Правила игры Подбери и назови
Игру проводит кто-то из взрослых: воспитатель детского сада, педагог, один из родителей. Во время игры он следит за речью детей, исправляет допущенные ошибки и добивается правильного произношения всех звуков.
Перед началом игры распечатайте приложенные материалы два раза. Цветные карты необходимо разрезать по линиям на 108 маленьких карточек. Второй экземпляр будет неразрезанным игровым полем.
1 вариант игры
Ведущий раздает участникам игры большие карты, затем перемешивает карточки и, по очереди показывая их ребятам, спрашивает, у кого из них на большой карте нарисован этот предмет. Например: “У кого на карте нарисован чайник?” Тот, у кого есть соответствующий рисунок, говорит: “Чайник нарисован на моей карте”. Он берет карточку у ведущего и закрывает ею рисунок на большой карте.
Выигрывает тот, кто раньше всех закроет рисунки на своей карте (или картах).
2 вариант игры
Ведущий читает вслух одно из предложений, которые даны ниже. Один из играющих повторяет его и подбирает карточки, соответствующие предметам, названным в предложении. Например., ведущий читает предложение: “Собака лает на сову”. Играющий должен выбрать из разложенных на столе карточек те, на которых нарисованы собака и сова.
Затем ведущий читает следующее предложение, и карточки подбирает другой играющий.
3 вариант игры
По заданию ведущего дети должны подобрать различные карточки по каким-то общим признакам (например, птиц, домашние животные, одежда, овощи и т.д.), называя вслух каждый предмет.
4 вариант игры
Игроки отвечают на вопросы ведущего, отыскивая соответствующие рисунки на карточках или картах. Образцы вопросов:
- Кто мяукает?
- Что растет на огороде?
- Чем пилят и колют дрова?
- Какие животные живут в жарких странах?
При определении победителей учитывается быстрота ответа, правильность произношения слов, умение быстро найти соответствующие рисунки.
5 вариант игры
Ведущий раскладывает на столе от 3 до 10 карточек. Один из игроков должен назвать каждую карточку. После этого он отворачивается, а ведущий убирает часть карточек. Игрок, посмотрев на стол, должен сказать, каких карточек недостает.
Можно усложнить игру: ведущий убирает все карточки, и игрок должен назвать все их по памяти.
Выигрывают допустившие наименьшее количество ошибок.
6 вариант игры
Дети берут по одной карточку, называют нарисованный предмет и придумывают предложение с названием этого предмета.
Наугад или по выбору ведущего игроки по очереди берут несколько карточек и устно составляют небольшой рассказ, в который должны войти названия предметов, нарисованных на карточках.
По сути, это вариант игры Кубики историй.
При выявлении победителя учитывается красочность рассказа.
7 вариант игры
Для этой игры понадобится азбука. Ее можно сделать и самим.
Ведущий раскладывает на столе маленькие карточки изображение вверх. Затем он кладет на стол две буквы из азбуки, которые обозначают звуки, часто смешиваемые ребенком. Например, “С” и “Ш”.
Первый игрок сначала подбирает карточки с такими картинками, названия которых содержат букву “С”. После этого он подбирает карточки с картинками с буквой “Ш”. Называет слова.
Если карточки подобраны или названы неправильно, ведущий откладывает их, чтобы ребенок мог их назвать повторно.
Затем ведущий кладет на стол две другие буквы: З и Ж, Ч и Ц, Л и Р, С и Ц, Ч и С, O и С, С и З, I и З.
Следующие участники игры по очереди подбирают соответствующие карточки. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все карточки. Кто наберет больше всех карточек – выиграл.
Образцы предложений
На звук С
Сане купили самолет и самокат.
Сом – рыба, а сова – птица.
Бусы положили в сумку.
Осы летают, а сом плавает.
На звук З
Козу заперли на замок.
Зонтик сохнет около забора.
Обезьяна разбила вазу.
Заяц испугался змеи.
На звук Ц
Цыпленок клюет пуговицу.
Курица снесла яйцо.
Отгоните овцу от цветов.
Цапля и курица – птицы.
На звуки С, З, Ц
Огурцы положили на весы.
У курицы и совы нет зубов.
В гнезде лежит яйцо.
Ося садятся на цветы.
На звук Ш
Кошка есть мышей.
Шуба и шапка в irfaw/
Ребята набрали мешок шишек.
Кошка катает катушку.
На звук Ж
Медвежонок убежал от ежей.
На желуде – жук.
Для охоты папа купил ружье и лыжи.
Жук меньше жабы.
На звуки Ш и Ж
Ребята несли ежей в шапке.
Ружье висит около шкафа.
Ножи в мешок не кладут.
По шишке ползает жук.
На звук Ч
Чемодан запирается на ключ.
Мяч упал в бочку с водой.
Бабочка села на тачку.
Мама купила чайник и чашку.
На звук Щ
Щетка и клещи – нужные вещи.
Щука и лещ – речные рыбы.
Овощи сложили в ящик.
Клещи похожи на щипцы.
На звук Л
Голубь и дятел – птицы.
Мы видели в лесу белку и лося.
Пила и лопата стоят в углу.
Лопатой вскопали грядку для лука.
На звук Р
Рак и рыба живут в воде.
У Вовы в руке ручка.
Рысь – дикое животное, а корова – домашнее.
Ребенку купили шар и барабан.
На звуки Р и Л
Пилой пилят, а топором колят и рубят.
Белка спряталась от рыси в дупло дерева.
Рыба проплыла под лодкой.
У Любы в руке ландыши.
Логопедическое лото для автоматизации звука Л «Половинки»
Настольная логопедическая игра – лото «Половинки»
Пояснительная записка
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игры, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.
В настоящее время процесс автоматизации звуков в большинстве случаев затягивается по времени, поэтому учитель-логопед должен иметь в своем арсенале внушительное количество игр и пособий для поддержания интереса ребенка к занятиям. Кроме того, для успешной автоматизации звуков речевой материал необходимо предлагать в определенной последовательности – изолированный звук, слоги, слова, предложения и т.д.. При этом оптимально, чтобы конкретный звук находился в одной позиции (на примере звука «Р»: прямые слоги: ра-ра-ра, ры-ры-ры и т.д.; далее слова со звуком «Р» в начале: рама, радуга, рыба…; предложения со звуком «Р» в начале слов: Рая рада розе. Рома рад роботу). Однако, несмотря на огромное количество логопедических игр, предлагаемых в магазинах и сайтах в сети Интернет, сложно найти такие, которые соответствовали бы этому правилу. Различные пазлы, лото, игры-ходилки рассчитаны на детей, которые свободно произносят конкретный звук в различных позициях (начало, середина, конец, стечение согласных).
Исходя из этого, у специалистов возникает необходимость разработки авторских игр, которые позволят поэтапно вводить поставленный звук в речь ребенка. Примером такой игры является лото «Половинки», с помощью которого можно автоматизировать звук в словах, словосочетаниях и предложениях в зависимости от речевых возможностей конкретного ребенка.
Цель игры:
автоматизация правильного произношения звука «Л» в словах, словосочетания, предложениях (без стечения согласных).
Задачи:
— автоматизировать поставленный звук в словах, словосочетаниях, предложениях;
— закреплять навыки согласования существительных в роде при составлении словосочетания «существительное + существительное»;
— развивать зрительное восприятие и внимание.
Оборудование:
6 игровых листов с изображением половинок предметов (по 8 штук на каждом), 48 карточек с изображением вторых половинок предметов, представленных на игровых листах, 48 карточек с изображением первых половинок предметов (как на игровых листах) — для мини-игр «Половинки» и «Мемори», мешочек.
Лист 1. Ластик, лопата, ладья, лазанья, лавка, лак, лампочка, лоток.
Лист 2. Лодка, лукошко, луч, лук, лупа, лыжи, луна, лужа.
Лист 3. Мыло, пиала, юла, одеяло, пила, шоколадка, калач, халат.
Лист 4. Молоток, колокольчик, палатка, мышеловка, баллон, колодец, солонка, галоши.
Лист 5. Колокольчик (цветок), палантин, кулон, пилотка, желудь, болото, колонка, колос.
Лист 6. Бокал, пенал, овал, стул, факел, мел, стол, кинжал.
Игра была создана в программе Microsoft Office Word в формате таблицы, распечатана и заламинирована.
Слова для игры подобраны таким образом, чтобы в предложении не было стечений согласных с автоматизируемым звуком. Изображения живых существ в игре не используются.
При подготовке игры распечатывались обе половинки каждого изображения. Таким образом, в результате получилась еще одна мини-игра «Половинки», которую можно использовать индивидуально или с подгруппой детей.
Количество игроков:
от 2 до 6.
Возраст игроков:
от 5 лет.
Правила игры «Лото»:
Автоматизация звука «Л» в словах:
играющие по очереди достают из мешочка карточку и задают вопрос: У кого лампочка? (мыло, бокал и т.д.). Ребенок, который находит у себя нужную половинку, отвечает: У меня лампочка (мыло, бокал и т.д.) и кладет карточку на свой игровой лист при условии правильного произнесения звука.
Автоматизация звука «Л» в словосочетаниях:
играющие по очереди достают из мешочка карточку и задают вопрос: У кого половинка лампочки? (мыла, бокала и т.д.). Ребенок, который находит у себя нужную половинку, отвечает: У меня половинка лампочка (мыла, бокала и т.д.) и кладет карточку на свой игровой лист при условии правильного произнесения звука.
Автоматизация звука «Л» в предложениях:
играющие по очереди достают из мешочка карточку и задают вопрос: У кого половинка лампочки? (мыла, бокала и т.д.). Ребенок, который находит у себя нужную половинку, отвечает: У меня половинка лампочка (мыла, бокала и т.д.) и кладет карточку на свой игровой лист при условии правильного произнесения звука и добавляет: У меня была половинка лампочки, стала целая лампочка.
Побеждает тот, кто быстрее всех закроет свои игровые листы.
Варианты мини-игры:
«Половинки».
Ребенок (или дети по очереди) складывает разрезные картинки и называет получившийся предмет, правильно произнося звук «Л» в слове. Картинки можно перемешать и перевернуть лицевой стороной вниз. Ребенок открывает картинки в произвольном порядке: половинка халата, половинка стола и т.д.. Собрав все картинки, можно снова закрепить произношение (целый халат, целый стул), таким образом автоматизируя звук в словосочетаниях.
«Мемори».
Определенное количество парных половинок выкладываются лицевой стороной вниз. Дети в порядке очереди, определенной в начале игры, открывают по 2 картинки, называя их (половинка пенала, половинка желудя и т.д.). Если картинки совпали, игрок называет получившуюся картинку (целый пенал, целый желудь), забирает их себе и делает еще один ход. Если игрок не угадал, он кладет карточки на место лицевой стороной вниз. Побеждает тот, кто соберет большее количество целых картинок.
Игровые листы в электронном виде:
Карточки-половинки в электронном виде:
Список использованных источников
1. PNG картинки с прозрачным фоном. — Режим доступа: https://imgpng.ru/
2. Скачать бесплатно PNG. — Режим доступа: https://www.freepng.ru/
3. Яндекс.Картинки: поиск изображений в интернете, поиск по картинке. — Режим доступа: https://yandex.ru/images/
Распечатать логопедическое лото “Подбери и назови”
Авторы игры Л. Успенская, М. Успeнский, художник Т. Шепелёва. Издательство “Малыш”, 1982 и 1990 годы.
Источник сканов указан ниже