Проблемы психологической диагностики больных моторной афазией 860


Карта обследования больного с афазией

Карта обследования больного с афазией.

Анкетные данные больного

  1. Предварительная беседа с больным

ФИО___________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________

Какое сейчас время года _____________________________________________

Какое у Вас образование _____________________________________________

Дата заболевания________________________________________________

Где Вы работаете __________________________________________________

Как ваше самочувствие____________________________________________

Дата заполнения речевой карты _______________________________________

Логопед:___________________________________________________________

Данные обследования невербальных психических функций

II. Обследование неречевого гнозиса и праксиса

1.Исследование двигательных функций руки:

А) Перечислить пальцы______________________________________________

Перебрать пальцев _______________________________________________

Сводить и разводить пальцы _______________________________________

Сжимать и разжимать пальцы обеих рук _____________________________

Б) Исследование праксиса позы:

Показать 2 и 3 палец, 2 и 5 палец ___________________________________

Сложить 2 и 3 палец в кольцо ________________________________________

В) Исследование динамической организации двигательного акта:

Кулак, кольцо ______________________________________________________

2. Исследование орального праксиса:

А) Вытянуть губы___________________________________________________

Б) Оскалить зубы___________________________________________________

В) Показать язык лопаткой/свернуть трубочкой _____________________

Г) Надувание щек___________________________________________________

Д) Поместить язык между губами_____________________________________

Е) Поместить язык между зубами_____________________________________

Ж) Исследование динамической организации оральных движений, произвести 3-4 упражнения подряд:

Показать язык лопаткой, оскалить зубы, надуть щеки, поместить язык между зубами ____________________________________________________________

3.Исследование речевой регуляции двигательного акта

А) Срисовать простые фигуры________________________________________

Б) Серия простых геометрических фигур_______________________________

Заключение:______________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Исследование слухо-моторной координации

1. Исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных музыкальных мелодий:

А) Дифференциация по высоте двух звуков _____________________________

Б) Восприятие и воспроизведение звуковысотных музыкальных мелодий___________________________________________________________

2. Исследование восприятия и воспроизведения ритмических структур:

А) Отстукивание простых ритмов (одиночные удары)____________________

Б) Отстукивание серии ритмов (два сильных, два слабых удара) ___________

В) Многократное повторение ритмов (два сильных, два слабых, два быстрых, один отставленный по времени)_____________________________________

Заключение: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Исследования зрительного восприятия

1.Предъявления предметов или их изображений:

А) Назвать предмет/ изображение __________________________________

Б) Описать предмет/изображение __________________________________

2. Предъявляются сложные или недостаточно четкие изображения предметов:

А) Назвать отдельные детали изображенного предмета _________________

3. Предъявляются перечеркнутые, зашумленные или наложенные друг на друга предметы:

А) Назвать перечеркнутое изображение _______________________________

Б) Описать перечеркнутое изображение ________________________________

В) Назвать наложенные предметы___________________________________

Г) Проба Ровена ____________________________________________________

Заключение: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

V. Исследование ориентировки в пространстве

1. Предъявляется ряд графических проб:

А)Показать правую и левую руку____________________________________

Б) Показать предметы спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу по отношению к себе________________________________________________

В) Складывание фигур из палочек по образцу, по памяти _________________

2. Пробы с часами:

А) Поместить стрелки часов на указанное время ________________________

3. Сравнить правильно или нет, написаны буквы и цифры:

А) Узнавание букв написанных разным шрифтом _______________________

Б) Сравнение правильного написания букв и цифр при зеркальном расположение ______________________________________________________

Заключение:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности речи

VI. Исследование импрессивной речи

1.Исследование фонематического слуха:

А) Повторите звуки: б, р, м, д, к, с, н __________________________________

Б) Повторите близкие оппозиционные фонемы:ба-па, па-ра, да-та, да-та-да ______________________________________________________________

В) Повторите пары звуков: п-б, б-п, г-к, к-г, л-р, р-л _____________________

Г) Повторите серию из 3-х звуков: а-у-о, у-а-и, б-р-к, м-с-д _______________

Д) Повторите серию из 3-х звуков (близкие звуки): б-п-б, п-б-п, д-т-д, т-д-т ______________________________________________________________

Е) Показать на разрезной азбуке звуки: д, н, с, б, к, м, р ___________________

Ж) При произнесение звука «Б» поднять руку, при произнесение звука «П» держать руку на столе_______________________________________________

2. Исследование понимания слов:

А) Покажите предметы на картинках, которые я назову в правильной последовательности: диван, телевизор, стол, холодильник и тд.____________________________________________________________

Б) Покажите предметы, которые лежат на столе в правильной последовательности ________________________________________________

В) Покажите в правильной последовательности: ухо, глаз, ухо, нос_______________________________________________________________

Г) Найдите картинку, которую я назову (из 3, из 5, из 7) __________________

Д) Что означает слово «кошка»_____________________________________

Что означает слово «дерево»_______________________________________

Что означает слово «чистотел» _______________________________________

Е) Слуховая дифференциация слов квазиомонимов:

Повторите за мной мышка- миска, коса – козас, уточка- удочка, бочка- почка, трава- дрова_________________________________________________

3. Исследование понимания простых предложений:

А) Предлагается выполнить три действия в одной просьбе

— Возьмите карандаш, положите его под книгу, а ножницы дайте мне______________________________________________________________

Б) Предлагается ответить на вопросы на картинном материале

Покажите, чем режут хлеб____________________________________________

Покажите, что наливают в чайник _____________________________________

В) Предлагается выполнить пробу: «конфликтная ситуация».

Если сейчас ночь, то поставьте «0» в белом квадратике, если сейчас день, поставьте нолик «0» в черном квадратике_______________________________

4.Исследование понимания логико – грамматических структур

А) Афлективная конструкция: больному предлагается показать два последовательно называемых предмета «кисточка — карандаш», «ручка — тетрадь», «линейка — ластик»_________________________________________

Б) Больному предлагается те же слова, поставленные в творительный падеж: «покажите кисточкой карандаш», «покажите ручкой тетрадь», «покажите линейкой ластик»___________________________________________________ В) Больному предлагается те же слова, но инструкция усложняется и меняется последовательность слов: «покажите карандашом кисточку», « тетрадью ручку», « ластиком линейку»________________________________

Г) Понимание конструкций атрибутивного родительного падежа: больному предлагается изображение мамы и дочки, затем просят показать, где «мама дочки», а где «дочка мамы»__________________________________________

«Брат отца»________________________________________________________

«Отец брата»_______________________________________________________

«Брат начальника»__________________________________________________

«Начальник брата»__________________________________________________

Д) Понимание предложных конструкций: больному предлагается поставить «крест под кругом», «круг над крестом», «точку под треугольником» __________________________________________________________________

Е) Больному предлагается «положи ручку справа от линейки и слева от карандаша»______________________________________________________

Ж) Больному нужно определить какая из двух фраз будет верной: «осень бывает перед зимой», «зима бывает перед осенью».

З) Понимание сравнительных конструкций: Коля выше Вани и ниже Саши. Кто здесь Коля, Ваня и Саша? (проводится на картинном материале)______________________________________________________

И) Понимание инвертированных грамматических структур: «Петя ударил Колю. Кто драчун?»_______________________________________________

Заключение: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Исследование экспрессивной речи

1.Состояние артикуляционной моторики.

— Движения нижней челюсти:

Открыть и закрыть рот______________________________________________ Открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление ладони______________

подвигать нижней челюстью вправо-влево _____________________________

— Движении губ:

растянуть губы в «улыбку»___________________________________________ вытянуть губы вперед «трубочкой»____________________________________

чередовать выполнение указанных упражнений

поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы__________________________ опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы __________________________

— Движения языка:

показать широкий язычок — «лопатка»________________________________

показать узкий язычок — «жало» _____________________________________

чередовать упражнения___________________________________________

«качели»___________________________________________________________

маятник»_________________________________________________________ «вкусное варенье»________________________________________________

— Движения мягкого нёба:

Широко открыть рот и зевнуть________________________________________

Отрывистое на твёрдой атаке голоса при широко открытом рте произнесение буквы «А»_________________________________________________________

Заключение: (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Исследование артикуляции звуков речи, изолировано: больного просят повторить

С,М______________________________________________________________

З, Б ______________________________________________________________

Сь, Бь_____________________________________________________________

А, У ______________________________________________________________

Зь, Мь_____________________________________________________________

Ш, Д _____________________________________________________________

Щ, Л _____________________________________________________________

Ж, Дь ____________________________________________________________

Ч, Ль _____________________________________________________________

Р, Кь______________________________________________________________

Рь, Хь ____________________________________________________________

Л, К ______________________________________________________________

О, Ы______________________________________________________________

Ть, В _____________________________________________________________

Гь, П______________________________________________________________

Х,Т _______________________________________________________________

Й,Пь ______________________________________________________________

Н, Вь _____________________________________________________________

Нь,Ф______________________________________________________________

Фь, Г______________________________________________________________

И, Э ______________________________________________________________

3.Исследование сопряжённой и отраженной речи:

А) Больному предлагается сначала послушать, а затем повторить

Стол, торт, ток, волк, сон__________________________________________

Труба, пакет, ваза, пирог, тропа. ___________________________________

Дорога, пирожок, перина, крапива, бегунья _________________________

Занавеска, парашютист, магнитофон, заполярье ______________________

Академия, математика, поведение, обучение__________________________

Г) Больному предлагается сначала послушать, а затем повторить:

Девочка бежала в свою комнату____________________________________

Она работает в почтовом отделении ___________________________________

По прозрачному небу бегут облака ___________________________________

Ветер срывает одинокие листочки с деревьев ___________________________

На солнечных полянах краснеют гроздья рябины________________________

Свистит сильная метель зимой________________________________________

4. Исследование номинативной функции речи.

А) Названия частей тела и предметов (на больном, на предметах проводится на картинном материале).

Нос — Живот — Руки — Сиденье — Руль
Рот — Грудь — Воротник — Спинка — Фары
Шея — Затылок — Пуговицы — Ножки —
Уши — Ладонь — Молния — Кабина —
Глаза — Висок — Петля — Кузов —
Голова — Ноги — Рукав — Колёса —

Б) Обобщающие понятия:

Картофель, помидор, капуста_______________________________________

Груша, яблоко, апельсин___________________________________________

Кукла, пирамидка, мяч, кубики________________________________________

Штаны, юбка, кофта_______________________________________________

Чашка, поварешка, кастрюля_______________________________________

Пила, молоток, отвертка____________________________________________

Кровать, шкаф, стол_______________________________________________

Самолет, машина, автобус____________________________________________

Туфли, сапоги, валенки______________________________________________

Ворона, синичка, воробей__________________________________________

Корова, свинья, курица____________________________________________

Лисичка, белка, заяц_________________________________________________

Берёза, рябина, ель________________________________________________

В) Название профессий: что делает врач, парикмахер, учитель, пожарный, продавец, стоматолог, повар, почтально, швея _______________________________________________________________

5. Исследование повествовательной речи.

А) Больному предлагается перечислить цифровой ряд от 1 до 10 __________________________________________________________________

Перечислить дни недели _____________________________________________

Перечислить месяцы ________________________________________________

Б) Больному предлагается анализ диалогической речи: сначала больному задаются вопросы, в которых есть ответ (ты сегодня обедал?)___________________________________________________________

В) Больному задаются вопросы, в которых нет ответа (Что вы сегодня смотрели по телевизору?)____________________________________________

Г) Исследуется самостоятельная продуктивная повествовательная речь: больного просят рассказать содержание показанных картинок или пересказать только что прослушанный текст ____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Исследуется умение оперировать сложными грамматическими высказываниями.

А) Больному даются написанные предложения и предлагается вставить пропущенное слово:

В Машиной ________ было много грибов.

Снег повалил большими ________.

Под ногами шуршат сухие _______.

Б) Больному даются три изолированных слова, из которых нужно составить предложение: лес, зонт, дождь ____________________________________________________________________________________________________________________________

В) Больному дается готовая фраза с нарушенным порядком слов, нужно составить правильный порядок : появились, лесу, проталинки, только, в __________________________________________________________________

Заключение: ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Письменная речь

VII. Исследование чтения и письма

1.Исследование звукового анализа и синтеза слов.

А) Предлагается определить количество звуков в простых словах: кот, сон, рак, нос, вес _______________________________________________________

-Определение количества звуков в слове: баранка, дерево, цветок, стакан

__________________________________________________________________

Б) Предлагается выделить отдельные звуки из слов:

-Какой звук 1-й в слове «Кот»________________________________________

-Какой звук 2-й в слове «Стол» _______________________________________

-Какой звук 3-й в слове «Паук»_______________________________________

В) Исследуется позиция звука в словах:

Какой звук после звука «м» в слове «комок» ___________________________

Какой звук после звука «т» в слове «потолок»___________________________

Какой звук после звука «в» в слове «повар»_____________________________

Г) Исследование звукового синтеза:

— Назвать слово, произнесённое, по слогам (слоговый синтез)

Кро-вать________________________________________________________

Па-ра-шют______________________________________________________

Ско-во-ро-да_______________________________________________________

Ма-ши-на__________________________________________________________

Пло-ща-ди________________________________________________________

Назвать, предложение, произнесённое, по словам (слоговый синтез)

В гор-шке рас-тет цве-ток___________________________________________

на ок-не ле-жит кош-ка ____________________________________________

в ле-су за-цве-ли под-снеж-ни-ки____________________________________

за ок-ном све-тит сол-ныш-ко_______________________________________

2. Исследование письма.

А) Списывание букв, слогов, слов ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Больному предлагается написать Ф.И.О. __________________________________________________________________

В) Написать под диктовку отдельные звуки, коротки слова (дом, ухо, окно):

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) Написание диктанта словосочетаний, предложений (Дети идут в лес. На улице плохая погода. Путешествие окончилось благополучно)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Д) Предлагается письменно перечислить окружающие предметы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Е) Предлагается написать о прочитанном им произведении или о том, что он делал последние дни ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Исследование чтения.

А) Предлагается посмотреть на изображение написанных букв письменным шрифтом, заштрихованных, перечеркнутых и назвать их ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Б) Чтение слогов (открытых, закрытых, со стечением) и слов (простых, сложных): ____________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Усложненное чтение: больному предлагается читать слова перечеркнутые штрихами_________________________________________________________

Г) Чтение фраз и целого текста:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _______________ Логопед __________________

Детские афазии

Характерный возраст для детских афазий – 3-7 лет. Однако во многих случаях время начала заболевания зависит от того, в какой момент подействовал этиологический фактор – возникла гематома или произошла травма. В зависимости от речевых и неречевых симптомов, а также локализации поражения в педиатрии и логопедии выделяют следующие формы структурных детских афазий: акустико-гностическая или сенсорная, акустико-мнестическая, афферентная и эфферентная моторные, динамическая. Присутствующей у взрослых семантической формы в детском возрасте не наблюдается, поскольку в этом периоде еще не сформирована система символически-знакового обобщения сигналов.

Акустико-гностическая

или сенсорная форма. Зона поражения – задняя 1/3 верхней темпоральной извилины левой половины головного мозга. Эта форма детской афазии возникает из-за нарушения акустического анализа и обработки звуков речи, что характеризуется поражением фонематического слуха. Клинически проявляется нарушением всех форм устной и письменной речи, чтения и устного счета, ритмическим воспроизведением. Также у таких детей наблюдается чрезмерная тревога и возбудимость, эмоциональная нестабильность.

Акустико-мнестическая афазия

. Локализация поражения – средние и задние участки темпоральной области. Суть этой детской афазии – повышение тормозимости слуховых следов, приводящее к нарушению слуховой и речевой памяти. Также присутствует дефект зрительных и предметных образов-представлений. Такие дети не понимают подтекста, аллегорий, не могут называть предметы. Отмечается умеренное нарушение устной речи и ее восприятия. Может возникать повышенная активность и эмоциональная нестабильность, тревога.

Афферентная моторная афазия

. Место поражения – нижние париетальные участки доминирующего полушария. Патогенетически основывается на нарушениях кинестетического восприятия. Основной признак – аномалии мелких артикуляционных движений губ и языка. Такие дети или неспособны к экспрессивной речи или имеют большое количество литеральных парафазий. Непроизвольная и автоматизированная (песни, стихи) речь, письмо и чтение сохранены.

Эфферентная моторная форма

детской афазии. При этой форме поражаются задние лобные участки. Страдает инертность сформировавшихся стереотипов, что проявляется персеверациями. Способность к устным высказываниям минимальная или полностью отсутствует. Могут сохраняться отдельные звуки, автоматизированная речь. Наблюдается нарушение чтения, письма, апраксия.

Динамическая афазия

. Крайне редкая форма в педиатрии, может наблюдаться у детей старших возрастных групп. Локализация патологического очага – задние лобные отделы. Патогенетически данная разновидность заболевания обусловлена дефектами внутренней речи, нарушением сукцессивной организации высказывания. Проявляется расстройством продуктивной речи, неспособностью активного общения – нормальные предложения заменяются стереотипами или шаблонами, глаголы полностью отсутствуют. Больные с данной формой детской афазии почти никогда ничего не спрашивают и не вступают в диалоги, но охотно отвечают на поставленные вопросы. Чтение и письмо могут быть сохранены.

Синдром Ландау-Клеффнера

. Локализация пароксизмальной активности может быть разной, наиболее часто поражаются височные области. Потеря речи может происходить как резко (чаще всего), так и постепенно, на протяжении нескольких месяцев. Также теряется способность к восприятию речи, возможны нарушения поведения и эмоциональной сферы – гипервозбудимость, эмоциональная лабильность. Характерная черта данной формы детской афазии – судорожные припадки, которые, однако, наблюдаются не у всех больных.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]