Сенсорная интеграция: как научить ребёнка чувствовать правильно?


Сенсорная интеграция: как научить ребёнка чувствовать правильно?

Как формируется способность ребёнка к восприятию и обработке информации? Почему в этом процессе происходят нарушения и что с этим делать? Эти аспекты осветила педагог-дефектолог по работе с детьми дошкольного возраста Любовь Филатова в ходе ярмарки «Город здоровья».

Журналист портала «Сибмеда» побывала на лекции Любови Геннадьевны «Сенсорная интеграция. Что это?».

Причины нарушений

По словам специалиста, центральное место в развитии ребёнка играет способность объединять информацию, поступившую по нескольким каналам восприятия, и далее интерпретировать её. В медицинской терминологии такая способность называется сенсорной интеграцией. Именно с неправильным развитием этой способности, уверяет Любовь Геннадьевна, связано множество часто встречающихся сегодня отклонений в развитии у дошкольников и детей младшего школьного возраста.

В частности, речь идёт о таких распространённых в последние годы диагнозах, как «синдром гиперактивности и дефицита внимания» и расстройства аутического спектра. Так почему же у детей нарушается способность к адекватному восприятию окружающего мира?

Основные причины нарушений сенсорной интеграции

кроются во врождённых проблемах, а также в нарушении процесса компенсаторного развития ребенка раннего возраста.

Дело в том, что ещё до рождения формируются три ключевые сенсорные системы – вестибулярная, тактильная и проприоцептивная (равновесие, чувствительность кожи, восприятие тела), позднее формируются обонятельная, зрительная, слуховая и вкусовая. Именно от них зависит, как будет проходить сенсомоторное и перцептивное развитие, формироваться познавательные способности ребенка, а, в итоге, обучение.

Нужно учитывать, что с самого рождения дети гармонично развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды.

А потому существуют и предпосылки для нарушения сенсорного (чувственного) восприятия, которые формируются под влиянием внешних факторов. К таковым относится избыток либо, наоборот, недостаток так называемой чувственной информации – звуков, прикосновений, запахов и красок, окружающих малыша.

По словам специалиста, сегодня дети всё больше недополучают впечатлений от эмоционального и тактильного общения

– современные молодые семьи, как правило, живут довольно обособленно.

Поэтому оптимальными условиями для большинства маленьких детей, по мнению Любови Филатовой, может стать достаточное частое присутствие родственников, а в идеале – окружение большой семьи.

А вот для детей с какими-либо нарушениями процесс сенсорной интеграции становится неэффективным (они могут быть слишком или недостаточно чувствительными к сенсорным стимулам).

«Если поступает много чувственной информации, мозг перегружается, и у ребёнка с повышенной чувствительностью обостряется непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, зрительных и тактильных раздражителей.
– объясняет Любовь Филатова.

С целью избегания дискомфортных ощущений ребёнок пытается оградить себя от внешнего вмешательства, формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам. Он избегает контактов, прячется, отказывается от прикосновений. Вторая сторона – когда ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации. В этом случае имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям, что может проявляться, например, в однообразных манипуляциях с предметами.

«В искажённом развитии восприятия можно увидеть наличие изменений целостной картины реального предметного мира, вычленение отдельных ощущений собственного тела, звуков, форм окружающих вещей

, – продолжает рассказывать о последствиях неправильного развития восприятия Любовь Геннадьевна. –
Это, конечно, дети с расстройствами аутистического спектра, которые «выхватывают» кусок из реальной жизни: либо они только самолётик катают, либо кружатся, либо видят у крокодила только глаза и зубы, но целиком его увидеть не может
».

При этом специалист подчёркивает: винить родителей в подобных отклонениях было бы неправильно. Важно лишь учитывать факторы, которые могут так или иначе сказаться на развитии ребёнка.

Речь – результат развития чувств

Как педагог-дефектолог, нередкие посетители дефектолога – родители с ребятишками, которые долго не начинают говорить. Однако специалист подчёркивает: подобные случаи – отражение проблем с системой восприятия. Ведь именно первичные ощущения и чувства формируют память, мышление и воображение, а уже на их основе появляется речь.

Любовь Филатова описывает процесс формирования речевой функции: до рождения формируются ощущения, дающие нам знания о собственном теле (вестибулярная, тактильная и проприоцептивная системы). На их базе появляются способности слышать, видеть, чувствовать запахи и вкус, затем – способность планировать движения, концентрировать внимание и контролировать свои действия. И на основе всего вышеперечисленного, у человека появляется способность к произведению речи.

«Сейчас много таких детей, которые, вроде бы, и буквы освоили, и слоги научились складывать, но целое слово прочитать не могут, – говорит Любовь Геннадьевна. – Сидеть и бесконечно «долбить» с таким ребёнком бесполезно, корректировать надо в другом месте, гораздо раньше, и только потом возвращаться к чтению».

Как скорректировать нарушения: простые советы

Цель терапии сенсорных нарушений – усилить или сбалансировать возможность центральной нервной системы обрабатывать внешние стимулы. Нередко для этого используются специальные инструменты, которые сегодня в изобилии представлены в продаже – всевозможные коврики, мешочки с песком и так далее. Но чаще всего корректировать отклонения чувствительности можно простейшими подручными средствами. Любовь Филатова описала всевозможные сенсорные нарушения вместе со способами их корректировки, некоторые из них мы приведём в качестве примеров.

Так, при пониженной чувствительности вестибулярной функции

ребёнок испытывает потребность в том, чтобы качаться, поворачиваться и кружиться. В этом случае на помощь придут качели и карусели, а также игры в мяч, хождение по лестницам и всевозможным бордюрам.

При повышенной же чувствительности вестибулярной функции

у ребёнка возникают сложности при спортивных занятиях, его часто укачивает в транспорте. Для корректировки такого отклонения стоит делить большие занятия на мелкие, более лёгкие, использовать визуальные подсказки, например, финишную черту.

Ребятишкам из обеих категорий

, а также тем, у кого отклонений нет, на пользу пойдут различные лесенки и специальные сооружения на детских площадках.

А вот повышенное беспокойство за детей, лазающих по этим сооружениям, на пользу им вряд ли пойдёт. По словам дефектолога, родителям не стоит оттаскивать своих чад от спортивно-игровых снарядов, ведь только с их помощью у ребятишек развиваются координация, вестибулярный аппарат, а также мышечная и тактильная чувствительность.

Дети, у которых недостаточно развито осязание

, обычно отличаются довольно высоким болевым порогом, зачастую они даже наносят повреждения самим себе. Проблема таких ребятишек в том, что они словно не чувствуют собственного тела. Помочь им сможет массаж, соприкосновение со специальными шариками и колючими поверхностями.

При повышенной осязательной чувствительности

любые прикосновения будут доставлять ребёнку дискомфорт или даже причинять боль. В этом случае необходимо предупреждать ребёнка, если вы собираетесь к нему прикоснуться, позволять ему самостоятельно расчёсываться, мыться и одеваться. Кроме того, такому ребёнку подойдут игры с красками, мыльными пузырями, песком и водой, а также прикосновение к тканям различной фактуры. Не бояться прикосновений научат и специальные коврики, которые сегодня можно найти в продаже.

Нередко у детей встречаются и нарушения в восприятия вкуса

. Обычно это проявляется в своеволии при выборе еды, за которым кроется чувствительность к её фактуре, запаху и вкусовым качествам. В этом случае, помимо консультации с врачом, который поможет подобрать ребёнку диету, можно изменять структуру еды – например, сделать пюре вместо нарезанной ломтиками картошки, а также давать попробовать ребёнку разные продукты.

Скорректировать сенсорные нарушения у ребёнка не так трудно, так что отчаиваться при обнаружении столь распространённых сегодня детских проблем не стоит. Главное – вовремя обратить внимание на тревожные симптомы и как можно быстрее проконсультироваться с педиатром.

Коррекция нарушения проприоцепции

Сенсорных терапевтов в Европе готовят 2 года. В нашей стране таких специалистов практически нет, однако знания постепенно проникают и к нам. Что можно использовать для помощи таким детям (только нельзя ни в коем случае применять насилие, действовать через крик и слезы, самый главный принцип — «не навреди»):

  • Утяжеленный жилет (хорошо для гиперактивных деток; носить целый день нельзя! Надевать нужно 3-4 раза в день по 20 минут);
  • Утяжеленное одеяло (если собираетесь класть спать ребенка под ним на всю ночь, одеяло должно весить не более 15-20% от массы ребенка; лучше утяжеленное одеяло использовать для засыпания, успокоения, расслабления, сенсорной разгрузки, а потом убирать). Его также можно использовать нормотипичным детям и взрослым для снятия стресса;
  • Протокол Вилбаргера (Wilbarger Protocol) – процедура снятия напряжения с помощью массажа специальной жесткой щеткой;
  • Игры на прохлопывание, тисканье, щекотка;
  • Массаж;
  • Пролезание через организованные тоннели (например, из одеял или спец. оборудование для сенсорной интеграции), тесные пространства;
  • Сенсорный чулок (специальный эластичный чулок, который надевается на всё тело, и при движениях в игре образуется сопротивление ткани);
  • Двигательная коррекция, ЛФК, АФК, сенсомоторная коррекция (часть упражнений нельзя применять детям с эпиактивностью);
  • Вибрация (нельзя людям с эпиактивностью).

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Расстройства сенсорной модуляции: ГИПО- и ГИПЕРчувствительность

Эти сенсорные расстройства наблюдаются чаще всего. Степень их выраженности может разниться от пациента к пациенту. У некоторых детей недостаток или избыток реакции на раздражитель едва заметен. У других он так выражен, что им трудно нормально жить и учиться.

Может быть повреждена только одна сфера чувств, несколько или абсолютно все.

Ребенка может раздражать ощущение трения ткани о кожу, он может не терпеть нормальное освещение комнаты, не любить прикосновений (особенно, легких) и избегать прямого взгляда в глаза.

При гипочувствительности, напротив, ребенок может активно искать какого-то чувственного опыта и быть беспокойным в его отсутствии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]