Ход занятия
Воспитатель. Дети, сегодня мы будем говорить об игрушках, какие они и что с ними можно делать. Говорить будем громко, отчетливо, ясно произнося каждое слово. (Берет мяч и показывает детям). Что это? Дети. Мяч. Воспитатель. Скажите про мяч два слова, какой он. Дети. Мяч красивый; мяч большой; мяч красный. Воспитатель. Скажи, Сережа, сколько слов про мяч сказала Люба. Сережа. Люба сказал про мяч два слова. Первое слово — «мяч», второе — «красный». Воспитатель (роняет мяч на пол). Дети, скажите еще два слова про мяч. Воспитатель. Скажи, Галя, сколько слов про мяч сказал Гена. Галя. Гена сказал про мяч два слова. Первое слово — «мяч», второе — «покатился». Воспитатель (сажает куклу на стульчик). Скажите про куклу два слова. Света. Красивая кукла. Я сказала про куклу два слова. Первое — красивая», второе — «кукла». Воспитатель (ставит на стол флажок). Теперь скажите про флажок два слова. (Эти предложения дети также разобрали по словам, определили место их в предложений). Воспитатель (подходит к игрушке-котенку, нажимает на кнопку — котенок издает писк). Скажите про котенка два слова. (Эти предложения также разбираются по словам). Воспитатель. Валя, подойди и нажми кнопку у собачки. Скажи про собачку предложение из двух слов. Валя. Собака лает. Я сказала два слова: первое — «собака», второе — «лает». Воспитатель. Сегодня мы говорили про игрушки двумя словами. В школе будут говорить так: «Мы учились составлять про игрушки предложения из двух слов. Замечали, какое первое, какое второе слово в предложении». А кто знает загадки про эти игрушки? Сережа. Его бьют, а он не плачет. Только выше, выше скачет. (Мяч.) Гена. На праздник я его несу, я с ним шагаю и пою. (Флажок.) Марина. С хозяйкой дружит, дом сторожит. На чужих лает, в дом не пускает. Дети. Собака.
Логопедическое занятие на тему «Речь. Предложение.»
Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР
Тема:
Речь. Предложение. Слово. Закрепление.
Цель:
закрепить знания учащихся по теме.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания учащихся по теме «Речь. Предложение. Слово».
Развивающие:
- развивать умение составлять предложения по картинке, а также составлять предложения из слов, данных в начальной форме.
- развивать умение отвечать полным предложением.
- развивать слуховое внимание, умение улавливать интонационную законченность, дифференцировать на слух набор слов и предложения.
- активизировать умение различать вопросительную, восклицательную и повествовательную интонацию;
- работать над совершенствованием интонационной стороны речи;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, умение организовывать собственную деятельность.
Оборудование:
зеркала; индивидуальные сюжетные картинки; цифры 3, 5, 6 у каждого ребенка; индивидуальные полоски для составления схем предложений; индивидуальные карточки с точкой; поощрительные наклейки.
Ход занятия
- Организационный момент (1 мин).
Логопед приветствует детей. Уточняет назначение зеркал.
- Артикуляционная гимнастика (3 мин).
Упражнения подобраны в соответствии с фонетическими нарушениями группы (у большинства нарушен звук [р]).
Упражнения для губ:
«Улыбочка», «Трубочка», «Окошко», «Улыбочка – трубочка – окошко» (5 раз).
Упражнения для язычка:
«Почистим верхние зубки», «Парус», «Маляр», «Грибок».
Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.
- Основная часть (8 мин).
А) Беседа на повторение.
— Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.
— Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.
— Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.
— Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.
— Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.
— Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.
— Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.
— Какие знаки могут стоять в конце предложения? /В конце предложения может стоять точка, вопросительный или восклицательный знак/.
— Когда мы ставим вопросительный знак в конце предложения? /Когда спрашиваем/.
— А восклицательный знак когда ставим? /Когда радуемся/.
Б) Членение рассказа на предложения.
Логопед раздает детям карточки с точкой.
— Ребята, я вам буду сейчас читать текст, а вы внимательно его послушайте.
Логопед читает рассказ без пауз.
Была глубокая осень. Лес выглядел хмурым и неприветливым. Почти каждый день шел дождь. Низкие тучи ползли над вершинами деревьев. Давно уже улетели на юг журавли и аисты. В лесу было пусто, уныло и очень тихо.
— Вам понравился рассказ? Вам всё было понятно? Я хорошо его читала? /Нет/.
— А что было неправильно? Что я делала не так? /Не было пауз/.
— Да. А теперь вы внимательно послушайте рассказ ещё раз и в конце каждого предложения поднимите точку. Понятно задание? /Да/.
— Как мы определим конец предложения на слух? К чему мы будем прислушиваться? /Будет пауза и голос понизится/.
— Хорошо. Слушаем внимательно и поднимаем точку в конце каждого предложения.
Логопед читает рассказ.
Дети выполняют задание.
Логопед раздает детям карточки с цифрами.
— Молодцы. А никто не посчитал, сколько предложений в рассказе? /Нет/.
— Тогда я ещё раз прочитаю рассказ, а вы посчитайте, сколько в нем предложений и покажите цифру.
Повторное прочтение рассказа.
Дети показывают цифру, обозначающую число предложений в рассказе.
— Что мы слушали сейчас с вами? /Мы слушали рассказ/.
— А о чем был этот рассказ? /Об осени./
— Правильно. А что обязательно есть у каждого рассказа, а у нашего нет? /Заглавие/.
— Давайте вместе придумаем ему название. /Осень/.
— Хорошо. Молодцы. Из чего состоит рассказ? /Рассказ состоит из предложений/.
— Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.
— Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.
— Как определить границы предложения? /Будет пауза и голос понизится/.
- Пальчиковая гимнастика (2 мин).
— А теперь давайте отдохнем и потренируем наши пальчики!
«Крючки», «Кулачки», «Стряхнули капельки водички», «Пальчики здороваются», «Ёжик», «Замок».
- Основная часть (продолжение) (11 мин).
В) Загадка. Работа в тетради. Составление схем.
1. – Хорошо, молодцы! Откроем тетради, но ничего пока писать в них не будем!
— Прослушайте и отгадайте загадку.
Листья желтые летят.
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? /Осенью/
2. – Теперь прослушайте ещё раз и запомните первое предложение.
Логопед читает загадку.
— Кто запомнил? /Листья желтые летят/.
— Да, начертим схему к этому предложению.
Дети чертят схему в тетрадях, логопед – на доске.
— С чего начинаем чертить? /С уголка/.
— Что значит уголок? /Начало предложения, пишем с заглавной буквы/.
— Как мы отделяем слова в предложении? /Мы отделяем слова пробелом/.
— Сколько слов в предложении? /В предложении три слова/.
— Да, как пишутся слова в предложении? /Слова в предложении пишутся раздельно/.
— Правильно. Поэтому мы как их будем чертить на схеме? /Будем чертить через пробел/.
— Что означает точка? /Точка означает конец предложения/.
— А стрелочка? /
Стрелочка показывает понижение голоса/.
— Хорошо. А какое будет первое слово в предложении? /Листья/.
— А последнее слово какое? /Летят/.
— А второе слово? /Желтые/.
3. Самостоятельная работа.
— Молодцы. Я ещё раз читаю загадку, а вы запомните теперь второе предложение.
Логопед читает загадку.
— Кто запомнил? /Под ногами шелестят/.
— Хорошо, а теперь самостоятельно начертите схему этого предложения.
Дети выполняют задание.
4. – Послушайте четвертое предложение. Как оно звучит? /С вопросом/.
— Что происходит с моим голосом? /Голос повышается/.
— Да. А теперь каждый по очереди скажите это предложение. /Когда всё это бывает?/.
— Я спрашиваю? /Да/.
— Какой знак поставим в конце? /Поставим вопросительный знак/.
— Начертите схему этого предложения.
Дети чертят схему самостоятельно.
— А теперь давайте скажем это же предложение так, чтобы наш голос понизился, чтобы оно стало повествовательным. /Когда всё это бывает/.
— Хорошо. А теперь чтобы голос повысился, скажем радостно. /Когда всё это бывает!/
- Физминутка (2 мин).
— А теперь немножко отдохнем. Встали все.
Игра «Если слово – хлопнем, если предложение – топнем».
— Если услышите слово – хлопните, а если предложение – топните.
День. Пошел мелкий дождь. Месяц. Осень. Мы идем гулять. Светит солнышко. Грибы. Ты любишь осень? Я люблю лето. Лист. Какая хорошая погода! Тучи. На небе появилось много туч.
— Присаживаемся. А как вы определили, где слово, а где предложение? /В предложении много слов/.
7. Основная часть (продолжение) (11 мин).
Г) Дид.игра «Это предложение?»
—
Можно ли назвать то, что я скажу, предложением? Оно красиво звучит? /Нет/.
— А сделайте так, чтобы оно красиво звучало. Мальчик, открыть, дверь.
Сидеть, синичка, на, ветка.
Груша, бабушка, внучка, давать.
Витя, косить, трава, кролики, для.
Петя, купить, шар, красный, мама.
Девочка, положить, книга, стол, на.
Дети верно составляют предложения.
-Ребята, а почему то, что я называла, нельзя назвать предложением? /Там слова не связаны по смыслу, не порядку/.
Д) Дидактическая игра «Составь предложение».
— А теперь придумайте предложение, в котором 2 слова.
Дети придумывают предложения.
- Итог занятия (2 мин).
— Чем мы занимались сегодня на занятии?
— Что мы вспомнили сегодня на занятии?
— Что Вам понравилось на занятии?
Логопед оценивает деятельность каждого учащегося и раздает поощрительные наклейки.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
подготовила учитель – логопед Федичкина Н.Н. г. Кириши 2021г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 оздоровительной направленности»
Цель: развивать навыки составления предложений из трех и более слов.
Задачи:
Образовательные: научить детей правильно составлять предложения из трех и более слов; научить распространять предложения; научить составлять предложения по образцу; научить составлять собственные предложения.
Развивающие: навыки грамматического оформления предложений и их распространения с помощью добавления определений; развивать внимание, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать навыки организованного поведения.
Ход занятия:
I Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика (Логомер. Комплекс упражнений.)
II Сообщение темы.
— Мы работали с предложениями, которые состояли только из двух слов. Но в предложении может быть три, четыре, пять и более слов. Сегодня мы будем учиться составлять предложения из трех и более слов.
III Изучение темы.
1. «Составление предложений из трёх слов по сюжетным картинкам».
Логомер. Конструктор картинок.
— Рассмотрите внимательно картинку. (Слайд №7)
— Кто это? (Девочка). Что она делает? (читает). Составим предложение – Девочка читает.
— Сколько слов в нашем предложении? (Два) Назовите первое слово: кто? — девочка – слово живой предмет. Назовите второе слово: девочка что делает? – читает – второе слово-слово-действие.
— Что читает девочка? (Книгу, газету).
Девочка читает книгу (газету)
— Какое слово прибавилось в предложении? Книгу (газету). Сколько стало слов в предложении? (Три). Давайте составим схему нашего предложения.
Далее выставляются следующие картинки. (Слайд №1) Работа проводится аналогично.
2. «Составление предложений из трех слов по двум предметным картинкам».
— Рассмотрите внимательно картинки. (Слайд №8) Мы видим две предметные картинки: мальчик и рыба).
— Давайте попробуем составить предложение, подобрав к картинке слово, обозначающее действие:
Мальчик ловит рыбу.
— Составим схему нашего предложения.
Далее выставляются следующие картинки. (Слайд №9) Работа проводится аналогично.
3. «Составление предложений из трех слов с каждым ребёнком».
Каждому ребенку раздаётся по одной сюжетной картинке и предлагается самостоятельно составить по ней предложение из трех слов.
4. Физкультминутка:
Логомер. Комплекс упражнений на развитие моторики.
5. «Усложнение предложений. Составление предложений из четырёх слов с добавлением определения».
— А теперь давайте усложним эти предложения. (Слайд№10) Например: Зайчик грызет морковку. Морковка (капуста,…) какая? (Вкусная) или: Зайчик какой? Пушистый (маленький,…) и т.д..
— Составим схему нашего предложения.
Далее выставляются следующие картинки. (Слайд№11) Работа проводится аналогично.
6. Упражнение «Собери предложение из слов».
— А теперь я буду называть вам слова, а вы внимательно их послушайте и соберите из них предложения.
Пример: Мячик, Таня, ловить, большой. – Таня ловит большой мячик.
— Свитер, мама, связать, красивый. (Мама связала красивый свитер)
— Рыба, рыбаки, поймать, крупная. (Рыбаки поймали крупную рыбу)
— Книжка, Катя, читать, интересная. (Катя читает интересную книжку)
— Стрекоза, Рита, увидеть, большая. (Рита увидела большую стрекозу)
— Булка, Вова, купить, вкусная. (Вова купил вкусную булку)
— Карандашами, дети, рисуют, цветными. (Дети рисуют цветными карандашами)
— Дерево, буря, сломала, старое. (Буря сломала старое дерево).
IV. Итог:
— Вы сегодня молодцы! Очень хорошо занимались.
— Что нового узнали? Что больше всего вам понравилось?
Следующая > |
Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений
Методическая цель: Использование ИКТ как способа оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи.
Цель:
развитие связной речи на логопедическом занятии с использованием ИКТ.
Задачи:
Коррекционные:
— формировать умение находить и исправлять речевые (логические) ошибки в предложениях;
— формировать умение составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных вопросов;
— формировать умение составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов;
— учить детей употреблять в речи предложения различных синтаксических конструкций;
— учить составлять предложения с однородными членами;
— совершенствовать грамматический строй речи учащихся;
— уточнить и обогатить лексику по теме «Весна»;
Развивающие:
— развивать умение грамотно выражать свои мысли;
— развивать интонационную выразительность речи и чёткое звукопроизношение;
— развивать умение формулировать ответы на вопросы;
— развивать речевую моторику и зрительное восприятие;
— развивать высшие психические процессы: внимание, память, логическое мышление, пространственно-временные представления;
Воспитательные:
— воспитывать желание активно работать на занятии;
— воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.
Пропедевтическая работа:
— разучить с учениками скороговорки о весне;
— тренировать детей в редактировании деформированных предложений.
На мой взгляд, поставленная цель и задачи логопедического занятия были достигнуты. Учащиеся справились с предполагаемыми заданиями.
На занятии мной был сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на закрепление работы с деформированными предложениями.
Считаю, что невозможно представить современное занятие без использования информационных-коммуникационных технологий. На мой взгляд, ИКТ повышают качество и результативность учебно-коррекционного процесса. В связи с этим я определила для своей работы целесообразность использования ИКТ на логопедическом занятии, как способ оптимизации процесса коррекции письменной и устной речи. Считаю, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. (Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе, поэтому активно включаю в процесс использование ИКТ в своей практике). Как показывает опыт, использование ПК на логопедических занятиях позволяет проследить степень усвоения материала, представленного на заключительном этапе закрепления полученных знаний. Кроме того, программа помогает развивать память и внимание, которые необходимы для успешной учёбы детей в начальной школе.