Логопедический массаж при дизартрии у детей в домашних условиях в картинках

3 декабря, 2021 Дефекты речевого развития у детей (дизартрия) обычно имеют комплексные причины. Это может быть и нарушения в речевых центрах головного мозга, и проблемы с передачей нервных импульсов, и недостаточная подвижность речевых органов. Основным методом, который помогает детям начать нормально говорить, является логопедический массаж при дизартрии. Его можно сравнить с тренировкой в тренажерном зале, ведь речевые органы – и, прежде всего, язык – управляются работой мышц. С помощью процедуры и регулярных упражнений можно в короткие сроки добиться хорошего произношения всех звуков, включая самые сложные.

Общая информация

Как и любая процедура, массаж лица при дизартрии у детей имеет свои показания и правила проведения. В первую очередь – это квалификация специалиста. Логопед должен иметь подготовку в данной области и пройти обучающие курсы.

Желательно, чтобы он постоянно изучал соответствующую литературу и повышал свою квалификацию.

Для проведения массажа нужна кушетка или стул. Они должны быть удобными для использования. При необходимости берутся плоские подушки (их подкладывают под спину, что приводит к расслаблению мышц) и валики.

Руки массажиста должны быть чистыми и не иметь ссадин, мозолей, бородавок и т. п. На первом приеме проводится диагностика ребенка и определяется тонус мышц. Они могут быть излишне напряжены (гипертонус) или чересчур расслаблены (гипотонус).

Логопед обязан разбираться в анатомии, физиологии, психологии. Каждое действие должно быть продуманно. Только с таким подходом можно проводить сеансы.

Кто лечит дизартрию

Для исправления ситуации нужно обратиться к двум специалистам — неврологу и логопеду-дефектологу. Точная оценка состояния может быть определена только после тщательного обследования и сбора анамнеза.

Коррекционные меры так же проводятся по двум направлениям — неврологическому и логопедическому. Комплексный подход включает такие методы как:

  • Лекарственная терапия.
  • Лечебная физкультура.
  • Физиолечение.
  • Логопедические занятия.

Показания к логопедическому массажу

Далеко не всем детям с проблемами с речью нужен специальный массаж. В первую очередь он необходим тем, у кого есть проблемы с тонусом мышц. Ребенку тяжело произносить звуки, у него повышенное слюноотделение или парез – все это требует проведения массажа.

Ринолалия возникает при таких врожденных дефектах, как расщелины губы, десны и неба. Из-за этого происходит искажение звуков. После операции массаж позволяет предупредить появление рубцов.

При заикании нередко возникают судороги, которые сводят мышцы и не дают им работать в полном объеме. Поэтому Дьякова разработала целый комплекс воздействий, которые помогают преодолеть проблему.

В логопедии выделяют разные нарушения голоса – это афония (невозможность говорить звучно, только шепотом) и дисфония (сипение, гнусавость и т. п.). Параличи и парезы поражают мышцы гортани. Для избавления от них используют специальные методики.

После инсульта, травм головы, тяжелых инфекционных болезней часто происходит распад речи – афазия. При ней часто наблюдаются проблемы с воспроизведением мелких движений. Поэтому подобное воздействие помогает снизить их проявление.

Особенность логопедического массажа заключается в том, что он затрагивает только лицо. Он может проводиться только руками или с использованием специальных инструментов – зондов.

Периодичность сеансов и их длительность подбирают под конкретного ребенка. Основные виды воздействия – это растирание, разминание, поглаживание. Они не должны причинять серьезную боль.

Коррекция дизартрии массажем у детей

Логопедический массаж при разных формах дизартрии предполагает механическое воздействие на различные участки лица и на язык. В итоге устраняется патологическая симптоматика в периферическом отделе речевого аппарата, меняется тонус мышц.

В результате у ребенка, снижается сила спазма мышц и их количество, происходит нормализация мышечного тонуса при дизартрии (артикуляционных и мимических мышц). Восстанавливается подвижность органов речи, улучшается кровоток в мягких тканях лица, головном мозге.

Эти факторы способствуют улучшению качества речи: она становится плавной, выразительной, понятной окружающим. Малыш начинает вести себя спокойнее, лучше спит.

Логопедический массаж назначает только логопед после детального обследования. Специалист оценивает степень нарушения, и в зависимости от этого подбирает индивидуальную схему коррекции.

Небольшие нюансы

Некоторые детские центры преподносят логопедический массаж как панацею от всех проблем с речью. Однако среди специалистов нет единого мнения об использовании такого метода при определенных проблемах.

Например, при задержках речевого развития подобное воздействие не будет играть ключевой роли. В основе дефекта лежат нарушения развития областей мозга. Логопедический массаж не поможет их исправить. Среди специалистов нет однозначного мнения о необходимости такого вмешательства. Может быть показан только расслабляющий массаж.

При проблемах с письмом, чтением и счетом процедура тоже бесполезна, так как в основе дефекта лежат иные нарушения. Именно их устранением необходимо заняться. Допускается использование пальцевого массажа для стимуляции мелкой моторики.

Важно учитывать причины дефекта. Если ребенку не хватает для произношения звука «Р» выдоха, то разминание языка или щек ему в этом не поможет. При проблемах со слухом, интеллектом или зрением подобное воздействие тоже бесполезно.

При ДЦП часто рекомендуют проводить логопедический массаж, но он не всегда разрешен. Только невролог имеет право назначать такие процедуры. При неправильном подходе массаж может только навредить.

Важные правила логомассажа

Артикуляционный массаж при дизартрии — несомненно, эффективный способ коррекции. Чтобы получить пользу, и избежать осложнений, необходимо выполнить следующие условия:

  1. Все этапы лечения контролирует логопед: медикаментозное лечение, физиотерапию, массаж. Поэтому выбор специалиста — один из основополагающих моментов в терапии;
  2. Кроме профессиональных качеств, важно установить эмоциональный контакт между логопедом и ребенком. Значит, специалист должен уметь находить общий язык с детьми разных возрастов. Если ребенок будет вести себя скованно, начнет закатывать истерики во время сеансов — пользы от таких процедур не будет, какими бы регалиями не обладал логопед;
  3. Комната, в которой проводится расслабляющий массаж при дизартрии, должна быть комфортной. Нужно ее проветрить, убрать отвлекающие предметы;
  4. Делать процедуры лучше лежа. Но если ребенка так неудобно, он может сесть;
  5. Ребенок должен быть в хорошем настроении, сытым и довольным. Нельзя проводить лечение, когда он устал, эмоционально переутомился или болеет. Во время массаж он не должен испытывать дискомфорт или боли;
  6. Также важно ваше настроение. Если вы взвинчены, нервничаете, это почувствует малыш и тоже начнет беспокоиться;
  7. Если используете ложку, щетку, то приобретите их специально для массажа;
  8. Чем раньше начать терапию, тем быстрее вы получите результат. Поэтому обращайте внимание на речь ребенка, особенно если он находится в группе риска: у вас беременность и роды протекали тяжело, во время беременности вы болели, у ребенка была черепно-мозговая травма, он серьезно и долго болел, у вас есть близкие родственники с речевыми расстройствами. Первыми «звоночками» являются ограничение подвижности губ, неба, языка, трудности с сосанием, проглатыванием пищи. Гнусавость и невнятность речи, когда ребенок начал разговаривать. Если вы обнаружили эти симптомы, обратитесь к врачу;
  9. Процедуры будут эффективными только при комплексном подходе. Это значит, одновременно проводятся уроки с логопедом по постановке звуков, дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики.

Наберитесь терпения. Ведите обычную жизнь: пусть ваш малыш чувствует, что он ничем не отличается от остальных, что его также любят и ценят. Это — важный момент, который несомненно, поможет ему справиться со своими проблемами.

Противопоказания

Перед каждым сеансом логопед проверяет состояние ребенка. У него не должно быть никаких простудных болезней и плохого самочувствия. Недопустимо осуществлять манипуляции с кожными проблемами (фурункулы, бородавки, грибок и т. п.).

Нельзя проводить сеанс при проблемах в ротовой полости. Особенно при стоматите и кариесе, так как бактерии распространятся по всей слизистой. После оперативных вмешательств тоже нельзя делать массаж.

Исключение: подрезание подъязычной связки – манипуляции нужны сразу же, иначе появится рубец.

При любых серьезных патологиях, таких как ДЦП, нужно внимательно смотреть на реакцию ребенка. Особенно это важно при диагностированной эпилепсии. Если дошкольник плачет, кричит и вырывается, то сеанс прекращают.

Зондовый и любые другие виды массажа проводят в отдельном помещении. Если это невозможно, то он делается в кабинете логопеда. Комната должна быть теплой, проветренной, без сквозняков.

Массаж языка при дизартрии не всегда приятен. Грамотный специалист видит грань между небольшим дискомфортом и болью. До второго никогда нельзя доводить.

«Доверие»

Аннотация

: Статья направлена на совершенствование знаний системы специального образования об особенностях языкового и речевого развития детей с легкой степенью дизартрии. Эффективность применения технологий логопедического массажа и динамической электронейростимуляции (ДЭНС) значительно сокращают сроки коррекционного воздействия. Данный опыт работы будет полезен учителям-логопедам, занимающимся коррекцией фонетических и общих нарушений речи.

Ключевые слова

: Особенности языкового и речевого развития детей, псевдобульбарная дизартрия, логопедический массаж, технология ДЭНС-терапии.

В последнее время одна из актуальных проблем акушерства родовой травматизм, сочетанные повреждения головного и спинного мозга. В последствии при логопедическом обследовании таких детей нередко выявляет у них наличие неярких, стёртых симптомов поражения центральной нервной системы, что позволяет диагностировать псевдобульбарную дизартрию легкой степени. Она характеризуется отсутствием явных нарушений общей моторной сферы и наличием расстройств артикуляционной и мимической моторики.

1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной дизартрией легкой степени.

Этиология псевдобульбарной дизартрии довольно неоднозначна. В анамнезе, как правило, встречаются данные о наличии неблагоприятных внешних воздействий в течении пренатального, натального и постнатального периодов развития ребёнка.

Среди причин часто встречается: токсикозы беременности (у 60 % матерей), хроническая гипоксия и дистрофия плода (в 10% случаев), внутриутробное инфицирование плода (в 22% случаев), острые и хронические заболевания матери в период беременности (у 32% матерей), асфиксия в натальном периоде (у 10% детей), нарушения родовой деятельности (в 56% случаев), родовая травма головы, шейного отдела позвоночника (у 24% детей) и другие виды патологий. Их воздействие приводит к возникновению ряда специфических отклонений в развитии детей (Р.А. Белова-Давид, Г.В. Гуревец, С.И. Маевская, Е.Ф. Соботович и др.).

В раннем постнатальном развитии таких детей характерно чрезмерное двигательное беспокойство, частый беспричинный плач, нарушения сна, частые вздрагивания, тремор подбородка. Данные особенности позволяют предположить наличие поражений центральной нервной системы у детей уже в младенческом возрасте.

Со слов родителей, у малышей в раннем возрасте отмечаются проблемы вскармливания в виде вялости сосания, быстрой утомляемости, частых срыгиваний, что дает возможность предполагать у них раннее проявление симптомов псевдобульбарной дизартрии в виде минипарезов артикуляционных мышц губ, языка, нижней челюсти, глотки. В более позднем периоде (1-2 года) у детей отмечается запаздывание формирования навыков самостоятельной еды (неумение пользоваться ложкой, пить из кружки). Также трудности при пережёвывании и глотании твёрдой пищи.

Показатели психомоторного развития у детей с симптомами легкой формы дизартрии в основном находятся в пределах возрастной нормы. В течение первых лет жизни (от рождения до 3 лет) многие дети находятся на диспансерном наблюдении у детского невролога с различными диагнозами. Показатели раннего речевого развития у детей колеблются от нормы до некоторой задержки. Первые слова отмечаются у малышей к 7-15 месяцев, элементарная фраза к 1,5-3,5 годам. При этом довольно долго речь детей остаётся мало разборчивой, фонетическая сторона речи оказывается несформированной. Особенности неврологического статуса и состояния моторных функций.

В логопедической практике часто встречаются дети со сложными нарушениями звукопроизношения и длительной динамикой коррекционной работы, имеющие в заключении невропатолога данные об отсутствии очаговой микросимптоматике. Однако при более тщательном неврологическом обследовании с применением функциональных нагрузок у них часто выявляются минимальные симптомы органического поражения центральной нервной системы, что является основным критерием легкой степени дизартрии (Р.А.Белова-Давид, Г.В.Гуровец, Л.В.Лопатина, Е.Ф.Собатович, О.А. Токарева и др.).

Среди симптомов поражения нервной системы детей с псевдобульбарной дизартрией лёгкой степени часто диагностируются следующие: усиление венозной сети в области лба, висков и переносицы (у 43% детей), легкая сглаженность носогубных складок (в 20% случаев), наличие стёртых парезов мышц предплечья и кистей рук (у 100% детей), различные синкенизии (у 38% детей), гиперкинезы языка (у 50% детей), девиация языка (у 30% детей), гиперсоливация (у 75% случаев)

Для детей с псевдобульбарной дизартрией характерными оказываются нарушения тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры (у 93% случаев), проявляющей в паретичности или спастичности мышц. Так, наличие стертых парезов определяет гипомимичность лица, приоткрытость губ из-за слабости их мышц и мышц нижней челюсти, некоторую опущенность уголков рта или их несимметричность, вялость и пассивность языка и губ при артикуляции. Наличие спастичности проявляется в трудностях или практической невозможности произвольного управления мимикой лица, малой подвижности губ, напряженности спинки языка и вялости его кончика.

Нарушения иннервации мимической мускулатуры в основном обусловлены поражением тройничного (5 пара, верхняя и средняя ветви) и лицевого (7 пара) нервов. При поражении двигательных волокон тройничного нерва у детей отмечается снижение амплитуды и точности движений губ (у 93% детей), нижней челюсти, нарушается процесс жевания (у 17% детей). Данные нарушения оказывают влияние на характер произношения звуков. Звукопроизношение детей с псевдобульбарной дизартрией в целом характеризуется смазанностью, нечёткой артикуляцией. При этом гласные звуки часто произносятся с недостаточной дифференциацией, теряя при этом свою полётность.

Нарушение функционирования подъязычного нерва (7 пара) приводит, как правило, к нарушению подвижности языка (Л.О. Бадалян, Б.С. Ляпидевский). У большинства детей с псевдобульбарной дизартрией при произвольном открывании рта язык становится напряжённым, оттянутым вглубь ротовой полости, что проявляется в выгорбленности его спинки. Кончик языка наоборот оказывается вялым. При этом у детей снижается объем и амплитуда движений языка вверх, в стороны и вперёд, произвольные движения языка оказываются ограниченными. Описанные моторные расстройства проявляются в невозможности положить язык на верхнюю губу, выполнить артикуляционную позу «Чашечка, «Маляр». При их выполнении нередко наблюдается повышения тонуса мышц языка, переходящее в гипертонус мышц плечевого пояса, отмечаются синкинезии в виде насильственного поднятия плеч, выдвижения вперёд и вверх нижней челюсти.

Поражение языко-глоточного (9 пара) и блуждающего (10 пара) нервов приводит к нарушению функционирования мышц глотки, язычка и мягкого неба (Л.О. Бадалян, Б.С. Ляпидевский). Данные наблюдения показывают, что у детей с псевдобульбарной дизартрией может отмечаться недостаточность сокращения мягкого нёба, ограничение его подвижности, откланениеувули в поражённую сторону, снижение глотательного рефлекса, и как результат накопление слюны в ротовой полости (у 75% детей). При нарушении функционирования языкоглоточного нерва у детей наблюдаются нарушения произношения заднеязычных звуков, проявляющиеся в их искажении либо замене на переднеязычные.

Ребёнок с лёгкими проявлениями псевдобульбарной дизартрии часто недостаточно четко воспринимает состояние напряжённости или расслабленности мышц речевого аппарата, наличие насильственных непроизвольных движений. Он испытывает значительные затруднения при выполнении заданных движений и поз по словесной инструкции, так как не может правильно и точно определить положение и состояние органов артикуляции (Г.В.Гуровец, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Л.С. Волкова и др.)

Картину двигательных расстройств при псевдобульбарной дизартрии легкой степени дополняют нарушение темпо-ритмической организации артикуляционных движений (у 85% детей). При этом в большинстве случаев наблюдается постепенное замедление темпа движения. Часто при изменении физического или эмоционального состояния у детей отмечается изменение тонуса мышц языка, губ и нижней челюсти, что свидетельствует о наличии у них экстрапирамидальной недостаточности (у 93% детей). Кроме того, при применении функциональных нагрузок у них нередки гиперкинезы языка, синкинезии в виде содружественных движений языка и нижней челюсти, языка и плечей, губ и нижней челюсти. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что при псевдобульбарной дизартрии лёгкой степени двигательные расстройства наиболее ярко проявляются в артикуляционной моторике.

На сегодняшний день существует многообразие медикаментозных средств, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений. Как правило, положительного быстрого и стойкого эффекта удается добиться путём интеграции педагогических и медицинских методик.

Особое внимание заслуживают методы здоровьесберегающих технологий, которые включают компенсаторные механизмы развития всего организма. К таким действенным эффективным методам коррекции неврологической патологии относят применение логопедического массажа и аппарата динамической электростимуляции (ДЭНС).

2. Логопедический массаж в коррекции дизартрии

Система логопедической работы с детьми при псевдобульбарной дизартрии легкой степени предусматривает комплексный характер. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж. Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, массаж, в конечном счете, способствует улучшению произносительной стороны речи.

Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Речевые кинестезии имеют очень важное значение в формировании как импрессивной, так экспрессивной речи (В.Л. Богородицкий, 1930; М.А. Пискунов, 1962 и др.). Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.

Отчетливости кинестетического восприятия содействуют и осязательные ощущения. Роль осязательного, тактильного ощущения в кинестетическом восприятии имеет большое практическое значение.

При выполнении логопедического массажа необходимо знать все противопоказания и владеть основными приемами массажа. Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щек, мягкого неба. Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции тех мышц, в области которых будет проводиться логопедический массаж.

Целью

логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными
задачами
логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:

— нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;

— устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;

— стимуляция положительных кинестезии;

— улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);

— увеличение силы мышечных сокращений;

— ктивизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

При составлении массажного комплекса, направленного на нормализацию произношения язычных звуков, необходимо учитывать все группы мышц, как непосредственно, так и опосредованно влияющие на состояние мышц языка. Комплекс массажных движений составляется с учетом того, какие движения языка страдают в большей степени. Как и в выше приведенных примерах, массаж должен включать все группы мышц, поскольку они взаимосвязаны. Последовательность массажных движений и приемы массажа будут зависеть от состояния мышечного тонуса.Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию этого метода механического воздействия, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если ребёнок имеет выраженную неврологическую симптоматику (которая и присутствует при дизартрии), только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Применение аппарата динамической электронейростимуляции в коррекционном процессе при псевдобульбарной дизартрии.

Метод динамической электростимуляции официально зарегистрирован Министерством здравоохранения РФ.

Эффективность метода ДЭНС-терапии состоит в активизации и восстановлении функций артикуляционных органов путем целенаправленного воздействия на их пораженные участки, благодаря чему процесс формирования и автоматизации речевого навыка протекает значительно быстрее.

Технология ДЭНС используется уже далеко не первый год. Практика применения аппаратов в логопедии наглядно демонстрирует, что уже после первых сеансов можно наблюдать следующие результаты:

— более правильное звукопроизношение;

— увеличение словарного запаса;

— появление фразовой речи;

— концентрация внимания, улучшение памяти;

— уменьшение нервной возбудимости, нормализация сна;

— появление интереса к обучающим программам и контактам со сверстниками.

Методы ДЭНС-терапии удобны, безопасны и не вызывают аллергических реакций. Сеансы ДЭНС проводят курсами по 10-15 дней с частотой один сеанс в день. В рамках сеанса обрабатывают две основные зоны и одну дополнительную. Каждый два-три дня зоны чередуют.

Как работает методика ДЭНС в комплексном лечении детей с речевыми нарушениями

В процессе лечения нарушений речевого развития воздействие производится как на конкретные речевые зоны, так и на универсальные.

— Шейно-воротниковая зона: работа с ней позволяет улучшить снабжение мозга кислородом и снять речевые зажимы.

— Речевые зоны (область под челюстью и язык): стимуляция их улучшает кровоснабжение артикуляционного аппарата и готовит его мышцы к активной работе.

— Су-Джок речевые зоны (на подушечках пальцев рук): работа с ними укрепляет связь речевой функции с пальцевой моторикой. Данные зоны расположены в коре головного мозга рядом и оказывают взаимное влияние друг на друга.

— Околопозвоночные зоны (справа и слева от позвоночника): стимуляция их позволяет задействовать подкорково-стволовые структуры на благо лечения речевых нарушений.

Детям нравятся сеансы ДЭНС-терапии, и они с удовольствием стремятся на занятия с логопедом, так как он напоминает им игру. Достаточно почитать отзывы родителей и логопедов в социальных сетях о методе ДЭНС и аппарате ДЭНС-ПКМ, чтобы в этом убедиться.

Исследование в практическом применении логопедического массажа и сеанса ДЭНС-терапии.

В исследовании приняли участие дети (4 человека) со стёртыми признаками псевдобульбарной дизартрии. Этиологическими факторами были неблагоприятные роды, постнатальные заболевания травматического и воспалительного характера. Отмечалась неврологическая симптоматика: нарушение иннервации мышц, лицевой мускулатуры, тремор языка, мышечный гипо или гипертонус, изменения со стороны вегетативной системы, нарушение произвольных и непроизвольных общемоторных двигательных актов. Кроме того, имелись нарушения познавательной деятельности: низкая работоспособность, нарушения внимания и памяти.

Для детей была определена методика логопедического массажа и ДЭНС-терапии в сочетании с традиционной схемой коррекции. На логопедических занятиях по коррекции стёртых признаков псевдобульбарной дизартрии работа проводилась на развитие мелкой моторики, моторики речевого аппарата (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, ДЭНС-терапия), физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения, работа над выразительностью речи.

На диаграмме отражены сроки коррекции детей (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Таким образом, проведённое исследование показывает, что использование методов логопедического массажа и сеансов ДЭНС-терапии значительно сокращает сроки коррекции, добиваемся значительных улучшений в коррекции звукопроизношения. Кроме того, у детей отмечалось расширение объёма речевого дыхания и голосообразования, улучшилось состояние мышечного тонуса органов артикуляции, зрительно-моторной координации и памяти.

Включение методов логопедического массажа и динамической электронейростимуляции в комплекс реабилитационных мероприятий стёртых признаков псевдобульбарной дизартрии позволяют значительно быстрее и эффективнее корректировать речевые нарушения детей. Хочется отметить, что описанные приёмы делают мою работу более интересной, разнообразной и результативной, вызывают у детей положительные эмоции и способствуют большей заинтересованности детей и их родителей к логопедическим занятиям.

Титенок И.А., логопед ГУ ЦПППН «Доверие»

Забайкальского края

Список литературы:

  1. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефект. высш. пед. учеб. заведений – М.: изд. , 2000
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь – М. Изд. АПН РСФСР 1934
  3. Гуровец Г.В., Маевская С.И. «К вопросу диагностики стёртобульбарной дизартрии»// Вопросы логопедии – М. Просвещение 1978.
  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб: Образование, 1994.
  5. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В.Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1985.
  6. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] / О. В. Правдина – М.: 1969.
  7. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  8. Шаховская С.Н., Волосовец Т.В., Парамонова Л.Г. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2: Ринолалия. Дизартрия. – М.: ВЛАДОС, 2003. Рявкин С.Ю.; Власов А.А.; Николаева Н.Б. «Практическое руководство по динамической электронейростимуляции» Екатеринбург. 2001г.

10. Жукова Н.С., Мастюкова ЕМ, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников М 1990.

Виды массажа

Существует множество разных методик. Для некоторых из них требуются зонды, для других достаточно только салфетки. Некоторые комплексы можно проводить в домашних условиях, другие подвластны только специалисту.

Средняя длительность курса – около 20 сеансов. Их проводят через день. После перерыва в месяц можно повторить. В тяжелых случаях количество процедур увеличивают.

Длительность самой процедуры зависит от:

  1. формы нарушения;
  2. индивидуальных особенностей;
  3. возраста.

Как правило, начинают с небольшого времени – от двух минут. Постепенно его увеличивают до 20 минут.

Один из основополагающих авторов методики – Дьякова. Именно она структурировала ранее известную информацию и вывела определенную последовательность действий. Они направлены на все части лица и позволяют производить как работу по активизации, так и по расслаблению.

Архипова в своей работе разработала несколько комплексов упражнений. Каждый из них направлен на решение определенных задач:

  • ригидности (плохой чувствительности) мышц;
  • гиперкинезов (непроизвольных движений);
  • параличей.

Для каждого комплекса были собраны упражнения, которые воздействовали на определенные точки лица. Например, чтобы расслабить мышцы лица нужно провести легко пальцами ото лба к вискам. Для снятия тонуса языка – делают поглаживающие движения от кончика к корню.

Зондовый массаж при дизартрии применяется не так давно. Инструменты для него были разработаны Новиковой. В стандартный комплект входит 9 зондов. Каждый из них используется для определенных целей.

Например, «Саночки» (бывают трех размеров) предназначены для активизации мышц. Их легко проводят вдоль органа и такой небольшой нажим отлично стимулирует мускулатуру. Название же произошло из-за того, что зонд напоминает полозья санок – конец инструмента также закруглен.

«Топорик» имеет сложную форму и выглядит как две сплющенные петли. Его используют для решения проблем с тонусом: если он повышен, то надавливания легкие, если понижен – сильные.

Некоторые авторы дополнили комплект Новиковой. Так, Томилина внесла зонды с су-джок-эффектом. Они обладают небольшими затупленными шипами и это оказывает дополнительное стимулирование. Свои зонды есть у Крупенчук, Микляевой и других.

Еще используется самомассаж. При правильном обучении ребенок самостоятельно выполняет необходимые манипуляции. Крупенчук разработала специальный комплекс с использованием чайных ложечек. С их помощью растираются и разглаживаются мышцы.

Некоторые правила

Не стоит стараться приобрести всевозможные инструменты. Важны не они, а их использование. Для каждого ребенка подбирается своя схема воздействий. В последнее время приобретают популярность зондозаменители.

Обычная зубная щетка позволяет выполнять массаж в домашних условиях. Для этого лучше завести отдельную и не использовать ту, что для чистки. Желательно, чтобы ее щетина была жесткой, а обратная сторона имела поверхность для чистки языка (ребристая).

Все зонды обязательно строго индивидуальны и проходят стерилизацию. В нее входит обработка специальными растворами и выдержка в сухожаровом шкафу. Из-за этого многие специалисты перешли на заменители в виде фигурных шпажек. На кончиках они украшены пиками, шариками или заостренными концами.

При проведении ручных манипуляций кончик языка оборачивается салфеткой и удерживается пальцами. Это необходимо для того, чтобы орган не выскользнул.

У логопеда на руках не должно быть украшений, длинных ногтей. При любых манипуляциях надеваются стерильные перчатки.

Сложные моменты

В некоторых случаях проводить массаж не так легко. При разных патологиях отмечается повышенный рвотный рефлекс. В таком случае не удастся толком воздействовать на мышцы.

Для снижения чувствительности используют некоторые хитрости. Детям дают для полосканий крепкий чай. За счет дубильных веществ он оказывает анестезирующий эффект. С этой же целью дают леденцы с ментолом.

В некоторых случаях проводят приучение анализаторов. Для этого берут зонд «Саночки маленькие» и аккуратно им проводят до допустимой линии и отводят его обратно. Так делают пять раз. Постепенно инструмент заводится все дальше.

Для подавления рефлекса полезно развивать жевательную мускулатуру. Для этого дают ребенку пожевать небольшую спринцовку. Ее кладут в рот широкой частью и предлагают слегка сжать.

Некоторые дети боятся металлических зондов и могут негативно реагировать на них. В таком случае их предварительно готовят к манипуляциям. Для этого используют игрушки, предлагают рассмотреть все инструменты и опробовать их на предметах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]