Особенности детей с задержкой психического развития


Как правило, задержка психического развития выявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с необходимостью запоминать много информации, выстраивать логические цепочки и концентрироваться на каком-то одном занятии. Это вызвано в основном медленным созреванием центральной нервной системы, поэтому при своевременной коррекции дети с ЗПР догоняют своих сверстников и могут учиться в обычной школе.
Процесс коррекции – сложный, тонкий и длительный. Его основа – доверительные отношения с ребенком и учет его индивидуальных особенностей. Родители должны хорошо понимать, как чувствует, думает, живет их малыш, чтобы оказать ему необходимую помощь, правильно выстроить распорядок дня, учебы и т. д.

Высшие психические функции и речь

Память

Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен, есть нарушения механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что выученный урок, быстро забывается. Плохая память мешает во время занятия: например, такому ребенку приходится постоянно напоминать условия задачи или правило, он путает слова и т. д.

Им требуется больше попыток, чтобы запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой информации. При ее воспроизведении ребенку с ЗПР также нужно больше времени, так как он долго подбирает нужные слова.

Психологи и неврологи рекомендуют обучить ребенка различным техникам запоминания для развития памяти и мышления.

Восприятие

Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует.

Доказано, что наглядный материал усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении необходимо использовать рисунки, простые схемы, инфографику.

Внимание

При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Учителя часто его ругают за неусидчивость и болтовню на уроке, неспособность выполнить задание до конца.

Чтобы сделать занятия в школе и дома более эффективными и интересными для ребенка, необходимо организовывать их так, чтобы была частая смена видов деятельности. В комнате, где ребенок учит уроки не должно быть никаких внешних раздражителей – компьютера, радио, телевизора.

Мышление

Образное мышление у таких детей нарушено, то есть они не могут представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме, что необходимо, например, на уроках математики. Абстрактное мышление (отвлеченный поиск решения проблемы, способность взглянуть на ситуацию в целом, не обращаясь к опыту, органам чувств) и логическое мышление (умение выстраивать причинно-следственные связи, применяя и анализируя знания, полученные ранее) работают только, если ребенка направляет взрослый – учитель, мама.

Самостоятельно ребенок не может сделать какой-то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т. д.

Речь

Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением).

Дети с ЗПР часто поздно начинают хорошо говорить, неправильно произносят многие звуки, у них небольшой словарный запас, им сложно построить длинное предложение. Здесь необходима помощь логопеда-дефектолога.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Учитель-дефектолог А.В Белогура

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого – педагогических проблем психологами и педагогами всего мира.

Детская популяция в настоящее время состоит из трех больших групп: нормально развивающихся детей, детей с нарушениями в развитии различной степени, в том числе дети- инвалиды.

Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для них нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных детских садах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития.

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого – педагогических проблем психологами и педагогами всего мира.

Детская популяция в настоящее время состоит из трех больших групп: нормально развивающихся детей, детей с нарушениями в развитии различной степени, в том числе дети- инвалиды.

Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для них нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных детских садах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития.

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости детей является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР).

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально — волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы.

Ограничение психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справляться с заданиями и требованиями, которые предъявляет к нему общество.

У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Из-за слабо развитой произвольной сферы (умение сосредоточиться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания, работать по образцу) ребенок очень быстро устает, истощается.

Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать ребнок не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум образовательной программы.

Часто трудности усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.

Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей.

Общие черты детей ЗПР:

  1. Низкая работоспособность детей в результате повышенной истощаемости.
  2. Незрелость эмоций и воли.
  3. Ограничен запас общих сведений и представлений.
  4. Примитивный словарный запас.
  5. Несформированность анализа, синтеза, сравнений и умозаключений.
  6. Неполная сформированность игровой деятельности.
  7. Низкий уровень самоконтроля или его отсутствие.
  8. Неумение планировать свою деятельность.

Этиология
(причины)появления ЗПР
:

  1. Наследственность;
  2. Социальные факторы:

— педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.

  1. Неблагоприятное течение беременности и родов

    :

Неблагоприятное течение беременности

— болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);

— хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);

— токсикозы, особенно второй половины беременности;

— токсоплазмоз;

— интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;

— несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

Патология родов:

— травмы вследствие механического повреждения плода.

— асфиксия новорожденных и ее угроза.

Генезисные типы задержки психического развития

.

Клинические и психологические исследования, проведенные Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре генезисных типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.

ЗПР конституционального происхождения

Состояние задержки психического развития определяется наследственностью. Дети с данным типом ЗПР отличается гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что дает основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. У детей данной группы наблюдается значительное отставание психического развития от паспортного возраста, что проявляется преимущественно в эмоциональной- волевой сфере при относительно сохраненной (хотя и замедленной по сравнению с нормой) познавательной деятельностью.

ЗПР психогенного происхождения

Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. По данным исследований, у большинства таких детей имеется мозговая дисфункция. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором — неблагоприятными условиями воспитания. Яркий пример — дети, воспитанные в Доме ребёнка. Эмоциональная деривация (лишение материнского тепла, эмоционального богатства отношений), однообразие социальной среды и контактов, обделённость, слабая индивидуальная интеллектуальная стимуляция часто ведут к замедлению темпов психического развития ребёнка; как результат- снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и отношений.

ЗПР соматогенного происхождения

Дети этой группы рождаются у здоровых родителей. Задержка развития- следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, дизентерии. Длительные, тяжело протекающие, часто хронические заболевания резко снижают психический тонус детей. Несмотря на то, что первично интеллект не нарушен, они в силу своей истощаемости, рассеянности оказываются крайне не продуктивным в процессе школьных занятий. Таким образом, нередко выраженная мозговая дисфункция в сочетанием со снижением психического инфантилизма, при котором эмоционально – волевая сфера отличается незрелостью при относительной сохранности интеллекта.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в данном случае более грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур.

Причинами разнообразных отклонений в развитии мозга являются патология беременности, в том числе тяжелый токсикоз, перенесенный матерью вирусный грипп, малярия, гепатит, алкоголизм и наркомания матери или отца; родовые патологии, в том числе недоношенность, родовая травма, асфиксия (удушье плода), тяжелые заболевания на первом году жизни (нейроинфекция), тяжелые инфекционные заболевания.

Перечисленные особенности учащихся являются серьезным препятствием в их обучении. Дети с ЗПР нуждаются в систематической лечебно – психолого-педагогической помощи.

При заинтересованности со стороны учителя, индивидуальном подходе, интенсификации обучения эти дети сравнительно легко могут заполнить пробелы в своих знаниях.

Особенности психических процессов у детей с ЗПР

Особенности мышления.

Одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления.

Мышление

– процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Отставание в развитии мышления — одна из основных черт, отличающих детей ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Оно проявляется во всех компонентах структуры мышления:

1.В дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избежание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания.

2.Нерациональности регуляционно — целого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель.

3.В длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения.

4.В нарушении динамически сторон мыслительных процессов.

У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно – действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).

Особенности памяти и внимания.

Внимание является одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной.

Выделяют непроизвольное (нецеленаправленное) и произвольное (целенаправленное) внимание. Рабочий уровень внимания определяется комплексом основных его характеристик: объем, концентрацией, переключаемостью.

Объем внимания

— это его информационная ёмкость, т. е. Количеством одновременно отчётливо осознаваемых при восприятии объектов. Средненормативный объем внимания при одновременном восприятии не превышает пяти – семи не связанных одним с другими объектов. При восприятии чем — то связанных объектов (букв в слове, деталей конструкции) объем охватываемых вниманием объектов значительно возрастает.

Концентрация и устойчивость внимания

– это способность не отклоняться от цели, от направленной психической активности, удерживать сосредоточенность на объекте внимания. Концентрация и устойчивость внимания являются важной энергетической базой умственной работоспособности школьника.
Переключение внимания
– способность перемещать его с одного объекта на другой – лежит в основе перехода от одного вида деятельности к другому.

Противоположным внимания состоянием является рассеянность, которая характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, несосредоточенностью внимания.

При задержке психического развития, недостаточный уровень внимания – одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности.

Дети с ЗПР на уроке крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5 – 10 минут.

Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуется значительные пробелы.

Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних раздражение, у других – категорический отказ от работы.

Для большинства детей ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время интересного рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела. Особенно ярко это проявляется эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы.

Память –

психический процесс, обеспечивающий организацию, хранение и повторное использование прошлого опыта.

Недостатки памяти заметно тормозят, снижают продуктивность познавательной деятельности.

У детей ЗПР память значительно ослаблена, они склонны к бездумному механическому заучиванию материала, но и этот способ мнемической деятельности для них труден, так как сами механизмы памяти ослаблены.

Им свойственны резкие колебания продуктивности воспроизведения, они быстро забывают изученное.

Дети ЗПР значительно хуже воспроизводят словесный материал, тратят на припоминание заметно больше времени, при этом самостоятельно почти не предпринимают попыток добиться более полного припоминания, редко применяют для этого вспомогательные приёмы.

Заметно страдает у детей ЗПР самоорганизация мнемонической деятельности. Они не умеют использовать рациональные приёмы запоминания, не могут и не стремятся контролировать свои действия и результаты запоминания.

Особенности речи.

Речь –

ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком. Готовность к школьному обучению включает определённый уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность различать и дифференцировать акустические признаки звуков, достаточный для полноценного общения с окружающими, уровень сформированности словаря и грамматического строя, умение логично, связно строить высказывания, речевую активность.

Речь детей ЗПР обладает рядом особенностей, куда входят: низкий уровень ориентировки в звуковой деятельности речи; недостаточность произношения свистящих, шипящих звуков и звука «р», обусловленная вялость артикулирования, приводящий к их неотчетливому звучанию.

В словаре детей данной категории преобладают слова с конкретным, хорошо им известным значением. В основном они пользуются такими категориями, как существительное, глагол. Из прилагательных в основном употребляют в основном качественные, обозначающие признаки.

В речи дети недостаточно представлены местоимения, наречия. Такие дети замедленно включаю в свою речь новые слова, понятия, полученные в процессе обучения.

Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения.

Особенности речевого развития данной категории учащихся могут проявляться неравномерно: у одних преобладают фонетико-фонематические расстройства (нарушение звукопроизношения в сочетании с дефектами звукоразличения), у других – лексико-грамматические.

Особенности моторики.

Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и чёткость непроизвольных движений, трудность переключения и автоматизации.

Наиболее страдает у таких детей моторика кистей и пальцев рук. Отклонение в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определённые трудности в учебной деятельности. Особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Учебная мотивация.

Сформированная мотивация – одна из основных движущих сил учения ребёнка.

Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться ига в её элементарной форме: дети избегают приближающие к учебным сложные игры сюжетно – ролевого характера с правилами, запретами.

Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети ЗПР прибегают в качестве защиты к отказу от задания, посещение школы.

Эмоциональная сфера.

Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Она помогает внутренней регуляции поведения.

У детей с ЗПР эмоциональное развитие задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Они более чем другие дети нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства.

Особенности поведения.

Поведение в широком смысле слова – система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления в среде.

Отклонение в поведении индивида отрицательно сказываются на развитии самой личности.

Выделяют несколько групп детей с ЗПР в зависимости от их психических особенностей и поведения – уравновешенные, заторможенные и возбудимые.

В связи с тем, что у большинства детей с ЗПР имеются недостатки развития нервной системы, аффективные вспышки нередко оканчиваются головной болью, повышением температуры, состоянием усталости.

Обзорная характеристика особенностей развития детей с ЗПР показывает, что явление задержки неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта.

Вместе с тем для детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально – волевой сферы, дезаптивные формы общественного поведения, сниженный уровень познавательной деятельности, а, следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.

Серьезные ограничения в социально – личностных и учебных возможностях определяют необходимость выделения этих детей в категорию учащихся с «особыми потребностями», нуждающихся в специальной коррекционно-педагогической поддержке.

Литература.

1. Н.Н Авдеева, М.Г. Елагина, С.Ю. Мещерякова. Психологические основы формирования личности. – М., 1986.

2. Л. Н. Блинова. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – М.: Изд – во НЦЭНАС, 2003.

3. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. Дети с задержкой психического развития. – М., 1984.

4. Л.С. Выгодский Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983.

5. А.Р. Лурия. Внимание и память. – М., 1990.

6. А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. Формирование мотивации учения. – М., 1990.

7. С. Я. Рубинштейн. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.

8. И. В. Страхов. Воспитание внимания. – М., 1970.

9. У. В. Ульенкова. Дети с задержкой психического развития. – Н — Новгород, 1994.

10. С. Г. Шевченко. Коррекционно — развивающее обучение: Организационно — педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно – развивающего обучения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАЛОС, 1999.

11. С. Г. Шевченко. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. – Смоленск, 1994.

Эмоционально-волевая сфера

Задержка психического развития особенно сильно влияет на способность ребенка управлять своими действиями, чувствами, энергией, волей. Он буквально находится в плену у собственной слабой эмоционально-волевой сферы:

  • постоянные резкие перепады настроения;
  • внушаемость, быстро попадает под влияние других;
  • частые проявления агрессии, вспышки гнева;
  • повышенная тревожность, страх;
  • низкая самооценка, неуверенность в себе;
  • не желание что-либо сделать;
  • неспособность к самостоятельным действиям;
  • гиперактивность;
  • нередко совершает поступки, находясь в сильном возбуждении, в состоянии аффекта.

В силу того, что ребенок с ЗПР плохо говорит, с трудом различает эмоции, он не может выразить собственные переживания, например, вовремя сказать, что он устал или расстроен, ему скучно. Также он не в состоянии идентифицировать эмоции у других людей.

Малыш с ЗПР часто ищет себе «наставника», авторитетного ровесника или взрослого, к которому он сильно привязан и которому во всем стремится подражать.

В то же время ЗПР мешает ребенку выстраивать нормальные взаимоотношения со сверстниками. Он неохотно идет на контакт, боится коллектива, поэтому его не принимают в игры и мероприятия. Больше шансов завести друзей у ребенка с ЗПР среди ребят помладше, но в основном он будет искать одиночества. Здесь исключение составляют дети, у которых ЗПР имеет конституциональную этиологию, они, напротив, очень общительны.

Причины

Разделяют биологические и социальные причины развития ЗПР.
Биологические:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

Социальные:

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятных условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Запишитесь на консультацию. Детский психолог, дефектолог и логопед центра определят индивидуальные причины задержки развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Психологическая классификация ЗПР, по Н.Я. и Н.Н. Семаго

Данная классификация ЗПР отражает не причины, а структуру нарушения.

В группе нарушений развития ребенка чета Семаго выделяет две принципиальные категории:

  • Задержанное развитие;
  • Парциальная (частичная) несформированность высших психических функций (и здесь будет три варианта).

По сути, это все будет вариантами ЗПР, но с разной структурой. Мы рассмотрим первую категорию. Ее можно назвать «истинным ЗПР», т.к. именно представители данной категории характеризуются замедлением темпа созревания психики. Здесь авторы выделяют гармонический инфантилизм и дисгармонический инфантилизм. Как понятно из названия, гармонический – значит равномерный, а дисгармонический – наоборот.

Гармонический инфантилизм ЗПР

Как уже было сказано выше, такой ребенок выглядит младше своего возраста на 1-1,5 года. Интеллектуальное и эмоциональное развитие соответствует тому возрасту, на который он выглядит. Задержаны равномерно все сферы психики, то есть ребенок позже созревает в силу своей конституции (возможно действие наследственных факторов). Эмоциональная, познавательная сферы ребенка соответствуют уровню, характерному для более младшего возраста. Ребенок с гармоническим инфантилизмом более внушаем, наивен, его эмоции более яркие и непосредственные, даже для школьника преобладают игровые мотивы в деятельности. Интеллектуальной деятельностью быстро пресыщаются, хотя в игре часто неутомимы. Им сложно следовать установленным правилам поведения (например, в школе).

Специфической коррекции для данного вида ЗПР не требуется. В школу их отдавать нужно как можно позже, в идеале – ближе к 8 годам. Необходимо создавать развивающе-профилактическую среду, то есть следить за тем, чтобы ребенок прошел все нормативные уровни развития и сформировал к школе необходимые способности, «дозрел». Некоторым детям этого типа нужны занятия с логопедом. Важно соблюдение режима дня, общеукрепляющие моменты, наблюдение хорошего педиатра. Для развития саморегуляции подойдут игры с правилами (любые, важно, чтобы ребенок усвоил действие по правилам, научился ждать своей очереди). Для развития координации, улучшения работоспособности хорошо использовать двигательную нейрокоррекцию. Прогноз благоприятный. Дефектолог-олигофренопедагог такому ребенку не нужен.

Дисгармонический инфантилизм (неравномерно задержанный тип)

Такой ребенок часто также выглядит младше своих лет. Характерны хронические заболевания (например, аллергии, нарушения зрения, болезни пищеварительной, дыхательной систем), соматическая ослабленность. Также авторы классификации отмечают, что у детей с дисгармоническим инфантилизмом часто встречается нарушение межполушарного взаимодействия (леворукость, неустоявшийся выбор ведущей руки). При этом дисгармония проявляется в том, что интеллектуальная сфера опережает эмоционально-волевую. У таких детей слабая произвольная саморегуляция, они могут быть капризны, эмоционально неустойчивы, не уравновешены, легко истощаемы, недостаточно критичны к себе. Самооценка часто либо завышена, либо занижена. Обучаемость может быть при этом на высоком уровне. Пространственные представления как база невербального интеллекта могут также развиваться с опережением.

Коррекция при этом типе ЗПР должна включать гармонизацию эмоциональной сферы (здесь хорошо подойдет арт-терапия, песочная терапия, а также семейная психотерапия с акцентом на детско-родительские отношения), двигательную нейрокоррекцию (улучшение нейродинамики, межполушарного взаимодействия, работоспособности), развитие функций программирования и контроля – лобные доли (в рамках когнитивной нейрокоррекции), наблюдение и лечение у профильных врачей по поводу соматических проблем. Прогноз в интеллектуальном отношении благоприятный, однако в личностном отношении – есть риски формирования акцентуаций, психопатий, отклоняющегося поведения.

Парциальная (частичная) несформированность ВПФ (высших психических функций)

В группе недостаточного развития (ЗПР), по классификации Семаго, выделяется две подгруппы: задержанное развитие («истинные» ЗПР – гармоничный и дисгармоничный инфантилизм) и парциальная несформированность высших психических функций.

При гармоничном и дисгармоничном инфантилизме психика в процессе развития проходит все стадии, и функции созревают. То есть к 9-11 годам ребенок догоняет сверстников.

В случае с частичной несформированностью ВПФ развитие событий иное. Это не просто темповая задержка созревания психики. У такого ребенка характерна другая структура нарушения. Можно сказать, что какие-то из звеньев психики не дозревают до нормы. Получается некая «мозаика» из дозревших и недозревших ВПФ. При этом, поскольку все функции психики влияют друг на друга, в возрасте после 8-9 лет этот тип нарушения может быть квалифицирован уже как дисгармоничный (то есть речь идет об искажении личностного развития) или тотальное недоразвитие (умственная отсталость, если ситуация была пограничная).

При этом парциальная несформированность ВПФ имеет церебрально-органическое происхождение (то есть имеют место быть повреждения мозга).

В этой категории выделяется три вида:

  1. Парциальная несформированность ВПФ с преимущественной несформированностью регуляторного компонента.

Представьте «классического» ребенка с СДВГ. Характерны:

  • Импульсивность;
  • Двигательная и часто речевая расторможенность;
  • Трудности произвольности в деятельности (когда самому интересно – делает легко; а когда «надо» — волевой компонент не может обеспечить сосредоточение);
  • Преобладание игровых интересов над познавательными;
  • При достаточно жестком контроле со стороны взрослого способны к выполнению познавательных задач;
  • Могут наблюдаться трудности понимания сложных речевых оборотов.

Коррекция:

  • Нейропсихологическая коррекция по формированию функций программирования в деятельности, самоконтроля, саморегуляции;
  • Психологическая помощь ребенку и семье по ситуации;
  • Наблюдение детским неврологом и/или психиатром.

При этом физически ребенок развит по возрасту.

Прогноз: проявления остаются во взрослом возрасте, но в целом при условии ранней помощи прогноз благоприятный. В худшем случае – есть риски нарушений личности, вторичных проблем в обучении, отклоняющегося и асоциального поведения.

  1. Парциальная несформированность ВПФ преимущественно вербального и вербально-логического компонента.

В эту группу попадает большинство так называемых «речевых» детей, у которых ранее стояли диагнозы: «ЗРР», «ОНР», «СНР», «дисфазия развития», «алалия».

Для данного нарушения характерны:

  • Низкая речевая активность, специфика речи;
  • Нарушения звукопроизношения;
  • Трудности понимания грамматики, логико-грамматических конструкций;
  • Моторная неловкость, диспраксия;
  • При тестировании неречевой интеллект превышает показатели речевого;
  • В речи могут быть смысловые замены (имеет в виду одно, а говорит другое слово);
  • Часто – трудности формирования пространственно-временных представлений;
  • Тревожность, неуверенность в себе;
  • Могут наблюдаться заикание, тики, энурез;
  • Могут быть трудности межполушарного взаимодействия (леворукость, неустоявшийся выбор ведущей руки);
  • Такие дети могут быть соматически ослаблены – аллергии, заболевания желудочно-кишечного тракта, дыхательные.

Коррекция:

  • Логопед-дефектолог на длительный срок (на несколько лет, включая и начальную школу);
  • Нейропсихологическая коррекция должна включать формирование пространственно-временных представлений и развитие межполушарных связей;
  • При позднем начале коррекции – дефектолог-олигофренопедагог (т.к. вторично страдает мышление);
  • По необходимости – психологическая помощь ребенку и семье.

Прогноз: при ранней и грамотно выстроенной коррекции достаточно благоприятный. В худшем случае (при несоблюдении рекомендаций и позднем начале мероприятий): риск формирования эмоциональных нарушений, проблем в обучении, закрепления речевой патологии. В школе – повышенный риск развития дислексии и дисграфии. Со стороны невролога таким детям часто ставится диагноз «неврозоподобный синдром».

  1. Парциальная несформированность ВПФ смешанного типа.

Это самый сложный в коррекционном и диагностическом плане вариант, промежуточный между умственной отсталостью и ЗПР. Для таких детей характерны:

  • Выраженные проблемы адаптации, низкие адаптационные возможности;
  • Низкая активность, низкая работоспособность;
  • На фоне утомления — проявления импульсивности;
  • Недостаточная сформированность операций мышления;
  • Неразвитость различных форм восприятия, в том числе фонематического слуха;
  • В процессе обучения затруднен перенос на аналогичный материал;
  • Трудности с концентрацией внимания и слабая память;
  • Занижена самооценка, повышен уровень тревожности;
  • Могут быть протестные формы поведения;
  • Несформированность пространственных представлений;
  • Трудности понимания сложных речевых конструкций.

Коррекция:

  • Повышение уровня общей активности и тонуса (в том числе ЛФК);
  • Занятия с дефектологом-олигофренопедагогом;
  • Коррекционная школа;
  • Занятия по формированию регуляторного компонента психики и пространственных представлений (нейропсихолог);
  • По необходимости – помощь психолога ребенку и семье.

Прогноз: в зависимости от качества коррекции, социально-семейного окружения очень различный.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]