Дидактические игры по развитию речи. Тема: «Овощи»


Пальчиковая гимнастика

Капустка Мы капустку рубим — рубим, Мы капустку солим — солим, Мы капустку трем — трем, Мы капустку жмем — жмем. (Имитация движений.)

Сколько грядок в огороде? В огороде у Федоры Растут на грядках помидоры, А на грядке у Филата Много разного салата. У бабушки Феклы Четыре грядки свеклы. У дядюшки Бориса Очень много есть редиса. У Маши и Антошки Две гряды картошки. Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.

«Урожай» Рад, два, три, четыре, пять — Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками Поможем урожай собрать. Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща В ней звук Т пришел на грядку. Тыква — вот, а вот — томат. Здесь — капуста, здесь — салат, Тмин, картошка, артишок И петрушки корешок. Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками Будем есть мы до весны.

Логоритмические упражнения (координация речи и движения)

Картошка Мы картошку накопали, Огурцы с гряды сорвали, Выдернули всю морковку, Срезали капустку ловко И в корзине от земли Вам в подарок принесли. (Приседания, наклоны, имитация движений.)

Огород Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.) Мы пришли на нашу грядку. Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.) Здесь — капуста, здесь — салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.) Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.) И петрушки корешок. (Руки опустить.) Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.) Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)

Источник

Игры и упражнения

Игра «Жадина» (детям 4—8 лет) К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)

Игра «Один – много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много). Помидор — помидоры — много помидоров картофель — картофель — много картофеля (картошки) баклажан — баклажаны — много баклажанов перец — перцы — много перцев кабачок — кабачки — много кабачков тыква — тыквы — много тыкв морковь — моркови — много моркови свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук») лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц) репа — репы — много реп редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук») чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока) петрушка — петрушка — много петрушки огурец — огурцы — много огурцов перец — перцы — много перцев (в значении «много штук») кочан — кочаны — много кочанов горошина — горошины — много горошин стручок — стручки — много стручков

Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет) Огурец — огурчик — огурчики помидор — помидорчик — помидорчики картофель — картошечка — картошечки баклажан — баклажанчик — баклажанчики перец — перчик — перчики тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки редис — редисочка — редисочки морковь — морковка (морковочка) — морковки свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички репа — репка (репочка) — репки чеснок — чесночок — чесночки петрушка — петрушечка — петрушечки укроп — укропчик — укропчики капуста — капусточка — капусточки фасоль — фасолинка — фасолинки

Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет) Хорошая грядка — ……. плохая грядка Старый картофель — …….. молодой картофель Тяжелый мешок — …… легкий мешок Большой урожай — ………. маленький урожай Чистая морковка — ……… грязная морковка Спелый помидор — …… неспелый помидор

Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет) Помидор круглый, а морковь. (продолговатая). Помидор красный, а морковь. Помидор мягкий, а морковь. Помидор кислый, а морковь. У помидора внутри семечки, а у моркови. Помидор растет на земле, а морковь. (в земле).

Игра «Названия соков» (детям от 5 лет) Сок из огурца — огуречный сок Сок из свёклы — свекольный сок Сок из лука — луковый сок Сок из помидоров — томатный сок Сок из капусты — капустный сок Сок из тыквы — тыквенный сок Сок из моркови — морковный сок

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе ОНР по лексико-грамматическому строю речи

Тема: «Сад– огород».

  • закрепление полученных ранее знаний (фрукты, овощи, цвета, геометрические фигуры, вкусовые качества);
  • ввести новые понятия сад и огород;
  • развитие у детей мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и сравнение);
  • расширение активного и пассивного словаря по теме: “Овощи”, «Фрукты»;
  • воспитание уверенности и дисциплины.
  • Учить образовать уменьшительно-ласкательную форму существительного.
  • Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.
  • Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление.
  • Резиновые фрукты, овощи;
  • 2 корзинки + полотенца;
  • Массажный мяч;
  • Телевиз+ноутбук для показа игр;
  • Лсты с изображением силуэтов овощей и фруктов.

1. Психологический настрой.

Логопед: Как обычно в начале занятия я говорю вам: «Здравствуйте!»

(Дети тоже здороваются).

Закрываю глаза и считаю до 3-х.

После того как я досчитаю до трёх и открою глаза, вы должны показать, какое у вас настроение.

Здравствуйте ребята. Вы меня узнали? Я вам принесла осенние подарки.

Л.: Спасибо осень. Оставайся с нами и посмотришь, как наши дети будут играть.

2. Закрепление пройденного материала.

Посмотрите, что лежит в этой корзине (рассматриваются и называются овощи) при первом правильном ответе овощ кладётся на стол ребёнку.

Ребята, а какие вы ещё знаете овощи?

А что в этой корзине?

Давайте их назовём.

Ребята, а какие вы ещё знаете фрукты?

Фрукты также раздаются детям.

Как можно назвать одним словом то, что я принесла (овощи), (фрукты).

Дети дают ответы.

3. Введение новых понятий «сад» и «огород»

Чтобы узнать, как называется сегодня наше занятие, мы должны ответить на вопросы «Где растут овощи и фрукты?» и тогда мы узнаем тему нашего занятия.

Как вы думаете, где Осень взяла так много овощей? (ответы детей).

Огород — это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там люди выращивают овощи (показ).

Молодцы, а кто может назвать овощи, которые мы срываем? (огурцы, помидоры, перец и др.).

А которые выкапываем? (картофель).

А которые выдёргиваем из земли? (морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.).

А какие овощи мы срезаем ножом? (тыква, кабачок, капуста, баклажан).

Хорошо, а где она собрала фрукты? (Ответы детей).

Садом называют ограждённую территорию с плодовыми деревьями — это яблочное дерево, персиковое дерево и др.(показ).

Кто сможет определить тему сегодняшнего нашего занятия?

4 .Дидактическая игра «Что из чего?».

Давайте попробуем сказать, какой сок мы можем получить из овощей и фруктов?

Сок из яблока –яблочный, из банана -…, из абрикоса — …, из апельсина — …, из груши – грУшёвый, из сливы – слИвовый.

А вы знаете, что сок можно делать также и из овощей.

Вспомните, как называется сок из моркови – морковный, а из помидора – томатный.

А какое варенье получится из

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]