Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе c ЗПР на тему:
Цель:
формирование основ успешного усвоения русского языка, профилактика дисграфии и дислексии.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце).
2. Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
3. Учить определять наличие или отсутствие звуков к
и
к’
в слове (игра «Ромашка»).
4. Познакомить с образом буквы К.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематическое восприятие.
2. Развивать логическое мышление (аналитико-синтетическую деятельность).
3. Развивать внимание и память.
4. Развивать графомоторные навыки.
5. Научить чётко произносить звук К и К’, дифференцировать их на слух и в произношении.
6. Обогащать словарный запас.
7. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.
Воспитательные:
1. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.
2. Воспитывать усидчивость.
3. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
4. Воспитывать любовь к родному языку.
5. Повышать речевую активность.
6. Воспитывать культуру речевого общения.
Оздоровительные:
1. Содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений.
2. Обучать расслаблению мышц (во время физминутки).
3. Следить за осанкой детей во время работы за столом.
Материалы и оборудование:
Буква К («портрет звука К»), зеркала, палочки, мячик, кубик, пластилиновые дощечки, горох, бумажная ромашка с картинками-лепестками, в названии которых встречаются звуки К и К’, цветные карандаши, листочки с предметами.
Методы:
эмоциональный настрой, игровая мотивация, словесный, наглядный, практический.
Приёмы
: совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, физкультурная минутка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дефектолог: Сегодня к нам на занятие пришла гостья из азбуки! Давайте мы её встретим.
Дефектолог: Кто это?
Ответ детей: Это буква
Дефектолог: Правильно, это буква. Но она пришла не одна…. Кто с ней пришёл?
Ответ детей: Это звук.
2. Основная часть.
Дефектолог: Тема нашего занятия – «Звук и буква К».
Дефектолог: А какой предмет-помощник нам нужно выбрать, чтобы назвать звук К?
Задание: Давайте мы с вами посмотрим на предметы, которые лежат на подносе, и выберем помощника. (По просьбе педагога воспитанник выбирает тот предмет, который поможет назвать этот звук).
Действия детей: Правильно выбирают зеркало.
Дефектолог: А для чего нам нужно зеркало? Как оно нам поможет?
Ответ детей: В зеркало можно произнести этот звук.
Задание: дети берут зеркала.
Дефектолог: Давайте мы произнесём звук К.
Дефектолог: Для этого губы и зубы находятся в свободном положении и лишь слегка спинка языка приподнята к верху (нёбу), а кончик языка опущен за нижние зубки. Произносим звук К, а затем мягче — К’.
Действия детей: дети произносят звук К и К’.
Дефектолог: Какой этот звук?
Ответ детей: Согласный, бывает твёрдым и мягким.
Дефектолог: Перед вами лежат листочки, на которых изображены предметы. Вы должны найти тот предмет, который начинается со звука К или К’ и закрасить его цветным карандашом.
Действия детей: Находят нужный предмет и самостоятельно закрашивают его с помощью цветных карандашей.
Дефектолог: А теперь давайте
поиграем в игру «Ромашка» с этими звуками. Выбирайте лепестки, в названии которых есть звуки К и К’. Когда будете брать лепесток, не забывайте чётко произносить слово, выделяя звуки К и К’ и определять их место в слове (в начале, в середине, в конце).
Действия детей: Дети выбирают картинки-лепестки, в названии которых встречаются звуки К и К’, четко произносят слова, выделяя звуки К и К’, и находят их место в слове.
Дефектолог: А теперь нам пора немного отдохнуть. Но с нами отдохнёт и буква К. Она решила нас научить изображать её в движении.
3. Физкультминутка.
Дефектолог: А сейчас мы с вами попробуем изобразить букву К. Для этого вам необходимо встать всем в ряд. Затем поднять правую руку слегка вверх, а правую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге). Поменять положение: поднять левую руку слегка вверх, а левую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге).
Действия детей: дети садятся на свои места
Дефектолог: Ребята, сейчас нужно опять выбрать предметы-помощники, которые помогут вам выложить букву К. Давайте их выберем.
Действия детей: дети выбирают горох, палочки
Дефектолог: Ребята, скажите, а почему вы выбрали горох, палочки?
Ответ детей: С помощью этих предметов можно выложить букву К.
Дефектолог: Правильно. Но сначала посмотрите на букву К и скажите, из каких элементов она состоит?
Ответ детей: Из палочек
Дефектолог: Сосчитайте, сколько у неё палочек?
Задание: Считают дети: один, два, три.
Ответ детей: Всего три палочки
Дефектолог: Молодцы. Правильно. Тогда давайте мы с вами и попробуем выложить из выбранных материалов букву К (образцы прилагаются)
Действия детей: С помощью гороха, палочек на пластилиновых досках дети выкладывают букву К.
4. Итог занятия.
Дефектолог: Ребята, вы отлично поработали сегодня на занятии. Скажите мне, пожалуйста, с каким звуком и буквой мы сегодня с вами познакомились? Какой это звук?
Ответ детей: Звук и буква К. Звук К — согласный, твёрдый и К’ — мягкий.
Дефектолог: занятие окончено.
Логопедическое занятие — твёрдые и мягкие согласные
Коррекционно-развивающее логопедическое занятие в группе по устранению нарушений чтения и письма
Группа: 2 б класс
Тема: Твёрдые и мягкие согласные. Роль гласных а-я в обозначении твёрдости-мягкости согласных.
Тип занятия: Закрепление изученного материала
Цель: закрепление навыка обозначения твёрдости согласных гласной буквой А, мягкости согласных гласной буквой Я.
Задачи:
I. Образовательные:
1. Закрепить полученные знания о роли гласных А-Я в отвержении-смягчении согласных; 2. Добиться усвоения полученных знаний по теме в результате развития навыков чтения и письма слогов, слов, предложений.
II. Коррекционно-развивающие:
1. Обеспечить условия для развития операционного компонента учебной деятельности:
а) мыслительных операций:
- анализа и синтеза (при развитии навыков фонематического восприятия и представления, при выполнении заданий на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза);
- сравнения и обобщения (при выявлении роли гласных А-Я в отвержении-смягчении согласных; при работе по вопросам над уточнением лексического значения слов; при назывании предметов по размеру от маленького к большому);
б) обеспечить условия для развития долговременной памяти через обозначение гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков принятыми символами;
в) обеспечить условия для развития умения распределять и переключать внимание на всех этапах урока путём использования опорной наглядности;
г) обеспечить условия для развития речи обучающихся (при ответах на поставленные вопросы, при проговаривании стихотворных текстов).
2. Обеспечить условия для развития мотивационного компонента учебной деятельности:
а) эмоциональной мотивации:
- через игру «Медвежата в Лесной школе»;
- через использование наглядности к занятию.
б) познавательной мотивации: — через разрешение проблемной ситуации в ходе игрового момента.
3. Обеспечить условия для развития регулирующего компонента учебной деятельности:
а) при осуществлении текущего самоконтроля на этапах закрепления полученных знаний, умений и навыков;
б) при переключении с учебной деятельности на динамическую паузу.
III. Воспитательные:
1. Формировать коммуникативные умения учащихся:
- умение слушать инструкцию учителя;
- умение соблюдать нормы речевого этикета.
- 2. Воспитывать личностные качества учащихся:
- стремление оказать помощь в трудной ситуации;
- дружелюбие;
- аккуратность при выполнении письменных заданий.
Твёрдые и мягкие согласные. Различение гласных А-Я (2 класс)
Заказать оригинал презентации: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Все презентации здесь
Ход урока
1 Слайд
1. Приветствие детей ладонь в ладонь по кругу.
2. Основная часть.
1) Сообщение о занятии: — Сегодня на занятии мы с вами продолжаем учиться слышать и различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать твёрдость и мягкость согласных гласными буквами на письме и в чтении.
2 Слайд
2) — Давайте отправимся в лес и послушаем звуки. Слушаем внимательно, поднимаем руку для ответа, отвечаем сидя.
— комар, — дятел, — медведь.
Тег audio не поддерживается вашим браузером. . Тег audio не поддерживается вашим браузером. . Тег audio не поддерживается вашим браузером. .
— Молодцы! А как называют детёнышей медведя? (медвежата)
3 Слайд. Медвежата пошли учиться в Лесную школу. Конечно, им трудно. Я думаю, что мы сможем им помочь.Правда? -На доску медвежата. Посмотрите, медвежата надели курточки разного цвета и пошли каждый по своей тропинке. Медвежонок в синей курточке идёт по камушкам, в зелёной-по комочкам ваты.А в свои плетёные рюкзачки они взяли гласные буквы А и Я. Как вы думаете, к какую гласную букву взял каждый медвежонок? (в синей –А, в зелёной –Я)
4 Слайд
Давайте прочитаем слоги БА-БЯ Вспомним обозначение гласных букв и звуков, твёрдых и мягких согласных разными символами: Цвет: Б синий ТВ, БЬ зелёный МЯГК, А, Я красный ГЛАС. На письме: Б черта ТВ, БЬ волна МЯГК, А,Я -точка ГЛАС. Предметы: Б камушек ТВ, БЬ ватка МЯГК. Жесты: Кулачок ТВ, щепотка МЯГК. ЗАРЯДКА для пальчиков: кулачок-ватка все пальцы- кулачок-ватка поочерёдно каждый палец с большим.
5 Слайд: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число «22 ноября».
6 Слайд: Давайте поможем медвежатам найти и прочитать парные слоги на ромашках.
7 Слайд: Медвежата загадали вам свои слоговые песенки и записали их. Только гласные буквы обозначили красными квадратами. Не забывайте, что медвежонок в синей курточке и в синем шарфе поёт грубо с твёрдыми согласными, а в зелёной курточке и шарфике нежно с мягкими согласными. Прослушайте первую песенку: ЛА-ЛЯ-ЛЯ и обозначьте камушками и ватками твёрдые и мягкие согласные. Пальчиком проверим и прочитаем песенку из слогов, называя гласные буквы: ЛА а -ЛЯ я -ЛЯ я. Запишите в тетрадь, карандашом обозначьте гласные твёрдые-мягкие . согласные звуки. Аналогично НЯ-НА-НЯ, СА-СЯ-СЯ-СА.
8 Слайд: Поиграем в игру «Палочка-верёвочка». Правая рука, затем левая рука.
9 Слайд: В Лесную школу пришли детёныши других зверей и птиц. Прочитайте, кто же пришёл учиться. — Назовите домашних животных, домашних птиц, диких животных, диких птиц. — Запишите названия детёнышей в тетрадь.
10 Слайд: Посмотрите, как медвежата написали предложения. Прочитаем их. Исправим ошибки. В зависимости от времени запись 2-х или 1-го предложения, или первого и второго по назначению.
11 Слайд: Молодцы! Итоги, оценки.
МКСОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кстовская районная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Учитель-логопед: Кукушкина Елена Николаевна
Также по теме:
Дифференциация гласных первого и второго ряда У-Ю