Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития.учебно-методическое пособие на тему


Рабочая программа логопедических занятий 1 класс (ЗПР)

Метапредметные результаты.

Курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивных

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем-логопедом;

сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда);

определять пути и средства достижения учебной цели;

с помощью учителя-логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей;

выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда;

осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

работать в определённом темпе;

применять знания в новых ситуациях.

Познавательных

ориентироваться в учебных пособиях;

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебных пособиях для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом);

находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций;

с помощью учителя-логопеда анализировать объекты (слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков;

проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям;

группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков.

Коммуникативных

внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;

подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда;

понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции;

целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия;

соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба);

пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии;

обращаться к взрослому или товарищу по группе за разъяснением;

применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.

оформлять

свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

владеть

монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа занятий включает 4 раздела:

РАЗДЕЛ 1 — Совершенствование произносительной стороны речи

1.1

Развитие осознанного звукового анализа и навыка контроля за произношением звуков, имеющихся в речи детей. Формирование артикуляторной базы.

Что может насторожить родителей:

  • отсутствие реакции «оживления» на появление взрослого;
  • ребенок не реагирует на звуки или речь;
  • отсутствие или недостаточная активность гуления и лепета;
  • неактивные попытки повторения чужих слов у ребенка в возрасте 1,5 лет;
  • ребенок в возрасте 1,5-2 года не понимает на слух простое задание: «иди сюда», «сядь»;
  • отсутствие у ребенка в 2 года самостоятельных слов;
  • если у ребенка в возрасте 2,5 лет нет простых фраз из 3-4 слов, словарный запас и менее 20 слов, затрудняется при выполнении заданий «покажи зайчика», «принеси мишку», «покатай машинку».
  • ребенок 3 х лет чаще использует жесты и мимику, чем речь;
  • ребенок в 3 года говорит настолько непонятно, что его не понимают даже близкие люди.
  • отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок повторяет только фразы за взрослыми, из книжек, мультиков, сам речь не инициирует);

Причины задержки речевого развития (ЗРР)

  • Нарушения внутриутробного развития (гипоксия, инфекции)
  • Асфиксия в родах, родовые травмы, недоношенность или переношенность
  • Черепно-мозговые травмы
  • Снижение слуха
  • Частые и длительные болезни
  • Осложнения после прививок
  • Неблагоприятная для развития речи среда. Речь у детей появляется в ответ на запрос окружающих взрослых, как элементарное копирование их речевого поведения:
  • Если с ребенком мало разговаривают, или среда, в которой развивается ребенок, неполноценна (например, дом малютки), речь остается невостребованной.
  • Гиперопека. Предугадывая желания и потребности ребёнка взрослые тормозят речевое развитие речи.
  • Ориентация ребенка на предметный мир. Родители окружают ребенка множеством игрушек и надолго оставляют его играть с ними. Это способствует погружению малыша во внутренний мир.

Статья:

Ранняя коррекция особенностей развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения. Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка, психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д.
Задержка психоречевого развития у ребенка — это отставание от возрастной нормы. Такие дети овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка психоречевого развития затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. При задержке психоречевого развития имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. У большинства детей с ЗПРР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Причинами возникновения задержки психоречевого развития могут быть:

— замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически);

— заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни);

— нарушения слуха (речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью);

— ранние заболевания в первые годы жизни;

— наследственные факторы (в этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью);

— неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально — волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Все компоненты речевой деятельности у детей раннего возраста имеют свои особенности: ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мать; у ребёнка в 8-9 месяцев нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки; ребёнку уже полтора года, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь»; у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием; в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова; в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний; трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем; трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет; в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения; у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов); если ребенок имеет сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

При психоречевом недоразвитии речи идет замедление темпа интеллектуального развития ребенка, и поэтому нарушаются психические процессы – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение. В связи с этим логопедические занятия с детьми раннего возраста с ЗПР имеют ряд особенностей:

•Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

•Элементы обучения вводятся в ходе организации специальных игр.

•Необходимо достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком, а также многократное повторение словесного материала.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста с ЗПРР ведется по таким направлениям, как развитие импрессивной и экспрессивной речи, которая в свою очередь делится на два этапа. В ходе I этапа коррекционной работы решаются следующие задачи:

— создание коммуникативной среды – т.е. такие условия, при которых у ребенка появится желание общаться с педагогом

— воспитание неречевого и речевого внимания, развитие понимания речи, одно-двусложных инструкций

— преодоление неречевого и речевого негативизма

— вызывание потребности в речевом высказывании

— увеличение объема пассивного словарного запаса

— обучение родителей правильному общению с ребенком

Формируя на первом этапе когнитивные предпосылки появления речевого высказывания, уделяется особое внимание развитию различных видов ощущений и восприятия (зрительного, слухового, осязательного, вкусового и обонятельного). При рассматривании с детьми предметов, расширяются возможности зрительно-двигательной координации, устанавливается взаимосвязь между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием. Развиваются представления о свойствах предметов (форма, цвет, величина), расширяются возможности фонематического восприятия.

Развитие вербальных средств общения происходит на фоне расширяющейся когнитивной компетенции. Ненавязчивая стимуляция речи у ребенка осуществляется в условиях предоставления ребенку возможности выбора средств общения (невербальных и вербальных). В конкретных ситуациях вызываются и поощряются первые однословные, а затем и двусловные высказывания ребенка. Работа проводится на материале лексических тем « Животные», «Игрушки» и др.

Формирование и развитие первых практических представлений детей о звуках и словах происходит в игровых ситуациях. Развивается фонационное и физиологическое дыхание у детей. Артикуляционная гимнастика проводится с использованием забавных рисунков-символов, что повышает интерес детей к ее выполнению.

Формируются и развиваются тонкие движения пальцев рук. Одновременно желательно проводить массаж кистей рук и пассивную пальчиковую гимнастику. Упражнения должны быть направлены на попеременное сжатие, растяжение и расслабление мышц кисти. Объем движений должен увеличиваться постепенно, не вызывая у ребенка неприятных и болевых ощущений. Вовлекать в процесс необходимо все пять пальцев руки, так как у каждого из них свой коэффициент полезного действия для развития двигательной области коры головного мозга и, соответственно, речевой деятельности. Используются изолированные движения каждого пальчика.

В процессе различных видов детской деятельности закрепляется речевой материал, который вызывает у детей наибольшие трудности. Приоритетное значение на данном этапе принадлежит предметной деятельности. Использование совместной со взрослым практической деятельности для стимулирования возникновения и развития его потребности в вербальном высказывании составляет ведущее направление занятий на данном этапе.

Занятия на II этапе обучения стимулируют дальнейшее развитие речевых возможностей детей. Данный этап предполагает решение следующих задач:

— учить ребенка повторять за взрослым и самостоятельно называть предложения

— формировать грамматические формы (число, род, падеж).

-учить употреблять предлоги.

Средствами для решения данных задач являются все виды деятельности, свойственные детям от 1 года до 3 лет (игра, конструирование, рисование, ритмика и т.п.). На этом этапе расширяются возможности использования вербальных средств общения в процессе совместного со взрослым комплексного обследования предметов. Продолжается работа по развитию наглядно-действенных форм мышления. Приоритетное направление — развитие диалогической речи. Используются разнообразные приемы: образцы диалогов (взрослый-игрушка), разнообразные типы вопросов. Планируется усвоение существительных в форме Д.п., Т.п. в ед. и мн. числе, овладение категорией числа глаголов, глаголами настоящего и прошедшего времени, личных местоимений, некоторых наречий (больше, меньше), предлогов (в, на). В логопедической работе на данном этапе используется лексико-семантический материал следующих тем: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Посуда», «Домашние животные», «Дикие животные» и др.

Логопедические занятия включают индивидуальные и групповые занятия продолжительностью от 10 до 25 минут в зависимости от этапа работы и состояния детей. Группы комплектуются с учетом моторного, познавательного и речевого развития (до 5 человек).

В период работы над развитием импрессивной и экспрессивной речи используются различные методы и приемы коррекционной работы. Это традиционные логопедические методы, такие как подражание, стимулирование речи, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование, пальчиковые, подвижные специальные и другие виды игр, массаж, гимнастика. В настоящее время в коррекционной логопедической работе наряду с традиционными коррекционными методами широко используются нетрадиционные методы терапии. В работе с детьми с ЗПРР используется арттерапия, музыкотерапия, хромотерапия. Но какие бы методы не использовались очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Таким образом, успехи в речевом развитии возможны при выполнении ряда условий: эмоционального контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной деятельности со стороны ребенка. Многое будет зависеть от того, насколько будет грамотно и интересно организованно занятие с детьми.

Предлагаемые направления коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития стимулируют моторное, сенсорное, перцептивное речевое развитие ребенка, позволяют постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речи в онтогенезе. И.П.Павлов сказал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Литература:

  1. С., М., Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
  2. Е. Развитие речи: от первых звуков до сложных фраз. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
  3. Ю. «Ступеньки развития». Москва. 1998 г.
  4. Л. «Волшебная логопедия». Донецк. «Графи» 2003г.
  5. Ф. «Развитие познавательных способностей детей». Москва «АСТ-ПРЕСС» 2000 г.

Как стимулировать речевую активность у детей с ЗРР. Игры и упражнения

Авторы: Ирина Горелова, Анна Иванова

Задержке речевого развития (ЗРР) часто сопутствуют агрессия, тревожность, трудности с социализацией. В статье – приемы, которые помогут решить эти проблемы и стимулировать речевую активность у детей.

В последние годы в детский сад часто поступают дети с задержкой речевого развития (ЗРР). Дети легко взаимодействуют с гаджетами, но не говорят. Планшет, телефон, телевизор не слышат, не задают вопросов, не стимулируют искать ответ, и говорить ребенку незачем.

Задержка развития речи ведет к замедлению темпа интеллектуального развития, так как память, внимание, восприятие, мышление, воображение, целенаправленное поведение развиваются с прямым участием речи. Это может тормозить и искажать психическое развитие ребенка.

Важно Напоминайте родителям, что для изменений нужно время и терпение, не надо форсировать события; если речевых изменений долго нет, надо обратиться к специалистам.

Маленьким детям нужна наглядность.

Чем старше ребенок, тем меньше нужно показывать и больше побуждать действовать по слову взрослого. Если ребенок не разговаривает или говорит мало, нужно предлагать ему занимательные игры с предметами и картинками.

Что делать в семье.

Родители должны больше разговаривать с ребенком, побуждать использовать слова, предложения, обеспечить чувство психологической защищенности, информативную и доступную по возрасту предметно-игровую среду.

Расскажите родителям, что до 5 лет интенсивно развивается мозг, и это влияет на развитие речи. Помочь развитию мозга можно, если ребенок будет больше гулять в течение светового дня, делать физические упражнения, находиться в хорошо проветренных помещениях, желательно с ароматами хвои или цитрусовых, менять деятельность, есть разнообразную пищу, не переутомляться. Также важно, чтобы родители не курили при ребенке и он не вдыхал запах сигаретного дыма.

Упражнение «Массаж мозга»

Ребенок каждый день за час или полчаса до завтрака 5 минут активно полощет рот кипяченой водой комнатной температуры. Взрослый при этом приговаривает: «Просыпаются щеки, просыпаются губы, просыпается язык! Просыпайся, ум! Пробуждайся, речь!»

Что делать в детском саду

Чтобы активизировать малоговорящих детей, нужно предлагать им задания, которые учитывают их склонности, эмоции. Воспитатели должны предусматривать в календарном плане занятия с рассказами детей о любимой игрушке и т. п.

Задание к теме «Рассказ о любимой игрушке»

Ребенок может нарисовать ее или заранее принести в детский сад и показать детям и воспитателю. Взрослый помогает вопросами: «Как зовут твою игрушку? Умеет ли она лаять? Как она злится? Как радуется?».

Папки с картинками, альбомы, книги в речевом уголке группы следует менять в соответствии с темой недели. Вывешивать лучше крупные картины, так как это активизирует желание рассказывать.

К вопросу проектирования логопедического сопровождения детей с задержкой психического развития

Аннотация: В статье рассматриваются особенности проектирования логопедических занятий для детей с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации, рассматриваются формы логопедической работы, требования ФГОС ДОО к организации логопедических занятий с такими детьми, а также требования и структура к данным занятиям.

Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с задержкой психического развития является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы логопедов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития. Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольной образовательной организации.

Дошкольная образовательная организация комбинированного вида обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития детей – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Среди детей дошкольного возраста выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию незначительно отстает от своих сверстников. Таких детей до установления точного диагноза относят к детям с особыми образовательными потребностями, а именно к категории детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.

Термин «задержка» подчеркивает временной и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению [2, с. 62].

Воспитание и oбучение детей с (ЗПР), как и нормально раз­вивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регуляр­ных занятий. Учитель-логoпед проводит комплексное обследование речи детей, которое включает: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукoвого анализа и синтеза, лексического строя речи, особенностей словообразования, грамматического стрoя речи, связной речи.

Несмотря на то, что проектирование и осуществление работы учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации комбинированного вида несколько отличается от работы логопеда в группах для детей с нарушениями развития, однако, существуют общие организационные и содержательные аспекты.

Логопедическая работа с детьми с (ЗПР) осуществляется в форме индивидуальных (2-3 раза в неделю) и подгрупповых (2 раза в неделю) занятий. Длительность индивидуальных занятия от 10 до 20 минут, подгрупповых занятий от 20 до 25 минут, согласно нормам СанПиН. Для подгрупповых (в микрогруппах) занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2–3 человека, периодичность занятий 2 раза в неделю, 25-30 минут для детей от 6 до 7 лет, 15–25 минут для детей от 5 до 6 лет.

Коррекционная работа планируется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Для создания комфортного психоэмоционального режима коррекционно-развивающие занятия проводятся с использованием арт-педагогических технологий [1, с. 54].

При проектировании коррекционных занятий с детьми с (ЗПР) логопед должен учитывать важные особенности современного дошкольного образования, содержащиеся в ФГОС ДОО, отличающиеся от традиционного обучения. Образовательные программы дошкольного разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Основные требования к разработке в ДОО логопедических занятий с детьми с задержкой психического развития, имеющими речевые нарушения:

  • занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность ребенка;
  • занятия проводятся по схеме: последовательно, поэтапно; с учетом основных дидактических принципов, индивидуальных особенностей; с опорой на сознательность и активность детей; с использованием дидактических пособий, наглядных средств обучения;
  • занятия согласовываются с требованиями образовательной программы;
  • на занятиях происходит тренировка правильной речи;
  • занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах;
  • на занятиях с такими детьми постоянно присутствуют образцы правильной речи самого логопеда, успешно занимающихся детей; магнитофонные и аудио записи и др.;
  • занятия проводятся на фоне доброжелательного отношения окружающих к ребенку с речевыми нарушениями и правильного его воспитания [4, с. 72].

Структура логопедического занятия в ДОО с детьми с ЗПР

Проектирование логопедического занятия в ДОО с детьми с задержкой психического развития исходит из его структуры:

1. Организационный момент. Проходит в виде подготовки к игре (дети готовят то, что им будет необходимо на занятии, под руководством взрослых), настраиваются на игру, а не успокаиваются.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Проходит в виде игры, игровой материал подбирается, учитывая индивидуальный уровень развития каждого ребенка.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

– развитие общей моторики. Проходит в виде динамической паузы, не прерывая игровой процесс, а до или после него, для смены видов деятельности; – развитие мелкой моторики. Предлагается на выбор использование пятигранных карандашей, шариков, прищепок, кубиков и т. д.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. Предоставить детям возможность выдвигать собственные предположения, учить доказывать свою точку зрения, формировать адекватную самооценку, и оценку своих действий, не отождествляя, например, одно неудачное предположение с собственной оценкой в целом.

5. Развитие артикуляционной моторики. Необходимо объяснить не только технику выполнения каждого упражнения, но и значение, смысл каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребенок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение.

6. Развитие дыхания и голоса. Во время упражнений, выполняемых для развития дыхания, логопед не показывает, как выполнять упражнение, а выполняет упражнения вместе с детьми.

7. Объявление темы. Тему объявляет не логопед, а дети выдвигают предположения, после совместного рассматривания, наблюдения, беседы, разговора, экспериментирования, исследования, сравнения, обобщения (педагог подводит их к этому), тем самым формируя мотивацию к познанию нового.

8. Развитие фонематического слуха. Ход занятия сопровождается значительной речевой практикой воспитанников, что предполагает общение с логопедами и детьми на равных.

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов. Всегда сопровождается наглядным изображением, так как невозможно чётко и правильно воспроизвести звуковой состав слова, не зная его значения и не представляя зрительного образа.

10. Итог занятия. Подведение итогов занятия ориентировано на формирование адекватной самооценки, оценки своей деятельности и положительного отношения к миру.

11. Оценка работы детей на занятии. Оценивается не деятельность детей на занятии, а то, насколько материал занятия помог детям уточнить и обогатить свои знания [2, с. 63].

Е. С. Теплякова отмечает, что при проектировании коррекционно-логопедического занятия, имеющего индивидуально-ориентированный характер, целесообразно предусмотреть следующее:

  • решение первичной задачи логопеда;
  • создание проблемной ситуации;
  • возникновение у ребенка состояния «хочу решить проблему»;
  • совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предположений от детей, появление дополнительной мотивации у ребенка;
  • активизацию субъектного опыта, его использование в процессе занятия (переход ребенка из позиции объекта в позицию субъекта, поощрение инициативы ребенка, поддержка его ответов на занятии);
  • управление самостоятельным поиском (давать право кого-то спросить, посоветоваться с родителями, со старшими братьями и сестрами);
  • совместное подведение итогов [5, с. 43].

Таким образом, проектирование логопедических занятий для детей с задержкой психического развития в ДОУ осуществляется с учетом требований ФГОС ДОО, индивидуальных особенностей речевого недоразвития каждого ребенка, с четким представлением о целях (задачах), которые могут достигаться на нем, с помощью самой разнообразной его организации, а также виды и типы этой организации.

Литература:

  1. Костюк, А. В. Проектирование рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения : метод. рекомендации / А. В. Костюк. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. – 88 с.
  2. Лысова, Т. С. Модель коррекционно-развивающего сопровождения дошкольника с задержкой психического развития / Т. С. Лысова // Преемственность в образовании. – 2013. – № 5 (11). – С. 62–65.
  3. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / под общ. редакцией М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. – СПб. : КАРО, 2014. – 112 с.
  4. Теплякова, Е. С. Индивидуализация обучения детей на коррекционно-логопедических занятиях / Е. С. Теплякова // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 2. – С. 43–48.

Воронина Т.В., учитель-логопед

  1. Нетрадиционные средства логопедического просвещения родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития
  2. Рекомендации дефектолога для родителей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по профилактике нарушений игровой деятельности
  3. Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития
  4. Дефектологическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях детского сада комбинированного вида
  5. Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с задержкой психического развития

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]