Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами детского сада при работе с детьми с нарушениями речи


Статья:

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ
1.Работа с медицинскими картами детей поступающих в ДОУ для сбора анамнеза с целью ранней диагностики и отбора детей в группы с нарушениями речи.

2.Подготовка и организация на базе ДОУ районного ПМПК по отбору детей в речевую группу.

3.Подготовка документов и организация медицинского обследования детей речевой группы следующими врачами: педиатр, невропатолог, отоларинголог, хирург, окулист.

4.Своевременное направление на медицинское обследование детей с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия, заикание) с целью оказания помощи в работе логопеда через медикаментозное лечение и физиотерапевтические процедуры.

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ

1.Организация на занятиях психогимнастики.

2.Снижение эмоционального напряжения через разные виды деятельности.

3.Развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия, логического

мышления через различные формы занятий.

4.Развитие зрительного гнозиса.

5.Расширять запас знаний у детей через ознакомление с окружающей

действительностью.

6.Формировать умение классифицировать, группировать, обобщать предметы.

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ -ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Отрабатывать на занятиях с детьми знания основных цветов и их оттенков.

2.Развивать ориентировку в пространстве через разные виды деятельности.

3.Развитие зрительного восприятия.

4.Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием лексических тем (с

учетом перспективного плана логопедической группы).

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ИНСТРУКТОРОМ – ФИЗО

1.Развитие общей моторики через игры и упражнения на занятиях.

2.Формировать правильное речевое дыхание (длительность выдоха, дифференциация ротового и носового дыхания).

3.Проводить расслабляющие упражнения (релаксация) для снятия мышечного напряжения с элементами психогимнастики.

4.Развитие координации движений, ориентировки в пространстве в соответствии со словесными указаниями педагога:

а/Коррекционные задания для развития восприятия, внимания, памяти и др. высших функций;

в/Формировать умение сосредотачивать свое внимание на действиях -словесной инструкции педагога.

Запоминать последовательность двух и более заданий, а также запоминать

словесную инструкцию педагога с постепенным усложнением (имитация движения

животных, птиц и т.п.)

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ

ЗАДАЧИ ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:

— Подготовительный этап

1.Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического

слуха; чувства ритма; слухового внимания; пространственной организации

движений; мимики; общей и тонкой моторики, речевой моторики для

формирования артикуляционного уклада звуков.

— Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

постановка, автоматизация, дифференциация звуков.

1.Автоматизация звуков в распевках.

2.Продолжать развивать неречевые функции.

3.Совершенствовать речевую моторику (переключаемость, координацию; точность выполнения движений).

4.Развитие звуковысотного и динамического слуха; фонематического восприятия.

5.Воспитание умения восстанавливать связи между звуком и его музыкальным образом

— Этап формирования коммуникативных умений и навыков –

1.Закрепление двигательных умений через разные приемы на занятии.

2.Совершенствовать музыкальный слух; фонематическое восприятие; певческий диапазон голоса.

3.Формировать умение правильно употреблять звуки родного языка в различных формах и видах речи на музыкальных занятиях; а также во всех ситуациях общения.

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ

Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

-Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

-Формирование правильного произношения.

-Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

-Развитие навыка связной речи.

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены (табл. 1).

Таблица 1.

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.

Учитель-логопед Воспитатель
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма 1.Создание обстановки эмоционального

благополучия детей в группе.

2.Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков. 2.Обследование общего развития детей,

состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3.Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка. 3.Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с цель перспективного планирования коррекционной работы.
4.Обсуждение результатов обследования 4.Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом.
5.Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи. 5.Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового
6.Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти. 6. Расширение кругозора детей.
7.Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий 7.Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям. 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание).
9.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения. 9.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей.
10.Развитие фонематического восприятия детей. 10.Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений. 11.Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова. 12.Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.
13. Совершенствование навыков словоизменения и словообразования. 13.Закрепление навыков словообразования в различных играх и упражнениях.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]