Методическое оснащение логопедического кабинета.учебно-методическое пособие на тему


I. Оснащение кабинета:

  1. Настенное зеркало (не менее 1,5 — 0,5 м).
  2. Детские настольные зеркала (9 х 12) по количеству детей.
  3. Детские столы и стулья для занятий.
  4. Стол для логопеда.
  5. Два стула для взрослых.
  6. Дополнительное освещение у зеркала (настольная лампа).
  7. Настольные часы.
  8. Шкафы и полки для методической литературы.
  9. Навесная школьная доска.
  10. Наборное полотно.
  11. Фланелеграф.
  12. Чистое полотенце.
  13. Картотека на имеющиеся пособия.
  14. Коробки или папки одинакового размера и цвета для хранения пособий.

Логопед — это коррекционный педагог, который устраняет речевые нарушения у детей и взрослых. Большая часть клиентов логопеда дети в возрасте от 3-х месяцев и до школьного возраста.

У детей в возрасте от 3-х месяцев до 1-го года специалист проводит раннюю диагностику и профилактику речевых расстройств. С детьми в возрасте от 2-х до 4-х лет он проводит диагностику и профилактику задержки речевого и психического развития. У детей в возрасте до 7-ми лет диагностирует и корректирует звукопроизношение, расширяет и обогащает словарный запас, развивает связную речь и пр. С детьми более старшего возраста и взрослыми также, как правило, работа направлена на устранения дефектов звукопроизношения.

В сфере профессиональных интересов логопеда — нарушения звукопроизношения, речи (письменной и устной, её темпа и ритма), недоразвитие или утрата речи.

Логопед — обязательная штатная единица в дошкольных и школьных учреждениях.

Его работа регламентирована Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №92н от 7 марта 2021 года «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям».

Критерии организации кабинета

Кабинет оформляют и оборудуют, учитывая специфику работы логопеда. Вот критерии, по которым планируют и организуют рабочий кабинет логопеда:

  • Безопасность и здоровье детей — необходимо соблюдать требования к освещению, вентиляции, отоплению, чистоте, мебели, режиму занятий с детьми разных возрастов и пр.;
  • Соответствие возрасту детей — занятия необходимо строить в игровой форме, соблюдая технику безопасности, не допуская перегрузок детского организма и психики;
  • Коррекция — необходимо создать оптимальные условия для коррекции нарушений.

Такой подход к организации работы логопедического кабинета обеспечивает все условия для безопасности, здоровья детей и эффективной коррекции.

Требования к помещению

Обычно под кабинет логопеда выделяют помещение на первом этаже. Оно должно подходить для проведения занятий с детьми в групповой и индивидуальной формах. Логопед занимается как с одним ребенком, так и с группой детей до 6 человек. Помещение должно быть комфортным для специалиста и детей, независимо от численности группы и характера занятий.

К кабинету предъявляются такие требования:

  • Ремонт и отделка. Для пола, стен и мебели выбирают светлые нейтральные цвета, чтобы они не отвлекали и не раздражали;
  • Система вентиляции. Помещение должно хорошо проветриваться. Для этого используют естественные источники — окна с форточками и фрамугами, которые функционируют всесезонно;
  • Температурный режим. В кабинете логопеда должна быть температура 18–24 градуса, в зависимости от сезона и климатических условий. Для контроля температуры воздуха используют бытовой термометр. Его крепят на высоте около 1 метра на внутренней стене;
  • Система обогрева. Запрещены переносные и инфракрасные обогревательные приборы;
  • Система освещения. Проектируют боковое левостороннее естественное освещение. Нельзя допускать, чтобы свет падал спереди или со спины детей. На окна устанавливают жалюзи или шторы для защиты от солнца. Если естественного освещения недостаточно, прибегают к искусственному. На каждом столе устанавливают светильник на жёстком креплении к столу и с гибким кронштейном. В кабинете предусмотрено как общее, так и индивидуальное освещение.

Также в помещении устанавливают настенные светильники возле зеркала. Чтобы не снижать уровень естественного освещения, на подоконниках не размещают растения с широкими листьями и выше 15 см.

Оснащение мебелью

В кабинете логопеда необходима следующая мебель: рабочее место логопеда (стол, стул), стулья для посетителей (родителей), шкафы и стеллажи (для методических материалов, игрушек, литературы, документов и пр.), вешалку для одежды.

В кабинете располагают детские столы и стулья (на 2–4 ребёнка) и общий детский круглый стол.

Необходимый инвентарь: настенное зеркало (0,5–1,5 м), настольные зеркала 9×12 см (по одному на каждого ребенка), светильники (на столах, у зеркала), настольные часы, школьная доска, наборное полотно, фланелеграф, коробки для хранения пособий.

Для индивидуальной работы с детьми необходимы инструменты и материалы: полотенце, шпатели, вата, ватные диски, спирт, логопедические зонды.

Размещение мебели

Мебель расставляют таким образом, чтобы обеспечить комфорт и безопасность детей. Вот основные правила:

  • Детей рассаживают по местам с учётом их здоровья, зрения и слуха;
  • Столы устанавливают рядом со светонесущей стеной;
  • Рабочие столы организуют с учётом особенностей детей: для праворуких детей свет должен падать слева, леворуких — справа;
  • Если в помещении имеется настенная доска, расстояние от первого стола до неё составляет 2,5–3 м;
  • Расстояние столов от светонесущей стены составляет 1 м;
  • Если столы стоят в несколько рядов, то расстояние между ними составляет от 0,5 м.

Мебель должна быть эргономичной, соответствовать возрасту и росту детей, изготовлена из безопасных и прочных, влагостойких и теплопроводных материалов, устойчивых к моющим и дезинфицирующим средствам. Поверхность столов должна иметь матовое покрытие, цвет мебели — светлый.

Меловая доска должна быть надёжно прикреплена к стене, изготовлена из материала, который легко очищается влажной губкой. Цвет доски — коричневый или тёмно-зеленый, матовый с антибликовым покрытием.

Зонирование кабинета

Помещение кабинета логопеда зонируют. Каждая зона адаптирована под решение конкретных задач и имеет необходимое оснащение.

  • Зона коррекции. Необходимо установить зеркало, рабочий стол для детей, логопедические зонды, ватные диски, спирт, картотеку для домашних заданий, дидактический материал (карточки, картинки).
  • Зона развития мелкой моторики. Здесь располагают разные конструкторы, пирамиды, матрёшки, игрушки, мозаики, шнуровки, трафареты, картотеки.
  • Зона развития лексико-грамматической стороны речи. Оснащают картотеками рассказов и загадок, картинками с сюжетами и пр., словесными играми, заданиями на закрепление пройденного материала.
  • Зона технических средств обучения. Здесь расположены магнитофон, диктофон, аудиотека, может находиться ноутбук и обучающие диски.
  • Зона развития речевого дыхания. Необходимы детские музыкальные инструменты, трубочки, теннисные шарики, картотека упражнений на дыхание и т. п.
  • Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. Оснащают карточками (например, «Живыми звуками» Александрова), «звуковыми пеналами», тематическими картинками.
  • Зона документации. Отдельно оборудуют место для хранения логопедической документации: речевых карт на каждого ребенка, журнала движения детей, годового и перспективного планов, тетрадей учёта и взаимодействия логопеда с воспитателями и учителями, отчетной документации и др.
  • Информационная зона. В детской логопедической группе необходимо обустроить уголок для родителей. Здесь они могут ознакомиться с графиком работы специалиста, консультациями, рекомендациями, памятками и пр.

III. Документация:

  1. Перспективный план работы с детьми на год.
  2. Календарный план фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  3. Речевая карта на каждого ребёнка с необходимой документацией: а) направление от логопеда детской поликлиники на медико-педагогическую комиссию; б) выписка из истории болезни, выданная педиатром поликлиники; в) справки от лора, окулиста, невропатолога, врача-психиатра; г) характеристика на ребёнка, составленная воспитателем я/с, из которого поступает ребёнок. Запись в речевой карте о продвижении ребёнка производить не реже 1раза в 3 месяца.
  4. Тетради для индивидуальной работы с детьми.
  5. График логопедических занятий с детьми (хронометраж рабочего времени на все дни недели).
  6. Перспективный план по подготовке кабинета к новому учебному году.
  7. План по самообразованию на текущий год.

Оснащение логопедического кабинета в ДОУ

Лариса Боглачева

Оснащение логопедического кабинета в ДОУ

Оснащение логопедического кабинета в ДОУ

Подготовила: учитель-логопед МБДОУ № 11 г. Донецка

Боглачева Лариса Леонидовна

Здравствуйте, уважаемы коллеги не так давно я вступила в ваши ряды.

Первой трудностью, с которой я столкнулась, это была подготовка и организация логопедического кабинета для работы по назначению.

Перечитав большое количество специализированной литературы, статей, советов других специалистов, которые делятся своим опытом, я сделала свои выводы и приступила к работе.

Основным назначение логопедического кабинета в ДОУ как мы знаем, является коррекция речевых нарушений речи у детей.

Во-первых, логопедический кабинет должен быть оснащен:

логопедическим зеркалом (50*100 см)

;

• индивидуальным зеркалом для работы с детьми;

логопедическими зондами и шпателями, спиртом медицинским, ватой

стерильной, чистым полотенце;

• рабочим местом учителя-логопеда для работы с документацией и

проведения индивидуальных консультаций родителей;

• столами и детскими стульями (5-6 шт)

для детей, которые можно

регулировать в зависимости от роста ребенка;

шкафы, стеллажи для хранения развивающих игр, пособий для развития мелкой моторики, дыхания, психических функций, для хранения методической и наглядно-дидактической литературы;

• настенными часами;

• магнитной доской.

Во-вторых любой логопедический кабинет,визуально нужно поделить на основные зоны:

1.артикуляционная зона: большое настенное зеркало,

индивидуальное зеркало, фотоальбомы, плакаты с артикуляционной гимнастикой, инструментарий для постановки звука;

2.зона дыхания: содержит материалы, игры, упражнения для

развитие речевого дыхания;

3. зона фонального восприятия (интонационная)

: игрушки,

музыкальные инструменты, картинки с эмоциями;

4.зона развития общей моторики : пособия, игры, игрушки,

природный материал, пальчиковые игры на развитие тонкой моторики работы рук;

5.методическая зона: планы, конспекты, библиотека

методической литературы;

6.зоны развития грамматики и лексики: наглядно-

дидактические пособия и игрушки; предметные, сюжетные и

серии наглядных картинок для развития связной речи; картотеки (скороговорки, чистоговорки, потешки, загадки, пальчиковые игры, словесные игры и упражнения); герои кукольного и настольного театра; настенная азбука, фишки, магнитная касса букв и слогов;

И еще одной зоной 7-ой,можно добавить мотивационную зону: в нее входят предметы для поощрения — символы (медальки, наклейки или что-то другое)

за хорошую работу и успехи ребенка.

В кабинете учителя — логопеда должно быть чисто, уютно, комфортно. Созданная вами среда, позволяет развивать психические функции ребенка (память, мышление, восприятие, внимание, формировать представления об окружающем мире.

Логопедический кабинет в детском саду, не должен быть офисным и академическим.

Весь материал (игры, игрушки, пособия, должны быть доступны для использования детьми по мере прохождения лексических тем и постоянно обновляться. У ребенка должно появится, желание и стремление идти в кабинет учителя-логопеда, ведь там интересно, необычно и скучать не придется!

Желаю Вам удачи, по созданию своего логопедического кабинета!

Какое оборудование используется в логопедическом кабинете ДОУ?

Преподаватели широко используют дидактические материалы, подобранные настольные игры, интерактивное оборудование. Обязательно наличие в кабинете зеркал, инструментов (зондов, шпателей).

Логопеды отмечают повышение эффективности уроков с применением прогрессивных технических средств. Преимуществом инновационных разработок остается понятный интерфейс, наличие программ, адаптированных под потребности, озвученные отечественными педагогами. Сотрудники компании АВ Комплекс предлагают собственную продукцию, при создании которой учитывались нюансы коррекции и развития речи. В каталоге:

  • Детские мультимедийные и логопедические комплексы. Стильные привлекательные модели понравятся детворе. Они сделаны из экологичных материалов. Благодаря программному комплексу PROTECT KIDS, организована безопасная компьютерная среда для малышей.
  • Мебельные столы для кабинета логопеда, предназначенные для детей от 3 до 7 лет. Регулируемые по высоте ростовые модели для малышей, школьников до 14 лет.


Встроенные интерактивные экраны поддерживают систему Multi Touch до 10 касаний. ПО включает сотни обучающих программ, коррекционных упражнений. Используя предоставленные ресурсы, легко заинтересовать детвору и достичь результатов.

Задания, игры охватывают все темы: звукопроизношение, фонетико-фонематику, лексику. Играя, дошкольники учатся применять навыки на практике, совершенствуют мелкую моторику, развивают мыслительные процессы. Возможна интеграция с другой аппаратурой, есть кабели, сетевой фильтр, разъемы. Управление предусмотрено при помощи беспроводной клавиатуры и мыши. Подобрана соответствующая видеокарта, акустика.

Мебельные модули оснащены ящиками и тумбами, зеркалами, подсветкой. Декоративный корпус отделан кромкой ПВХ. Сотрудники компании гарантируют покупателям информационную/техническую поддержку. Оформить заказ можно по телефону, который указан в разделе «Контакты», либо через форму на сайте.

«Кабинет учителя — логопеда в детском саду: требования ФГОС ДО»статья по логопедии на тему

Орлова В.А., учитель — логопед

ГБДОУ детский сад №53 компенсирующего вида

Калининского района, г.Санкт- Петербурга

Статья на тему: «Кабинет учителя — логопеда в детском саду: требования ФГОС ДО»

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно – пространственной среде кабинета учителя – логопеда определенный требований. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно –развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно — развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения.

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную коррекционо-развивающую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию речи детей, соответствовала возрасту и была ориентирована на «зону ближайшего развития».

Всё пространство кабинета разделено на центры, в соответствии с основными направлениями коррекционной работы.

Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм — создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой

логопедической работы.

При создании коррекционно – развивающей среды логопедического кабинета необходимо учитывать следующие принципы:

Доступность: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках;

системность: весь материал систематизирован по центрам; каждому центру отведено отдельное место;

интеграция: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;

учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели (1-я и 2-я группа, наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы.

мобильность: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности;

вариативность: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения) ;

эстетичность: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены;

По оснащению и применению кабинет разделен на центры:

  • индивидуальной работы;
  • учебный;
  • сенсомоторный;
  • хранения наглядно-дидактических пособий и документации;
  • рабочее место логопеда;

Центр индивидуальной работы

Находится в наиболее освещенном месте, свет слева. Оборудован дидактическим столом с встроенным зеркалом с дополнительной подсветкой. В закрытых контейнерах хранятся инструментарии для постановки звуков (зонды логопедические и массажные, шпатели, спиртовые салфетки, перчатки и т.п.). В центре индивидуальной работы находится дидактическое пособие «Будильник правильной речи» – логопедический тренажер по автоматизации звуков. Он мобилен, эстетически оформлен, многовариантен.

Учебный центр

Здесь расположены: напольная магнитная доска с магнитными буквами азбуки; настенная электронная игра «Говорящая азбука»; стол и стулья; дидактическое настенное пособие «В мире звуков и букв» для изучения звуков, звукового анализа и синтеза; переносной напольный стенд «Колобок»; игра «Чудесный мешочек»…

В учебном центре находится дидактическое настенное пособие «В стране звуков и букв»

Отправляйтесь вместе с детьми в необыкновенное путешествие В СТРАНУ БУКВ И ЗВУКОВ! Все улицы и дома здесь разноцветные. Вот красная улица, на ней живут ГЛАСНЫЕ. А вот район СОГЛАСНЫХ. В синих домиках здесь проживают ТВЕРДЫЕ согласные, в зеленых – МЯГКИЕ. В синих домиках с зелеными окошками и балкончиками – согласные, которые могут быть и ТВЕРДЫМИ и МЯГКИМИ. Под желтыми крышами – ЗВОНКИЕ согласные, под зелеными – ГЛУХИЕ. А в белых домиках буквы, которые НЕ ОБОЗНАЧАЮТ ЗВУКА.

Многофункциональный шнуровой повседневный напольный переносной рабочий стенд «Знайка»

Универсальный рабочий стенд устанавливается в непосредственной близости с детьми. Картинки, плакаты, фигуры закрепляются на шнурах с помощью зажимов. В I половине дня стенд находится в кабинете логопеда, во II половине дня – в группе, где дети с воспитателями закрепляют лексический материал (и не только), а в вечернее время – выставляется в приемной комнате в информационной зоне для родителей, чтобы дети еще раз закрепили материал, рассказали и показали родителям, чем они сегодня занимались. А утром логопед снова переносит стенд в кабинет. Вес 2 кг. Очень легкий для переноски.

Сенсомоторный центр

Находится в доступном для детей месте и содержит материал для самостоятельных игр на развитие мелкой моторики, дыхания, лексико-грамматического строя (мозаики, шнуровки, пазлы, кубики, пирамидки, прищепки, вертушки, настольно-печатные игры).

Центр хранения наглядно-дидактических пособий и документации

Находится на верхних полках. Весь материал систематизирован по разделам, пособия пронумерованы по темам: звукопроизношение, развитие фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи, обучение грамоте.

Имеются картотеки по всем разделам. Имеется достаточное количество специальной литературы по всем речевым нарушениям; различные сборники с речевым материалом; нормативные документы (программы для обучения детей с разными речевыми недостатками).

Дидактические пособия, созданные руками логопеда:

  • кукла «Бабушка-загадушка» — хозяйка кабинета с корзинкой для сюрпризов;
  • «Азбука в картинках»;
  • дидактическая игра «Где Кощей прячет свое бессмертие?»;
  • дидактическая игра «Кто за кем?»;
  • дидактическая игра «Кто на ком?»;
  • картотека картин к «трудным» звукам.
  • картотека картин для логопедического тренажера по автоматизации звуков «Будильник правильной речи».

Пособия мобильны, многофункциональны, отвечают возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Рабочее место учителя-логопеда

Оборудовано столом, выдвижной тумбочкой на колесиках, стулом.

Документация логопеда и паспорт логопедического кабинета хранятся в шкафу рядом с рабочим местом.

Имеются ТСО: компьютер, сканер, принтер, ноутбук.

В соответствии с ФГОС ДО среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся Центры логопедического кабинета постоянно меняются, пополняются и обновляются в течении учебного года.

Как использовать?

Готовый кабинет логопеда подойдет для применения в:

  • детских дошкольных образовательных учреждениях;
  • коррекционных центрах;
  • дошкольных учреждениях с логопедическим уклоном;
  • развивающих центрах.

С его помощью можно успешно решать проблемы разной сложности. Этому способствуют:

  • располагающая к контакту со специалистом обстановка;
  • современные инструменты, позволяющие диагностировать нарушение речи и исправить его;
  • интерактивные игры, делающие процесс веселым и интересным для ребенка.

Готовый кабинет способствует тому, чтобы сами специалисты превращались в участников программы и входили в игру, а не руководили ею со стороны. Это облегчает коммуникацию между логопедом и ребенком, что крайне важно для получения результата.

Оборудование позволяет проводить индивидуальные и групповые занятия, расширяя функционал детского логопеда и его возможности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]