разделительного союза между определяемыми словами), например: Мелкие повреждения кожи смазываются настойкой йода или бриллиантовой зеленью, предохраняющими от гнойничковых заболеваний.
То же при форме единственного числа определяемого существительного, которому предшествуют определения, указывающие на разновидности предметов, например: мужской и женский род, отличающиеся своими формами; головной и спинной мозг, представляющие собой важнейшие жизненные центры организма; машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность, занимающие по числу рабочих первое место среди других отраслей промышленности.
3. Определение относится только к ближайшему существительному, если между однородными членами стоит повторяющийся предлог, например: выслушать с большим вниманием и с сочувствием; Иван Ильич без лишней беготни и без крику быстро получил паровоз и наряд на погрузку (А.Н. Толстой);
4. При существительных, стоящих в форме множественного числа, определение, в зависимости от значения существительных, может относиться или ко всем им, или только к ближайшему из них. Ср.:
а) орфографические правила, упражнения, задания; крохотные мошки, козявки, букашки;
б) топкие болота, кустарники, деревца; пронестись над дремучими лесами, реками, полями.
В некоторых случаях может возникнуть неясность, например: На дворе валялись обгоревшие бревна и кирпичи (определение относится к обоим однородным членам или только к ближайшему из них?).Такие предложения требуют правки: при первом толковании можно добавить синонимическое для данного текста определение (обгоревшие бревна и почерневшие от пожаракирпичи), при втором – переставить однородные члены (кирпичи и обгоревшие бревна).
5. Определение, относящееся к сочетанию типа «брат с сестрой», ставится в форме единственного или множественного числа в зависимости от смысла, например: 1)выходящие из ворот дед с бабушкой; 2) шедшая впереди мать с ребенком (см. §186). Из двух вариантов: Мой отец с матерью уехали в деревню и Мои отец с матерью уехали в деревню –предпочтительнее первый.
↑ Cодержание ↑
§196. Согласование приложений
1. Приложения, выраженные прозвищами или условными названиями, не согласуются с определяемыми словами, т.е. сохраняют начальную форму во всех падежах, например: у Всеволода Большое Гнездо; с Оленем Золотые Рога (имя индейца); в газете «Известия»; на , в банке «Менатеп». Имеются единичные отступления от правила: У Ваньки-встаньки, у мальчика с пальчика (хотя нормой является у мальчика с пальчик).
2. В сочетаниях типа ракета-носитель, образованных соединением существительного неодушевленного и существительного одушевленного, вторая часть в винительном падеже в целях согласования имеет форму именительного падежа, например: наблюдать ракету-носитель; сбить самолет-нарушитель; проконтролировать предприятия-поставщики; увековечить в памяти города-герои. Рязань из города-потребителя превратилась в город-производитель; призвать страны – члены ООН.
3. Не согласуются:
1) приложения, присоединяемые словами по имени, по фамилии, по прозвищу и т.п., например: за подписью корреспондента по фамилии Сергеев; несчастный случай с каким-то мальчикомпо имени Коля;
2) существительные в сочетаниях известный как, нужный как со значением «в качестве», например: в суд вызвали Петрова, нужного как свидетель по данному делу;
3) слова после сочетания будь то, например: Информация содержится в различных материалах, будь то корреспонденция, подборка писем или маленькая заметка;
4) заключенные в скобки слова-вставки, относящиеся к предшествующему обобщающему слову, например: Чехов проявил себя как блестящий мастер художественного слова в самых разнообразных жанрах (рассказ, новелла, сценка-юмореска, пьеса).
4. Части сложносоставных наименований согласуются в падеже и числе, например: в письме-открытке, на витринах-стендах. То же при наличии числительных: два торта-мороженых, три школы-интерната, четыре платья-халата (в этих примерах числительное одинаково сочетается с каждой частью сложного названия). В отдельных случаях вторая часть не согласуется: у акулы—молот.
↑ Cодержание ↑
Род, число, падеж прилагательных
Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.
Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:
Мужской род – вопрос (какой?), окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий
Женский род – вопрос (какая?), окончания: -ая, -яя. Например, река (какая?) глубокая
Средний род – вопрос (какое?), окончания: -ое, -ее. Например, море (какое?) глубокое
Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.
В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:
Мужской род, единственное число: | Женский род, единственное число | Средний род, единственное число |
И. п. (какой?) вкусный апельсин | И. п. (какая?) вкусная ягодка | И. п. (какое?) вкусное мороженое |
Р. п. (какого?) вкусного апельсина | Р. п. (какой?) вкусной ягодки | Р. п. (какого?) вкусного мороженого |
Д. п. (какому?) вкусному апельсину | Д. п. (какой?) вкусной ягодке | Д. п. (какому?) вкусному мороженому |
В. п. (какой?) вкусный апельсин | В. п. (какую?) вкусную ягодку | В. п. (какое?) вкусное мороженое |
Т. п. (каким?) вкусным апельсином | Т. п. (какой?) вкусной ягодкой | Т. п. (каким?) вкусным мороженым |
П. п. (о каком?) о вкусном апельсине | П. п. (о какой?) о вкусной ягодке | П. п. (о каком?) о вкусном мороженом |
! В винительном падеже имя прилагательное, относящееся к одушевлённому имени существительному, будет отвечать на вопрос какого? – вижу младшего брата .
! В творительном падеже у прилагательных женского рода могут быть вариантные окончания -ою , -юю . Они используются в книжной речи, в стихотворениях:
Берёзы жёлт ою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.
ягодки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) – ягодками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)
яблочки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) – яблочками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)
Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:
И. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)
Р. п. (каких?) жёлт ых , весенн их (цветов)
Д. п. (каким?) жёлт ым , весенн им (цветам)
В. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)
Т. п. (какими?) жёлт ыми , весенн ими (цветами)
П. п. (о каких?) о жёлт ых , о весенн их (цветах)
Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:
- Найти в предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное (от которого оно зависит).
- Определить род, падеж, число этого существительного.
- Такой же род, падеж и число у имени прилагательного.
На болотах поспела душистая клюква.
клюква (какая?) душистая
клюква – ед. ч., Ж. р., И. п., значит, душистая – ед. ч., Ж. р. И. п.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник статьи: https://budu5.com/manual/chapter/32