Карта обследования больного с афазией
Карта обследования больного с афазией.
Анкетные данные больного
- Предварительная беседа с больным
ФИО___________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________
Какое сейчас время года _____________________________________________
Какое у Вас образование _____________________________________________
Дата заболевания________________________________________________
Где Вы работаете __________________________________________________
Как ваше самочувствие____________________________________________
Дата заполнения речевой карты _______________________________________
Логопед:___________________________________________________________
Данные обследования невербальных психических функций
II. Обследование неречевого гнозиса и праксиса
1.Исследование двигательных функций руки:
А) Перечислить пальцы______________________________________________
Перебрать пальцев _______________________________________________
Сводить и разводить пальцы _______________________________________
Сжимать и разжимать пальцы обеих рук _____________________________
Б) Исследование праксиса позы:
Показать 2 и 3 палец, 2 и 5 палец ___________________________________
Сложить 2 и 3 палец в кольцо ________________________________________
В) Исследование динамической организации двигательного акта:
Кулак, кольцо ______________________________________________________
2. Исследование орального праксиса:
А) Вытянуть губы___________________________________________________
Б) Оскалить зубы___________________________________________________
В) Показать язык лопаткой/свернуть трубочкой _____________________
Г) Надувание щек___________________________________________________
Д) Поместить язык между губами_____________________________________
Е) Поместить язык между зубами_____________________________________
Ж) Исследование динамической организации оральных движений, произвести 3-4 упражнения подряд:
Показать язык лопаткой, оскалить зубы, надуть щеки, поместить язык между зубами ____________________________________________________________
3.Исследование речевой регуляции двигательного акта
А) Срисовать простые фигуры________________________________________
Б) Серия простых геометрических фигур_______________________________
Заключение:______________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Исследование слухо-моторной координации
1. Исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных музыкальных мелодий:
А) Дифференциация по высоте двух звуков _____________________________
Б) Восприятие и воспроизведение звуковысотных музыкальных мелодий___________________________________________________________
2. Исследование восприятия и воспроизведения ритмических структур:
А) Отстукивание простых ритмов (одиночные удары)____________________
Б) Отстукивание серии ритмов (два сильных, два слабых удара) ___________
В) Многократное повторение ритмов (два сильных, два слабых, два быстрых, один отставленный по времени)_____________________________________
Заключение: ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Исследования зрительного восприятия
1.Предъявления предметов или их изображений:
А) Назвать предмет/ изображение __________________________________
Б) Описать предмет/изображение __________________________________
2. Предъявляются сложные или недостаточно четкие изображения предметов:
А) Назвать отдельные детали изображенного предмета _________________
3. Предъявляются перечеркнутые, зашумленные или наложенные друг на друга предметы:
А) Назвать перечеркнутое изображение _______________________________
Б) Описать перечеркнутое изображение ________________________________
В) Назвать наложенные предметы___________________________________
Г) Проба Ровена ____________________________________________________
Заключение: ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Исследование ориентировки в пространстве
1. Предъявляется ряд графических проб:
А)Показать правую и левую руку____________________________________
Б) Показать предметы спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу по отношению к себе________________________________________________
В) Складывание фигур из палочек по образцу, по памяти _________________
2. Пробы с часами:
А) Поместить стрелки часов на указанное время ________________________
3. Сравнить правильно или нет, написаны буквы и цифры:
А) Узнавание букв написанных разным шрифтом _______________________
Б) Сравнение правильного написания букв и цифр при зеркальном расположение ______________________________________________________
Заключение:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности речи
VI. Исследование импрессивной речи
1.Исследование фонематического слуха:
А) Повторите звуки: б, р, м, д, к, с, н __________________________________
Б) Повторите близкие оппозиционные фонемы:ба-па, па-ра, да-та, да-та-да ______________________________________________________________
В) Повторите пары звуков: п-б, б-п, г-к, к-г, л-р, р-л _____________________
Г) Повторите серию из 3-х звуков: а-у-о, у-а-и, б-р-к, м-с-д _______________
Д) Повторите серию из 3-х звуков (близкие звуки): б-п-б, п-б-п, д-т-д, т-д-т ______________________________________________________________
Е) Показать на разрезной азбуке звуки: д, н, с, б, к, м, р ___________________
Ж) При произнесение звука «Б» поднять руку, при произнесение звука «П» держать руку на столе_______________________________________________
2. Исследование понимания слов:
А) Покажите предметы на картинках, которые я назову в правильной последовательности: диван, телевизор, стол, холодильник и тд.____________________________________________________________
Б) Покажите предметы, которые лежат на столе в правильной последовательности ________________________________________________
В) Покажите в правильной последовательности: ухо, глаз, ухо, нос_______________________________________________________________
Г) Найдите картинку, которую я назову (из 3, из 5, из 7) __________________
Д) Что означает слово «кошка»_____________________________________
Что означает слово «дерево»_______________________________________
Что означает слово «чистотел» _______________________________________
Е) Слуховая дифференциация слов квазиомонимов:
Повторите за мной мышка- миска, коса – козас, уточка- удочка, бочка- почка, трава- дрова_________________________________________________
3. Исследование понимания простых предложений:
А) Предлагается выполнить три действия в одной просьбе
— Возьмите карандаш, положите его под книгу, а ножницы дайте мне______________________________________________________________
Б) Предлагается ответить на вопросы на картинном материале
Покажите, чем режут хлеб____________________________________________
Покажите, что наливают в чайник _____________________________________
В) Предлагается выполнить пробу: «конфликтная ситуация».
Если сейчас ночь, то поставьте «0» в белом квадратике, если сейчас день, поставьте нолик «0» в черном квадратике_______________________________
4.Исследование понимания логико – грамматических структур
А) Афлективная конструкция: больному предлагается показать два последовательно называемых предмета «кисточка — карандаш», «ручка — тетрадь», «линейка — ластик»_________________________________________
Б) Больному предлагается те же слова, поставленные в творительный падеж: «покажите кисточкой карандаш», «покажите ручкой тетрадь», «покажите линейкой ластик»___________________________________________________ В) Больному предлагается те же слова, но инструкция усложняется и меняется последовательность слов: «покажите карандашом кисточку», « тетрадью ручку», « ластиком линейку»________________________________
Г) Понимание конструкций атрибутивного родительного падежа: больному предлагается изображение мамы и дочки, затем просят показать, где «мама дочки», а где «дочка мамы»__________________________________________
«Брат отца»________________________________________________________
«Отец брата»_______________________________________________________
«Брат начальника»__________________________________________________
«Начальник брата»__________________________________________________
Д) Понимание предложных конструкций: больному предлагается поставить «крест под кругом», «круг над крестом», «точку под треугольником» __________________________________________________________________
Е) Больному предлагается «положи ручку справа от линейки и слева от карандаша»______________________________________________________
Ж) Больному нужно определить какая из двух фраз будет верной: «осень бывает перед зимой», «зима бывает перед осенью».
З) Понимание сравнительных конструкций: Коля выше Вани и ниже Саши. Кто здесь Коля, Ваня и Саша? (проводится на картинном материале)______________________________________________________
И) Понимание инвертированных грамматических структур: «Петя ударил Колю. Кто драчун?»_______________________________________________
Заключение: ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Исследование экспрессивной речи
1.Состояние артикуляционной моторики.
— Движения нижней челюсти:
Открыть и закрыть рот______________________________________________ Открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление ладони______________
подвигать нижней челюстью вправо-влево _____________________________
— Движении губ:
растянуть губы в «улыбку»___________________________________________ вытянуть губы вперед «трубочкой»____________________________________
чередовать выполнение указанных упражнений
поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы__________________________ опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы __________________________
— Движения языка:
показать широкий язычок — «лопатка»________________________________
показать узкий язычок — «жало» _____________________________________
чередовать упражнения___________________________________________
«качели»___________________________________________________________
маятник»_________________________________________________________ «вкусное варенье»________________________________________________
— Движения мягкого нёба:
Широко открыть рот и зевнуть________________________________________
Отрывистое на твёрдой атаке голоса при широко открытом рте произнесение буквы «А»_________________________________________________________
Заключение: (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Исследование артикуляции звуков речи, изолировано: больного просят повторить
С,М______________________________________________________________
З, Б ______________________________________________________________
Сь, Бь_____________________________________________________________
А, У ______________________________________________________________
Зь, Мь_____________________________________________________________
Ш, Д _____________________________________________________________
Щ, Л _____________________________________________________________
Ж, Дь ____________________________________________________________
Ч, Ль _____________________________________________________________
Р, Кь______________________________________________________________
Рь, Хь ____________________________________________________________
Л, К ______________________________________________________________
О, Ы______________________________________________________________
Ть, В _____________________________________________________________
Гь, П______________________________________________________________
Х,Т _______________________________________________________________
Й,Пь ______________________________________________________________
Н, Вь _____________________________________________________________
Нь,Ф______________________________________________________________
Фь, Г______________________________________________________________
И, Э ______________________________________________________________
3.Исследование сопряжённой и отраженной речи:
А) Больному предлагается сначала послушать, а затем повторить
Стол, торт, ток, волк, сон__________________________________________
Труба, пакет, ваза, пирог, тропа. ___________________________________
Дорога, пирожок, перина, крапива, бегунья _________________________
Занавеска, парашютист, магнитофон, заполярье ______________________
Академия, математика, поведение, обучение__________________________
Г) Больному предлагается сначала послушать, а затем повторить:
Девочка бежала в свою комнату____________________________________
Она работает в почтовом отделении ___________________________________
По прозрачному небу бегут облака ___________________________________
Ветер срывает одинокие листочки с деревьев ___________________________
На солнечных полянах краснеют гроздья рябины________________________
Свистит сильная метель зимой________________________________________
4. Исследование номинативной функции речи.
А) Названия частей тела и предметов (на больном, на предметах проводится на картинном материале).
Нос — | Живот — | Руки — | Сиденье — | Руль |
Рот — | Грудь — | Воротник — | Спинка — | Фары |
Шея — | Затылок — | Пуговицы — | Ножки — | |
Уши — | Ладонь — | Молния — | Кабина — | |
Глаза — | Висок — | Петля — | Кузов — | |
Голова — | Ноги — | Рукав — | Колёса — |
Б) Обобщающие понятия:
Картофель, помидор, капуста_______________________________________
Груша, яблоко, апельсин___________________________________________
Кукла, пирамидка, мяч, кубики________________________________________
Штаны, юбка, кофта_______________________________________________
Чашка, поварешка, кастрюля_______________________________________
Пила, молоток, отвертка____________________________________________
Кровать, шкаф, стол_______________________________________________
Самолет, машина, автобус____________________________________________
Туфли, сапоги, валенки______________________________________________
Ворона, синичка, воробей__________________________________________
Корова, свинья, курица____________________________________________
Лисичка, белка, заяц_________________________________________________
Берёза, рябина, ель________________________________________________
В) Название профессий: что делает врач, парикмахер, учитель, пожарный, продавец, стоматолог, повар, почтально, швея _______________________________________________________________
5. Исследование повествовательной речи.
А) Больному предлагается перечислить цифровой ряд от 1 до 10 __________________________________________________________________
Перечислить дни недели _____________________________________________
Перечислить месяцы ________________________________________________
Б) Больному предлагается анализ диалогической речи: сначала больному задаются вопросы, в которых есть ответ (ты сегодня обедал?)___________________________________________________________
В) Больному задаются вопросы, в которых нет ответа (Что вы сегодня смотрели по телевизору?)____________________________________________
Г) Исследуется самостоятельная продуктивная повествовательная речь: больного просят рассказать содержание показанных картинок или пересказать только что прослушанный текст ____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Исследуется умение оперировать сложными грамматическими высказываниями.
А) Больному даются написанные предложения и предлагается вставить пропущенное слово:
В Машиной ________ было много грибов.
Снег повалил большими ________.
Под ногами шуршат сухие _______.
Б) Больному даются три изолированных слова, из которых нужно составить предложение: лес, зонт, дождь ____________________________________________________________________________________________________________________________
В) Больному дается готовая фраза с нарушенным порядком слов, нужно составить правильный порядок : появились, лесу, проталинки, только, в __________________________________________________________________
Заключение: ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Письменная речь
VII. Исследование чтения и письма
1.Исследование звукового анализа и синтеза слов.
А) Предлагается определить количество звуков в простых словах: кот, сон, рак, нос, вес _______________________________________________________
-Определение количества звуков в слове: баранка, дерево, цветок, стакан
__________________________________________________________________
Б) Предлагается выделить отдельные звуки из слов:
-Какой звук 1-й в слове «Кот»________________________________________
-Какой звук 2-й в слове «Стол» _______________________________________
-Какой звук 3-й в слове «Паук»_______________________________________
В) Исследуется позиция звука в словах:
Какой звук после звука «м» в слове «комок» ___________________________
Какой звук после звука «т» в слове «потолок»___________________________
Какой звук после звука «в» в слове «повар»_____________________________
Г) Исследование звукового синтеза:
— Назвать слово, произнесённое, по слогам (слоговый синтез)
Кро-вать________________________________________________________
Па-ра-шют______________________________________________________
Ско-во-ро-да_______________________________________________________
Ма-ши-на__________________________________________________________
Пло-ща-ди________________________________________________________
Назвать, предложение, произнесённое, по словам (слоговый синтез)
В гор-шке рас-тет цве-ток___________________________________________
на ок-не ле-жит кош-ка ____________________________________________
в ле-су за-цве-ли под-снеж-ни-ки____________________________________
за ок-ном све-тит сол-ныш-ко_______________________________________
2. Исследование письма.
А) Списывание букв, слогов, слов ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Больному предлагается написать Ф.И.О. __________________________________________________________________
В) Написать под диктовку отдельные звуки, коротки слова (дом, ухо, окно):
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Г) Написание диктанта словосочетаний, предложений (Дети идут в лес. На улице плохая погода. Путешествие окончилось благополучно)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Д) Предлагается письменно перечислить окружающие предметы
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Е) Предлагается написать о прочитанном им произведении или о том, что он делал последние дни ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Исследование чтения.
А) Предлагается посмотреть на изображение написанных букв письменным шрифтом, заштрихованных, перечеркнутых и назвать их ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Б) Чтение слогов (открытых, закрытых, со стечением) и слов (простых, сложных): ____________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Усложненное чтение: больному предлагается читать слова перечеркнутые штрихами_________________________________________________________
Г) Чтение фраз и целого текста:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _______________ Логопед __________________
Детские афазии
Характерный возраст для детских афазий – 3-7 лет. Однако во многих случаях время начала заболевания зависит от того, в какой момент подействовал этиологический фактор – возникла гематома или произошла травма. В зависимости от речевых и неречевых симптомов, а также локализации поражения в педиатрии и логопедии выделяют следующие формы структурных детских афазий: акустико-гностическая или сенсорная, акустико-мнестическая, афферентная и эфферентная моторные, динамическая. Присутствующей у взрослых семантической формы в детском возрасте не наблюдается, поскольку в этом периоде еще не сформирована система символически-знакового обобщения сигналов.
Акустико-гностическая
или сенсорная форма. Зона поражения – задняя 1/3 верхней темпоральной извилины левой половины головного мозга. Эта форма детской афазии возникает из-за нарушения акустического анализа и обработки звуков речи, что характеризуется поражением фонематического слуха. Клинически проявляется нарушением всех форм устной и письменной речи, чтения и устного счета, ритмическим воспроизведением. Также у таких детей наблюдается чрезмерная тревога и возбудимость, эмоциональная нестабильность.
Акустико-мнестическая афазия
. Локализация поражения – средние и задние участки темпоральной области. Суть этой детской афазии – повышение тормозимости слуховых следов, приводящее к нарушению слуховой и речевой памяти. Также присутствует дефект зрительных и предметных образов-представлений. Такие дети не понимают подтекста, аллегорий, не могут называть предметы. Отмечается умеренное нарушение устной речи и ее восприятия. Может возникать повышенная активность и эмоциональная нестабильность, тревога.
Афферентная моторная афазия
. Место поражения – нижние париетальные участки доминирующего полушария. Патогенетически основывается на нарушениях кинестетического восприятия. Основной признак – аномалии мелких артикуляционных движений губ и языка. Такие дети или неспособны к экспрессивной речи или имеют большое количество литеральных парафазий. Непроизвольная и автоматизированная (песни, стихи) речь, письмо и чтение сохранены.
Эфферентная моторная форма
детской афазии. При этой форме поражаются задние лобные участки. Страдает инертность сформировавшихся стереотипов, что проявляется персеверациями. Способность к устным высказываниям минимальная или полностью отсутствует. Могут сохраняться отдельные звуки, автоматизированная речь. Наблюдается нарушение чтения, письма, апраксия.
Динамическая афазия
. Крайне редкая форма в педиатрии, может наблюдаться у детей старших возрастных групп. Локализация патологического очага – задние лобные отделы. Патогенетически данная разновидность заболевания обусловлена дефектами внутренней речи, нарушением сукцессивной организации высказывания. Проявляется расстройством продуктивной речи, неспособностью активного общения – нормальные предложения заменяются стереотипами или шаблонами, глаголы полностью отсутствуют. Больные с данной формой детской афазии почти никогда ничего не спрашивают и не вступают в диалоги, но охотно отвечают на поставленные вопросы. Чтение и письмо могут быть сохранены.
Синдром Ландау-Клеффнера
. Локализация пароксизмальной активности может быть разной, наиболее часто поражаются височные области. Потеря речи может происходить как резко (чаще всего), так и постепенно, на протяжении нескольких месяцев. Также теряется способность к восприятию речи, возможны нарушения поведения и эмоциональной сферы – гипервозбудимость, эмоциональная лабильность. Характерная черта данной формы детской афазии – судорожные припадки, которые, однако, наблюдаются не у всех больных.