Конструкт по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»
Конструкт непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьмив подготовительной к школе группе
Тема: «Звук [О] и буква О»
Возрастная группа:
дети седьмого года жизни
Форма работы с детьми:
коммуникативная
Форма организации:
групповая
Учебно-методический комплекс:
самостоятельная разработка
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд:
Изображение буквы, мяч,таблица для характеристики звуков, «Буквы и звуки» альбом «На что похожи буквы?», картинка острова, карточки со слогами:АОУ, ОУ, Аоу, Уао, Уоа
Литературный ряд:
В. Степанов «В старом дереве дупло», Ю. Тувим «Как живешь? Вот так?»
Раздаточный материал:
конверты с полосками и красными квадратами, шнурки по количеству детей, тетради рабочие «Изучаем грамоту» (часть 1), простые и цветные карандаши, зеркала индивидуальные (по количеству детей)
Предварительная работа:
- Разучивание физкультминутки
Задачи образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников |
Развивающие:
Обучающие:
Воспитательные:
|
|
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых, приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Мотивация. (1 этап) Мимическая гимнастика | П: Дети, представьте, что мы с вами оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о! А теперь возвращаемся в садик на корабле: У-у-у! Обрадовались, что вернулись в садик: А-а-а! | Педагог рассказывает детям, выставляет картинку острова и показывает мимические упражнения | Дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние. | Умение мимикой выражать эмоциональное состояние Готовность детей на занятие |
Звук и буква О
Тема,
Цель:
1. Четкое произнесение звука.
2. Выделение звука О (под ударением после согласного).
3. Воспроизведение слоговых рядов (ко-по-то, ко-то-по
и т.д.).
4. Упражнение в образовании и употреблении родительного падежа множественного числа существительных — составление предло жений по предметным картинкам со словом много по данно му образцу.
5. Знакомство с буквой О, печатание, упражнения с разрезной азбукой.
Оборудование:предметные картинки (дом, кот, конь, мох, лимон, каток, окна, окно, мойка, пальто, венок, вагон, хобот, батон, бидон, ноги, двойка, тополь, окунь, ноты, подкова, комната, кофта, бинокль, альбом, пион, удод, охотник, бинт, вата, туфли),
сюжетная картинка
«Каток»,
тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия
I. Оргмомент (сложная инструкция: припоминание картинок на А, У, И). П. Повторение изученных гласных: отгадывание по артикуляционной позе, произнесение, сопоставление.
III. Знакомство с темой по результатам игры «Четвертый лишний»:
а) кот, заяц, медведь, лиса корова, коза, собака, окуньредиска, лимон,огурец, тыква диван, кровать, окно,стул
б) припоминание названий выделенных картинок, воспроизведе ние ряда слов: кот
—
окунь — лимон
—
окно;
в) выделение звука О из данного ряда слов.
IV. Произнесение звука О, характеристика звука, наблюдение за ар тикуляцией и фонацией.
V. Выделение звука О:
а) из звукового ряда: о, а, у, и, о, и, а, о, а, у, о, и, э…;
б) из слогового ряда: ат, от, оп, ип, ок, ит, то, па, ки, ко, ку, по, ут…;
в) из ряда слов: забор, капуста, овощ, хвост, старик, кошка, петух, стакан, жаба, мотор, жук, такси, торт, картон…;
г) отбор картинок на панно — игра «Найди и исправь ошибки».
VI. Формирование навыков звукового анализа:
а) выделение гласного после согласного в прямом слоге, преобра зование — игра «Живые звуки»:
ка-> ко пу-♦ по тэ-» то ти-» то
б) воспроизведение слоговых рядов из прямых слогов со звуком О:
по-то-ко по-ко-то то-по-ко то-ко-по ко-по-то ко-то-по
в) выделение звука О после согласного под ударением в словах по картинкам — игра «1-2-3»:
отыскивание картинок на О в начале слова, в конце слова; рассматривание оставшихся картинок.
Вывод:
звук О в середине слова (после согласного).
VII.Знакомство с буквой О: рассматривание, отыскивание, обведе ние контура, печатание.
VIII.Упражнения с разрезной азбукой: составление по следам анали за, преобразование и чтение слогов:
ок-+ ко оп-> по от-♦ то
IX. Печатание под диктовку слогов: ок, ко, по, оп, от, то.
X. Физкультминутка со скороговоркой «От топота копыт…».
XI. Упражнение в образовании и употреблении родительного падежа существительных (единственное и множественное число), состав ление по индивидуальным картинкам предложений со словами много, нет по образцу:
а) подбор имен на звук О:
Таня, Дина, Шура, Тома, Толя, Дима, Вася, Петя;
б) игра «Много— нет»:
У Толи много лимонов.У Томы нет лимонов (лимона).
XII. Итог.Произнесение, характеристика звука О. Рассматривание картины «Каток». Придумывание слов со звуком
О к этой картине: Коля, Толя, Тома, Тоня, каток, водой
(при необходимости помощь логопеда:
Придумайте имена со звуком О. Что делают Толя и Коля? Что тут будет? Кого будут катать Коля и Толя?).
Закрепление на подгрупповых логопедических занятиях
1. Игра «Запомни, повтори»:
по-то-ко то-ко-по ко-по-то
и т.д.
2. Игра «Много— нет»(припоминание названий картинок на О).
3. Игра, на звуковой анализ и синтез «Живые звуки»{от, оп, уп, ок-, ко,
по, то, та).
4. Гимнастика для рук со скороговоркой: «От топота копыт пыль по
полю летит».
Работа воспитателя по заданию логопеда
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. См. подгрупповые занятия 1-4.
3. Закрепление графических навыков и ориентировки на плоскости.
ЗАНЯТИЕ 11
Звуки Й-Л’
Тема.
Цель:
1. Правильное произношение и различение звуков.
2. Закрепление представлений о мягкости согласных.
3. Упражнение в различении существительных мужского, женс кого, среднего рода, соотнесение притяжательных местоиме ний мой, моя, мое с существительными.
4. Практическое усвоение спряжения глаголов в настоящем вре мени (без 2 лица единственного числа).
5. Приставочные глаголы — составление предложений по сю жетным картинкам.
6. Образование относительных прилагательных от названий дере вьев: липа, клен, тополь, калина и т.п.
Оборудование:предметные картинки (лимон, лев, лента, олень, тюльпаны, липа, хлеб, клюв, ель, альбом, малина, клетка, линейка, лифт, улитка, поляна, лебедь, павлин, пеликан, вафли, пальто, валенки, калитка, маяк, белье, копейка, юбка, майка, яхта, кофейник, ягоды, мойка, двойка, айва, попугай, баян),
сюжетные картинки на приставочные глаголы от глагола
лить (поливать тюльпаны, наливать воду, выливать),
сюжетная картинка
«Дети помогают маме».
Ход занятия
I. Оргмомент (припоминание картинок на К, К’).
II. Выделение звука Л’ из слов: линейка, клей, лилия, сталь.
III. Произнесение и характеристика звука Л’: согласный, плавный, мягкий.
IV. Выделение звука Л’ на слух, произношение, дифференциация Л’-Й:
а) ля, я, ли, аль, аи, и, лю, юль, ю, ле, ель, е…;
б) елка, яблоко, лед, еж, юг, люди, люк, Юля, Люба, Лена, ела, ель, полено…;
в) по картинкам на панно:
проговаривание, отбор картинок на Л’, осложненный грамматическим заданием:
составление словосочетаний с притяжательными местоимениями мое, мой, моя
(по данному образцу):
Это мой лев.
V. Звуковой анализ и синтез обратных слогов: аль, оль, уль, иль.
VI. Воспроизведение слоговых рядов:
аль-оль-уль-иль ля-лё-лю-ли
ит.д.
VII. Упражнение в употреблении приставочных глаголов от глагола лить:
а) составление предложений по сюжетным картинкам с помо щью вопросов:
Лена поливаеттюльпаны. Коля поливаеттюльпаны. Оля наливаетводу в лейку. Толя наливаетводу в лейку. Люда выливаетводу из лейки. Леня выливаетводу из лейки.
б) преобразование глаголов единственного числа настоящего вре мени во множественное:
Лена и Коля поливаюттюльпаны. Оля и Толя наливаютводу в лейку. Люда и Леня выливаютводу из лейки.
в) преобразование глаголов множественного числа настоящего времени во множественное число прошедшего времени:
Лена и Коля поливалитюльпаны. Оля и Толя наливаливоду в лейку. Люда и Леня выливаливоду из лейки.
VIII. Спряжение глаголов настоящего времени по образцу (исключается 2 лицо единственного числа):
Поливать лилии.
Лепить оленя.Клевать клюкву.
IX. Физкультминутка со скороговорками: Ехали мы, ехали, до клена доехали, клен мы объехали и домой поехали.
(То же с
липой, елью, тополем).
X. Составление рассказа по картине «Дети помогают маме»:
а) образование полных имен:
Толя
—
Анатолий Лена
—
Елена Илюша
—
Илья
б) подбор названий деревьев и кустарников со звуком Л’: тополь, липа, клен, калина, малина;
в) беседа:
Что делает Елена? Кому помогает Елена? Что делают Анатолий и Илья? Чего здесь будет много?
г) объединение ответов в рассказ, заучивание:
Дети помогают маме. Елена помогает маме мыть окна. Анатолий и Илья копают ямы. Тут будет много кленов, лип, тополей, калины, малины.
XI. Образование относительных прилагательных от названий дере вьев, кустарников — игра «Устроим аллеи в новом саду»:
из кленов
—
кленовая из лип— липовая
из тополей
—
тополевая из калин
—
калиновая
XII. Итог.Произнесение звука Л’, характеристика. Игра «Закончи слово»:тю., мо., е., ию., уго., ме..